Сегодня 1 мая, среда ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7272
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Сергей Варшавчик
Сергей Варшавчик
Голосов: 1
Адрес блога: http://warsh.livejournal.com/
Добавлен: 2007-12-04 15:43:57 блограйдером Lurk
 

На базу экипаж не вернулся

2017-02-15 16:39:15 (читать в оригинале)

                      
                       (с) waralbum.ru

Экипаж советского самолета-разведчика американского производства А-20 «Бостон» гвардии майора В.И. Дончука перед вылетом на боевое задание. Слева направо: воздушный стрелок-радист старший сержант Афанасий Константинович Сергеев; воздушный стрелок — старший радист старшина Василий Тимофеевич Кожухов; командир 108-й отдельной разведывательно-авиационной эскадрильи гвардии майор Василий Иванович Дончук (1910—1944, Герой Советского Союза, награжден посмертно); штурман 108-й ораэ старший лейтенант Николай Емельянович Аврамов. Аэродром Африканда Мурманской области. 1944 год.

***

Василий Дончук родился в конце 1910 года в Киеве, в семье бывшего волынского крестьянина Ивана Дончука, работавшего смотрителем здания и столяром при Первой киевской гимназии. Отец Василия умер в 1921 году, оставив после себя вдову с тремя детьми. Мать Василия почти всё время проводила на заработках, пытаясь прокормить детей, семья бедствовала, Василий, его сестра и брат попрошайничали на улицах и некоторое время провели в детском доме.

Окончил Ейское авиационное училище, после чего служил в Московском военном округе, быстро поднявшись в должности до начальника лётной части.

Службу в РККА проходил с 1937 года и в 1938 году принял участие в боевых действиях на озере Хасан. Совершил один разведывательный вылет на самолёте МП-1 бис. За этот вылет Дончук был премирован, купив на полученные деньги мотоцикл. Однако уже в конце 1938 года он был переведён из пилотов в наземный отряд техобслуживания, а 30 декабря арестован. 31 июля 1939 года он был осуждён по статье 58-1а-10-11 УК РСФСР УНКВД по Хабаровскому краю, но после этого дело было внезапно закрыто, а Дончук освобождён из-под стражи.

После этого Дончук возглавлял авиаотряд при управлении лагерями железнодорожного строительства «БАМпроект». Весной 1941 года направлен в Воркуту командиром отдельного авиаотряда специальной авиационной группы. Отряд Дончука базировался в Абези, откуда совершались вылеты над побережьем Северного Ледовитого океана и проливом Югорский Шар, в основном по доставке грузов и ледовой разведке, а также спасательные операции.

После начала Великой Отечественной войны, в июне 1941 года, Дончук запросил перевод во фронтовую авиацию, однако по распоряжению командования оставался в Заполярье почти до конца года.

С ноября 1941 года — на фронте, пилотом Северной особой авиационной группы Гражданского воздушного флота (затем Карело-Финской особой авиагруппы ГВФ). На самолёте П-5, который Дончук со своим бортмехаником Владимиром Лосевым привёл из Заполярья, он осуществлял вылеты за линию фронта, доставляя боеприпасы партизанам и вывозя их раненых и военные донесения, а также обеспечивая доставку в тыл противника разведывательных и диверсионных групп.

В феврале 1942 года по инициативе Дончука самолёты П-5 были переоснащены как лёгкие бомбардировщики — на них были установлены подкрыльные бомбодержатели для двух авиабомб. Дончук и другие опытные пилоты Матвеев и Никитов участвовали в бомбовых налётах на вражеские военные объекты, в том числе казармы в Суомуссалми и аэродром в Кестеньге, после этого признанный негодным к дальнейшей эксплуатации.

Совершив к маю 1942 года 94 боевых вылета, Дончук был награждён орденом Красной Звезды с присвоением звания капитана, после чего был назначен командиром 1-го авиаотряда Карело-Финской особой авиагруппы.

21 сентября 1942 года Дончук на дооборудованном пассажирском Ли-2 участвовал в бомбардировке финского города Оулу, в его окрестностях также высадив десант. В январе 1943 года за 190 боевых вылетов, включая 29 ночных в глубокий тыл противника, он был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени, а от Центрального штаба партизанского движения — медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.

Однако Дончук не оставлял мечты о переходе в боевую авиацию и в итоге был отправлен на доподготовку как пилот бомбардировщиков Douglas A-20 «Бостон». В ноябре 1943 года он был назначен командиром эскадрильи 114-го Краснознаменного гвардейского ближнебомбардировочного полка 7-й воздушной армии Карельского фронта. В новой должности участвовал в бомбардировках скоплений войск и стратегических объектов, в особенности аэродромов, прославившись умением находить замаскированные вражеские взлётно-посадочные полосы. В апреле 1944 года награждён орденом Красного Знамени.

С мая 1944 года — командир 108-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи 7-й воздушной армии, которую принял после больших потерь, когда в ней оставались лишь три экипажа. Дончук сумел восстановить эскадрилью, смешивая экипажи так, чтобы опытные пилоты летали с начинающими штурманами и наоборот; особое внимание он уделял бесперебойной работе наземных служб и своевременной переброске техники на новые аэродромы.

                      

Воздушная разведка, осуществляемая Дончуком и его эскадрильей, позволила 7-й воздушной армии уничтожить и вывести из строя более 150 самолётов на вражеских аэродромах. На самые трудные задания в дни Свирско-Петрозаводской операции командир эскадрильи вылетал лично. В июле 1944 года Дончук был награждён вторым орденом Красного Знамени и получил звание гвардии майора.

После начала Петсамо-Киркенесской операции Дончук сам, пилотируя транспортный самолёт, перевозил на новые аэродромы наиболее важное наземное оборудование, обеспечивая максимально быструю подготовку боевой части эскадрильи к вылетам. 21 октября 1944 года Дончук со своим экипажем взял на себя выполнение разведывательного полёта в район Киркенеса (Северная Норвегия), где шли наиболее тяжёлые бои.

В процессе вылета экипаж несколько раз выходил на связь, сообщая о передвижениях и скоплениях войск противника у Киркенеса, но последние сообщения были связаны с повреждением правого мотора и атакой немецких истребителей. После этого связь прервалась окончательно. На базу экипаж не вернулся.

В 2014 году в печати со ссылкой на норвежского историка Михаэля Стокке появилась информация об окончании этого вылета. Согласно Стокке и его соотечественнику-исследователю Руне Раутио, самолёт, прошедший маршрутом Ивало — Инари — Карасйок — Лаксэльв — Киркенес, мог быть подбит над коммуной Нессебю в Норвегии; местные жители наблюдали, как горящий самолёт упал в воды близлежащего фьорда неподалёку от берега. Вероятно, самолёт по настоящее время лежит на дне фьорда на глубине 40—70 метров.

К моменту гибели 33-летний Василий Дончук совершил 270 вылетов на дальнюю разведку выброску десанта и бомбардировку аэродромов, железнодорожных станций и промышленных объектов. Совершил 5 посадок в тылу врага. Общий налет составил 5 тысяч часов на 14 разных моделях самолетов. 2 ноября 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР майору Василию Ивановичу Дончуку посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Дочь Наталья назвала своего сына в честь деда — Василием.

Тэги: авиация, война, гордиться, интересная, личность

 


Самый-самый блог
Блогер Рыбалка
Рыбалка
по среднему баллу (5.00) в категории «Спорт»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.