Сегодня 21 февраля, пятница ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7278
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
IRIS
IRIS
Голосов: 1
Адрес блога: http://www.liveinternet.ru/users/3341029/
Добавлен:
 

Вероника Берс. Не танцевать невозможно

2011-09-22 09:07:01 (читать в оригинале)


«Павлова-это облако, парящее над землей;
Павлова- это пламя, вспыхивающее и затухающее,
это осенний лист, гонимый порывом ледяного ветра…»

Рам Гопал

Джон ЛАВЕРИ Анна Павлова


Передо мной кипа старых открыток. Аккуратные футляры бережно хранят бабушкины сокровища, в которых «Красоты Крыма» мирно соседствуют с «Третьяковской галереей».
Как-то в детстве перебирая бесценную коллекцию, я наткнулась на удивительную черно-белую фотографию. На ней красивая женщина обнимала лебедя. Тонкие черты лица; нежные губы чуть тронула задумчиво-грустная улыбка; большие глаза под сенью длинных ресниц опущены вниз; черные волосы гладко зачесаны назад, а на плече, диковинным ожерельем, покоится голова грациозной птицы.
Прошло время, и я узнала, что прекрасная незнакомка со старинной фотографии балерина и зовут ее – Анна Павлова…


 

С. Сорин. Портрет Анны Павловой.
1924 год

Павлова родилась в Петербурге в один из вьюжных февральских дней 1881года. Поступив в Императорское театральное училище, слабая и болезненная, она прошла все тяготы монастырски- строгой жизни казеннокоштной воспитанницы. Но то, что для других было нестерпимо: ранний подъем, скудный рацион и занятия, занятия, занятия – ее, лишь приближало к заветной мечте, танцевать «как красивая дама, что изображает Спящую красавицу» .
Еще маленькой девочкой, побывав в волшебной сказке, под названием балет, она дала себе слово появиться в ней прекрасной принцессой… и сдержала его. Павлова пришла на сцену Императорского Мариинского театра в 1899году, когда Петипа был еще полновластным руководителем балета и ореол Славы еще венчал его седую голову. Худощавая Павлова, с длинными руками и ногами, не была похожа на балерин стремительно уходящего XIX века, чьи покатые плечи, полные руки и «прелестные головки», украшенные по последнему слову парижской моды, считались воплощением женской красоты.
Красота Павловой была другого рода. Она, словно предвестник больших изменений, несла в себе поэзию символистов, расказывающую о хрупкости и бренности всего земного.








В быстрых сменах ее настроения, то палящее солнце Арля – Ван-Гога, то холод неприступных,горных вершин - Рериха.
Данным Павловой могла позавидовать любая современная балерина. «Колоссальный подъем », тонкие ноги способные сделать «какой угодно батман, какой угодно прыжок» , «пластический баллон – дающий ощущение трепета крыльев на высоком полете» , но не это было главным, беспрерывное горение сердца, вот чем Павлова уже тогда покоряла и знатоков и простых зрителей самых разных социальных слоев.



Как много изящества, застывшей поэзии в каждой позе балерины – это невозможно было не заметить. И заметили! Сам старик Петипа поручил Павловой на третий год работы в театре, сложнейшую партию Никии, которую балерина наполнила истинным трагизмом.
Затем новая вершина - «Жизель», где балерина «рыдала подлинными слезами, жила нервами своего цельного искусства». Она словно пускала зрителей в свою душу, так искренни были ее эмоции, так правдив и пленителен танец.



Восхождение Павловой на балетный Олимп продолжалось. Ее репертуар украшали самые разные роли во всех спектаклях театра, только в «Дон Кихоте» она перетанцевала все имеющиеся в балете женские партии, от жгучей испанки Мерседес, до решительной красотки Китри.
А потом были первые гастроли по Европе, участие в Русских сезонах, расставание с любимым театром и создание своей труппы.
Павлова могла произвести впечатление « железной леди», когда не отменила, вопреки настойчивым просьбам мужа, гастроли по Эквадору в разгар там желтой лихорадки; или когда в Мексике ее Лебедь «умирал» под проливным дождем на открытой площадке; или когда в поисках подлинных народных танцев, она предпринимала рискованные экспедиции в самые отдаленные селения разных стран.




Но железной она не была - бывали и срывы и приступы отчаяния, свидетелями которых становились муж и актеры ее труппы. Обрести душевное равновесие неизменно помогал Балет, великий волшебник, которому была посвящена вся ее жизнь.
Выпархивая на сцену озорной Бабочкой; расцветая, перед зрителями Калифорнийским маком; перевоплощаясь в раненого Лебедя, она забывала обо всем, что тревожило и угнетало. Сомнения, непременные спутники больших творцов, рассеивались, словно туман испаряясь в свете софитов или костров заменяющих рампу.
Павлова любила детей и в конце жизни очень сожалела, что не имеет их.
В Париже русская балерина на свои средства создала и содержала приют для детей эмигрантов.
В какой-то мере детей ей заменяли, обожаемые Павловой, птицы, она могла часами играть со своим ручным лебедем.





Еще одной страстью балерины были цветы, возле ее дома в Англии, однажды разлилось благоухающее «море» из восьми тысяч тюльпанов. Земные блага, деньги, драгоценности не имели для нее никакого значения, в отелях она никогда не снимала дорогих номеров.
Она исключила из своей жизни всю мишуру, сопутствующую знаменитостям, оставила только работу и желание достичь совершенства в своем искусстве.
Иногда, желанное ощущение идеального появлялось на какое-то время и вновь покидало ее, заставляя напрягать силы и работать до изнеможения.
Павлова предъявляла к себе самые повышенные требования, ни на минуту не позволяя себе расслабиться: «Если танцовщица не держит себя в ежовых рукавицах она не долго протанцует»- признавалась балерина. Больше всего на свете она боялась протанцевать «не долго»…



Бесконечные дороги, меняющиеся страны и города, всевозможные отели, неизменно встречали безукоризненно одетую, бодрую, приветливо улыбающуюся звезду русского балета Анну Павлову.
Подчас преодолевая недомогание она неизменно «вела» спектакль там, где он был запланирован и когда впервые за тридцать лет балерина не вышла на сцену в Гааге, публика была удивлена и взволнована.
Банальный насморк перерос в воспаление легких, она не сопротивлялась болезни.
Она понимала, пора уходить со сцены.
Но ведь не танцевать невозможно!
И она ушла из жизни, не задумываясь, 23 января 1931 года.

Вероника Берс





Тэги: балет, жзл, музыка, проза, фотография, хореография

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по сумме баллов (758) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.