Сегодня 28 декабря, воскресенье ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7281
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Леонид Каганов
Леонид Каганов
Голосов: 2
Адрес блога: http://lleo.livejournal.com/
Добавлен: 2007-12-13 21:28:18 блограйдером Luber
 

заметка 6. ОДНА ГЛАВА ИСТОРИИ ПРО ВЛАСТЬ

2014-10-26 03:46:39 (читать в оригинале)

В США, Латвии, Исландии и многих других странах президентский срок — 4 года.

В большинстве стран Евросоюза — 5 лет.

Почему в цивилизованных государствах принято ограничивать власть одного человека разумным сроком?

Меньше всего мне хочется пускаться в рассуждения и морализаторство, сочинять гипотезы и выкладывать аргументы. Зачем? Я просто процитирую главу из одной документальной книги, которая в свое время произвела на меня огромное впечатление и дала ответ на этот вопрос. Это книга историка Игоря Всеволодовича Можейко «1185 год». Выбрав эпоху (в районе вышеупомянутого года), он рассказывает о событиях, происходивших в то время в разных концах планеты. Рассказывает очень увлекательно и красиво. Поскольку, если кто не в курсе, историк Можейко был куда больше знаменит как великий писатель под псевдонимом Кир Булычев — автор Алисы из будущего и других прекрасных книг.

В этой главе он рассказывал о событиях на территории Камбоджи в ту далекую эпоху. Хотя на мой взгляд, это история об одном человеке. История трагическая и пронзительная.

Игорь Можейко «1185 год», отрывок

На территории нынешней Кампучии история текла иначе. То государство распадалось на несколько княжеств, то в него вторгались армии соседней державы — Тямпы, то оно попадало в зависимость от Шривиджайи, то само покоряло окрестные земли. Но все властители считались живыми богами, главным в стране оставался культ дэвараджи — бога-царя. Государство катилось к распаду. Начались крестьянские восстания, религиозные войны, сепаратистские выступления, заговоры и борьба кланов.

Джаяварман VII был законным наследником престола, старшим сыном. Но когда его отец умер, он отказался от власти в пользу своего младшего кузена. Иное решение повлекло бы за собой гражданскую войну, а принц полагал, что страна и без того сыта войнами. Он уехал из столицы.

Вскоре страну охватило крестьянское восстание, произошел дворцовый переворот, к власти пришел один из придворных. Узнав о перевороте, Джаяварман решил предотвратить новые несчастья, грозившие стране, и поспешил в столицу. Но когда он подступил к ее стенам, оказалось, что его кузен уже убит, а узурпатор твердо уселся на троне. И вновь Джаяварман мирно уходит в тень. Он не хочет крови. Ему уже под сорок.

</td>
У Джаявармана сильное лицо. Широкое, с выступающими скулами, с выпуклым широким лбом. Под размахнувшимися, густыми бровями чуть раскосые большие глаза, нос широкий, ноздри раздуты, очень большой рот с умеренно толстыми, четко оформленными губами, уголки которых опущены, отчего выражение лица кажется несколько презрительным. И крутой, упрямый подбородок. Лицо красивое, энергичное, лицо вождя, а не отшельника.

На страну навалилось новое несчастье: соседнее государство Тямпа воспользовалось ослаблением кхмеров и начало наступать на Ангкор. Ангкор сопротивлялся несколько лет, по ресурсы государства были истощены, и в 1177 году тямский флот подошел к стенам ангкорской столицы. Столица пала, узурпатор был убит. Впервые по улицам Ангкора шли алчные завоеватели, врывались в его храмы, оскверняя гробницы и разбивая статуи. Когда тямы наконец покинули страну, Ангкорской империи фактически не существовало.

И тогда вельможи и монахи из разграбленной столицы отправились на север, где в своем имении жил постаревший Джаяварман, проводя время в сельских занятиях и за чтением мудрых книг. Они бросились в ноги Джаяварману: он был их последней надеждой. Он был единственным бескорыстным и уважаемым князем. Поддавшись уговорам, поверив, что его долг — спасти Ангкор, который стоит на краю гибели, Джаяварман принялся энергично организовывать сопротивление врагам.

Джаяварман решил нанести врагам удар там, где они чувствовали себя неуязвимыми: Тямпа была морской державой, и флот ее господствовал у берегов Индокитайского полуострова. На реках и озерах Ангкора спешно в строжайшей тайне сооружались боевые корабли. Когда флот был построен, Джаяварман приказал посадить на корабли лучших воинов и вывести половину флота в море. На этот раз все совершалось открыто, с шумом, празднествами: царь хотел, чтобы обо всем узнали тямы. Те узнали. И были удивлены, но не испуганы, так как их силы превосходили ту часть кхмерского флота, которую царь решил «обнародовать». Когда же до Ангкора докатились вести о приближении тямской армады, Джаяварман повелел вывести в море и те корабли, что были спрятаны на реках. В 1181 году произошло грандиозное по тем временам морское сражение. Тямский флот был уничтожен. Погиб царь Тямпы, и был подписан мирный договор.

