
В статье «На пороге нового мира – есть ли субъект стратегического действия?» директор Центра русских исследований Андрей Фурсов раскрыл суть кургиняновщины едва ли не лучше самого Кургиняна. Прочитать статью Фурсова это всё равно, что с фонарём войти в тёмную кладовую Кургиняна с его «Сутью времени».
Основные тезисы статьи
Основные тезисы приведенной выше по ссылки статьи таковы:
— «глобальный неолиберальный капитализм исчерпал возможности своего развития»,
— мировая «корпоратократия» (ТНК), сломавшая СССР («делалось это всё под взмахи дирижёрской палочки Хозяев Мировой Игры»), ставит цель развала РФ,
— при таком противодействии перед ещё не существующим «субъектом стратегического действия» (ССД) ставится цель – «превращение РФ в новую историческую Россию», «сильную, мощную, процветающую Россию, державо-(системо-)образующим элементом которой выступает русская нация, живущая осмысленно, в соответствии со своими ценностями (главная из которых – социальная справедливость), в достатке и безопасности»,
— для достижения цели ставится предваряющая её задача – «воссоздания жизнеспособной, полноценной русской нации», сначала «ядра нации» 7-8% населения,
— «кто будет создателем нации?» ССД, «знающий, куда двигаться». «На данный момент такой субъект в РФ не просматривается»,
— уточняется задача для ССД – строить русскую нацию на основе «имперского национализма» с оттенком-духом интернационализма,
— «социальный строй новой России должен создаваться по позитивному принципу – не антикапитализм…, а некое положительное начало, возникающее на стыке русской традиции и мировой истории. Туманно? Да. Но развеять туман может только историческая практика, реализующаяся в виде социальной борьбы»,
— детали строительства – «общество с минимально выраженными классовыми различиями («нация- корпорация»), характеризующееся приматом общественной (государственно-корпоративной) собственности, слабо выраженной поляризацией (децильный коэффициент не более 5:1» (а у Кургиняна в двух десятках передач «Суть времени» социальный строй новой России вырисовывается ещё менее отчётливо: нЕчто в гремушках и кибуцках – наше примечание при цитировании),
— «кто может быть союзником ССД на мировой арене?…Группы, заинтересованные в относительно эгалитарном посткапитализме, в сохранении гуманитарных и демократических достижений буржуазного общества… Этот интерес может материализоваться в надидеологическом союзе консерваторов и марксистов, которые в условиях кризиса обретают одного и того же противника, если не врага, и одни и те же задачи… нужен V Интернационал»,
— «что есть главное оружие ССД (которое ещё не создано – наше примечание)? …ЗНАНИЕ и ПОНИМАНИЕ – собственной страны, мира, …законов истории и тайного и явного управления историческими процессами». «А вот с этим – с наукой об обществе – у нас (да и в мире) самые серьёзные проблемы». (Нет, не у нас, а у вас, в ваших институтах и центрах, в том числе и мировых, понапрасну проедающих денежки налогоплатильщиков. Заметно, как терминологией КОБ-Концепция Общественной Безопасности –www.dotu.ru- пользуется-значит читал, но ничего не понял, поэтому и не нашел в КОБ науку об обществе, которая там есть, и о существовании КОБ молчит – наше примечание),
— «как и откуда может появиться ССД?» «…необходимым, но недостаточным условием становления ССД является… раскол верхушки, властвующей элиты». «В каких условиях происходят расколы верхов?» В условиях бури: «буря – это угроза, но это и шанс. Только в условиях бури, ходящей ходуном палубы и скрипящих мачт, моряки могут избавиться от захвативших их судно пиратов, пошвырять их за борт, а оставшихся, когда стихнет, — вздёрнуть на рее». (На корабле Земля плывут и сторонники КОБ, и подвижники КПЕ-Концептуальной партии Единение. Судя по отношению к ним на форуме Кургиняна, их тоже на рею, а могут упечь и в ГУЛАГ имени Троцкого и Френкеля, и Фурсова, – наше примечание).
«Буря Столетия создаёт условия для возникновения ССД».
Все тезисы составлены, в основном, из цитат по источнику: forum-msk.org/material/society/5756690.html
Наша интерпретация
Наша интерпретация (не более того): — Ну, что за парень – этот Фурсов? Ну, чем не троцкист? Основной признак троцкизма (одержимости) налицо: туманная сложность не проясняется, а действовать уже приспичило. Главное для троцкистов – быть в ядре и «пусть сильнее грянет буря». А их в мире – видимо-невидимо. Ведь психтроцкизм не только в большевизм проник, но и в либерализм, в социал-демократию, в буржуазную демократию, «игроки» которых (это они сами постоянно так называют друг друга, как будто за столом Истории собрались только картёжники: безбожники против безбожников) стали составными частями властвующей российской элиты. Вследствие чего в России наблюдается переизбыток троцкистов. Во всех щелях сидят, и даже, скажем по секрету, в рядах сторонников КОБ сидят и мечтают, как бы этих так называемых «потусторонников» марксизмом отравить.
В чём сходство Фурсова и Кургиняна? По оглашению – оба преследуют благородную цель: соорудить «ядро», забодать либералов и построить в России капитализм и социализм одновременно. У обоих замах глобальный, один говорит: «Даёшь 5-ый мировой Интернационал», а другой: «Даёшь мировой Сверхмодерн». При этом Кургиняну хочется чего-то советского: то ли шампанского, то ли имперского, то ли масонского…
Да, пожалуй, С.Кургинян и А.Фурсов выпущены из одного флакона: троцкисты, атеисты. Те, что из флакона, они любят не Божью Правду, они любят свою правду. Не в кавычках, но с маленькой буквы, потому что это кусочек правды, из которого, обернув его ложью, можно изготовить «артиллерийское орудие» (И.Солоневич).
В сериале «Суть времени» частенько появляется удивительная маска: троцкист Кургинян встаёт во главе своей колонны с портретом Сталина. Сталин для них – зацепка, врЕменная вывеска. В СВ-16 нарисован цветок: точка десталинизации – точка возврата. Однажды они вернутся в эту точку и вдруг, забыв под чьим портретом шли, сами десталинизационно плюнут, ведь у них на кургиняновском eot.su в списках рекомендованной литературы нет трудов Сталина.
А может быть у Кургиняна, в умолчаниях, кроется и какая-то другая цель? Ведь говорит же его попутчик Фурсов туманно всего лишь о некотором «положительном начале» и о том, что «развеять туман может только историческая практика»? В затянувшемся сериале «Суть времени» идёт трёп об «идеалах», об «Идеальном», о метафизике, об аттракторном матраце, а концепции будущего жизнеустройства и даже идеологии нет, как нет, а деятельность активистов уже развёрнута. Тогда что же строится?
В СВ-19 ставится задача: «собрать силы». И силы эти собрать под знаменем «мирового левого мировоззрения», выведя его «из состояния ничтожества». То есть становится очевидным, что строится новая «элита». Как утверждает Кургинян, без иерархии, по ролевому принципу. Но так не бывает. «Элита» строится благодаря вознаграждениям. Вот они в СВ-18: «Степень соответствия всем этим ролевым функциям, степень активности и эффективности их исполнения будет оценена. Чем? Мерой интеграции в деятельность. (Хорошо было бы, если б ответили и на вопрос: Кем и как конкретно оценена? – наше примечание при цитировании). Интеграция в деятельность будет происходить в соответствии с вкладом и желанием. Хочешь – интегрируйся, не хочешь – находись на большей дистанции. Это как костёр. На него кто-то хочет смотреть издалека, а кто-то хочет обсохнуть после дождя. Всё свободно, но костёр горит. Если вы хотите интегрироваться в деятельность и если вы что-то сделаете (например, на кургиняновском форуме заткнёте рот «конкурентам», таким, как сторонники КОБ – наше примечание при цитировании), то вас будут уважать, к вам будут прислушиваться, с вами будут вступать во всё более и более тесный диалог».
Итак, горит костёр-ядро в Женеве (это 100%). Рядом с костром сидит тот, у кого 99-я степень посвящения, …чуть подалее тот, у кого 33-я степень посвящения, …ещё далее, на краю, тот, у кого 1-я степень посвящения. И получается, что строится иерархия (если следовать А.Фурсову, то ССД) по масонскому принципу: ты там посиди, помёрзни, а мы тут, брат, за тебя всё порешаем. И какую идеологию мы вам, в конце концов, прилепим, это нам решать. И «вступать во всё более и более тесный диалог» с вами – это нам решать, ядрёным иерархам. И это «на пороге нового мира»? А что нового? Ничего – всё то же управление толпой и всё тот же сознательно неискоренимый принцип толпо-«элитаризма»: каждый в меру понимания работает на себя, а в меру непонимания – на тех, кто больше понимает (на оценщиков «степени активности и эффективности»).
