Розовая кошка
Все мы ходим
по зеркалу
незрячему,
по стеклу
прозрачному.
Если б ирисы росли
лепестками вниз,
если б розаны цвели
лепестками вниз,
если б корни видели
звёзды и высь,
а умерший спал
с открытыми глазами,
все мы жили бы – лебедями.
Лорка Федерико Гарсиа
(перевод Г. Шмакова)
Hermen (Hermenegildo) Anglada Camarasa / Хермен Англада Камараса (1871-1959) испанский художник из Каталонии, ведущий представитель постимпрессионизма. Родился в Барселоне. Изучать живопись стал в Школе Ллотья у Томаса Морагаса. Затем поступил Академию изящных искусств в Барселоне, где учился а мастерской Модеста Ургелла. Академический отпечаток творчества Ургелла носили все ранние работы молодого Англада Камараса. Первая персональная выставка художника состоялась в Барселоне в 1894 году. В каталоге о Хермане написали, как о «художнике реалистических ландшафтов». Возможно, Англада Камараса и стал бы еще одним талантливым пейзажистом Испании, если бы он в этом же, 1894 году, не решил отправиться во Францию.
Холодные зеленые глаза | Granadina |
В Париже он учился в Академии Жюльена и Академии Коларосси. Во Франции и сформировалась его собственная манера живописи, на которую повлияли картины Эдгара Дега и Анри Тулуз-Лотрека. Первые произведения Англада Камараса в Париже часто изображают ночные уличные сцены, интерьеры кабаре и мюзик-холлов, среди которых, естественно, "Мулен Руж" и казино де Пари. Между 1898 и 1904 годами художник принимал участие в многочисленных международных выставках и, благодаря этому, получил известность. Историки пишут, что экспрессионистские картины Англада Камараса даже сильно повлияли на молодых Пикассо и Кандинского.
В 1904 году художник совершил поездку по Валенсии. В путешествии художник начал писать работы на фольклорные темы. Хермен давно любил писать картины о жизни цыган, картины, изображающие испанские танцы и лошадей, но, видимо, в Париже было не до этих тем. Вернувшись из Испании снова в Париж, Хермен продолжает активно творить. Но парижские сцены все чаще стали уступать на холстах ярким, можно даже сказать, цветастым фольклорным темам, почерпнутым в Валенсии. Художник пишет сложные групповые портреты, в которых женские фигуры изображены с шалями в окружении цветочных мотивов, иногда с элементами наготы, но всегда с выражением чувственности.
В первое десятилетие ХХ века Хермен активно выставляется. Он участвует в Венецианском Биеннале в 1903, 1905 и 1907 годах, получив на последнем Золотую медаль. В 1910 году выставка художника проходит в Буэнос-Айресе, где снова получает высшую награду. Англада Камараса активно сотрудничает с Венским Сецессионом, его работы выставляются в Берлине, Дюссельдорфе, Дрездене, Мюнхене и Кельне. Декоративный стиль художника привлекает внимание Густава Климта (многие искусствоведы пишут о похожести их стилей). Одна из известных работ испанца этого периода - портрет Сони Кламери (Portrait of Sonia Klamery).
*** | Невеста Валенсии |
Успех, закрепленный в Европе, позволяет Хермену основать свою студию в Париже и давать уроки живописи художникам из разных стран. Добавлю еще, что картинами Англада Камараса восхищался писатель Максим Горький. А театральный режиссер Всеволод Мейерхольд (1874-1940) поставил в 1912 году в Санкт-Петербурге спектакль, основанный на картинах каталонского художника
Кристи Англада Камараса
Когда началась Первая мировая война, художник переехал на остров Майорку и поселился в Пуэрто-де-Полленса. На Майорке Херман писал преимущественно пейзажи, но не в реалистическом, а все более декоративном стиле. Он также уделяет внимание изображению рыб и морского дна, представленных также в ярких цветах и декоративной форме. При этом, художник продолжает активно экспонироваться. Его выставки прошли в 1915 году в Барселоне, в 1916 году в Мадриде, в 1924 году в Питсбурге и в 1930 году в Лондоне.
Портрет Сони Кламери
В «майорский» период Англада Камараса решил «завоевать» рынок США, и очень быстро стал в Америке известным и очень успешным художником. Он демонстрировал свои работы во многих городах, в том числе Филадельфии, Чикаго, Лос-Анджелесе и Вашингтоне. Кроме этого, картины художника регулярно видели зрители Барселоны и Мадрида, а еще любители искусства Буэнос-Айреса, Пальма де Майорки, Лондона и Ливерпуля.
| |
Во время гражданской войны в Испании (1936-39) художник сначала перебрался в Барселону, а потом нашел убежище в монастыре Санта-Мария в Монтсеррате. После прихода к власти диктатора Франко, в 1939 году, Англада Камараса был выслан из страны. Художник отправился в изгнание во Францию, поселился в Pougues-les-Eaux, рядом с городом Невер, где прожил до 1948 года. После этого Херман вернулся в свой дом на Майорке и продолжил писать картины. В основном это были фундаментальные натюрморты с цветами. Вернулся художник и к пейзажам, хотя им было выполнено в этот период всего несколько работ.
Ночной Париж
Только в последнее десятилетие жизни художник удостоился заслуженных почестей. В 1954 году Англада Камараса был избран почетным академиком Королевской Академии Сан-Фернандо. В марте 1957 года художник выиграл премию Фонда искусства. Он умер в 1959 году в Пуэрто-де-Полленса на острове Майорка в возрасте 88 лет.
Летучие мыши
Историки искусства называют Хермана Англада Камараса одним из трех величайших художников первой волны «нового искусства» наряду с Хоакином Сороллой и Игнасио Сулоагой. В 1967 году в доме художника был открыт музей. В 1991 году работы Англада Камараса, которые хранились в музее, были приобретены Фондом безопасности искусства (Fundaci; La Caixa). В настоящее время его работы выставлены в штаб-квартире Фонда в Пальма-де-Майорка, известном как Гранд Отель (Grand Hotel).
По материалам статьи Улексии Миссосуповой, 2011
Портрет женщины (Marieta Gonzalez)
Портрет Летиции Бош, герцогини Дуркаль
Цветущий миндаль
Скалы в Formentor
Сад с кипарисами
Побережье Colomer
Смоковница
Грот на дне моря
Пейзаж