На этот раз Джаяварман не уехал в свои имения. В конце 1181 года он был коронован под именем Джаявармана VII. Когда в стране воцарился мир, Джаяварман приступил к восстановлению столицы и пошел дальше всех своих предшественников. Немалых средств и усилий потребовало возрождение ирригационных систем и водохранилищ, ремонт плотин и каналов, разрушенных за время двадцатилетней смуты. Но без возрождения хозяйства попросту не было бы средств для исполнения широкой программы, задуманной Джаяварманом.

Были проложены широкие мощеные дороги, связавшие столицу с провинциальными центрами. Но проложить дороги было еще полдела. Джаяварман решил позаботиться о тех, кто будет путешествовать по ним. Вдоль дорог были построены гостиницы, всего их было сто двадцать одна.

Следующий шаг Джаявармана был уж совсем необычным. Он приказал построить во всех провинциях империи больницы. Было построено более ста больниц. В надписи, найденной возле одной из них, приводятся слова Джаявармана, сказанные им о самом себе: «Он страдал от болезней своих подданных больше, чем от собственных, ибо горести народа, а не свои горести составляют заботу царей». В каждой больнице было девяносто восемь человек — врачи и обслуживающий персонал. Лекарства они получали с царских складов. К каждой больнице были прикреплены деревни, которые снабжали больных пищей, за что освобождались от налогов. Подобного не сыщешь ни в одной средневековой стране.

Позаботившись о телесном здоровье народа, Джаяварман перешел к делам духовным. В столице и провинциальных центрах были открыты многочисленные школы для ремесленников и художников. При буддийских монастырях и независимо от них существовали школы, где преподавали философию, риторику и искусство поэзии. Была создана даже академия для женщин, которую возглавила жена Джаявармана, Индрадэви, женщина мудрая и ученая.

В стране царит мир. Правит ею царь, который столько раз отказывался от власти и пришел на помощь народу лишь в час крайнего бедствия. Мудрая власть его — отеческая рука, простертая над миллионами подданных...

И самое удивительное, что все это — правда. До определенного момента.

Метаморфоза, происшедшая с Джаяварманом, кажется удивительной, когда смотришь на те события с высоты столетий, и объяснения ей мы никогда не получим.

До пятидесяти лет Джаяварман прожил в тишине своей добровольной ссылки; истинный буддист, он отрешенно смотрел на мирскую суету современников. Можно предположить, что, будучи призван на царство и вступив в отчаянную схватку с тямами, он почитал свои действия лишь выполнением долга и верил, что, добившись мира, вернется к покою отшельничества. Но дальше действовала железная логика событий. Джаяварман короновался. И старался быть идеальным буддийским монархом.

Но нельзя быть правителем государства, охватывавшего большую часть Индокитайского полуострова, занимаясь лишь строительством больниц и гостиниц. Снова зашевелились тямы, к войне с Паганом толкал Цейлон, сложно складывались отношения с островной империей Шривиджайя. Внутри страны подняла голову оппозиция. Джаявармана окружали тщеславные жены и родственники, напыщенные брахманы, жрецы бога-царя, каковым он быть не желал... Легко оставаться скромным буддистом, живя в отдаленном имении. Куда труднее, если ты вознесен на вершину власти и у твоих ног ползают князья и вельможи, перед тобой склоняют головы иностранные послы, а поэты создают тебе панегирики.

Неизвестно, произошла ли перемена в Джаявармане мгновенно и однажды утром он проснулся другим человеком, или этот процесс шел постепенно — процесс превращения человека, чуждого тщеславия, в тирана, страдающего манией величия. Можно примерно указать тот рубеж, после которого мы уже не видим прежнего Джаявармана. Это конец 80-х годов. Почва для такого превращения была подготовлена традицией Ангкора, культом бога-царя. Культ личности как бы сидел в засаде, поджидая момента.

И дождался.

Старый царь провозгласил себя живым богом, земным воплощением бодхисаттвы Локешвары, будущим Буддой. И, разумеется, чакравартином — покорителем вселенной. Джаяварман в одночасье забывает о собственных принципах. И на страну, лишь недавно вздохнувшую свободно и поверившую в приход счастливых времен, обрушиваются страшные бедствия.

