Это цитата сообщения Alexandra-Victoria Оригинальное сообщениеАкварелист и график Василий Семёнович Садовников (1800-1879) | Люблю тебя, Петра творенье...
Люблю тебя,
Петра творенье,
Люблю твой строгий,
стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит..."
А.С. Пушкин
Вид Дворцовой площади и здания Главного штаба в Санкт-Петербурге
Василий Семёнович Садовников (16 (28)12.1800, Санкт-Петербург — 26.02.(10.03.) 1879, Санкт-Петербург) — акварелист и график.
Имя В. С. Садовникова занимает одно из центральных мест в ряду художников, посвятивших свои работы изображению Санкт-Петербурга. Он прожил долгую жизнь. И если ранние его акварели и литографии запечатлели русскую столицу времен А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, то на поздних предстает Петербург Ф. М. Достоевского, Н. Г. Помяловского.
Самая знаменитая работа художника, "Панорама Невского проспекта" (1830-е), известная в истории искусства как "Панорама Садовникова", первоначально было выполнена в акварели почти 16-метровой длины, затем переведена на литографский камень и выпущена издателем А. М. Прево. Правую (теневую) сторону Невского литографировал в 1830 г. И. А. Иванов, левую (солнечную) - П. Иванов в 1835 г.
Панорама Невского проспекта
Императорский Зимний дворец, 1843 год.
Открытие памятника Николаю I на Мариинской площади. 1859 год
Торжественный въезд принцессы Александры Саксен-Альтенбургской в Санкт-Петербург. 1847 год
Виды залов Зимнего дворца
Вид Дворцовой площади и Зимнего дворца в Санкт-Петербурге
Вид Мариинского дворца
Точность, с которой Садовников запечатлел главную улицу столицы, вызывала восхищение современников, считавших, что художник создал "самый похожий портрет... красавца Невского проспекта". В этой зрелой работе Садовникова проявились главные особенности его творчества. Точность, можно сказать, документальность в изображении городского пейзажа не лишает его виды поэтического настроения. Петербург в передаче Садовникова - живой город, населенный множеством людей разных сословий. Поэтому правы те, кто считает художника в равной степени видописцем и жанристом.
Балаганы на Адмиралтейской площади. 1849 год.
Вид набережной и Мраморного дворца
Парад на Невском проспекте (возле дворца Белосельских-Белозерских)
Интерьер домашнего театра в Юсуповском дворце. 1852-1854 годы.
Жизнь столичного города художник наблюдал с детства. Крепостной княгини Н. П. Голицыной, послужившей Пушкину прообразом старой графини в "Пиковой даме", Садовников в числе домашней челяди жил в ее петербургском доме. Вольную он получил лишь в начале 1830-х гг., после смерти княгини. В то время тридцативосьмилетний Садовников был уже известным художником. Способности к рисованию у Садовникова проявились рано. По-видимому, определенное влияние оказал на него старший брат Петр, будущий академик архитектуры, мальчиком отданный в обучение к А. Н. Воронихину, известному архитектору и академику перспективной живописи.
Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула
Вахт-парад Кавалергардского полка перед Зимним дворцом
Вид Казанского собора
Николаевский дворец. 1865 год
Огромное значение для Садовникова имело его участие в 1823-27 гг. в раскрашивании литографированных видов Петербурга и окрестностей, издаваемых ОПХ. Благодаря этому обществу, оказывавшему поддержку многим талантливым крепостным, Садовников познакомился с художниками и литографами, которые в дальнейшем сыграли немаловажную роль в его судьбе. Так, К. П. Беггров в 1830-х гг. литографировал многие оригиналы Садовникова, живописец М. Н. Воробьев, руководивший совместно с А. Г. Венециановым работами по раскрашиванию литографий в ОПХ, в 1837 г. возглавлял в АХ перспективный класс для вольноприходящих, - именно в это время Садовников готовил свою программную работу на звание художника.
Вид Невы и Петропавловской крепости
Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства
Садовников был неплохим жанристом и мастером изображения интерьеров. Кроме того, он много путешествовал по России: бывал в Москве, Ревеле, Вильно, Гельсингфорсе, Новгороде и Тамбове. Последний известный ныне лист Садовникова, изображающий интерьер крестьянской избы, датирован 1873 г. и имеет надпись: "Тамбов".
Придворный выезд от главного подъезда Большого дворца в Петергофе
Фельдмаршальский зал
Наследие Садовникова насчитывает несколько сотен листов. Среди них не только законченные композиции, но и множество подготовительных рисунков, а также натурные зарисовки с такими, например, пометками художника: "День был ясный, солнечный". На протяжении десятилетий творческая манера Садовникова менялась. В 1840-х гг. им написаны самые удачные акварели. Для них характерны ювелирная проработка деталей и тонкое, гармоничное цветовое решение. К концу 1850-х гг. Садовников уже работал иначе: рисунок его стал свободнее, смелее, цвет - активнее. Отдельные листы отличаются излишне открытым цветом, почти пестротой.
Арка Главного штаба
Отправление дилижанса с Исаакиевской площади
Вместе с тем мастерство художника заметно выросло. Некоторый упадок наблюдается лишь в 1860-х гг., но Садовников тем не менее продолжал активно работать. Так, в 1862 г. он выполнил панораму Петербурга с Пулковских высот для конкурсного альбома акварелей к 100-летнему юбилею АХ. Скончался художник в почтенном возрасте и был похоронен в Петербурге на Митрофаньевском кладбище могила не сохранилась.
Аничков дворец
Благовещенский мост.
Дом Таля на Мойке
Дом Тарасовой на Фонтанке. 1861 год.
Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейской площади. Начало 1840-х годов
Вид Дворцовой площади с Миллионной улицы. 1830-е годы
Аничков дом с садом на Невском проспекте
Николаевский вокзал 1851 год
Ворота"любезным моим сослуживцам" 1857г.
Спальня в особняке графини З. И. де Шово-Нарышкиной. 1859-1861
Званый вечер в доме Юсуповых. Акварель. 1852–1854 гг
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.