Для «понимающих» сделаны намёки:
— на готовность №1 к сентябрю 2011г. (начало выборной кампании),
— на готовность №2 к 2017 г. («пусть сильнее грянет буря!»)
Итак, конкретно проводится интеграция пассионариев.
Куда? Сгон в электорат? Запись в революционеры Земного шара?
Кому? Кто востребовал «явление Кургиняна народу»?
И почему Кургинян и Фурсов выпущены из флакона, а Концепцию Общественной Безопасности стараются запихнуть в бутылку, чтоб её никто не видел? И что за момент выбран, чем он удобен?
Попробуем поискать ответ в недавно изданной книге «Политическое цунами», выполненной коллективом авторов во главе с Кургиняном (каждый из них публиковал свои статьи в газете «Завтра»).
В книге рассмотрены последние «горячие» события в Северной Африке и на Ближнем Востоке – разогрев «Большой исламской дуги», поставлены естественные вопросы (которые никак не обойти): кому и для чего этот разогрев нужен? То есть – кто субъект глобального управления и каковы его цели? Ответ дан неверный. Видимо, потому, что в круг понятий Кургиняна и соавторов не входят некоторые принципиальные утверждения КОБ:
1) процесс глобализации, в основном, как процесс сосредоточения, концентрации производительных сил планеты, идёт уже тысячи лет; и этот процесс объективный, а управление этим процессом – субъективно;
2) естественно столько же времени существует субъект управления процессом глобализации, построенный на кланово-мафиозной основе, который назван в КОБ глобальным предиктором (ГП);
3) всё это время субъектом управления реализовывался библейский проект глобализации, основанный на ростовщичестве (а позже и на биржевых скупках), на принципе управления «разделяй и властвуй», на злонравии толпо-«элитаризма» — изощрённой формы рабовладения.
Обратимся к содержанию вышеупомянутой книги, наполненной обильной фактологией. Аналитика сосредоточена в главах 10,11,12.
Глава 10. (В которой для Иа-Иа строят дом на Пуховой Опушке). Территория интерпретаций.
При рассмотрении хода мирового исторического процесса и описании современной картины мира авторы используют простенькие мыслесхемы, которые легко могут восприниматься читателем. Но насколько легко, настолько и легкомысленно. Эпоха последних 500 лет названа «эпоха Модерн», так как, по мнению авторов, на этом отрезке времени не стихийно, а «на основе чёткого замысла» был создан тип общества «Модерн», что позволило им говорить о проекте «Модерн». Фактически ими признаётся, что был автор проекта, то есть субъект управления. Однако, увы – субъект управления не назван. Как мы понимаем, «ГП» произносить запрещено, так как он отнесён к категории «зловещих затаившихся заговорщиков», которых нет на свете.
Вот как характеризуют авторы книги проект «Модерн»:
«Содержание уходящей эпохи – всеобъемлющая и безальтернативная монопроектность, согласно которой в мире есть только Модерн и ничего больше. В соответствии с проектом «Модерн», весь мир идет к прогрессу, гуманизму. Все мы рано или поздно разовьемся. Мы можем развиваться с низкого уровня производительных сил до высокого. Или с высокого – до самого высокого. Но рано или поздно мы все будем там, наверху, все будем гуманизированы, прогрессивны и сольемся в единое человечество. Вот что такое эпоха Модерна».
Это не реальная эпоха. Всё это сложилось в головах не проектантов «Модерна», а авторов книги, которые взглянули на ход истории с одной стороны, со стороны известной только им совокупности идеалов.
А вот ещё как характеризуют авторы ту эпоху: «Подлинный, всечеловеческий проект «Модерн» имеет всеобъемлющее всемирно-историческое содержание. Он духовно полноценен. Под предводительством его адептов человечество способно двигаться к новому идеалу».
Да-а-а. Вот это писатели эпохи раннего романтизма! Смелое, даже вызывающее утверждение. Но, во-первых, как это утверждение согласуются с показанными в СВ-13 антропологическими ножницами: техническая среда человечеством развивается, а его духовность падает? Во-вторых,
пока моторы прогресса – Ломоносовы и Ньютоны, Яблочковы и Эдисоны, Пушкины и Толстые, Бетховены и Римские-Корсаковы (имена которых всегда надо писать с большой буквы) верили в грядущий гуманизм и беззаветно творили, управляющая «элита» страдала вседозволенностью и назначала сама себе, монопольно высокую цену за ниКУДЫшное управление.
Тут неизбежно возникает вопрос: для чего авторам понадобилось под шаловливой шапочкой «Модерн» маскировать толпо-«элитарный» характер обществ во всех странах, колониализм, непрекращающиеся войны, инструменты порабощения стран и народов (ростовщичество, спекуляции на биржах)? Думается, для того, чтобы закрепить в подсознании:
без «элиты», ну, никуда! – предлагаем новую «элиту»! – принимайте!
Если очистить «Модерн» от воспеваемых ему од, то можно принять только то, что и у авторов сквозит: «Модерн» — это общество, сумевшее в конкретных исторических условиях обеспечить техническое развитие, то есть провести техническую модернизацию. И согласится с тем, что:
«Модерн» старый – давно проводимая модернизация технической среды в странах Европы (Великобритания, Германия и др.) и США,
«Модерн» новый – модернизация технической среды, осуществляемая сейчас Китаем, Индией.
Далее речь идёт о том, что в повестке сегодняшнего дня стоит вопрос об осознанном демонтаже «Модерна». Закономерно ставится вопрос: «Кого и почему Модерн перестал устраивать?»
Строгого ответа на этот вопрос в книге найти невозможно, потому что далее переплетаются – то разделяются, то обнимаются – две проблемы:
Очевидная и давно обсуждаемая мировая проблема роста населения планеты, роста экологической нагрузки на биосферу Земли, нехватки энергетических ресурсов для всех.
«Менее стратегическая» проблема, связанная с тем, что США стремятся сохранить за собой мировое (финансовое и военное) господство.
По мнению авторов, сохранению господства США в мире (проблема 2) мешают Китай, Индия, Вьетнам – модернизирующийся «Большой Дальний Восток» (БДВ) в их терминологии. Для того чтобы опустить БДВ, США, якобы, осуществляют переход от стратегии «нового мирового порядка» к стратегии «нового мирового беспорядка», к управлению хаосом. (Заметим сразу, что установление хаоса малыми усилиями возможно, а вот управление хаосом, то есть управление в условиях невозможности прогнозирования поведения объекта, — проблематично, «рыночный механизм» тут не изобретён). С этой целью, считают авторы, США осуществляют разогрев «Большой Исламской Дуги» (БИД). Возникает сомнение: а какой смысл США энергично заваливать Китай (с высоковероятной угрозой возникновения мировой ядерной войны), если там сосредоточено производство с участием транснациональных корпораций (ТНК)? Само существование ТНК указывает на транснациональный характер субъекта глобального управления – ГП, которому начхать на любое правительство любой страны (марионетки) и на любую часть американской «элиты» и который способен инициировать перестройку и в самих Соединённых Штатах Америки с целью раскромсать их соединение.
Авторство «стратегии мирового беспорядка» приписывается части американской элиты (напоминающей «зловещих затаившихся заговорщиков»), генерирующей идеи, как говорится, «за широкой спиной» Бжезинского.
Что касается проблемы 1, глобальной, стратегической, то для её решения действительно требуется проектирование новой архитектуры мира. Вопрос только в том, на основе какой концепции жизнеустройства это делать? Если на основе КОБ, то можно спроектировать действительно новый «миръ – отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны; лад, согласие единодушие», по В.И.Далю. Если же на основе старой концепции ГП, то будет спроектировано «хорошо забытое старое», которое авторы книги, верные схематизму, разрисовали, введя три кубика: «три проекта – Постмодерн, Модерн, Контрмодерн».
Характеристики этих проектов в «Политическом цунами» таковы.
«Постмодерн – это не культурный изыск, а самый мощный и эффективный за всю человеческую историю способ дегуманизации, расчеловечивания. Он отменяет все исторические константы, подлинность, смысл, историю. Он открыто настаивает на том, что даже проект «Человек» подлежит полному демонтажу. То есть он настаивает на отмене единства вида homo sapiens, единства рода человеческого.
