Максим ЕФИМОВ:ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ
2012-07-16 00:04:26 (читать в оригинале)
Максим ЕФИМОВ
Сегодня мы наблюдаем «крестовый поход» российской власти против нерелигиозной части общества, которая весьма вообще-то многочисленна. Цель нового «крещения Руси» при новом «князе Владимире» оправдывает, похоже, любые средства. Это и уголовное преследование противников и критиков церкви, это и бюджетное финансирование РПЦ и безвозмездное отчуждение государственной и частной собственности в пользу РПЦ, это и всевозможные налоговые послабления и экономические поблажки для бизнесменов в рясах.
Не понимаю, как можно после трудов Вольтера, Джеймса Фрезера, Бертрана Рассела и многих других умников так горячо стоять за религию, пропагандировать и навязывать её в государственных масштабах? А именно это и происходит сейчас под ширмой защиты чувств верующих. Очевидно, что такой закон о защите чувств верующих будет противоречить принципу равенства.
В самом деле, почему людей, молящихся «ничто» и любящих жечь свечки, законодатели выделяют в особый разряд людей, требующих аж мер дополнительной уголовной защиты их - подумать только! - чувств. (Чувство - эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам). Закон, конечно, формально поднимет социальный статус этих людей, сделает православное субъективное отношение к тому да сему более престижным. Но на каком основании? Разве кто-то не лишает верующих возможности носить крестики, целовать разрисованные доски, читать и проповедовать библейские сказки? Защищать чувства верующих – это вообще иррационально и смешно. Защищать веру – это всё равно, что защищать суеверия, предрассудки, стереотипы, почерк, голос. Ну, верит человек в Бога, а библейские истории принимает за чистую монету, и ладно. В конце концов, «сердце верит в чудеса». Но как понимать настойчивое стремление наших законодателей спасать и сохранять эту иррациональную веру в чудеса?
На мой взгляд, природа религиозных чувств и эстетических единая. Так, по-видимому, считал священник и философ Павел Флоренский, который полагал, что раз есть «Троица» Андрея Рублёва, значит, есть Бог. Прекрасное нас восхищает и заставляет переживать сильные чувства. Я много писал о том, как посещение всемирно известных музеев влияло на меня. В общем, красота – страшная сила. Но не надо путать предмет эстетического восхищения и само эстетическое чувство прекрасного. Наше восхищение работами Рафаэля, Микеланджело, Леонардо-да-Винчи не сможет поколебать ничто: ни карикатурное их изображение, ни освистывание, ни провокационные суждения о том, что это всё пошлость, безвкусица, бездарность. Наше чувство прекрасного не обманешь. Оно же и не требует какой-либо защиты априори, не говоря о том, что его невозможно оскорбить, ведь заявляя, скажем, о сомнительной художественной ценности творчества Караваджо, человек оскорбляет этим только самого себя и в наших глазах теряет уважение. Все понимают, что Караваджо, Рафаэль, Микеланджело, Леонардо-да-Винчи – гении, которые обеспечили себе место в вечности, и никакие другие суждения, кроме восторженных, к их работам не применимы.
Тонкая мысль о том, что «Бог поругаем не бывает», принадлежала, видимо, глубоко верующему человеку, для которого идея Бога была настолько масштабной, совершенной, уникальной, из ряда вон выходящей, что любые даже самые сильные волны критики, хулы, ругани разбивались об эту величественную скалу. А вот для маловеров, которые, скорее всего, из стадного инстинкта и потребности в примирении с реальностью ходят в церковь, не имея достаточной уверенности в силе того, чему поклоняются, важно, чтобы все вокруг признавали их субъективную мифологическую картину мира ценной и правильной. Но это свидетельствует, скорее, об утрате веры, навязывание которой, в том числе и под предлогом защиты чувств верующих, - недостойно.
Людям свойственно испытывать разные чувства: прекрасного, безобразного, отвратительного и т.д. Именно переживание этих многообразных чувств и оправдывает этот мир. Редуцировать мир до так называемых «чувств верующих» - это тоталитарная утопия.
Моё чувство прекрасного оскорбляет, например, уродливая архитектура Петрозаводска, убогий стиль одежды людей, отёчные чиновничьи мины в «ящике». Но то, что оскорбляет чувство прекрасного, питает чувство безобразного.
В общем, очевидно, что законом о защите чувств верующих преследуются следующие цели: сделать православных привилегированным разрядом людей; сделать православное мировоззрение единственно верным и государственным; препятствовать любой критике православия. Если эта законодательное мракобесие продолжится, то скоро власть будет защищать права верующих подбрасывать дровишки в костёр еретиков. К таким кострам несомненно начнут выстраиваться очереди, ибо святой простоты (и несвятой тоже) в нашей стране хоть отбавляй.
Российское государство мне напоминает «Свидетелей Иеговы», которые судорожно бегают по квартирам и убеждают всех в том, что они являются знатоками Библии и носителями истины, не имея при этом ни глубоких знаний в области библеистики, ни сколько-нибудь рациональных ответов на сложные вопросы, и не могущих признать ошибки своего высшего руководства, которые то наделало за многолетнюю историю этой организации. Но при этом они убеждены в своей абсолютной правоте, а сомнение никогда не озаряет их лиц.
Источник: блог Максима Ефимова
Тэги:
атеизм,религия,церковь,
атеист,
биология,психология,социология,
бог,
верующий,
демократия,свобода,права,
закон,
защита,
любознательный,
неверующий,
православие,
правосудие,преступления,правонарушения,
религия,
россия,
россия,ссср,русский,
рпц,
ссылка,
церковь,
человек,его,
чувств,
чувство,
язык