Царь собирает громадное войско и бросает его против Тямпы, шлет армию завоевывать Южную Бирму, покоряет княжества Южной Малайи. Все эти действия уничтожили то, к чему он стремился ранее, и были сходны с попыткой рубить мечом жидкое тесто. Как только вытаскиваешь клинок, тесто смыкается. Тямпа была покорена, столица ее разрушена, и король привезен в цепях в Ангкор. Но через несколько лет оставленный там марионеточный властитель изгнал кхмеров. Паган вернул себе южные провинции, да и малайские княжества вскоре забыли о кхмерском завоевании.

Но войны, которые будут идти без перерыва до самой смерти Джаявармана, — только часть беды. Вторая — безумное строительство сооружений, призванных возвеличить живого бога. Оно тоже будет вестись непрерывно до самой смерти Джаявармана. Вчерашний благодетель обескровил государство. И трагедия усугублялась тем, что прожил Джаяварман удивительно долго. Судя по надписям, он умер лишь в 1218 году, дожив до девяноста лет. Самым невероятным произведением Джаявармана стал храм Байон. Ничего подобного для прославления одного человека на Земле не делалось. Фантастическая изобретательность больного манией величия царя вызвала к жизни фантастическое творение зодчего. В центре столицы было построено приземистое сооружение, состоящее из каменных галерей и низких залов. Все они богато украшены барельефами — удивительными по экспрессии сценами боев с тямами. Куда ни посмотришь — кипит сражение. Гибнут корабли, крокодилы пожирают тонущих, слоны топчут воинов, люди убивают друг друга под деревьями и среди городских строений — голова кружится от бесконечного жестокого боя. И на этом постаменте, воспевающем насилие, поднимаются к небу пятьдесят башен. Они стоят тесно, они подобны толпе гигантов, господствующих над городом. Каждая из четырех сторон каждой из пятидесяти башен представляет собой многометровое каменное лицо царя Джаявармана. Двести лиц царя возвышались над столицей и отовсюду были видны — задумчивые, глядящие вниз, большеротые, лобастые, вечные.

Джаяварман не ограничился Байоном. Его лица глядели с въездных башен, на площадях и в храмах стояли его статуи.

Повелитель дряхлел. Но все новые и новые башни с его лицами воздвигались в империи, и лицо царя на них не менялось. Да и могут ли морщины избороздить лицо бога?

Давно уже перестали строить в Ангкоре больницы и гостиницы, прекратилось сооружение водоемов и каналов: каждый камень из каменоломен везли в город, чтобы положить в стену нового храма или новой башни.

Обезумевший от веры в собственное величие, впавший в маразм, царь каждое утро садился в носилки, и его несли по строительным площадкам. И он смотрел, как поднимаются стены, и торопил зодчих: каждый храм был его божественной заслугой, царь старался заработать себе славу, достойную Будды.

Исследователи обратили внимание на то, что от многочисленных храмов и монументов, созданных в последние годы жизни Джаявармана, до нас почти ничего не дошло — только развалины. И когда они стали искать причину, обнаружилось, что эти здания были построены халтурно, на живую нитку. Видимо, архитекторы понимали, что от них никто не требует истинно великих произведений — нужно было одно: много, много, еще больше храмов!

...На следующий год после смерти Джаявармана его сын был вынужден окончательно вывести войска из Тямпы. Империя съеживалась. Ее дни были сочтены.

Заметьте: я не собираюсь никак комментировать эту историю. Я просто рад, что вы ее тоже сейчас прочли. И считаю, что ее должен прочесть каждый. Желательно — преподавать в школах. Потому что маст рид.

все заметки этой серии (и продолжение следует):

2014-10-26: заметка 6. ОДНА ГЛАВА ИСТОРИИ ПРО ВЛАСТЬ
2014-10-10: заметка 5. ИНДУЦИРОВАННЫЙ ПСИХОЗ И МАССОВЫЕ ПСИХОЗЫ
2014-10-04_USA: заметка 4. ГРЕХ И КОВАРСТВО США
2014-09-15_krym: заметка 3. ЧЕЙ И ЗАЧЕМ КРЫМ
2014-09-12_maxwell: заметка 2. ПЛОХОЙ НАРОД И ДЕМОН МАКСВЕЛЛА
2014-09-08_imperia: заметка 1. ИМПЕРСКОЕ МЫШЛЕНИЕ



это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2014/10/26.html

Книжку порекламирую

2014-10-23 08:10:09 (читать в оригинале)


Евгений Лукин «Они тебя защитят»
Леонид Каганов «Когда меня отпустит»
К.А.Терина «Фата-моргана»
Дарья Зарубина «Старая школа»
Сергей Лукьяненко «Обыденный дозор»
Александр Бачило «Правильная сказка»
Александр Тюрин «Шизогония»
Виктор Дубчек «Чёрные корабли»
Василий Орехов «Мертвые»
Дмитрий Силлов «Квадратное солнце»
Юлия Зонис «Игра в гольф на крикетном поле»
Николай Желунов «Фиолетовая румба»
Наталья Резанова «Зимняя стража»
Вячеслав Бакулин «Сказанья врут»
Святослав Логинов «Дар любви»

