Сегодня 28 марта, четверг ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7272
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Эдуард_Волков
Эдуард_Волков
Голосов: 2
Адрес блога: http://www.liveinternet.ru/users/2503040/
Добавлен:
 

Марксистская концепция демократии: методологические аспекты исследования

2013-06-07 21:29:23 (читать в оригинале)

Продолжаю публиковать - по мере исправления ошибок сканирования -  параграфы из первой главы своей старой,двадцатилетней давности, научной монографии  - Волков-Пепоянц Э.Г. МЕТАМОРФОЗЫ И ПАРАДОКСЫ ДЕМОКРАТИИ. ПОЛИТИ­ЧЕСКАЯ ДОКТРИНА БОЛЬШЕВИЗМА: ИСТОКИ, СУЩНОСТЬ, ЭВОЛЮЦИЯ, АЛЬ­ТЕРНАТИВЫ. 19I7-I929 гг. В 2-х книгах. Кн.1. - Кишинев: “LEANA”.1993. - XXXII+ 464 с.

 

Глава первая. СОДЕРЖАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОКРАТИИ К.МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА

1.3.Марксистская концепция демократии: методологические аспекты исследования

Ввиду искажения политических взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса большевистской школой фальсификации, первоочередной задачей являют­ся восстановление, реконструкция их подлинных воззрений, очищение от господствующих долгое время в советском обществознании мифологем. Критический анализ и оценка в контексте мировой политической науки, верификация всех текстов и политических идей К.Маркса и Ф.Энгельса - вторая задача.

Объектом нашего анализа явились все тексты классиков марксизма без конъюнктурной селекции, в результате чего воссоздаваемая марк­систская концепция демократии существенно отличается от той,которая была представлена в советском обществознании на протяжении более 70 лет, начиная с В.И.Ленина.

Изложим ключевые положения классической марксистской концепции демократии.

     1)Понятие демократии К.Маркса и Ф.Энгельса развивающееся и многозначное как вследствие того, что оно обогащалось в ходе творче­ской эволюции основоположников марксизма, так и вследствие того,что К.Маркс и Ф.Энгельс использовали термин "демократия" в нескольких значениях.

Более того, даже при использовании термина "демократия" одно­значно, в смысле политической демократии, марксистская концепция двойственна, внутренне противоречива. Речь идет не об амбивалентнос­ти, связанной с творческой эволюцией основоположников марксизма,а о противоречивости в данный фиксированный момент времени. Причем указанная двойственность концепции демократии существовала на протяже­нии десятков лет. Правомерно даже говорить о двух сосуществукщих,но не параллельно, а как бы во взаимопереплетении, концепциях демокра­тии.

При этом отмеченная двойственность касалась как а) воззрений отдельно взятых классиков, так и б) определенных различий во взгля­дах на проблему между К.Марксом и Ф.Энгельсом57.

Противоречивость первого рода (а) являлась не следствием пог­решностей мыслительной деятельности К.Маркса и Ф.Энгельса, а резуль­татом противоречивости самого общественного бытия, конкретных исто­рических условий стран Запада второй половины XIX в. Классики марк­сизма, исходя из объективных потенций общественного бытия, представ­ляли себе историю общественного развития не как однолинейный про­цесс, а как процесс многовариантный, альтернативный и, в частности, предполагали возможность двух путей развития революции . Именно в  этом пункте марксистской политической доктрины, а не всецело только вне ее, как традиционно полагал советский "марксизм-ленинизм", уже заключены (правда, имплицитно) теоретические истоки двух тенденций пролетарского движения: революционного и реформаторского.

Противоречивость второго рода (б) связана с тем, что Ф.Энгель­су последние 12 лет жизнь после смерти К.Маркса приходилось мыслить и действовать в изменившихся условиях, прежде всего в условиях даль­нейшей демократизации ряда стран Запада и успехов германской соци­ал-демократии, что не могло не привести к эволюции его политических взглядов. В частности, в дальнейшей более конкретной разработке тео­ретической модели такого формально-демократического и относительно мирного пути (постулируя - при соответствующих условиях - и необхо­димость развития революции только по формально-недемократическому и относительно немирному пути), которая уподобляла его (прежде всего в политической и социальной сферах) фактически не революционному, а эволюционному пути глубоких структурных общественных реформ.

И, во многом опираясь как раз на эти (но не только) моменты политических воззрений Ф.Энгельса, Э.Бернштейн стал ревизовать классический марк­сизм. Вместе с тем и центральная социально-философская максима К.Маркса из его "Предисловия" к собственной работе "К критике поли­тической экономии" позволяет интерпретировать ее как теоретическое обоснование реформистского, эволюционного пути (в определенных гра­ницах): "...Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает доста­точно простора, и новые более высокие производственные отношения ни­когда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества"59.

