Сердце города вот уже больше двух веков, отсюда, как лучики, расходятся улицы -- Главная, Русская, О.Кобылянской, И.Франко, Университетская и Худякова. С трудом вериться, что когда-то это была южная окраина с редкой деревянной застройкой, окруженная густым диким лесом, в котором водились волки.
Ратуша
Новая власть с приходом в Черновцы первым делом взялась за обустройство города. Существует легенда, что идея создания нынешней Центральной площади появилась у австрийского монарха Иосифа ІІ во время приезда в Черновцы с ревизией. Так это или нет, но уже к концу 18 в. место было расчищено и обустроено под торги и проведение ярмарок, что и дало ему в последствии название Рыночной площади.
Вот что говорилось в отчете 1832 г. про ежегодную Петровскую ярмарку: "Возле города вырос новый городок из палаток и шатров. Рядом с тысячами и тысячами овец, лошадей, коров и быков, рядом с товарами для удовлетворения простых потребностей, продавались и ценные предметы роскоши. Из многочисленных шатров звучит бурная цыганская музыка, сопровождаемая монотонным бегом молдавского танца или быстрыми скачками вальса или мазурки; четырнадцать дней ярмарки -- это продолжительный, веселый народный праздник, для спокойного наблюдателя являющий собой подлинное зрелище, привлекательное из-за его разнородности..."
Архитектурный ансамбль площади начал формироваться на рубеже 18-19 вв., но европейский вид и статус центральной она приобрела со строительством здесь здания для магистрата во главе с бургомистром Черновцов -- городской ратуши.
В литературе встречаются разные даты постройки ратуши, скорее всего, это связано с тем, что:
указ о сооружение в Черновцах городской ратуши был подписан австрийским императором Фердинандом V 12 марта 1842 г.;
торжественная закладка фундамента состоялась через год --19 апреля 1843 г.;
строительные работы были завершены в 1846 г., но официально новостройку приняли только 20 марта 1848 г.
Ратуша в стиле позднего классицизма, квадратная в плане, с внутренним двориком. За основу был взят типовой проект, разработанный в Вене, надзор за строительством осуществляли камеральный архитектор Андреас Микулич и окружной инженер Адольфа Марин. Изначально планировалось двухэтажное здание, но во время строительства было принято решение о возведении третьего этажа. Сооружение венчает 50-метровая двухъярусная башня с балконом.
Как видно на старой открытке, когда-то на шпиле башни жил двуглавый орел -- символ Австро-Венгрии, но в Первую мировую войну, когда город неоднократно переходил из рук в руки, птичку демонтировали и "улетели" в Россию.
Городское время на ратуше отсчитывают двое часов: на башне (установлены при строительстве) и на фронтоне (подарок "отца города" бургомистра Антона Кохановского, с именем которого связывают становление Черновцов, как европейского города).
А еще в 12 часов дня, если вы окажетесь на Центральной площади, то сможете услышать мелодию песни "Маричка" -- негласного гимна Буковины. Эта традиция родилась 12 ноября 2004 года, с тех пор каждый день, преодолев 126 ступенек, на балкончик под часами выходит трубач в народном костюме и на все четыре стороны света несется "Чуєш чи не чуєш, чарівна Марічко, я до твого серця кладку прокладу" (слышишь или не слышишь, прекрасная Маричка, я к твоему сердцу кладку проложу (кладка в значении мостика, т.е. деревянное бревно или доска, перекинутые через ручей или небольшую реку)).
Черновицкий олимп
По соседству с ратушей, со стороны улицы И.Франко, в роскошном здании в стиле венского сецессиона, построенном в 1900-1901 гг. для дирекции буковинского сберегательного банка "Bukowiner Sparkass" по проекту Губерта Гасснера (ученик основателя австрийского модерна Отто Вагнера), сейчас находится Художественный музей. Банкиры знали толк в красоте, впрочем коммунистам, как оказалось, она тоже была не чужда (весь советский период с 1940 г. по 1991 г. здесь размещался горком компартии).
Главный вход охраняют два орла, на карнизе поселились богини -- красоты и любви Афродита и плодородия Деметра, но главным украшением здания, по праву, считается майоликовое панно на котором изображена мифологическая композиция из 12 богов Олимпа, символизирующих 12 основных провинций Австро-Венгрии времен Франца Иосифа (1848-1916 гг.).
Кроме Художественного музея в здании прописан культурно-образовательный центр "Украинская книга" (на первом этаже книжный магазин, где наилучший в городе выбор путеводителей и монографий по Буковине, на втором -- "Литературное кафе"). В кафе я не попала, кому интересно, информация здесь http://www.doroga.ua/restaurant/Chernovickaya/Chernovcy/Literaturnoe_kafe/1600
А у входа вас встретит "неизвестный черновчанин" -- очередная работа художника-перфоматора Анатолия Федирко. Будете рядом -- не поленитесь открыть дверцу и заглянуть внутрь.
В завершение панорама Центральной площади (фото с просторов интернета) и немного комментариев.
Крайний левый дом (Центральная площадь, 9) -- бывший отель "Вайтс", славился своим зимним садом, во время гастролей здесь останавливался Энрико Карузо.
Через дом от него в угловом здании (Центральная площадь, 7) когда-то был самый престижный городской отель "Черный орел", в апреле 1847 г. во время гастролей проживал Ференц Лист.
Напротив бывшего отеля "Черный орел" в 1910 г. вырос пятиэтажный отель "Золотой лев".
На углу Главной в доме под номером 47 был отель "Париж".
Рядом с Ратушей, на противоположной стороне от Художественного музея,сохранилось здание бывшего отеля "Красивый вид", то бишь"Belle vue".
Дочитавших до конца, по-прежнему целую в самое сердце.)
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.