Но если человеческий род не един, то можно любым способом корректировать, например, численность населения. Весьма серьезными людьми обсуждаются крайне радикальные схемы подобной корректировки. Но главное, что сама идея корректировки становится легитимной. Если часть человечества – это «почти что люди», то почему нельзя корректировать поголовье таких «особей»? Откуда муки совести при подобной корректировке? Ведь эти муки не беспокоят животноводов, корректирующих поголовье крупного рогатого скота!
Постмодерн – это мягкий, но очень эффективный неонацизм».
«Модерн – это то, что происходит сегодня на Большом Дальнем Востоке: в Китае, Индии, Вьетнаме и так далее».
«Контрмодерн – это во многом искусственная конструкция, призванная обеспечить жизнь части человечества в состоянии фундаментального неразвития. То есть в состоянии гетто.
Контрмодерн развивается по постмодернистской социотехнологии – за счет регресса, архаизации. Контрмодерн – это вторичная и еще более последовательная колонизация (! – восклицательный знак – приз от цитирующих) периферийных народов, возвращение этих народов в состояние вечной периферии. Это своего рода «мировая деревня» при «мировом городе». В какой бы стране мира Контрмодерн ни реализовывался, это всегда поразительно напоминает нацистский план «Ост» по порабощению славян и других «неполноценных» народов».
«Контрмодерн на определенной части земного шара – вот к чему последовательно ведет элита, занятая созданием новой глобальной архитектуры, сформированной на основе демонтажа Модерна».
«Контрмодерн, Постмодерн и суррогатный Модерн – это три миропроектных модуля, из которых хотят (кто? – вопросительный знак – верните приз цитирующим) соорудить новый мир».
Ничего нового авторы не сообщили миру: «хорошо забытое старое» – это давно обсуждаемая в мире доктрина: «золотой» миллиард – вспомогательный миллиард – остальных на рею.
Но не кричит ли весь этот процитированный текст о том, что субъект глобализации существует, но назвать его авторы книги никак не осмеливаются?
Глава 11. (В которой в Лес приходит Тигра и завтракает). Прогноз.
Здесь интересно вот что. Прогноз событий в случае реализации стратегии ГП привязан к датам.
«Если победит эта тенденция, то радикалистский разогрев Большой исламской дуги от Марокко до Индонезии завершится в 2013– 2014 гг».
«К 2015–2016 гг. неизбежно начнется экстремальное подключение к этой дестабилизации Израиля. Это просто не может не произойти, коль скоро весь Большой Ближний Восток продолжит дрейф в нынешнем направлении.
В таких условиях нельзя исключить не только ядерный конфликт (между Израилем и Ираном), но и ядерные конфликты (например, «веерный» ядерный ответ Израиля на любую ядерную атаку)».
«К 2017–2019 гг. управляемый хаос превратится в хаос неуправляемый. Радикализация политической жизни, вызванная ростом экономических проблем и взаимных притязаний, может породить не только локальные, но и крупные ядерные конфликты».
Глава 12. (В которой Тигру укрощают). Рекомендации.
«Если выдвигаемая нами гипотеза, при всей ее нетипичности, справедлива, то возникает естественный вопрос: что делать? Ведь если нет ответа на этот вопрос, то рассмотрение подобных крайних гипотез представляет собой «глас вопиющего в пустыне», и не более того. Меньше всего нам бы хотелось выступать в этой роли. Поэтому мы предлагаем вполне конкретную программу действий, состоящую из нескольких пунктов.
1. Предлагаемые нами соображения – не более чем эскиз. Каждый штрих в этом эскизе надо детализировать и проверять, проверять и детализировать. Необходима огромная коллективная работа для того, чтобы либо подтвердить (и, разумеется, скорректировать) нашу гипотезу, либо отвергнуть ее. Предположим, что гипотеза подтвердится. Что тогда?
2. Тогда надо сделать все возможное для того, чтобы превратившаяся в гипотезу модель была широко обсуждена во всем мире. Эту модель нельзя превращать в эзотерическое тайное знание. Она должна быть предъявлена максимально широким слоям общества, изложена на доступном, внятном идеологическом языке, превращена в повестку дня, содержащую в себе как совокупность вызовов и угроз, так и совокупность ответов.
3. Вокруг такой идеологии может начаться объединительный процесс. Есть много социальных субъектов самого разного рода – государственных и негосударственных, – для которых подобное развитие процесса несовместимо с фундаментальными интересами как идеального, так и прагматического характера. Пока угроза (или угрозы, вызовы и так далее) не доказана и не проработана, не предъявлена обществу и не оформлена мировоззренчески до конца, нет никакой возможности политического объединения, создания широкого международного фронта сил.
На этом этапе мировоззрение (угроза, идеология ответа и т.д.) превращается в политику. Создается широкий фронт общественных сил.
4. Наличие общественных сил и союза интеллектуалов, способных доказательно говорить о данной угрозе, – вот то, что должно быть предъявлено государственным и иным силам в качестве предмета для рассмотрения. Это предъявление не должно иметь ничего общего с экстремизмом, радикализмом. Оно должно быть максимально мягким, дружественным, ориентированным на интеграцию в определенный блок сил и идей всех тех, кому это представляется важным и необходимым.
5. В результате может сформироваться союз государств, способный предотвратить скатывание процесса в рассмотренное нами опаснейшее русло. Что может быть сделано как за счет торможения опасных тенденций, так и за счет предъявления обществу альтернативных тенденций. 6. Союз государств – это важный, но не конечный этап. На наших глазах, к нашему глубокому сожалению, Организация Объединенных Наций претерпевает те метаморфозы, которые претерпевала ее предшественница – Лига наций – перед Второй мировой войной. Для того чтобы не допустить наихудшего, надо успеть либо укрепить ООН, либо создать весьма масштабные альтернативные международные организации. Обратим внимание на то, что эти организации уже создаются де-факто. И что отсутствие конструктивных альтернатив может сделать ООН жертвой альтернатив деструктивных.
7. Предлагаемые инструменты – не панацея и не самоцель. Это средства глобального противодействия глобальным тенденциям. Любая идеология – а тут речь идет о новой международной идеологии – создается для того, чтобы объединить определенные силы. Объединяются же силы для того, чтобы управлять процессами – выводить эти процессы из опасного русла и вводить их в русло, отвечающее интересам всего человечества – постольку, поскольку человечество не утратило волю к развитию и приверженность к высочайшим гуманистическим идеалам».
Рекомендации напоминают предложения Горби: «Давайте сядем за стол переговоров, чтобы найти консенсус». Все думают, что он это для всех говорит, а он говорит только для тех, кто ближе к «костру». Мы, авторы статьи, слава Богу, далеко от «костра» сидим и, может быть, поэтому у нас возникли вопросы.
По п.1. А как подтвердить гипотезу «обезглавленную», в которой не назван субъект глобального управления?
По п.2. А что делать, если правители всех стран пропустят мимо ушей и будут замалчивать инициативу кургинянцев? У ГП есть рычаги.
По п.3. Может ли начаться объединительный процесс вокруг идеологии, если идеология лишь продукт концепции жизнеустройства? Замечание: предложение «Пока угроза (или угрозы, вызовы и так далее) не доказана и не проработана, не предъявлена обществу и не оформлена мировоззренчески…» и т.д. – должно завершать п.2. Доказывайте, прорабатывайте, предъявляйте, оформляйте. Создали – обсуждайте, объединение последует или не последует.
По п.4. Это что же получается: вместо разработки и распространения концепции жизнеустройства мировой значимости предъява каких-то союзов, которые наверняка окажутся в разных государствах разноголосящими? И от кого предъява – от союза нравственных интеллектуалов, или от союза безнравственных интеллектуалов, подобных бездарному и безнравственному академику Никите Моисееву?
По п.5. Имеется в виду союз интеллектуальных государств против союза неинтеллектуальных?
По п.6. Что? – следует ожидать предложений по созданию «масштабных альтернативных международных организаций»? Или знаете, как «лечить» неизлечимую ООН? Здесь и конструктивные и деструктивные альтернативы одинаково «подозрительные пчёлы» – созданы для кусания.
По п.7. Вопрос даже не про «инструменты» и не про «средства». Можно ли «противодействовать» субъекту глобального управления, создающего глобальные тенденции, если нет желания даже идентифицировать его? И второй более важный вопрос: а верно ли определена цель стремительных и мощных действий глобализаторов на Ближнем Востоке и в Северной Африке?