      2)Необходимо учесть ряд обстоятельств, характеризующих осо­бенность становления марксистской когцепции демократии. Обозначим тезисно эти моменты, а желающих более подробно остановиться на них мы отсылаем к соответствующим работам Л.С.Мамута и Я.Г.Рокитянского, а также Г.Г.Водолазова, Е.Г.Плимака, Т.И.Ойзермана и др.60

 

А.Становление и развитие марксистской концепции демократии осуществлялось в русле развития политической доктрины марксизма, более того - в рамках марксизма в целом. В то же время оно имело собствен­ную, относительно самостоятельную логику развития. Различные идеи и концепции марксизма не в одинаковые сроки дос­тигли зрелости, и разные критерии определяли степень их зрелости. Поэтому при анализе становления концепции демократии К.Маркса и Ф.Энгельса следует постараться обойти две опасности: I) рассмотрение становления марксистской концепции демократки изолированно от ста­новления марксизма в целом; 2) отождествление указанного процесса с формированием как марксизма в целом, так и других концепций.

Б.Надо учитывать, что создание марксистской концепции демократии не являлось "однолинейным", "плоскостным" процессом, а предста­вляло из себя многоплановый процесс, в ходе которого происходило пе­реплетение различных линий развития теории. К.Маркс и Ф.Энгельс имели дело с определенным исходным "мыслительным материалом" своих предшественников, прежде всего социалистов-утопистов, революционе- ров-демократов, Ж.Ж.Руссо, французских историков эпохи Реставрации, других политических мыслителей. Этот "материал" они переосмыслили, дали ему новое объяснение.

В связи с этим заслуживает специального исследования вопрос о теоретических истоках марксистской концепции демократии, так как он во всей своей полноте в советской литературе не исследован.Изло­жение этого круга вопросов не является необходимым в рамках нашего исследования, однако нам представляется, что обобщенную характерис­тику тех идей, которые послужили К.Марксу и Ф.Энгельсу исходным “мыс­лительным материалом" для создания и разработки концепции демократи, следует знать. Поэтому в ходе изложения тех или иных аспектов марксистской концепции демократии мы будем отмечать ее источники.

Кроме того, надо иметь в виду, что в ряде случаев в языке фор­мирующейся марксистской политической доктрины в целом,концепции де­мократии в частности не было еще соответствия между терминологией (она во многом оставались традиционной) и обозначаемым ею понятийным аппаратом (во многих случаях он по существу являлся новым).В период создания марксизма интенсивно использовались гегелевская и фейерба- ховская манера выражения мысли, терминология революционных демокра­тов и социалистов-утопистов, еще отсутствовали такие важные термины, как "пролетарская революция", "диктатура пролетариата", "политичес­кий переходный период". Кроме того, в первоначальном марксизме и в утопическом коммунизме существовал широкий диапазон общих или сходных идей.

В литературе отмечалось (А.А.Уйбо), что употребление К.Марксом и Энгельсом терминологии, унаследованной от предшественников, объ­ясняется двумя причинами. Первая - пригодность в ряде случаев старых терминов для передачи нового содержания (новых понятий).Вто­рая - стремление К.Маркса и Ф.Энгельса изложить свою теорию на язы­ке, понятном их современнику, там и тогда, где и когда они присту­пали к своей научной деятельности. В то же время нельзя забывать, что уже само включение давно сложившихся терминов типа "государст­во", "демократия", "народ", "власть", "республика", "насилие" и дру­гих в принципиально новый научно-познавательный и идеологический контекст выявило у них новые качественные грани, придало им новое значения. Вместе с тем ряд терминов использовался и в традицион­ном, и в новом значении или только в традиционном, поэтому в каждом случае необходим конкретный контекстуальный анализ. Данное обстоя­тельство в особенности касается концепции демократии.

