Мой праздник 4 ноября
2011-10-27 20:29:39 (читать в оригинале)
Каждый год, начиная с 2005-го, накануне 4 ноября на страницах газет и журналов возникают споры на тему празднования Дня народного единства. Кто-то цитирует источники, в которых доказывается, что дата неточная, и Смута жгла русскую землю еще несколько лет после капитуляции польско-литовских интервентов. Кто-то заявляет, что празднует не единство, а День Казанской иконы Божией Матери. Некоторые осыпают оппонентов проклятиями – дескать, Сталина на вас нет, «такую страну загубили». Находятся и те, кому праздник по душе, кто искренне истосковался по патриотическому торжественному чувству. Подавляющее большинство читателей, глядя на эти баталии, тихо позевывает и радуется лишнему выходному дню, как радовалось и в те годы, когда красный день в календаре был смещен немного вперед.
На днях меня спросили, как я отношусь к празднику 4 ноября. Честно говоря, я растерялась. Неловко было признаться, что принадлежу к числу тех самых любителей выспаться и пожарить последний в году шашлык, проводить осень и встретить зиму. И совсем меня не охватывает пламя патриотической гордости или ностальгия по советским парадам. Уже давно прошли те времена, когда я, начитавшись школьных учебников, раскрашивала глобус понятиями «наши», «враги», «союзники», «отчизна» и «чужбина». Мы все живем на Земле, у нас одни заботы и радости. Если Солнце светит для каждого, если Бог заботится обо всех, то не пора ли нам устыдиться тех размежеваний, что заставляют нас выстраивать стены и выдумывать пафосные лозунги?
Нет, не подумайте, что я не ценю подвига Минина и Пожарского! Они великие люди, их дело не должно предаваться забвению. Они защищали свободу, а разве есть цель более достойная того, чтобы взять в руки оружие? И я не хочу обижать тех стариков, что двадцать лет назад оказались у развалин своих идеалов, что потеряли веру и в конце своего труднейшего земного пути, пережив и голод, и самую страшную войну, вынуждены искать новые опоры.
А вспомните те эпизоды из нашей истории, в которых захватчиками выступали мы. Ведь и наше отечество далеко не всегда являло собой образец благородства по отношению к чужим народам. Но, согласитесь, если сегодня какая-нибудь бывшая советская республика изобретает празднование дня независимости от России, это неприятно каждому из нас.
Сейчас настали времена, когда человечество медленно, мучительно, по-чеховски выдавливает из себя раба – на всей планете. Кажется, это незаметно, но на фоне бесконечной какофонии войн и конфликтов мы все чаще слышим голоса политиков, писателей, музыкантов, журналистов, общественных деятелей – одним словом, граждан всего мира, говорящие о том, что нас объединяет гораздо больше вещей, чем заставляет враждовать. Не пришло ли время для всех народов забыть о старых обидах?
И пусть День народного единства так и остается для нас праздником осеннего солнца, пахучего костра и последних предзимних работ в саду, а не потерянными часами митингов и громких речей с трибуны.