Чтобы правильно определить цель ГП, необходимо исходить из того, что он понимает, что может проиграть только на первом приоритете обобщённых средств управления (методологическом) и только союзу хранителей коранического ислама и русского большевизма и предъявленной ими концепции. Для этого и зажжена ослепительная радикальная дуга, чтобы сжечь Коран и большевизм. Об этом шла речь в аналитической записке ВП СССР «Долговременная стратегия преодоления коранического ислама заправилами библейского проекта», dotu.ru/2010/02/18/20100218_antikoran-strategy/, в книге «Дело было в Педженте», dotu.ru/2010/12/05/20001205-pedjent/ и других материалах ВП СССР, размещённых на сайте «Открытый Университет Жизнеречения».
Тут к месту возникают ещё вопросы к Кургиняну и его товарищам.
А что? школа Кургиняна, которую он намеревается скоропалительно открыть, — это мировая школа? Во всех странах будут учить одной идеологии по одной программе? Если это мировая быстропекущая школа («микроволновка»), то успеет ли она подготовить кадры к датам, указанным в главе «Прогноз»? Или есть готовые кадры?
Здесь самое время вернуться к вопросу: Кто востребовал «явление Кургиняна народу»?
Наша версия
Ясно, что Кургинян и его экспериментальный творческий центр не являются новыми проектантами мировой архитектуры. Тягаться с ГП у них кишка тонка. Они решают частную задачу – смены «элиты»: россиянских «либероидов», как они их называют, заказали. Заказ исходит, скорее всего, из Израиля, который, находясь в окружении «Большой исламской дуги», возбуждает Кургиняна для оглашения ближневосточных угроз евреям, для оглашения угрозы халифатской дуги правителям России и для подготовки «аттрактора» в России – для подхвата падающей власти.
Для решения частных задач не требуется новая альтернативная концепция, объемлющая библейскую. Чтобы «собрать силы», достаточно огласить благородные цели, создать громкий околоидеологический треск, выдавать сильные эмоциональные заряды. Всё это в передачах «Суть времени» есть. Много ли сил соберёт Кургинян? Судя по тому, как бедно, слабоинтеллектуально выглядит кургиняновский форум (высказали катакомбники свои коротенькие мыслишки и выдохлись, ссылаются постоянно «А вот Сергей Ервандович сказал…») сил пока мало. Однако в СВ-19 Кургинян утверждает: «Сил уже много! А будет ещё больше». Откуда? Молчок. Может быть наберут из мигрантов?
То, о чём молчит Сергей Ервандович (хотя он и крутится в международных кругах – осведомлённость должна быть шикарная), оглашают другие источники.
2004 год.
В статье «Евреи сделают Россию своей штаб-квартирой» (pravaja.ru/leftright/473/1381) сообщается:
«Постсоветское пространство становится для евреев «запасным аэродромом» на случай «больших неприятностей» в странах Запада.
Число евреев, возвращающихся в Россию из Израиля и других стран, растёт… Примечательно, что тенденции, связанные с переездом евреев в Россию, идут параллельно с активизацией деятельности российских еврейских общин…
Укреплению еврейства в России и превращению РФ в один из мировых еврейских центров будут способствовать крайне неблагоприятные для евреев изменения во внутренней и внешней политике США. Как республиканская, так и демократическая элиты США сделали ставку на сближение с арабским миром…Для амепиканских евреев наступают тяжёлые времена. Очевидно, что США … отказались от поддержки Израиля и взяли курс на сближение с радикальными мусульманскими группами, — сказал… Александр Собянин».
Силён же тот субъект, который организовал такую тенденцию.
2009 год.
В статье Р.Горевого «Великий приход» (versia.ru/articles/2009/jun/08/reemigratcija_russkih_evreev) сообщается:
«…примерно год назад выходцы из СССР в массовом порядке стали покидать Землю обетованную и перебираться на ПМЖ в Россию, на Украину и в Белоруссию. 200 тыс. так называемых русскоязычных евреев уже покинули Израиль, и до конца года из страны уедут ещё столько же. В кнессете бьют тревогу: ожидается, что процесс реэмиграции продолжится и в следующем году, а всего в Россию и страны СНГ вернутся около 700 тыс. человек. Часть из них намерены остаться гражданами Израиля, но примерно треть «возвращенцев» собираются обзавестись российскими паспортами… Социологи уверяют: причина кроется в обострении ситуации на Ближнем Востоке. Конца края обстрелам не видно. Человеческих жертв немного, но психологический дискомфорт от сознания собственной уязвимости чувствуют жители не только приграничного Сдерота, но и удалённого от границы Телль-Авива».
А теперь повторим приведённую выше цитату из главы 11 «Политического цунами» (сигнал от Кургиняна в Израиль по цепи обратной связи), выделив крупным шрифтом слова, вызывающие, как минимум, дискомфорт в душах жителей Израиля:
«К 2015–2016 гг. неизбежно начнется экстремальное подключение к этой дестабилизации Израиля. Это просто не может не произойти, коль скоро весь Большой Ближний Восток продолжит дрейф в нынешнем направлении.
В таких условиях нельзя исключить не только ядерный конфликт (между Израилем и Ираном), но и ядерные конфликты (например, «веерный» ядерный ответ Израиля на любую ядерную атаку)».
Итак, реэмиграция. Три струи «когнитариата» (примирителя буржуя с пролетарием).
Две струи – израильская (община, вера, социализм) и американская (финансы, капитализм), настрочят экономическую и социологическую теорию, как-нибудь решат задачу совмещения потока финансового капитала и планирования общинного производства.
Третья – «беженцы» в кожанках из 5-го Интернационала такую стратагему нам прифигачат, что сам Лейба Давидович нам не позавидовал бы.
Похоже, что битва «элит» России обеспечена. Причём, принадлежность к национальности не будет иметь значения при решении вопроса – кого казнить, кого помиловать. На сайте eot.su в разделе «Специстория-5» Владимир Новиков, лицом – вылитый Гайдар, говорящий голосом Гайдара, с интонациями Гайдара, почём зря лупит уже ушедшего на тот свет Егора Тимуровича.
Но если вы не отказываетесь от «элиты» — всё! Вы встаёте на путь:
«Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из роды в роды
Ярмо с гремушками да бич».
И тут надо понимать, что подразумевал Александр Сергеевич под словами «ярмо с гремушками» и что он подразумевал под словом «бич». Сделаем толстые намёки. «Ярмо с гремушками» – это «элита» на шее народа с её пафосными идеологиями, светскими и несветскими. «Бич» равносилен произнесённому Н.Бухариным после 1917-го: «Железной рукой загоним человечество к счастью».
Причина, по которой разные «проектанты» «элитариев» встают на путь «ПАСИТЕСЬ»:
— у «проектантов» отсутствует вера Богу, который есть!
Отсюда, как следствие, поверхностное воззрение на мир, недостаточная глубина понимания происходящего.
Кроме того, «элитарий» «идеологически неустойчив». То ли на советской козе рогатой в катакомбы поскачет, то ли на ё-мобиле в Кремль въедет.
Есть ли шансы у кургинянцев поменять власть? Есть, так как все эти дуги, реэмиграции, аттракторы находятся под контролем ГП, для которого Россия удобный полигон для испытания возможностей построения небуржуазнолиберального интернационал-социалистического-капиталистического общества с ограниченным потреблением и для проверки возможностей возбуждения притихших пассионариев (нужна рабсила, особенно в сети, этого нетократическая кадровая политика требует).
Россия опять на пороге испытаний, организуемых новыми «благодетелями».
Но мы-то, сторонники КОБ, знаем, что Россия – это не империя, а цивилизация. Путь её – через духовное Преображение. И заниматься придётся этим и в условиях развития кургиняновщины.
ВП СССР заявляет о целях своей деятельности так:
«Деятельность авторского коллектива направлена на достижение двух стратегических целей:
первая — вывести страну из кризиса и избежать очередной социальной катастрофы;
после преодолении кризиса — ввести страну в режим безкризисного развития, в котором она смогла бы стать лидером мирового развития и примером для подражания народам других стран.
Выработка культуры, в которой имеющиеся ныне конфликты интересов, были бы созидательно разрешены, требует расширения кругозора общества, личностного развития людей в гуманистическом направлении. И соответственно любые действия, направленные на нагнетание социальной напряжённости по любому поводу, а тем более, вражды — вредоносны, поскольку отвлекают людей от познавательно-мыслительной деятельности».
