Снег
2013-12-12 02:08:47 (читать в оригинале)
Вечером я подняла глаза к форточке и увидела первый снег. Не какой-нибудь снежок, а настоящий, хлопьями, сплошной пеленой. Даже вскрикнула от радости. Закончила работу, досмотрела первую серию второго сезона "Лоста" и понеслась в ночь.
Специально не взяла с собой денег, чтоб не было соблазна возвратиться в маршрутке или зайти в кафе выпить чаю или глинтвейна. Сначала думала, что долго не выдержу - снег словно специально летел мне в лицо, таял, залепливал очки. Но все же решила пройтись к реке. Свернула по тропинке в кусты, пошла, как мне казалось, прямой дорогой к Днестру. До него минут десять. Когда дошла до девяностого дома на безлюдной улице, поняла, что черти меня понесли не к реке, а вдоль нее. Пришлось отказаться от своих планов, чтоб не заблудиться.
Как много в частном секторе домов с темными окнами! Будто вымерли все. И тихо-тихо, словно не город вовсе. Кое-где изредка гавкают крупные собаки.
Я оглянулась и посмотрела на свои следы. Они были единственными на дороге. И почему-то это была синусоида. Неужела я хожу как пьяница... Но пьяных заносит, а у меня очень правильная кривая, словно график в тетрадке по алгебре.
Сразу вспомнился Мефистофель. Тринадцать лет назад, тоже зимой, перед сном я читала "Фауста".
Фауст
Ты видишь ли: спиральными кругами
Несётся он всё ближе, ближе к нам.
Мне кажется, что огненным потоком
Стремятся искры по следам его.
Вагнер
Ты в зрительный обман впадаешь ненароком;
Там просто чёрный пёс - и больше ничего.
Фауст
Мне кажется, что нас он завлекает
В магическую сеть среди кругов своих.
А утром стояла на остановке в забытом богом хуторе, ждала автобус в райцентр, чтоб уехать на работу в лицей. Вижу, бежит навстречу черный пес. Кругами. Я слегка напряглась и сказала ему мысленно: если ты Мефистофель, подойди и сядь рядом со мной.
Подошел. Сел. Смотрит.
В этот момент подъехал автобус. Видели бы вы, с какой скоростью я в него сиганула.
Разглядывала сейчас я свои петляющие следы, более глубокий отпечаток хромой правой ноги, и думала, что тот пес мой брат.
Еще я смотрела в редкие светлые окна на гирлянды и елки и вспоминала "Степного волка".
- Видите, - продолжал Галлер, - эта площадочка с араукарией, здесь такой дивный запах, что я часто прямо-таки не в силах пройти мимо, не помешкав минутку. У вашей тетушки тоже все благоухает и царят порядок и чистота, но эта вот площадочка с араукарией - она так сверкающе чиста, так вытерта, натерта и вымыта, так неприкосновенно опрятна, что просто сияет. Мне всегда хочется здесь надышаться - чувствуете, как здесь пахнет? Как этот запах воска, которым натерт пол, и слабый привкус скипидара вместе с красным деревом, промытыми листьями растений и всем прочим создают благоухание, создают высшее выражение мещанской чистоты, тщательности и точности, исполнения долга и верности в малом. Не знаю, кто здесь живет, но за этой стеклянной дверью должен быть рай чистоты, мещанства без единой пылинки, рай порядка и боязливо-трогательной преданности маленьким привычкам и обязанностям.
Поскольку я промолчал, он продолжил:
- Пожалуйста, не думайте, что я иронизирую! Дорогой мой, я меньше всего хотел бы подтрунивать над этим мещанским порядком. Верно, я сам живу в другом мире, не в этом, и, пожалуй, не выдержал бы и дня в квартире с такими араукариями. Но хоть я и старый, немного уже облезлый степной волк, я тоже как-никак сын своей матери, а моя мать тоже была мещанка, она разводила цветы, следила за комнатой и за лестницей, за мебелью и за гардинами и старалась придать своей квартире и своей жизни как можно больше опрятности, чистоты и добропорядочности. Об этом напоминает мне запах скипидара, напоминает араукария, и вот я порой сижу здесь, гляжу на этот тихий садик порядка и радуюсь, что такое еще существует на свете.
Люди, живущие в этих милых, таких уютных домиках у реки, счаст-ли-вы-ли-вы? Что вы там делаете? Печете пряники, смотрите футбол, сплетничаете, любите, пишете годовые отчеты? Или упиваетесь своим одиночеством, пьете горстями обезболивающее, растягиваете двадцатку на неделю, плохо играете в хорошую семью? Гуляете ли вы по ночам в одиночестве? До конца дней своих останетесь вы в этих чудесных домиках, или есть и среди вас перелетные птицы и степные волки?
Вернувшись домой, я с ехидством в собственный адрес вдохнула уютный мещанский аромат - запах, оставшийся после ужина. Тушеная куриная грудь, мандарины, кофе с молоком. Тепло. Как будто у меня все так же, как у других. Борщи, уроки, родительские собрания, самодур в начальниках, телепрограмма с обведенными фильмами, фотопортреты, поездки в Крым, проглоченные обиды, доставучая свекровь, обязанности и обязательства, "я" превратилось в "мы". Стандартный такой милый ад, без которого иногда грустно.
Неделю назад исполнилось 8 лет, как я живу в Приднестровье.