В.К.Марксу и Ф.Энгельсу, создавая новую доктрину общественно­го развития, приходилось непрерывно вести теоретическую борьбу. В 40-е гг., когда в центре внимания основоположников марксизма нахо­дилось преимущественно философское обоснование неизбежности проле­тарской революции, ими упор делается на утверждение материализма в понимании социально-политических и исторических явлений.Естественно, что острая полемика, которую вели К.Маркс и Ф.Энгельс со своими оп­понентами, отразилась на форме изложения тех или иных положений.Поэтому суждения К.Маркса и Ф.Энгельса по поводу обусловленности по­литики экономикой, будучи правильными в конечном счете, в то время давали основание из-за полемической заостренности воспринимать их в духе экономического детерминизма. Как известно, на это в 80-90-е гг. указывал Ф.Энгельс63, В то же время не только полемическая заост­ренность являлась причиной упрощения общественных взаимосвязей. Со­циально-философские воззрения классиков марксизма характеризовались в период становления концепции демократии одномерным классовым подходом к политическим институтам, недооценкой опосредствующих звень­ев и внеэкономических факторов, воздействующих на развитие общест­ва64. В соответствии с этим при анализе политических взглядов осно­воположников марксизма должна быть сделана поправка на девиацию, на отклонение от истинного характера детерминации политики экономикой.

Г. К.Марксу и Ф.Энгельсу приходилось исследовать ранний капи­тализм, его незрелые формы, зачаточные общественные формы, лишь обо­значившиеся тенденции развития, первые самостоятельные классовые бои пролетариата. Понятно, что то или иное теоретическое положение, первоначально верно отображавшее в самой общей форме наметившуюся тенденцию развития, форму раннего капитализма и заключавшее в себе момент истины, определенную степень научности, теряло этот момент истины и степень научности по мере того, как вызревали условия, одна тенденция, не успев в полной мере выявиться, из-за вариативности и противоречивости общественного развития заменялась другой.

Д.Вместе с тем, по справедливому выводу Я.Г.Рокитянского, воз­зрения молодых классиков марксизма опирались на иллюзию, возникшую на основе осмысления реальных событий 40-х гг. - <<времени широкого распространения в Европе коммунистических идей, классово-конфронта­ционного развития в ряде европейских стран, активизации рабочего движения, в том числе массового движения чартистов в Англии, роста революционных настроений рабочих вследствие их обнищания и беспра­вия, неспособности буржуазии в то время обеспечить рабочим сносные условия жизни и труда. Именно отсюда, а не из какой-то "кровожадно­сти", "тоталитарности" Маркса и Энгельса и проистекал безграничный революционно-коммунистический оптимизм раннего марксизма>>65.

Но и в дальнейшем К.Маркс и Ф.Энгельс сохраняли значительные элементы утопии и идеологии, революционного романтизма в своих воз­зрениях на экономику, социальную структуру, природу человека обще­ства  будущего, и соответственно элементы утопии и идеологии были вкраплены в большей или меньшей мере во взгляды К.Маркса и Ф.Энгель­са на проблемы демократии, власти, государства, политическую систе­му. Это замечание в дальнейшем будет конкретизировано.

Е. Даже в доперестроечные годы коммунистического диктата ряд советских ученых (Г.Г.Водолазов, Ю.А.Красин, А.М.Румянцев и др.) в меру дозволенной гласности призывали бороться с упрощенческим, а следовательно, и неправильным представлением о диалектике развития марксизма, что выражалось в вульгаризаторском понимании и  примене­нии принципа историзма к развитию марксистской теории66.

До недав­него времени эта вульгаризация принципа историзма была представлена в двух разновидностях. Первая из них изображала эволюцию той или иной теории марксизма, к примеру теории пролетарской революции, как сумму ответов на ряд последовательно задаваемых новых вопросов, ко­торые ставила революционная практика. Понятая таким образом теория социалистической революции превращалась в "простую сумму идей", в "свод застывших положений, взятых статически”67.

Вторая версия, более тонкая, критикует цитатничество первой (без соотношения с конкретной ситуацией). Она против сведения прин­ципа развития к плоско-эволюционному представлению о прибавлении и уменьшении истин. Согласно этой версии, марксистские и энгельсовские решения отдельных проблем не оставались неизменными, они транс­формировались по мере того, как менялась историческая обстановка68.

И хотя сторонники этой второй версии и признают тот факт, что раз­витие идет через отрицание, но это отрицание (прежних решений,имею­щих силу в прежней исторической ситуации) понимается ими как "от­брасывание" прежних решений. За таким отрицанием теряется момент связи, теряется само развитие.

Подлинный же научный метод требует раскрыть диалектику связи между положениями К.Маркса и Ф.Энгельса, между отдельными положе­ниями внутри марксистской концепции демократии, диалектику связи,со­держащей в себе как удержание (усвоение и переработку) прошлых положений, так и (необходимый для действительного удержания) момент, который философы называют "диалектическим снятием".

Известный методологический принцип В.И.Ленина сохраняет свою значимость и применим к анализу марксистской концепции демократии: "Весь дух марксизма, вся его система, - правомерно в данном случае отмечал В.И.Ленин, - требует, чтобы каждое положение рассматривалось лишь исторически, лишь в связи с другими, лишь в связи с конкретным опытом истории"69.