Оглашаемые благородные цели кургиняновского движения близки к вышеизложенным. А вот объединения сил, за которое они так ратуют, не наблюдается. Наоборот, наблюдается весьма недоброе отношение к КОБ. Может быть, раздражает необходимость пользоваться пересекающимся множеством слов? Концепция, методология, мировоззрение, миропонимание, матрица, мера, мозаика, эгрегор. Вряд ли, слишком мелко, сам Кургинян утверждает, что у них карьеристов и честолюбцев метут (а Самого могут вымести?).
Авторы надеются, что предлагаемая статья в первом приближении даёт почувствовать, в чём разница между жизнеречением, внимательным по отношению к объективной реальности, и метафизическими воображениями о ней.
Исходя из этой разницы и надо подходить к решению вопроса, как бороться с кургиняновщиной?
Бойцы-то у нас хорошие: против калейдоскопа – Мозаика, против одержимости – Человечность, против болтливого схематизма – Методология познания, п
Директива Совета Национальной Безопасности США 20/1 от 18 августа 1948 года
2011-11-13 23:54:00 (читать в оригинале)Директива Совета Национальной Безопасности США 20/1 от 18 августа 1948 года
из сборника
Thomas H. Etzold and John Lewis Gaddis, eds.,
Containment: Documents on American Policy and Strategy,
1945-1950
NSC 20/1 (pages 173-203)
Предупреждение: при цитировании очень рекомендуется давать также ссылку на английский текст
Текст оригинала :
http://www.sakva.ru/Nick/NSC_20_1.html
Текст оригинала в сыром виде (картинки со сканера):
http://www.sakva.ru/Nick/NSC_20_1.zip
Выделенные курсивом фрагменты текста выделены его авторами.
В машинописном варианте они подчеркнуты.
В изданном сборнике они также выделены курсивом.
ЗАДАЧИ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ
I. ВведениеОчевидно, что Россия, как собственно сила, так и как центр мирового коммунистического движения, в настоящий моментстала представлять очень серьезную проблему для внешнейполитики США, и в нашей стране существует глубокаянеудовлетворенность и обеспокоенность относительноцелей и методов советских лидеров. Таким образомполитика нашего правительства в значительной мере обусловлена желанием скорректировать советскую политику и изменить международную ситуацию, к которойона уже привела.
Однако пока нет четкой формулировки основных задач США по отношению к России.Ввиду вовлеченности нашего правительства в отношения с Россией особенно важно, чтобы такие задачи были бы сформулированы и приняты в качестве рабочих программ всеми подразделениями нашего правительства, имеющими дело с проблемами России и коммунизма. Иначе возможны серьезные расхождения в направленияхнациональных усилий для разрешения проблемы, имеющейогромное международное значение.
II. Общие соображения.
Существуют два подхода к увязке национальных задач с факторами войны и мира.
Первый подход состоит в том, что национальные задачи постоянны и не должны изменяться в зависимости от того, находится листрана в ситуации войны или мира; к их достижениюследует постоянно стремиться, смотря по обстоятельствам,как невоенными, так и военными средствами,Этот подход был лучше всего сформулирован Клаузевицем :"Война есть продолжение политики другими средствами".
Противоположный подход состоит в том, чтобы рассматриватьнациональные задачи во время мира и национальные задачиво время войны как существенно различные. Согласноэтому подходу, война формирует собственные политические задачи, которые как правило имеют приоритет перед обычными задачами мирного времени. Такой подход в целом преобладает в нашей стране. В основном именно такой подход преобладал и в последней войне, когда выигрыш собственно войны, как военной операции, стал важнейшей задачей политики США,а все прочие соображения были ей подчинены.
Ясно, что в случае американских задач в отношении Россиини один из этих подходов не может полностью возобладать.
Во-первых, для разворачивающейся в настоящее время политической войны наше правительство вынуждено уже сейчас, во время мира, ставить более определенные и активные задачи по отношению к России, чем те, которые ему приходилось формулировать по отношению к Германии или Японии в самом разгаре военных действий с этими странами.
Во-вторых, опыт прошедшей войны научил нас тому,что желательно увязывать наши военные усилия с ясным иреалистичным представлением о тех задачах, которые мы собираемся решать в долговременной перспективе.Это особенно важно в случае войны с Советским Союзом. Мы едва ли можем ожидать завершить такую войну с той же военной и политической определенностью, как последнюю войну с Германией и Японией. Поэтому если всем не станет ясно, что наши задачи не состоят в военной победе ради победы, то общественности США будет затруднительно осознать,что же действительно является благоприятным разрешением конфликта.Общественное мнение могло бы ожидать гораздо большегона путях военного решения, чем это необходимо или даже желательно с точки зрения подлинного решения наших задач.Если бы народ воспринял идею, что наша задача - безусловнаякапитуляция, тотальная оккупация и установление военногоуправления по образцу Германии и Японии, то он естественно ощутил бы любые меньшие по сравнению с этим достижения,как вообще не являющиеся настоящей победой,и мог бы не оценить по достоинству действительно искреннееи конструктивное урегулирование.
Наконец мы должны признать, что советские задачисами по себе практически неизменны. Например, советские территориальные цели в ВосточнойЕвропе - как стало очевидно во время войны - оченьсхожи с теми программами, которые Советскоеправительство пыталось реализовать невоеннымисредствами в 1939 и 1940, и фактически также с определенными стратегическими и политическими концепциями, на которые опиралась политика царизма перед первой мировой войной. При встрече со столь неизменной политикой,упорно проводимой посредством как войны, так и мира, нам необходимо противопоставить ей не менее постоянную и устойчивую политику. Вообще говоря, сама природа отношений Советского Союза с остальным миром такова, что этиотношения представляет собой непрерывный антагонизм и конфликт, иногда происходящий в рамках формального мира, а иногдав юридических рамках войны. С другой стороныясно, что демократия не может, подобно тоталитарным государствам,полностью отождествлять задачи мирного и военного времени. Ее неприятие войны, как метода внешней политики, настолько сильно, что она неизбежно будет склоняться к модификации своих задач мирного времени в надежде, что они могут быть решены безобращения к оружию. Когда же эти надежды и этиограничения исчезают в результате войны, разразившейсяиз-за провокации или по другим причинам, возмущенноедемократическое общественное мнение обычно либо требует формулировки других задач, часто карательногохарактера, которые не были бы поддержаны во время мира,либо немедленной реализации таких целей, терпеливая подготовка к достижению которых в других условиях могла бы вестись путем постепенного давления на протяжениии десятилетий.Таким образом было бы нереалистичным предполагать, чтоправительство США могло бы действовать во время войны наоснове точно того же набора задач, или хотя бы руководствоватьсятем же самым графиком их решения, что и во время мира.
В то же время следует понимать, что чем меньшерасхождение между задачами мирного и военного времени,тем больше вероятность того, что успешные военныеусилия будут успешны и в политическом отношении.Если задачи действительно вытекают из основных национальныхинтересов, то они стоят того, чтобы осознанно сформулироватьи решать их как во время войны, так и во время мира. Задачи, возникающие вследствие эмоций военноговремени, не годятся для выражения сбалансированной концепции долговременных национальных интересов.Поэтому правительству следует уже теперь, до возникновениялюбых военных действий, предпринять все усилия по планированиюи определению по отношению к России наших текущих задачмирного времени и наших гипотетических задач военного времени, и по возможности сократить разрыв между ними.
III. Основные задачи.
Нашими основными задачами в отношении Россиина самом деле являются только две следующие :
а. Уменьшить мощь и влияние Москвы до таких пределов,при которых она больше не будет представлятьугрозу миру и стабильности международного сообщества;
и
б. Внести фундаментальные изменения в теорию и практикумеждународных отношений, которых придерживается правительство,находящееся у власти в России.
С решением этих двух задач наши проблемы в отношениях с Россиейсократились бы до уровня, который можно было бы счесть нормальным
Перед тем, как обсуждать способы решения этих задач соответственнов мирных и военных условиях, рассмотрим их несколько подробнее.
1. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ СОКРАЩЕНИЕ РОССИЙСКОЙ МОЩИ И ВЛИЯНИЯ.
Существуют две сферы, в которых мощь и влияние Москвыпростирается за пределы границ Советского Союза в формах,наносящих ущерб миру и стабильности международного сообщества.
