В последнее время церковь все чаще попадает в центр общественного внимания. И не только как источник веры и вдохновения, но и как обвинитель тех, кто якобы покусился на ее святыни. Все чаще для богохульников их богохульство оборачивается конкретными уголовными сроками: не так давно житель Гатчины Дмитрий Лебедев получил срок за высказывания «бог - это миф». Насколько опасно теперь делать критические замечания в адрес православной религии - рассуждает известный историк Лев ЛУРЬЕ.
Если человек плохо относится к Путину, он открыто говорит об этом на митинге. Почему церковь должна быть святее, чем светская власть? Потом многие русские писатели, такие как Лев Толстой, были настроены антиправославно. И что же теперь их не читать и не печатать? Чем больше церковь будет закручивать гайки, тем хуже к ней будут относиться. В конце концов, это может привести к всплеску радикального атеизма, что тоже очень плохо.
Слияние церкви и государства происходит не только у православных. То же самое наблюдается у мусульман и у иудеев. И такая политика не идет на пользу церкви. Кроме раздражения она ничего не вызывает. Сама зависимость церкви от государства – это нонсенс. История церкви показывает, что такое сближение еще в царской России вызвало отторжение паствы. Ведь в 30-е годы храмы были разрушены не интервентами, а именно русским народом. И антицерковная кампания не вызвала серьезного сопротивления и противодействия в обществе. Современная церковь, видимо, не сделала для себя никаких выводов из своей истории и продолжает совершать те же ошибки.
Мое мнение – церковь не должна вмешиваться в светскую жизнь. Ее задача - жалеть сирых и убогих. Помогать им. А не демонстрировать всем свое богатство. Церковь должна заниматься тем, чем она занималась в дореволюционной России – активной благотворительностью. Не Чулпан Хаматова, не фонд «Адвита» должны помогать больным детям. А именно православная церковь с ее богатством. Если люди поймут, что храм - не только место для совершения ритуала, и что там можно получить реальную помощь, тогда они пойдут туда. И РПЦ займет уважаемое место в обществе. Если этого не будет происходить, то начнется отход от официального православия. Священники, которые не разделяют морали стяжательства, начнут уходить, например, в старообрядчество. И будет как на Украине несколько православных церквей.
Мне кажется, что отец Всеволод Чаплин и протодиакон Андрей Кураев, как и другие представители православной церкви, демонстрируют неполиткорректное поведение. Им самим нужно следить за словами. Имя православной церкви в последнее время постоянно находится в центре скандалов. Типичный пример - выступление Pussy Riot в Храме Христа Спасителя. Тут отчетливо прослеживается предвзятость и ангажированность государственных органов по отношению к церкви. Скрыть это невозможно, люди все видят. Почему церковь так агрессивна? На это объективные причины, которые могут быть исправлены только временем. Дело в том, что после перестройки в церковь влилось много неофитов – людей фанатичных и малообразованных. И она до сих пор не смогла их переварить. К тому же в советские годы церковь была наполнены агентами КГБ в рясах, что тоже наложило отпечаток на ее морально-нравственный облик.
О православии в школах
Я думаю, что не нужно вводить православия в школах. В школе нужно учить математике и русскому языку. Напротив, нужно создавать и развивать церковно-приходские школы, куда особо религиозные родители могли бы отдавать своих детей. Но как повсеместная реформа это выглядит ужасно. В первую очередь, это плохо для имиджа самой церкви. Поскольку учителя в школах бывают разные, и преподавать православие они вряд ли будут с христианской терпимостью. Дети начнут относиться к православию как к евклидовой геометрии. Они, что этого хотят?
Источник: Мой район
|