Сегодня 19 декабря, четверг ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7277
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Святослов
Святослов
Голосов: 4
Адрес блога: http://www.liveinternet.ru/users/1266236/
Добавлен: 2007-12-07 01:23:46
 

Посох Пересвета

2013-09-11 10:20:57 (читать в оригинале)


Это цитата сообщения Оксана_Лютова Оригинальное сообщениеПосох Пересвета

В августе 1380 года, перед тем как отправиться на битву с Мамаем, московский князь Дмитрий Иванович посетил игумена Троицкого монастыря Сергия Радонежского. Получив благословение старца, князь Дмитрий попросил у Сергия для своего войска двух воинов-иноков от его «чернечьского полка»: Александра Пересвета и Родиона Ослябю, которые отличались богатырским телосложением и были приучены к ратному делу. Сергий выполнил княжескую просьбу: «Тебе, князь, отдаю своих оруженосцев», и напутствовал послушников такими словами: «Время вашей купли пришло»

Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле, 1943, худ. М.И. Авилов.

8 сентября 1380 года бывший брянский боярин Александр Пересвет открыл Куликовскую битву поединком с татарским богатырем Темир-Мурзой (в некоторых источниках называется другое имя противника — Челубей). Когда ордынские и русские войска встали друг против друга, из рядов ордынцев выехал огромного роста воин, Темир-Мурза, и стал вызывать на бой русских, но никто не решался сразиться с татарским великаном. Александр Пересвет принял вызов грозного противника: «Отцы и братья, простите меня грешного; брате Ослябе, моли за меня Бога. Отец игумен Сергий, помоги мне молитвою твоею». И вот два всадника стремительно понеслись навстречу друг друга и столкнулись в яростной схватке. Оба поединщика погибли, смертельно поразив друг друга копьями; пали и боевые кони соперников.

План Куликовской битвы

Но прежде чем совершить свой подвиг, Пересвет и Ослябя несколько дней добирались до Куликова поля. На Рязанской земле, в двух верстах от современного города Скопина, Пересвет и Ослябя расположились на отдых со своими отрядами. На месте этой стоянки расположено теперь село Вослебово, названное в честь Родиона Осляби. Неизвестна причина размолвки между двумя воинами-послушниками, но с места общей стоянки Пересвет и Ослябя пошли разными дорогами. Пересвет направился в пещеру отшельника, жившего возле высокой горы, которую потом назовут Дмитриевской и на которой спустя некоторое время поставят церковь во имя Димитрия Солунского. В келье отшельника Александр Пересвет помолился за победу русского оружия и за примирение со своим другом Родионом Ослябей. Могилы Пересвета и Осляби сохранились в церкви Рождества Богородицы Старо-Симоновского монастыря. В пещере отшельника Пересвет переоделся в боевые доспехи и оставил там свой посох, обещав вернуться за ним после победы.

Посох Пересвета. XIV в. РИАМЗ.

Что же представляет собой так называемый посох Пересвета? Это — четырехлетняя яблоневая поросль, вырванная с корнем и очищенная от коры и сучьев, с Т-образной ручкой, образуемой корневищем. Длина посоха — 2 аршина (1 м 42 см). Верхний диаметр составляет 4,25 вершка (20 см), нижний — 3,5 вершка (около 16 см). Посох Пересвета длительное время находился в Дмитриевском монастыре, возведенном на месте деревянной часовни, и хранился сначала в алтаре в особом футляре, запираемом на ключ, а затем за клиросом. Отмечается, что посох был урезан на 6 вершков по приказанию настоятеля из-за того, что не помещался в короткий футляр. Первоначальная длина посоха равнялась 2 аршинам и 6 вершкам (примерно 1 м 70 см).

Сень над гробницами Пересвета и Осляби в Рождественско-Богородицком монастыре в Старом Симонове. До 1917 г.

Можно представить какого исполинского роста был Александр Пересвет, если он опирался па такой посох-костыль! Некие старцы вспоминали, что кроме посоха в монастыре хранились вещи Пересвета: клобук, мантия, четки. Посоху Пересвета приписывают исцеляющее воздействие, помогающее от зубной боли, вследствие чего он во многих местах весьма заметно изгрызен усердными богомольцами, особенно на рукояти. Кроме того, ходило другое поверье о том, что посох придавал большую физическую силу тем, кто прикасался к нему, упражняясь с ним в различных движениях. Такая традиция берет свое начало с петровских времен, со времен массового и обязательного призыва дворян на военную службу. Перед тем, как покинуть дом на долгие годы ратной службы, местные дворяне испытывали свою физическую силу на посохе Пересвета: подбрасывали его вверх, стараясь поймать руками в воздухе, не давая опуститься на землю, вращали над головой, нисколько не чувствуя его веса, а весил посох 5,5 фунтов (свыше 2 кг). Затем традиция была прервана, вероятно, при Петре III или в «золотой» для дворян век Екатерины II, даровавшей знати различные вольности, в том числе и освобождение от обязательной воинской службы.

Памятник Дмитрию Донскому на Куликовом поле. Установлен в 1850 г.

Память о Куликовской битве отразилась и в названиях сел на Рязанской земле: Дмитриевка, Вослебово, Побединка, нет только названия Пересветово. Было бы справедливым увековечить память Александра Пересвета, назвав один из населенных пунктов Скопинского района Рязанской области именем воина-инока, героя знаменательной Куликовской битвы 1380 года.

Источник: "Легенды Рязанского края"

Тэги: цитаты

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.