Первая из этих сфер - то, что можно назвать зоной сателлитов : а именно зона, в которой решающее политическоевлияние принадлежит Кремлю. Следует отметить, что в этой зоне,которая территориально целиком прилегает к Советсткому Союзу, решающим фактором в установлении и поддержании советской гегемонииявилось присутствие или близость советской вооруженной мощи.
Вторая из этих сфер охватывает отношения между центром власти,правящим Советским Союзом, с одной стороны и, с другой стороны, группами или партиями за рубежом, за пределами зоны сателлитов, которые обращаются к России, как к политическому вдохновителю, и, осознанно или нет, проявляют свою лояльность по отношению к ней
Для эффективного решения в обеих сферах первой из указанных выше задач необходимо сократитьдо разумных пределов несоразмерные проявления российской мощи. Странам, находящимся в зонесателлитов, должна быть предоставлена возможость коренным образом освободиться от русского господстваи из-под российского идеологического влияния.Также должен быть основательно разоблачен миф,который заставляет миллионы людей в странах, удаленных от Советских границ, смотреть на Москву, как на выдающийсяисточник надежды человечества на улучшение, а следывоздействия этого мифа должны быть полностью ликвидированы.
Следует заметить, что в обоих случаях эти задачи могутбыть в принципе решены без неизбежного порождения последствий, непосредственно и решительно затрагивающих престиж Советского государства.
Во второй из двух сфер полное освобождение из-под российской власти возможно без затрагивания жизненно важных интересов Российского государства,так как в этой сфере московское влияние распространяетсяпо тщательно скрытым каналам, существование которыхотрицает и сама Москва. Таким образом устранение структурывласти, ранее известной как Третий Интернационали пережившей собственное имя, не вызоветникакого формального унижения правительства в Москве и не потребует никаких формальных уступок со стороны Советского государства.
То же самое в основном, однако не полностью, верно и дляпервой из двух сфер. Москва также отрицает факт формальногосоветского господства в зоне сателлитов и пытается замаскировать его механизм. Как в настоящее время демонстрирует инцидент с Тито,нарушение московского контроля не обязательно рассматриваетсякак событие, затрагивающие сами государства. В даном случае оно трактуется обеими сторонами, как межпартийныйконфликт; особое внимание уделяется повсеместному подчеркиванию того, что никакие вопросы государственного престижа здесь не затронуты. То же самое может предположительно произойтив любом месте зоны сателлитов без формального ущемления достоинства Советского государства.
Мы однако, сталкиваемся и с более сложной проблемой :расширение границ Советского Союза после 1939 года.Это расширение не может во всех случаях рассматриватьсякак серьезный ущерб международному миру и стабильности,а в ряде случаев оно даже может рассматриваться,с точки зрения наших задач, как полностью приемлемоедля целей поддержания мира. В других же случаях,особенно касающихся прибалтийских стран, вопрос более сложен. Мы действительно не можем проявитьбезразличие к дальнейшей судьбе прибалтийских народов.
Это отражено и в нашей нынешней политике признания по отношению к этим странам. Мы едва ли можем согласиться,что угроза международному миру и стабильности действительно устранена, когда Европа поставлена перед фактом возможности сокрушения Москвой этих трех малых стран, не виновных ни в какой реальной провокации и доказавших способность вести собственные дела прогрессивным образом, не угрожая интересам соседей.Таким образом было бы логично рассматривать, как часть задачСША, восстановление для этих государств по крайнеймере некоего подобия недавнего состояния свободы и независимости.
Однако ясно, что их полная независимость повлекла бы фактическоесокращение территории, контролируемой Советским правительством. Таким образом это напрямую затронуло бы достоинство и жизненныеинтересы Советского государства как такового. Не стоит предполагать,что это может быть осуществлено без войны. Поэтому если мы считаем, что основная задача, сформулированная выше, важна как в условияхмира, так и войны, то мы должны логично заключить, что в условиях мира наша задача должна состоять только в том, чтобыпобудить Москву разрешить репатриацию в прибалтийские страны всех насильственно высланных и установление в этих странах автономных режимов, в основном удовлетворяющих культурным потребностями национальным стремлениям их народов. В случае войны мы могли бы при необходимости стремиться пойти и дальше. Но этого дальнейшеезависело бы от характера российского режима, который господствовал бы на этой территории после следующей войны, и нам нет необходимостирешать этот вопрос заранее.
Следовательно, утверждая, что мы должны уменьшить мощь и влияниеКремля до пределов, при которых он больше не будет представлятьугрозы миру и стабильности международного сообщества, мы имеемправо отметить, что эта задача может логично решатьсяне только в случае войны, но также и во время мира мирнымисредствами,и что в последнем случае нет необходимости затрагиватьпрестиж Советского правительства, что автоматически сделало бы войну неизбежной.
2. ИЗМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ, КОТОРЫМ СЛЕДУЕТ МОСКВА.
Наши сложности с нынешним Советским правительством связаны главным образом с тем, что его лидеры исповедуютв теории и практике международных отношений концепции, не только противоположные нашим собственным,но и очевидно несовместимые с мирным и взаимовыгоднымразвитием отношений между этим правительством и другимичленами международного сообщества, как индивидуальными,так и коллективными.
Главными среди этих концепций являются следующие:
(а) Что мирное сосуществование и взаимное сотрудничествосуверенных и независимых государств на основе равенства и взаимного уважения иллюзорно и невозможно;
(б) Что конфликты являются основой международной жизни, при этом, как в случае Советского Союза и капиталистических стран, ни одна сторона не признает превосходства другой;
(в) Что режимы, не признающие авторитета и идеологическогопревосходства Москвы, безнравственны и пагубны для прогрессачеловечества, и долг всех здравомыслящих людей повсеместнодобиваться свержения и ослабления таких режимов любымитактически подходящими методами;
(г) Что в дальней перспективе невозможно сближениеинтересов коммунистического и некоммунистического мирапутем взаимного сотрудничества, эти интересы в основе своей антагонистичны и противоречат друг другу;
и
(д) Что произвольные индивидуальные контакты между людьми из мирапод коммунистическим господством с людьми за пределами этого мираявляются злом и не способствуют общему прогрессу человечества.
Очевидно, что недостаточно прекращения доминирования этихконцепций в советской или российской теории и практике международных отношений. Необходима их замена на практически противоположные.
А именно:
(а) Что суверенные и равноправные страны могут мирно сосуществоватьбок о бок и сотрудничать друг с другом без претензий илипопыток установить одностороннее господство;
(б) Что конфликт не является необходимой основой международнойжизни, что народы могут иметь общие интересы, не имея полногосогласия в идеологии и не подчиняясь единому авторитету;
(в) Что народы других стран имеют законное право преследоватьнациональные цели, расходящиеся с коммунистической идеологией,и что долг всех здравомыслящих людей исповедывать терпимостьк чужим идеям, скрупулезно соблюдать невмешательство вовнутренние дела других на основе взаимности, и использовать только порядочные и честные методы в ведении международных дел;
(г) Что международное сотрудничество может и должно сближать интересы обеих сторон даже и при различии их идеологических платформ;
и
(д) Что индивидуальные контакты между людьми по разные стороны международных границ желательны и должны поощрятьсякак процесс, способствующий общему прогрессу человечества.
Тогда немедленно встает вопрос, является ли принятиеМосквой таких концепций задачей, которую мы можемвсерьез надеяться решить, не прибегая к войнеи к свержению Советского правительства. Мы должны смотреть в лицо тому факту, что Советское правительство в его нынешнем виде является и будет оставатьсяпостоянной угрозой нашему народу и миру.
Совешенно ясно, что нынешние лидеры Советского Союза никогда не смогут сами воспринять концепции, подобные изложенным выше, как разумные и желательные. Точно так же ясно, что переход к доминированию таких концепцийв русском коммунистическом движении в нынешних обстоятельствах означал бы интеллектуальную революцию внутри этого движения,равносильную преобразованию его политической индивидуальностии отказу от основных претензий на существование в качествеособой жизненной силы среди множества мировых идеологических течений.
Такого рода концепции могли бы возобладать в российскомкоммунистическом движении только если бы, в результате длительного процесса перемен и эрозии, это движение изжилоте импульсы, которые изначально породили его и далиему жизненную силу, и приобрело совершенно иное, отличное от сегодняшнего, значение в мире.
