Это цитата сообщения My_breathing Оригинальное сообщение Осколки истории~Жан-Леон Жером~Смерть Цезаря~
Жан-Леон Жером. "Смерть Цезаря." 1867. Масло, холст. 85.5 х 145.5 см. Галерея Искусства Walters, Балтимор, Соединенные Штаты.
Перед тем, как Жан-Леон Жером написал свою картину Смерть Цезаря, он провел довольно длительный период подготовки к этому. Сохранились наброски художника, созданные для этой картины, которые он нарисовал еще в 1859 году. Вероятно, будучи под большим эмоциональным потрясением от самой истории смерти Цезаря, Жан-Леон Жером довольно кропотливо подбирал образы, позы и обстановку, которые наиболее точно, по его мнению, смогли бы передать свершившееся событие.
Утром от 15 марта, 44 до н.э, Цезарь проснулся и увидел свою жену Кальпурнию близкой к панике. Согласно древним источникам, кошмары мучали ее всю ночь прежде, предупреждая ее о нависшей опасности для Цезаря. Это должно было быть последней встречей Цезаря с Сенатом до того, как он собирался уехать в Парфянское царство через 3 дня после этого. Предсказания жены встревожили Цезаря. Также предлагается, что Цезарь, возможно, был еще и болен в то время. Возможно его эпилепсия стала докучать ему чаще. Поэтому он послал сообщить Антониусу, что он собирается распустить Сенат, основываясь на зловещих религиозных предзнаменованиях.
"Между тем приближение насильственной смерти было возвещено Цезарю самыми несомненными предзнаменованиями. За несколько месяцев перед тем новые поселенцы, выведенные по Юлиеву закону в Капую, раскапывали там древние могилы, чтобы поставить себе усадьбы, и очень усердствовали, так как им случилось отыскать в земле несколько сосудов старинной работы; и вот в гробнице, где по преданию был похоронен основатель Капуи, Капий (Капий упоминается в «Энеиде» (X. 143); о его родстве с Юлиями ничего не известно, поэтому многие принимают чтение «потомок Юла»), они нашли медную доску с греческой надписью такого содержания: когда потревожен будет Капиев прах, тогда потомок его погибнет от руки сородичей, и будет отмщен великим по всей Италии кровопролитием. (2) Не следует считать это басней или выдумкой: так сообщает Корнелий Бальб, близкий друг Цезаря. А за несколько дней до смерти Цезарь узнал, что табуны коней, которых он при переходе Рубикона посвятил богам и отпустил пастись на воле, без охраны, упорно отказываются от еды и проливают слезы. Затем, когда он приносил жертвы, гадатель Спуринна советовал ему остерегаться опасности, которая ждет его не поздней, чем в иды марта. Затем, уже накануне этого дня в курию Помпея влетела птичка королек с лавровой веточкой в клюве, преследуемая стаей разных птиц из ближней рощицы, и они ее растерзали. А в послед нюю ночь перед убийством ему привиделось во сне, как он летает под облаками, и потом как Юпитер пожимает ему десницу; жене его Кальпурнии снилось, что в доме их рушится крыша (Крыша, точнее — фронтон (fastigium); он воздвигался обычно только на храмах, и для дома Цезаря был декретирован особым постановлением сената), и что мужа закалывают у нее в объятиях: и двери их спальни внезапно сами собой распахнулись настежь." - Светоний.
Тем временем, Сенат собирался в театре Помпей, вероятно для того, чтобы торжественно признать Цезаря императором всей римской территории вне Италии, но это был только предлог заманить Цезаря для заговорщиков. План заговорщиков был довольно прост, они пронесли кинжалы, некоторые в коробках, предназначенных для документов, другие, скрыв их складках своих тог (одежа). Когда Цезарь прибыл, все вовлеченные в сговор, как ожидалось, приблизятся к Цезарю и нанесут удар ему, по крайней мере каждый по одному, таким образом это объединит их группу и распространит 'вину' среди них всех.
Требониус должен был удержать Антониуса, заняв его в беседе вне театра; чтобы тот не смог помочь Цезарю, но некоторые исследователи предполагают, что Антониус, возможно, даже был также в сговоре с убийцами.
Подобное мнение базируется на том, что, что Антониус (как один из самых сильных сторонников Цезаря и его правая рука) ожидал, что он унаследует обширное благосостояние Цезаря. Однако, Антониус и так имел все, что хотел и его неустанная поддержка диктатора (Цезаря) делает этот сценарий вряд ли вероятным.
Кассиус Дайо написал, что заговорщики имели гладиаторов, ждущих поблизости, чтобы управлять насилием и беспорядком, который будет конечно следовать за убийством Цезаря, но это не подтвержденно. Судя по событиям после убийства, кажется, что заговорщики имели самый простой план как взять управление в свои руки. Возможно весь их план состоял только в том как совершить само убийство Цезаря и все.