Резюмируя,можно утверждать, что необходимо, но недостаточно, чтобы выводы и положения марксистской концепции демократии были взя­ты в контексте тех конкретно-исторических условий, обобщением кото­рых они являются. Надо также выявить моменты в их содержании, кото­рые имеют значимость а) общего, б) особенного), в) единичного,и со­ответственно этому их использовать. В противном случае возможно воз­ведение положений, имеющих уровень особенного или тем более единич­ного, на уровень общего.

Ж. В исследовании эволюции марксистской политической доктрины в целом, концепции демократии в частности надо стремиться избегать модернизации положений классиков марксизма, могущей иметь три вари­анта проявления.

Первый вариант. В более ранних работах К.Маркса и Ф.Энгельса пы­таются найти идеи, которых там еще нет, к которым основоположники марксизма пришли позже. При этом зачастую не замечаются такие идеи, от которых К.Маркс и Ф.Энгельс отказались в дальнейшем70.

В связи с этим хотелось , бы сформулировать, следующее положение: Если для историографии марксизма в целом, истории политических уче­ний в частности, биографической или библиографической  литературы имеет значение, молодойли К.Маркс высказал ту или иную идею или зрелый, то для историипозитивной общественной науки временной фактор или биографический сюжет имеют лишь сопутствующее внешнее, вто­ростепенное значение. Для науки важен фактор истинности того или иного положения марксизма,его доктрин, концепций.

Для советской же официальной общественной науки принципиально невозможным было вооб­разить такую эволюцию марксизма, в ходе которой молодые К.Маркс и Ф.Энгельс, высказывая истинную мысль по определенной проблеме,в даль­нейшем, будучи зрелыми мыслителями, от нее отказались и начали при­держиваться ложного суждения. Официальная "марксистско-ленинская" ин­терпретация истории марксизма допускала лишь поступательное восхож­дение К.Маркса и Ф.Энгельса к истине, прогресс истин, но никак не обратный порядок, никак не регресс истин по ряду проблем.

В дейст­вительности же в истории марксизма известны случаи как одного, так другого порядка. Мы вполне солидарны с Я.Г.Рокитянским, утверждающим,что во второй половине 40-х гг, <<был утрачен ряд оригинальных идей, наблюдений и интересных выводов Маркса первой половины 40-х гг, когда он был последовательным демократом, подвергал критике антиде­мократические тенденции в деятельности прусского правительства, бо­лее критично относился к утопическим коммунистическим теориям, выд­вигал интересные соображения, в частности в "Экономическо-философских рукописях 1844 года" - об отчуждении, сохранившие свое научное значение до настоящего времени>>71.

И точно так же, как молодой Маркс высказал в "Экономическо-философских рукописях 1844 года" ряд идей, которые сохранили свое зна­чение до настоящего времени, он в рукописи "К критике гегелевской философии права” разработал ряд демократических идей, сохранивших большую значимость для современной политической науки, чем многие из пришедших им на смену идей политической доктрины зрелого марк­сизма.

Второй  вариант.Сегодняшнее понимание тех или иных проблем,в кон­тексте современного опыта общественной практики и уровня развития теории нередко стремятся вложить в понимание этих проблем К.Марксом и Ф.Энгельсом, тем самым искажая действительный смысл тех или иных теоретических положений основоположников марксизма.

Третий  вариант. Вследствие актуальности тех или иных проблем в настоящем преувеличивают их роль в воззрениях К.Маркса и Ф.Энгельса или же, наоборот, принижают их значение в угоду интересам момента.

          З.Следует учитывать характер написанных К.Марксом и Ф.Энгель­сом политических текстов.В одних случаях классики сочиняли теоре­тические монографии, в других - партийные документы, в третьих - публицистические и пропагандистские работы, в-четвертых - письма, не предназначенные для печати. По отношению к их творческому наследию в целом, политическим текстам в частности стоит та же проблема аутен­тичности, как и в случае с политической доктриной большевизма. По­этому большинство моментов, которые мы обстоятельно разберем в со­ответствующем разделе, применимы и к текстам К.Маркса и Ф.Энгельса.

И.Крайне важным представляется тот срез изучения эволюции по­литической мысли марксизма в целом, концепции демократии в частнос­ти - в соотнесении с большевизмом как политической практикой,к ко­торому в течение четверти века совершенно справедливо призывает Е.Г.Плимак: "...пересказать и раскритиковать взгляды мыслителей ока­зывается проще, чем проверить воплощение хотя бы одной крупной идеив жизнь- ведь в последнем случае потребуется проследить параллель­ноход процессов, слов и дел на громадных отрезках времени"72.