Прочел сегодня позитивную новость: вышел сборник фантастических рассказов и повестей, собранный Андреем Синицыным и продается уже на ОЗОНе. В сборник вошли прекрасные авторы (список сами видите). В частности, там есть мой рассказик «Когда меня отпустит». Этот рассказик был написан в конце марта 2012 на «Роскон-Грелку». Тема звучала так: «Мягкая конструкция с вареными бобами. Дополнительные условия: В тексте должны присутствовать фраза 'двенадцать лет' и слово 'пассионарность'». На конвент Роскон я в тот год не попал из-за поездок, поэтому в конкурсе так и не поучаствовал. Но рассказик остался и принялся жить собственной жизнью, изменяя окружающую реальность под себя. С марта 2012 года поганенький текст уже настолько преобразил ближнее подмосковье и все прочие уголки глобуса, что к осени 2014 на его прижизненную публикацию я уже, понятное дело, не надеялся. Но талант и чувство юмора Синицына победили. Теперь, я думаю, все будет хорошо. А сборник приобрести настоятельно рекомендую — реально очень сильный состав.



это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2014/10/23.html

КОНКУРС СТИШКОВ ПРО ЭКОНОМИЮ - ПРИЗ iPhone 6!

2014-10-20 18:06:33 (читать в оригинале)


Уже всем давно известно, что читатели этого блога — таланты, поэты и фотографы. Поэтому у нас — новый конкурс.

Сперва надо сказать, что конкурс приурочен к выпуску мобильного приложения Dr.Tariff. Это мобильное приложение (iOS, Android), которое оценивает расходы (звонки, СМС, интернет-траффик) и помогает выбрать оптимальный тариф в 83 регионах России. Это очень полезная информация — особенно учитывая, что у нас уже давно действует закон, позволяющий переходить между операторами без смены номера.

Приложение позволяет:

— мониторить платные опции для борьбы с незаконным списанием
— управлять бонусами от мобильного оператора (люди часто не пользуются ими, а там есть, чем поживиться)
— виджет баланса и журнал затрат (сколько денег было потрачено и на что — система определяет по номеру оператора и регион собеседника)
— пополнение баланса, привязанного к банковской карте Сбербанка, Альфа банка, Связного банка или QIWI (для Beeline, MegaFon, MTS и Tele2)
— поддержка аппаратов с двумя симками, раздельная статистика (для владельцев iOS не актуально, само собой)
— удобные графики и диаграммы статистики звонков, SMS и интернет-трафика (WiFi приложение отличает)
И заодно полезно узнать, с кем вы общаетесь в месяц больше всего.

Блог разработчиков: http://habrahabr.ru/company/drtariff/
Вскоре я протестирую приложение и расскажу о впечатлениях.


Ну а теперь о самом конкурсе.

Тема конкурса — стихотворение об экономии, сроки 20-27 октября

Экономия понимается в самом широком смысле. Никто не просит вас славить именно приложение Dr.Tariff. И даже не обязательно писать именно об экономии мобильных средств, хотя это интересная тема. Любая экономия денег, воды, света, времени, сил — пишите, о чем попросит ваша творческая муза, лишь бы это было интересно или смешно.

Жанр — любой поэтический

Стихи, четверостишия, частушки, пирожки/порошки и т.д. В одном сообщении может быть несколько произведений. В произведении не приветствуется мат (заменяйте звездочками).

Приз победителю — iPhone 6

Победителя выбирают представители мобильного приложения Dr.Tariff. При прочих равных будет приниматься во внимание число набранных плюсиков читательских симпатий, оценивайте понравившееся. Пересылка приза в пределах России.

Распространение приветствуется. Удачи!

PS: В комментариях — только конкурсные работы, не будем загромождать поляну лишними обсуждениями, ладно? Чтобы ваша работа гарантированно попала к жюри, прошу продублировать комментарий в оригинале заметки именно на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2014/10/16_eco.html



это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2014/10/20_eco.html

Баланс белого

2014-10-20 08:57:30 (читать в оригинале)


В Москве теперь так. Счастье-то какое! Хотя я слышал, есть люди, которые любят лето...



это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2014/10/20.html

Грибнику на заметку

2014-10-17 17:47:07 (читать в оригинале)


грибник, не бери польский гриб!
НАКАЖИ ЕВРОСОЮЗ!



это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2014/10/17.html


Страницы: ... 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 ... 

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.