![]() ![]() ![]()
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
![]()
Вот такая вот музыка2011-08-02 15:17:12 (читать в оригинале)Я что-то не на шутку увлекся биографией Ивана Ивановича Соллертинского. Нашел и купил через интернет книжку о нем, в сети разыскал кое-какие материалы. Если кто не в курсе: Соллертинский был музыковедом, театральным и музыкальным критиком, прекрасно разбирался в хореографии, преподавал огромное количество самых разных дисциплин, знал десятки иностранных языков и обладал таким кругозором и работоспособностью, что просто невозможно представить. В общем, очень интересный был человек, но речь тут пойдет не только и не столько о нем. Дело в том, что во время прочтения воспоминаний друзей и знакомых Соллертинского, я с удивлением заметил, что моя либеральная картина мира несколько зашаталась. Судите сами. Соллертинский реализовывал свои многочисленные таланты в 30-е годы (а начал еще в 20-е), в то время, когда, вроде как, было не до изящных искусств – ни населению, ни властям. Но факт есть факт: в это время в стране активно развивались наука и образование, существовали не абы какая, а первоклассная литература, публицистика и музыкальная культура. Именно тогда, в довоенном Ленинграде, активно работали Шварц, Чуковский, Маршак, Хармс, Олейников и многие другие. Тот же И.И. Соллертинский не махал киркой на стройках народного хозяйства, а преподавал во множестве учебных заведений, выступал с лекциями в различных культурных учреждениях, руководил Ленинградской филармонией, где серьезные произведения исполнял один из лучших оркестров мира. Время, конечно, было непростое и довольно жестокое. Некоторые пьесы Шварца запрещали, а некоторые обэриуты закончили свою жизнь рано и очень безрадостно. Шостаковича обвиняли в «сумбуре вместо музыки» и он всерьез опасался ареста, вместе со своим другом Иваном Ивановичем. Случались вещи и похуже. Но, тем не менее, в ту пору существовали далеко не только ужасы коллективизации, индустриализации и расстрелы по ложным обвинениям – такое у меня сложилось впечатление. Когда началась война, были спешно эвакуированы не только крупные предприятия, но и десятки учреждений культуры. Представьте себе начало войны: немцы атакуют, наши несут огромные потери, отступают – в общем, ужас. А эвакуация – дело очень непростое, ну, чисто технически. И понятно, что эвакуировать в военное время завод, который будет снабжать фронт – это жизненная необходимость, чего не скажешь о скрипачах, дирижерах и прочей богеме. Однако, под коллектив Ленинградской филармонии был выделен эшелон, и отправили этот коллектив не на рытье окопов, а подальше от боевых действий – в Новосибирск. Там филармонических работников обеспечили жильем (причем не в казармах), продуктовыми карточками и прочими нехитрыми удобствами, типа столовой и продуктового ларька. Для сентября 1941 года это было совсем не плохо. Более того, через месяц после прибытия в Новосибирск филармония открыла концертный сезон. Под нужды коллектива был выделен местный Дом культуры со всем необходимым (только органа не было). Соллертинский по прежнему выступал с лекциями, вел активную переписку по делам культуры, участвовал в создании Сибирского отделения Союза композиторов СССР (да-да, в разгар войны), а осенью 1943 года поехал в Москву, чтобы сделать доклад на заседании, посвященном 50-летию со дня смерти Чайковского. Вдумайтесь: осенью 1943 года. Я вот вдумался. Принято считать, что войну выиграли едва ли не чудом, под кривым руководством тупых партийных мужланов, не жалевших людишек. А у меня, однако, сомнения. Оказывается, во время войны активно действовала не только Ставка Верховного Главнокомандования, но и, скажем, Всесоюзный комитет по делам искусств. Его, как мы видим, не упразднили за ненадобностью, хотя речь шла о физическом выживании – ни больше, ни меньше. А заскорузлые партработники спасали не свои задницы, а, например, Третьяковскую галерею, театр кукол Образцова, ту же Ленинградскую филармонию. Учитывая невеселый контекст военного времени, закрадывается мысль, что и с руководством боевыми действиями было вовсе не так бездумно и бездарно, как принято считать. Налицо желание не только победить противника, но и сохранить человеческое лицо. В общем, есть о чем подумать. А уж о том, как поведет себя нынешняя властная элита в случае серьезной военной угрозы, и думать не хочется. Вот такая вот музыка. Такая, блин, вечная молодость.
|
![]() ![]() ![]()
Категория «Поп звезды»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
![]()
Популярные за сутки
|
Загрузка...

BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.