Трудность реализации в процессе исследования этого методологи­ческого требования велика как вследствие внешних, не столь сущест­венных в демократическом обществе - но не в переходное время - об­стоятельств (политическая конъюнктура, пресс массового сознания, ожидания политических элит), так и в силу объемности задачи, сложности и множества опосредствованний между идеей мыслителя и политической практикой. Пресловутый вопрос, виноват ли К.Маркс как политический мыслитель в существовании архипелага ГУЛАГ, как раз и относится к указанному аспекту исследования.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

57Как известно, до недавнего времени государственный "марксизм- ленинизм" постулировал изначальное и непрерывное единство воззрений К.Маркса и Ф.Энгельса. Предполагалось также, что их взгляды взаимо-дополняли друг друга, а расхождения касались частных вопросов. На Западе исследователи давно обращали внимание и на противоречия, и на существенные различия, и на "просто" различия между К.Марксом и Ф.Энгельсом в подходах и в решениях ряда теоретических, экономических, политических, философских вопросов. В ответ со стороны совет­ских обществоведов вместо конкретного анализа звучало, как правило, однозначно – “фальсификацияЯ”. И лишь в последние годы указанная проблема стала обсуждаться учеными в СССР и в странах СНГ. См., например: Мосолов В. Г. О новых подходах в марксоведенния (К 170-летию со дня рождения Ф.Энгельса) // ВИ КПСС. 1991. № 3. С.139- 142.

       58Детальнее см.: Водолазов Г. Г. Диалектика и ре­волюция (Методологические проблемы социальной революции).М.: Изд-во Московского университета, 1975. С.58-59.

59Маркс К., ЭнгельсФ. Соч. Т.13. С.7.

        60См.: Марксистско-ленинское учение о государстве и праве: История развития и современность/ Редкол.: Н.В.Витрук, Л.С.Мамут и др. М.: Наука, 1977. С.47-49; МамутЛ. С. Карл Маркс как тео­ретик государства. М.: Наука, 1979. С.17-45; МамутЛ. Учение Маркса о государстве требует переосмысления. Указ.соч.C.100-101; Водо­лазовГ. Г. Диалектика и революция.Указ.соч.С.167-168; Маркс. Фило­софия. Современность/ Под общ.ред. Т.И.0йзермана.Указ.соч. С.27-62; Р о к и т я н с к и йЯ. Г. Историзм в подходе к "Манифесту Коммунистиче­ской партии”// НИИ. 1991. №5 4. С.28-43; Философские проблемы исто­рической науки/ Отв.ред. А.В.Гулыга и Ю.А.Левада. М.: Наука, 1969. С.133-160; П л и м а к В. Не рано ли вам хоронить марксизм?Указ.соч.;Красин Ю. Марксизм и современность.Указ.соч.; ШахназаровГ. X. Об­новление идеология и идеология обновления// К-ст. 1990. № 4.С.46-49;ЯковлевА.Н.Предисловие. Обвал. Послесловие. М.: Новости,1990.С.17-82; и др.

61См.: О й зе р м а н Т. И. Формирование философии марк­сизма. 2-е дораб.изд.М.: Мысль,1974.С.11-12; РокитянскийЯ. Г. Указ.соч. С .30.

          62Марксистско-ленинское учение о государстве и праве.Указ.соч. С.48.

          63См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.39.С.82-86.

          64См.: Там же. Т.З. C.I5-586; Т.4. С.65-185, 194-321.

          65Рокитянский Я. Г. Указ.соч. С.ЗЗ.

          66См.: Водолазов Г. Г. Указ.соч.C.I68; Кра­синЮ. А. Ленин, революция, современность. М.: Наука,1967. С. 18; Проблемы рабочего движения/ Редкол.: А.М.Румянцев и др. М.: Мысль, 1968. С.169.

         67Красин Ю. А. Ленин, революция, современность.Указ.соч. С.18.

         68См.: ВодолазовГ. Г. Указ.соч. С.168.

         69Л е н и н В. И. ПСС. Т.49. С.329.

         70См.: ОйзерманТ. И. Указ.соч. С.28.

         71РокитянскийЯ. Г. Указ.соч. Прим. на с.ЗЗ.

         72См.: Философские проблемы исторической науки.С.133-140; Плимак Е. Не рано ли нам хоронить марксизм?Указ.соч.С.113.

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по сумме баллов (758) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.