Ещё каких-то 15 лет назад интернет поражал воображение тем, что сделал информацию доступной. Со временем люди привыкли к этому, а информации стало так много, что отыскать полезную становится всё труднее. Сегодня сотни миллионов людей выходят в интернет каждый день. Они посещают одни и те же сайты, и для всех пользователей эти сайты выглядят одинаково. Футбольный болельщик идёт на сайт спортивных новостей узнать, как сыграла его любимая команда, но видит все новости спорта. Девушка хочет купить в интернет-магазине платье для выпускного, а ей предлагают весь ассортимент. Посетитель музыкального сервиса хочет послушать Земфиру, но видит на главной странице топ во главе с Нюшей. Всем им приходится ориентироваться в большом потоке информации и принимать решения, чтобы найти нужное. Все они должны добраться из пункта А в пункт Б, и часто путь к решению задачи оказывается не самым коротким, а само решение может быть неполным.
Причина проста: большинство сайтов не замечает индивидуальность пользователя. Любой посетитель для них — абстрактная единица в ряду таких же единиц. Но ведь на самом деле каждый пользователь уникален, и каждый обладает своими запросами, интересами и желаниями. Достаточно узнать о пользователе чуть больше, чтобы предложить ему наиболее релевантный ответ на его вопрос, лучшее решение его задачи.
Сейчас некоторые сайты уже пытаются это делать. Например, новостные ресурсы иногда показывают посетителю новости его региона, а музыкальные сервисы рекомендуют исполнителей исходя из предпочтений пользователя. Мы в Яндексе считаем, что это верное направление и в ближайшем будущем интернет будет гораздо больше адаптирован под интересы пользователя, чем сегодня. На это указывают все последние тренды, в том числе успехи рекомендательных музыкальных сервисов и персонализация поисковых систем — как Яндекса, так и других крупных поисковиков. Мы верим, что в будущем люди будут видеть на сайтах гораздо больше нужной им информации сразу, и путь из пункта А в пункт Б станет короче. Это будет интернет для пользователя — свой для каждого.
Самый эффективный способ прийти к этому — анализировать поведение пользователей. Человек устроен очень сложно, и его поведение в интернете определяется тысячами факторов. Анализ хотя бы части этих факторов требует знаний в области обработки больших объёмов данных и огромных вычислительных ресурсов. Обладая и тем и другим, Яндекс может понять пользователя и дать ему именно то, что он ищет. Отчасти это уже реализуется в нашем персональном поиске и в некоторых других сервисах, на решение этой задачи работают такие сложные технологии, как Матрикснет и Крипта, в этом же направлении движется и наша новая платформа «Острова».
Однако интернет — это не один только Яндекс. Поэтому сейчас мы работаем над платформой, которая позволит другим сайтам лучше решать задачи пользователей. Эта платформа называется «Атом».
atom.yandex.ru и присылайте свои идеи.
Мы искренне верим, что интернет должен быть индивидуальным и отвечать конкретному пользователю, с его желаниями, интересами и запросами. Цель нашей работы — воплотить эту идею в жизнь.
Антон Забанных, руководитель направления персональных сервисов
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.