Тогда можно было бы заключить (а московские теологинемедленно именно так бы это и проинтерпретировали),что заявление о нашем стремлении к принятию Москвойэтих концепций равносильно объявлению нашей задачейсвержение Советской власти.С этой точки зрения можно было бы утверждать, что такая задача неразрешима без войны, и мы тем самым якобыпризнаем, что нашей задачей по отношению к Советскому Союзу в конечном счете является война и насильственноесвержение Советской власти.
Принять такую точку зрения было бы опасной ошибкой.
Во-первых, мы не связаны никакими временнымиограничениями в решении наших задач в условиях мира.У нас нет никаких жестких временных периодоввойны и мира, которые подталкивали бы нас к необходимости решения наших задач мирного времени к определенной дате, "иначе будет поздно". Задачи национальной политики в мирное время никогдане следует рассматривать в статических терминах.Постольку, поскольку это наши основные, ценностные задачи, они не относятся к тем, которые допускают полное иокончательное решение, подобно конкретным боевымзадачам на войне. Задачи политики мирного времени следует рассматривать скорее как направления движения, а не как физически достижимые пункты назначения.
Во-вторых, мы полностью в своем праве и не должны испытывать чувства вины, работая над разрушениемконцепций, несовместимых с миром и стабильностью во всем мире, и заменой их на концепции терпимости и международного сотрудничества. Не наше дело вычислять,к какому внутреннему развитию может привести принятие таких концепций в другой стране, мы также не обязаныощущать какую бы то ни было ответственность за это развитие.Если советские лидеры обнаружат, что растущее преобладаниеболее просвещенных концепций международных отношенийнесовместимо с сохранением их внутренней власти в России,ответственность за это несут они, а не мы. Это дело ихсобственной сознательности и сознательности народов Советского Союза. Работа над принятием справедливых и внушающих надеждуконцепций международной жизни является не только нашим моральнымправом, но и нашей моральной обязанностью. Поступая таким образом,мы можем не заботиться о том, куда полетит стружка ввопросах внутреннего развития.
Мы не можем определенно утверждать, что успешное решениенами обсуждаемых задач приведет к распадуСоветской власти, так как нам неизвестны соответствующиевременные факторы. Вполне возможно, что под давлением времени и обстоятельств определенные исходные концепции коммунистического движения могут постепенно измениться в России примернотак же, как изменились определенные исходные концепции Американской революции в нашей собственной стране.
Мы, однако, имеем право полагать и публично заявлять,что наша задача состоит в том, чтобы всеми имеющимисяв нашем распоряжении средствами донести до российского народа и правительства более просвещенный взгляд на международные отношения, и что поступая таким образом,мы, как правительство, не занимаем никакой позициипо отношению к внутренним делам России.
Ясно, что в случае войны вопросы такого рода стоять не будут.Если бы война между нашей страной и Советским Союзомначалась, наше правительство было бы свободно в выборесредств, направленных на решение основных задач, и условий,исполнения которых оно пожелало бы потребовать от российскойвласти или российских властей при успехе военных операций.Будут ли эти условия подразумевать свержение Советскойвласти, является исключительно вопросом целесообразности,который обсуждается ниже.
Вторая из двух основных задач таким образом также может решаться как во время мира, так и во время войны.Эта задача, как и первая, может соответственно считатьсяосновополагающей, откуда и вытекает формулировканашей политики в условиях как мира, так и войны.
IV. Решение наших основных задач во время мира.
Обсуждая интерпретацию этих основных задачсоответственно во время мира и во время войны,мы сталкиваемся с проблемой терминологии.Если мы будем продолжать говорить о конкретныхориентирах нашей политики в условиях мира или войны,как о "задачах", мы можем столкнуться с семантическимисложностями. Поэтому исключительно ради ясностивведем произвольное различие. Мы будем говоритьо задачах только в смысле основных задач, выделенныхвыше, тех, которые являются общими как для войны, так и для мира. При ссылках же на направляющиеориентиры нашей конкретной политики в военное или в мирное время, мы будем говорить не о "задачах", а о "целях".
В чем могли бы состоять цели национальной политики США во время мира?
Они логично вытекают из двух главных задач, обсуждавшихся выше.
1. СОКРАЩЕНИЕ РОССИЙСКОЙ МОЩИ И ВЛИЯНИЯ
Сначала рассмотрим сокращение чрезмерной российскоймощи и влияния. Мы видели, что этот вопрос распадаетсяна проблему зоны сателлитов и проблему коммунистическойактивности и советской пропаганды в удаленных странах.
В отношении зоны сателлитов цель политики США вмирное время состоит в создании максимально возможнойнапряженности в структуре отношений, обеспечивающейсоветское господство, постепенного, при помощи естественных и законных усилий Европы, оттеснения русских с их главенствующей позиции и предоставления возможности этим странам вернуть себе свободу действий. Эта цель может быть достигнута и достигается многими способами. Наиболее впечатляющим шагом в этом направлениибыло оригинальное предложение о Программе Реконструкции Европы, сформулированное в гарвардской речи секретаря Маршалла 5 июня 1947 года. Вынуждая русских либо позволить странам-сателлитам вступитьв отношения экономического сотрудничества с Западной Европой, что неизбежно усилит связи между Западом и Востоком и ослабит исключительную ориентацию этих стран на Росиию, либо заставить их остаться вне этой структуры сотрудничестваценой тяжких экономических жертв со своей стороны, мы тем самым вносим серьезное напряжение в отношениямежду Москвой и странами-сателлитами и без сомнения делаем для Москвы более неудобным и затруднительнымподдержание ее непререкаемой власти в столицахсателлитов. Фактически все, что срываетпокрывала, которыми Москва пытается замаскировать своювласть, и заставляет русских проявить жестокостьи подчеркнуть безобразие своего контроля над правительствамистран-сателлитов, служит дискредитации этих правительств в глазах их собственных народов, увеличивает недовольство этих народов и их стремление к свободному объединению с другими нациями.
Недовольство Тито, для которого напряженность, связаннаяс проблемой плана Маршалла, несомненно сыграла определенную роль, ясно показало, что напряжение между Советами и сателлитами могут привести к реальному ослаблениюи прекращению российского господства.
Таким образом наша цель должна состоять в том, чтобыпродолжать делать все, что в наших силах, увеличиваяэто напряжение, и в то же время создавая возможностьправительствам сателлитов постепенно освободитьсяиз-под российского контроля и найти, если они пожелают,приемлемые формы сотрудничества с правительствами Запада.Это можно реализовать искусным использованием нашей экономической мощи, прямой или косвенной информационнойдеятельностью, приложением максимально возможной нагрузкина железный занавес, созданием у Западной Европы перспектив и энергии стать в конце того пути, по которому она движется,максимально привлекательной для народов Востока,и многими другими средствами, слишком многочисленными,чтобы их все упоминать.
Мы не можем, конечно, сказать, что русские будут спокойно сидетьи позволят сателлитам таким образом освободиться из-под русского контроля. Мы не можем быть уверены, что на каком-тоэтапе русские для предотвращения такого исхода этого процесса не предпочтут прибегнуть к какому-то насилию:например к какой-то форме военной оккупации или возможно даже к серьезной войне.
Мы не хотим чтобы они пошли на это; и с нашей стороны мы должны делать все возможное, чтобы сохранить гибкостьситуации и сспособствовать освобождению стран-сателлитовтакими способами, которые не нанесут непоправимого ущербасоветскому престижу. Но даже при самых большихпредосторожностях мы не можем быть уверены, что они не предпочтут прибегнуть к оружию. Мы не можем надеяться автоматически повлиять на их политику или обеспечитьдостижение каких-то гарантированных результатов.
То, что мы прибегаем к политике, которая может повлечьтакой исход, вовсе не означает, что мы выбираем курс на войну; и мы должны быть крайне внимательны, чтобы сделать это очевидным и во всех случаях опровергать обвинения такого рода. Дело в том, что из-за антагонистических отношений, которыепока являются основой отношений между Советским правительствоми некоммунистическими странами, возможность войны постоянной присутствует, и никакой из курсов, выбранных нашим правительством, не привел бы к заметномууменьшению такой опасности. Политика, обратная вышеизложенной,а именно : согласие с советским господством в странах-сателитахи непринятие никаких мер для противостояния ему, ни в коей мере не уменьшит опасность войны. Наоборот,вполне логично утверждать, что в долговременном плане опасность войны будет больше, если Европа останетсяразделенной по нынешней линии, чем в случае,если российская мощь в благоприятный моментбудет отодвинута мирным путем, и в европейскомсообществе восстановится нормальный баланс.