Учитывая, что утренние часы уже прошли, скоро стало очевидным, что Цезарь может не прийти вообще. Заговорщики были вероятно на грани паники. Это просто было единственным местом, где заговорщики имели возможность встретиться с Цезарем. Децим Юний Брут Альбин, близкий друг и дальний родственник Цезаря и вероятно наименее подозреваемый член группы заговорщиков, был послан в дом к Цезарю, чтобы убедить его прийти. Он отклонил предчувствия жены Цезаря - Калпернии как глупые, и обратился к тщеславию Цезаря, сообщив, что Сенат готов выбрать того императором. Конечно Цезарь не мог отказаться от этого. Известно, что около 11 часов дня, Цезарь был убежден в необходимости посещения заседания Сената и пошел с Брутом, несмотря на просьбы его жены остаться.
Жан-Леон Жером. "Смерть Цезаря." 1859. Графит. 16.7 х 32.6 см. Национальная Галерея Искусства - Вашингтона, Соединенные Штаты.
В то время как Цезарь направлялся к Сенату с ним произошли две встречи, которые являются вероятно частью легенды о Цезари, но возможно они - правда.
Первая встреча была с мужчиной, названным Плутархом - Артемидор из Книда, знаток греческой литературы, который сошелся на этой почве с некоторыми лицами, участвовавшими в заговоре Брута, и которому удалось узнать почти все, что делалось у них. Он подошел к Цезарю, держа в руке свиток, в котором было написано все, что он намеревался донести Цезарю о заговоре. Увидев, что все свитки, которые ему вручают, Цезарь передает окружающим его рабам, он подошел совсем близко, придвинулся к нему вплотную и сказал: «Прочитай это, Цезарь, сам, не показывая другим, – и немедленно! Здесь написано об очень важном для тебя деле». Цезарь взял в руки свиток, однако прочесть его ему помешало множество просителей, хотя он и пытался много раз это сделать. Так он и вошел в сенат, держа в руках только этот свиток. Некоторые, впрочем, сообщают, что кто-то другой передал этот свиток Цезарю и что Артемидор вовсе не смог подойти к Цезарю, оттесняемый от него толпой во все время пути.
Второй инцидент произошел с предсказателем Сперинной. Цезарь принес в жертву нескольких животных подряд, но благоприятных знамений не добился; тогда он вошел в курию, не обращая внимания на дурной знак и посмеиваясь над Спуринной за то, что вопреки его предсказанию, иды марта наступили и не принесли никакой беды. «Да, пришли, но не прошли», — ответил тот.
Цезарь наконец приблизился к Курии Помпей и прошел внутрь. Сенаторы встали, приветствуя Цезаря. Цезарь сел на свое место - на позолоченный стул во главе форума. Как было общепринятым, Сенаторы приблизились к Цезарю, чтобы, как обычно, подать ему свои прошения по различным вопросам, но на сей раз, к нему приближались 60 мужчин, жаждущих его смерти. С кинжалами, скрытыми под их тогами, они окружили Цезаря и ждали сигнала, который спровоцирует действие, отразившееся во всем мире.
Луций Тиллий Цимбер (сенатор в Древнем Риме) был тем человеком, который должен был подать этот сигнал. Он подал прошение, чтобы Цезарь простил его сосланного брата, вероятно зная очень хорошо, что Цезарь откажет ему в этом. Когда Цезарь отказал, заговорщики так близко подошли к Цезарю, что тот вынужден был встать. Луций Тиллий Цимбер тогда сорвал тогу с плеч Цезаря, тем самым подав сигнал заговорщикам к действию (По Плутарху, Каска ударил Цезаря в затылок или в плечо, по Аппиану — в грудь.).
Публий Сервилий Каска, который стоял позади Цезаря, был первым, который ударил его. Он нанес удар Цезарю в верхнее плечо, около шеи, и Плутарх написал, что Цезарь сказал, "Мерзкий Каска". Реагируя с точностью опытного ветерана легионера он очевидно схватил руку Каски, нанося ему ответный удар его же собственной рукой, вероятно все еще полностью не осознавая возможности заговора (Кассий ударил его в лицо, Брут — в бедро, Буколиан — между лопатками; Цезарь, как дикий зверь, поворачивался от одного к другому.). Этот первый удар был нанесен стило (металлическая палочка, которой писали на глиняных и деревянных табличках).
