Какой рейтинг вас больше интересует?
|
«Выпьем за снимавших под огнём!»2014-04-23 14:03:36 (читать в оригинале)  Как и в прошлый раз, прошагал по полотну патруль с овчарками, а через некоторое время появились контрольные платформы с балластом. Дальше все шло по четко разработанному плану. Подрывники взбежали на насыпь, разгребли песок между шпалами и заложили под рельсы мины. Николай снял общий план. Я — крупно — лица возвращавшихся подрывников. Только успели они залечь рядом с нами, как из-за поворота показался паровоз, а за ним лента крытых платформ. Николай и я нацелили объективы. Камера панорамирует по движущейся цели. Вдруг из-под колес паровоза полыхнуло пламя, в дыму отчетливо, словно уже на экране, промелькнул кусок исковерканного рельса... Паровоз, а за ним платформы накренились и, наползая друг на друга, покатились под откос. А потом началось самое страшное: на платформах стали рваться снаряды. Поднялся такой грохот, будто вздыбилась сама земля. В багровых всплесках пламени фантастическим фейерверком взлетали камни, обломки рельсов, осколки снарядов. Затем взрывы утихли и разбушевался пожар. И тут партизаны бросились к составу. Мы с Николаем поспешили за ними. Пламя обжигало лицо и руки, зато на пленке запечатлевалась каждая деталь. К месту взрыва примчался отряд железнодорожной охраны. Завязался бой. Свистели пули, отрывая клочья обугленных досок, рикошетируя от металлических болтов и рельсов. Я залег за небольшим валуном. Снимать было удобно и относительно безопасно: валун — хорошая защита от пуль и упор для камеры. Одно плохо — рядом горела платформа, раскаленный воздух обжигал тело, В эти минуты меня и снял Николай. Три метра пленки, на которых снят оператор на фоне пожара, хранятся ныне в Госфильмофонде. Это единственная лента, где я запечатлен во время работы. Больше за всю войну меня никто никогда не снимал.   По пути к центру города я увидел костел. Под его куполом строчил пулемет. Сразу трудно было понять: наш он или противника. Но когда пули защелкали рядом со мной по булыжной мостовой, стало ясно — стрелял фашист. Около меня оказались два солдата. Мы как по команде упали, а потом скатились в кювет. Переждав немного, я выбрался на тропинку, всю заросшую репейником. Петляя между деревьями, она вела к вершине небольшой горки. По этой тропинке я стал ползти вверх. Весь облепленный репейником, добрался до вершины горки. Там, за старым кленом, стоял наш «максим». Время от времени он вел огонь по фашистскому пулеметчику, укрывшемуся под куполом костела. Я стал снимать пулеметную дуэль, резко панорамируя аппаратом. Но точка съемки оказалась недостаточно интересной. Я понял, что впечатляющего кадра не получится, и попытался сменить позицию. Я подполз совсем близко к нашему «максиму», обнаружил за ним песчаную выемку. И не то чтобы сполз, а свалился в нее. Точка для съемки была превосходной: через наш «максим» просматривались вспышки пулемета противника. Пулеметчик, услышав возню, не оборачиваясь, прокричал: — Васька, патроны принес? Я оглянулся — никакого Васьки не было. Оглянулся и сержант-пулеметчик. — А, черт! — выругался он, заметив меня с камерой. И тут же, забыв обо мне, снова припал к «максиму». Я включил камеру. Затрещал, вторя пулеметной очереди, аппарат. Вдруг очередь оборвалась. — Все... Кончился фриц! — бросил сержант. Под куполом костела виднелась поникшая голова убитого вражеского пулеметчика. Как я жалел, что не было у меня длиннофокусного объектива, чтобы снять его покрупнее. Из воспоминаний фронтового оператора Семёна Школьникова «В объективе - война». ***   Семёну Семёновичу - 96 лет. В качестве кинооператора участвовал в советско-финской войне 1939/40 годов, снял полнометражный документальный фильм «Линия Маннергейма» (1940). В 1941-42 годах воевал в артиллерии и миномётных частях. Осенью 1942 года, после ранения, ему было присвоено звание инженер-капитана и он был отправлен на фронт по своей основной специальности - кинооператора. Снимая, не был сторонним наблюдателем. Так, например, переброшенный с одним оператором в авиационную часть под Полтаву, Школьников снимал линию фронта с самолёта Ил-2. На этой машине он мог сидеть только в кабине стрелка-радиста, прикрытый плексигласом. Когда фашистский самолёт подходил к хвосту, пришлось стрелять из пулемёта. Перебрасывался на Курскую дугу и 1-й Украинский фронт. Был единственным из более 258 кинооператоров, кто трижды перебрасывался за линию фронта к партизанам. Снял документальные фильмы «Народные мстители» (о калининских партизанах), «Освобождение Советской Белоруссии» (о белорусских партизанах), «Встреча в Копенгагене» (о югославских партизанах). Под «носом» у немцев снимал взрывы железнодорожных составов, мостов и вражеских гарнизонов. За находчивость и героизм, которые были проявлены во время выполнения спецзадания в партизанских отрядах, инженер-капитан Школьников был награждён орденом Красного Знамени и медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени. Сейчас живёт в Таллине, почётный гражданин этого города. Но каждый год 9 мая старается встретить в Москве. *** А это документально-игровой фильм 1984 года о фронтовых кинооператорах «Репортаж с линии огня» - последняя работа Леона Саакова, который в 1943-45 годах сам был фронтовых кинооператором.
|
Категория «Поп звезды»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.