Соответственно можно констатировать, что наша перваяцель в отношении России в мирное время состоит в том,чтобы содействовать и поощрять невоенными средствамипостепенное сокращение несоразмерной российскоймощи и влияния в нынешней зоне сателлитов ивыхода восточноевропейских стран на международную сцену в качестве независимого фактора.
Однако, как мы видели выше, наше исследование проблемыостается неполным, пока мы не рассмотрим вопрос о территориях, находящихся в настоящее время внутри советских границ. Хотим мы или нет сделать нашей задачей достижение каких-то зменений границ Советского Союза без войны? Мы уже давали в III разделе ответ на этот вопрос.
Мы должны всеми имеющимися в нашем распоряжении средствами поощрять развитие в Советском Союзе институтов федерализма, которые позволили бывозродить национальную жизнь прибалтийских народов.
Можно спросить : почему мы ограничиваем эту цельприбалтийскими народами? Почему мы не включаемдругие национальные меньшинства Советского Союза?Ответ состоит в том, что прибалтийские народы - этоединственные народы, чьи традиционные территории и население в настоящее время полностью включеныв Советский Союз, и которые продемонстрировалиспособность успешно нести ответственность за свою государственность. Более того, мы все еще формально отвергаем законность их насильственноговключения в Советский Союз, и поэтому они имеют в наших глазах особый статус.
Затем перед нами стоит проблема разоблачения мифа,посредством которого Москва поддерживаетсвое чрезмерное влияние и фактически дисциплинарнуювласть над людьми в странах вне зоны сателлитов.Сначала несколько слов о природе этой проблемы.
До революции 1918 года русский национализм был сугубо российским. За исключением несколькихэксцентричных европейских интеллектуалов 19 века,которые даже тогда заявляли о мистическом предназначении русской силы в разрешении болезнейцивилизации (*2), русский национализм не был обращенза пределы России. Наоборот, относительномягкий деспотизм российских правителей 19 векабыл возможно более известен и более осуждаем в западных странах, чем куда большие жестокостисоветского режима.
(*2) Карл Маркс не был одним из этих людей.Он не был, как он сам формулировал, "одним из тех,кто верит, что старая Европа может бытьоживлена российской кровью" [примечание в исходном тексте]
После революции большевистским лидерам удалосьпутем умной и систематической пропаганды внедритьв широкие круги мировой общественности определенныеконцепции, весьма способствующие их целям,в том числе следующие : что Октябрьская Революциябыла народной революцией; что советский режим былпервым настоящим правительством рабочих; что Советскаявласть определенным образом связана с идеаламилиберализма, свободы и экономической безопасности,и что она предлагает многообещающую альтернативунациональным режимам, при которых живут другие народы.Таким образом в умах многих людей установиласьсвязь между русским коммунизмом и общими трудностями,возникающими в окружающем мире из-за влияния урбанизации и индустриализации, или же вследствие колониальных волнений.
Таким образом московская доктрина стала до некоторойстепени внутренней проблемой каждого народа мира.В лице Советской власти западные государственные деятели сталкиваются с чем-то большим, нежели с очередной проблемой международных отношений. Они сталкиваютсятакже с внутренним врагом в своих собственных странах -врагом, целью которго является подрыв и в конце концов разрушение их собственных национальных сообществ.
Уничтожение этого мифа о международном коммунизмепредставляет собой двойную задачу. Во взаимодействиевовлечены две стороны, поскольку оно осуществляетсямежду Кремлем с одной стороны и неудовлетвореннымиинтеллектуалами (именно интеллектуалы, а не "рабочие",составляют ядро коммунизма вне СССР) с другой. Для решения этой проблемы недостаточно заставить замолчать агитаторов. Гораздо важнее вооружитьслушателей против атак такого рода. Есть некая причина, по которой к московской пропаганде так охотно прислушиваются, почему этот миф с такой готовностью воспринимается далеко от границ России. Если быэти люди слушали не Москву, то нашлось бы что-то еще,столь же экстремистское и столь же ложное, хотя возможно менее опасное. То есть задача уничтожениямифа, на котором покоится международный коммунизм,не только подразумевает действия по отношениюк лидерам Советского Союза. Она также требуетчего-то по отношению к несоветскому миру, и более того,к тому конкретному обществу, частью которого являемся мы сами. Насколько мы сумеем устранитьрастерянность и непонимание, на почве которыхпроцветают эти доктрины, насколько мы сможем устранить источники горечи, приводящие людейк иррациональным и утопическим идеям такого рода, настолько мы преуспеем в разрушении зарубежного влияния Москвы. С другой стороны мы должны признать,что лишь часть международного коммунизма внеРоссии обусловлена влиянием окружающих обстоятельстви может быть соответственно откорректирована. Другая часть представляет нечто вроде результатаестественных биологических мутаций. Она порождается наследственной склонностьюк "пятой колонне", которой подвержен определенныймалый процент членов любого сообщества,и отличается отрицательным отношением к собственномуобществу, готовностью следовать за любойпротивостоящей ему внешней силой. Этот элементвсегда будет присутствовать в любом обществе и использоваться не слишком щепетильными аутсайдерами;единственная защита от опасного злоупотребления им -отсутствие стремления со стороны могущественныхрежимов использовать эту несчастную особенностьчеловеческой природы.
К счастью Кремль к настоящему времени сделалдля развенчания собственного мифа гораздо больше, чем смогли бы сделать мы сами.В этом смысле югославский инцидент возможно наиболеевпечатляющий случай; но и вся история КоммунистическогоИнтернационала полна примеров сложностей,с которыми сталкивались нероссийские лицаи группы в своих попытках следовать московским доктринам.Кремлевские лидеры настолько пренебрежительны,настолько безжалостны, властны и циничныв тех требованиях соблюдения дисциплины, которыеони предъявляют своим последователям, что лишь немногие способны выдерживать их властьдостаточно долго.
Ленинско-Сталинская система основана главнымобразом на власти, которую отчаявшееся меньшинствозаговорщиков всегда может обрести, по крайнеймере временно, над пассивным и неорганизованнымбольшинством человеческих существ. По этой причинекремлевские лидеры в прошлом были мало обеспокоенытенденцией своего движения оставлять за собойустойчивый шлейф бывших последователей, утратившихиллюзии. Их цель была не в том, чтобы сделать коммунизм массовым движением, а в том, чтобы работатьс малой группой безупречно дисциплинированных иполностью заменимых последователей. Они всегда былитерпимы к уходу тех людей, которые оказывались не в состоянии вынести их особые требования к дисциплине.
В течение долгого времени этот метод довольно неплохо работал. Получить новых рекрутов было легко, и Партия жила за счет постоянного процесса естественного отбора,оставлявшего в ее рядах только самых фанатично преданных, наиболее лишеных воображения, самых тупых и беспринципных.
Случай с Югославией поставил большой вопросительныйзнак на том, насколько хорошо эта система станет работать в будущем. До сих пор ересь могла безопасно подавлятьсялибо полицейскими репрессиями в пределах Советской власти, либо отработанными методами отлучения и убийства за еепределами. Тито показал, что в случае лидера-сателлитани один из этих методов не является безусловно эффективным.Отлучение коммунистических лидеров, находящихся вне эффективного радиуса действия Советской власти, обладающих собственной территорией, полицией, военной силой идисциплинированными последователями, может расколоть все коммунистическое движение так, как ничто иное, и нанести наиболее тяжелый урон мифу о всемогуществе и всеведении Сталина.
Таким образом условия благоприятствуют тому, чтобыс нашей стороны сконцентрировать усилияна извлечении преимуществ из советских ошибок ивозникших трещин, поощрять постоянное разложениеструктур морального влияния, при помощи которогокремлевские власти управляли людьми далекоза пределами достижимости советских полицейских сил.
Поэтому мы можем сказать, что наша вторая цельпо отношению к России в мирное время заключается в том,чтобы информационной активностью и любыми другимиимеющимися в нашем распоряжении средствами подорватьмиф, при помощи которого люди вдали от российскоговоенного влияния удерживаются в подчинении Москве,добиться того, чтобы весь мир увидел и понял, что представляет из себя Советский Союз, и сделал бы логичные и реалистические выводы из этого.
2. ИЗМЕНЕНИЕ РОССИЙСКИХ КОНЦЕПЦИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Теперь мы переходим к рассмотрению в рамках политикимирного времени второй основной задачи, а именно :внесение изменений в доминирующие в московских правящих кругах концепции международных о