Убийцы стали наносить удары Цезарю непрестанно. Непосвященные в заговор сенаторы, пораженные страхом, не смели ни бежать, ни защищать Цезаря, ни даже кричать. Все заговорщики, готовые к убийству, с обнаженными мечами окружили Цезаря: куда бы он ни обращал взор, он, подобно дикому зверю, окруженному ловцами, встречал удары мечей, направленные ему в лицо и в глаза, так как было условленно, что все заговорщики примут участие в убийстве и как бы вкусят жертвенной крови. Нападение было настолько быстрым, что несколько заговорщиков ранили друг друга. Брут был ранен в руку случайным ударом кинжала, но сам он нанес удар Цезарю в пах.
Во всем мире, благодаря пьесе Шекспира "Юлий Цезарь", стала известна фраза: "Et tu, Brute?", переведенная с латыни как "И ты, Брут?" возможно сказанная Цезарем, когда он увидел подходящего Брута с кинжалом в руке. Впрочем, версии о реакции Цезаря на присутствие Брута разнятся. Согласно римскому историку Светонию, последними словами Гая Юлия была фраза на греческом «καὶ σύ, τέκνον», что в переводе на русский означает «И ты, дитя моё?» («И ты, дитя мое» — может быть, не только выражение общеизвестной привязанности Цезаря к Бруту, но и намек на то, что Брута считали сыном Цезаря от связи с Сервилией (Плутарх. Брут. 5—8; Аппиан. II. 112)). Наиболее же вероятна версия Плутарха, согласно которой Цезарь вообще ничего не сказал, увидев среди убийц Брута.
Распространена ошибка, при которой фраза воспроизводится как «Et tu, Brutus?» При этом говорящий забывает или не знает про то, что имя Брута (Marcus Junius Brutus) по правилам латинского языка здесь должно стоять не в именительном, а в звательном падеже.
Зва́тельный падеж, вокати́в (лат. vocativus) — особая форма имени (как правило существительного), используемая для идентификации объекта, к которому ведётся обращение. Название этой формы «падежом» условно, т. к. в строго грамматическом смысле звательная форма падежом не является
В латыни Звательный падеж (Casus Vocativus) существительных сопадает с именительным во всех случаях, кроме одного: если существительное второго склонения единственного числа в именительном падеже оканчивается на -us, то в звательном падеже оно будет оканчиваться на -e: И.п. barbarus (варвар) — Зв.п. barbare.
В наше время «И ты, Брут?» широко применяется в случаях, когда говорящий считает, что его предал тот, кому он прежде доверял.
Несмотря на большое число напавших на него, Цезарь держался, как великий воин-легионер, пытающийся сохранить свое достоинство для оставшихся потомков. Когда же он увидел, что со всех сторон на него направлены обнаженные кинжалы, он накинул на голову тогу и левой рукой распустил ее складки ниже колен, чтобы пристойнее упасть укрытым до пят и чтобы никто не видел его лицо в смертельных судоргах.
"Все разбежались; бездыханный, он остался лежать, пока трое рабов, взвалив его на носилки, со свисающей рукою, не отнесли его домой. И среди стольких ран только одна, по мнению врача Антистия, оказалась смертельной — вторая, нанесенная в грудь." - Светоний.
В целом, Цезарю нанесли 23 удара. В ногах обрызганной кровью статуи его старого друга, конкурента и зятя, Гнея Помпея Великого. Можно было подумать, что сам Помпей явился для отмщенья своему противнику, распростертому у его ног, покрытому ранами и еще содрогавшемуся.
Гай Ю́лий Це́зарь умер в возрасте 55 лет, 15 марта, 44 до н.э. Цезарь умер, пережив Помпея не многим более чем на четыре года. Цезарю не пришлось воспользоваться могуществом и властью, к которым он ценой величайших опасностей стремился всю жизнь и которых достиг с таким трудом. Ему достались только имя владыки и слава, принесшая зависть и недоброжелательство сограждан.
Он погиб на пятьдесят шестом году жизни и был сопричтен к богам, не только словами указов, но и убеждением толпы. Во всяком случае, когда во время игр, которые впервые в честь его обожествления давал его наследник Август, хвостатая звезда сияла в небе семь ночей подряд, появляясь около одиннадцатого часа (11 часов— за час до заката. По Плинию (II. 93—94), комета появилась 20 июля 44 г.), то все поверили, что это душа Цезаря, вознесенного на небо. Вот почему изображается он со звездою над головой. В курии, где он был убит, постановлено было застроить вход, а иды марта именовать днем отцеубийственным и никогда в этот день не созывать сенат.
Из его убийц почти никто не прожил после этого больше трех лет и никто не умер своей смертью. Все они были осуждены и все погибли по-разному: кто в кораблекрушении, кто в битве. А некоторые поразили сами себя тем же кинжалом, которым они убили Цезаря (О роковой гибели убийц Цезаря говорят и Плутарх (69), и Дион (48. 1), уверяющий, что именно Брут и Кассий покончили с собой тем же кинжалом.) - Светоний.
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.