Сегодня 19 февраля, среда ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7278
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Информационная безопасность
Информационная безопасность
Голосов: 1
Адрес блога: http://adorofeev.blogspot.com/
Добавлен: 2009-05-19 15:05:09 блограйдером adorofeev
 

Обеспечение непрерывности бизнеса и восстановление после сбоев

2009-06-10 17:05:00 (читать в оригинале)

Сегодня многие компании начинают задумываться о планировании непрерывности бизнеса (Business Continuity Planning) и восстановлении после сбоев (Disaster Recovery Planning). Эффективная система управления непрерывностью бизнеса позволит минимизировать денежные потери в случае реализации угрозы прерывания бизнеса. Банковским же организациям необходимо выполнять требования Положения 242-П "Об организации внутреннего контроля". В настоящей заметке я рассмотрю основные этапы создания эффективной системы управления непрерывностью бизнеса и ее организационную структуру.

Как создается система управления непрерывностью бизнеса?

У каждой компании свой путь к эффективной системы управления непрерывностью бизнеса, который зависит от вида деятельности, размера организации, корпоративной культуры и многих других факторов. Рассмотрим основные шаги проекта по внедрению
полноценной системы управления непрерывностью бизнеса.

Шаг 1. Оценка рисков

Первым шагом на пути к обеспечению непрерывности бизнеса является создание в компании процесса по идентификации угроз, которые могут оказать столь негативное влияние на бизнес компании.

Перечень угроз для каждой компании будет индивидуальным, но некоторые угрозы будут актуальны для многих компаний.

Приведу примеры некоторых угроз:
  • недоступность офиса;
  • недоступность датацентра;
  • массовое отравление персонала;
  • и т.д.

После идентификации угроз, проводится оценка рисков (как правило, с помощью наиболее понятного и удобного способа и в результате мы получаем ТОП N рисков, с которыми нужно бороться в первую очередь.

Шаг 2. Оценка влияния прерываний на бизнес и определение требований

На этом шаге решается несколько задач, но разбивать его на отдельные шаги, как правило, нецелесообразно.

Задачами данного этапа являются:
  • определение последствий прерывания процессов;
  • выявление критичных бизнес-процессов;
  • выявление взаимозависимости процессов;
  • определение информационных систем, поддерживающих критичные бизнес-процессы;
  • определение требований бизнеса к целевому времени восстановления системы (RTO – Recovery Time Objective) и целевой точки восстановления (RPO – Recovery Point Objective);
  • определение требований к ресурсам, необходимым для минимального поддержания функционирования процессов (персонал, рабочие станции).

Замечание из практики

Очень часто руководители бизнес-подразделений пытаются завысить критичность процессов своего подразделения. Для того чтобы получить адекватную оценку критичности бизнес-процессов необходимо получить подтверждения оценок от руководителей более высокого уровня.

Также в ходе данного этапа формируются списки критичных сотрудников (20% тех, кто делает 80% работы), что также сталкивается с сопротивлением со стороны руководителей подразделений по понятным причинам.

Шаг 3. Оценка текущего состояния

После того, как мы поняли, какие бизнес-процессы для нас являются критичными и определили требования к информационным системам, необходимо определить, насколько эти требования выполнимы в текущих условиях.

На данном шаге мы получаем информацию о существующих проблемах, что позволит нам в ходе непосредственного планирования определить, какие решения нужно принять для выполнения требований бизнеса.

Шаг 4. Разработка нормативной документации системы управления непрерыностью бизнеса

Для того чтобы наша система управления непрерывностью бизнеса заработала, необходима разработка ряда нормативных документов. На мой взгляд, набор документации по BCP для крупной компании должен содержать:

  • Политику обеспечения непрерывности бизнеса;
  • План действий антикризисного комитета;
  • План PR-отдела по реагированию на кризис;
  • План HR-отдела по реагированию на кризис;
  • Планы обеспечения непрерывности деятельности бизнес-подразделений;
  • План восстановления ИТ после сбоев;
  • Инструкции по восстановлению информационных систем;
  • Общий план обеспечения непрерывности бизнеса и восстановления после сбоев;
  • Схемы рассадки персонала
Детально содержание данных документов я рассмотрю в одной из следующих своих заметок.

Шаг 5. Внедрение контрмер

Для повышения устойчивости компании принимают различные решения:
  • договариваются с соседями по бизнес-центру о предоставлении площадей в случае кризисной ситуации;
  • территориально разносят подразделения;
  • выбирают один из офисов в качестве резервной площадки;
  • строят или арендуют резервные датацентры;
  • и т.д и т.д.
В зависимости от требований к целевому времени восстановления может появиться необходимость внедрения различных технических решений, либо настройки существующих в соответствии с требованиями бизнеса.

Обеспечить необходимый уровень устойчивости к сбоям и скорейшее восстановление нам помогут:
  • кластерные решения;
  • виртуализация;
  • системы резервного копирования;
  • сети хранения данных;
  • территориальное разнесение серверов;
  • резервные каналы связи.
Сотрудники должны изучить разработанные планы и знать, что им делать в случае кризисной ситуации.

Шаг 6. Тестирование

После того, как мы определились с угрозами прерывания нашего бизнеса и приняли и внедрили в жизнь соответствующие контрмеры, нам необходимо проверить, насколько все то что мы создали, позволит нам противостоять угрозам в действительности. Для этого необходимо тестирование эффективности принятых мер.

Бывают различные виды тестирования. Можно тестировать только планы, тогда сотрудники собираются в одном помещении и имитируют выполнение действий, которые они бы предприняли в соответствии с планами, а можно устроить боевое тестирование – отозвать партию продукции, остановить работу “боевого” сервера и т.п. Объем и вид тестирования выбираются, исходя из необходимости проверить работоспособность решения/плана и не нанести ущерб бизнесу.


Организационная структура

Для того, чтобы непрерывность бизнеса обеспечивалась, необходимо иметь соответствующую организационную структуру.

В ходе обычного функционирования компании, как правило, выделяется человек (очень редко отдел), который отвечает за поддержание работоспособности системы управления непрерывностью бизнеса (обновление документации, результатов анализа рисков и т.п.). Такого человека часто называют менеджером по обеспечению непрерывности бизнеса. В каждом критичном бизнес-подразделении также назначается координатор, ответственный за поддержание актуальными планов подразделений.

В случае возникновения кризисной ситуации созывается антикризисный комитет, который берет управление компанией на себя для сокращения времени реакции. Для восстановления деятельности создаются специальные команды восстановления, которые и подчиняются антикризисному комитету.

Замечание из практики

Цель создания антикризисного комитета понятна: в случае кризисной ситуации очень важна малая скорость реакции, и поэтому необходимо сосредоточивание власти у довольно малой группы руководителей. Таким образом, если обычно компания управляется десятью директорами, то в случае кризисной ситуации, управление может осуществляться 2-3-мя топ-менеджерами. Понятно, что здесь появляются политические вопросы, в которые консультанты не любят вмешиваться, и иногда антикризисный комитет просто полностью дублирует исполнительный орган управления компании, что, на мой взгляд, не оправдано.

Продолжение следует.


Александр Дорофеев (c)



 


Самый-самый блог
Блогер Рыбалка
Рыбалка
по среднему баллу (5.00) в категории «Спорт»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.