Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Культ змеев-драконов: Сварога, Лады, Юши и других2011-08-14 00:14:00 (читать в оригинале)Андрей Александрович Тюняев, президент Академии фундаментальных наук (Москва), ВЦ РАН, академик РАЕН, 2008 – 2011 гг. Китайским исследователям неизвестно, с какого времени «их предки» создали в своём воображении образ такого чудища, как дракон, и к тому же сделали его своим тотемом. На территории современного Китая во многих поселениях эпохи неолита при раскопках были найдены изящно вырезанные из яшмы драконы. Эти фигурки схожи между собой, но отличаются узорами. В 1971 г. во Внутренней Монголии при исследовании памятников древности в сомоне (уезде) Оннюд в окрестностях города Чифэн в земле обнаружили дракона размером в 26 см, сделанного из цельного куска нефрита темно-зелёного цвета. Вырезанная способом барельефа голова дракона напоминает, по мнению возвышенных китайцев, почему-то свиную морду, а его туловище изогнуто в форме буквы «С». Это самое раннее из ныне известных изображений дракона в Китае. Приступая к дешифровке событий, связанных с культом змея-дракона, приведём слова академика Б.А. Рыбакова: «Труден путь хронологической расшифровки этнографических загадок. Иногда мы можем уловить момент забвения первоначального смысла того или иного явления, определить верхний, поздний предел его осмысленного бытования, но бываем бессильны указать его истоки, его первичные формы, время его возникновения. Автору этих строк, как и многим людям его поколения, была хорошо известна в начале 20-го в. широко распространённая по всей России детская хороводная игра, состоявшая в том, что мальчика сажали посреди круга, и он должен был выбирать себе из числа девочек «невесту». Хоровод двигался вокруг водящего и пел, прихлопывая в ладоши: Сиди, сиди, Яша, под ореховым кустом,Имя Яши в большинстве случаев сопровождается дополнительными словами, за которыми, по мнению средневековых авторов, стоят особые божества. Б.А. Рыбаков приводит такие сочетания, как «Iassa или Iesse, где удвоение s должно соответствовать славянскому шипящему. Следовательно, фонетически это должно выглядеть примерно как «Яша» («Яжа») или «Еше» («Еже»)». Польский исследователь Длугош объяснял это слово, как имя Юпитера-Зевса. «В Польше, Белоруссии и на Украине существовали легенды о змеях, которые, прожив дважды по семь лет, превращались в особых кровожадных существ, называемых по-польски «смоками»1, а по-украински – «яжами». К. Мошинский сам записал такую легенду о «яже» (jaze), пожирающем людей. Особенно много подобных легенд в окрестностях Кракова и в самом Кракове» [Рыбаков, 1981]. Род – Единый Бог Славян Рис. 2.1. Фрагмент Родословной славянских богов и народов. Далее Б.А. Рыбаков поясняет, что «загадочно было то, что во всех губерниях России центральная фигура игры именовалась «Яшей», хотя это не требовалось ни рифмой, ни каким-нибудь ассонансом. Разгадку дало обращение к белорусским записям середины 19-го в.Сядить Ящер,Во времена Безсонова и в русских областях упоминался не Яша, а Ящер. На месте непонятного Яши оказался архаичный Ящер, хозяин подводно-подземного мира. Игра, изображающая выбор невесты Ящером, может являться трансформацией древнего обряда принесения девушек в жертву дракону-ящеру. Признаки культа ящера-«крокодила» особенно заметны в Новгороде, где их можно проследить до 10 в. н.э., но истинную хронологическую глубину этого бесспорно архаичного культа мы определить не можем» [Рыбаков, 1981]. Рис. 2.2. Змей Юша, держащий Землю: Мать Земля изображена сидящей на куче звёзд (анонимный немецкий манускрипт ок.1800 г.).
3. Основу змеиного спирального орнамента составляют, очевидно, не зловредные гадюки, а мирные ужи, почитаемые как покровители дома у многих народов. Змеи иногда изображались в одиночку, но самым распространенным было изображение двух змей, соприкасающихся головами (обращенными в разные стороны) и образующих спиральный клубок. Змеи-ужи и змеиные клубки встречаются на самых различных предметах: парными змеями или клубками покрывали стены моделей жилищ, что заставляет вспомнить этнографический материал об ужах-«господариках», змеиные клубки изображались на глиняных жертвенниках разных форм. Очень важно отметить, что пары сплетшихся в клубок змей часто располагаются около грудей женских фигурок, что соединяет змеиную тему с темой дождя в один семантический комплекс» [Рыбаков, 1981]. 4 (рельеф из Сычуани, эпоха Хань); 4, 5 – василиск; 6 – дракон (герб Казани). Все без исключения древнерусские божества этого периода были змеями или имели вторую ипостась – то есть могли превращаться в змея. Причём древнерусские боги изображались змееногими, змеерукими, змееволосыми. Нам видится здесь не прямое указание на точное соответствие частей тела тех божеств частям тела змей, а аллегория, которая была вызвана существенной разницей в росте древних русов и древних семитов. Если русы (по реконструкции захоронений) при среднем росте 180 см достигали 220 – 240 см, то семиты имели обычно рост, равный 140 – 150 см, и только отборные воины (например, у римлян, греков) могли едва достигать 170 см. При этом семитские тела ещё и диспропорциональны – они имеют короткие ноги и короткие руки. В этом сравнении, с точки зрения семитов, древние русы действительно обладали длинными – «змеиными» (на 20 – 30 – 40 см больше) ногами и руками.5) – полубожественные существа со змеиным туловищем и одной или несколькими человеческими головами. Наги считаются мудрецами и магами, способными оживлять мёртвых и менять свой внешний вид. В человеческом облике наги часто живут среди людей, причём их женщины – нагини, славящиеся своей красотой, нередко становятся жёнами смертных царей и героев. Так, на девушке-нагини женился герой «Махабхараты» Ашваттхаман6, сын Дроны. В мифах названы многие цари нагов, среди которых наиболее известен тысячеголовый змей Шеша (Çesa), поддерживающий землю [Vogel, 1927]. В семитском звучании имени змея Шеши видна исконная русская структура, соответствующая имени змея Юши (Яши). 7 океана боги с помощью Шеши вырвали из земли гору Мандару, а затем использовали её как мутовку, обмотав вокруг неё Шешу в качестве верёвки8. Поэтому индийские Наги – хранители изначальной Истинной Традиции «Ра9 Му10», и, несмотря на недавнее образование японцев как народа, исследователь Дж. Черчвард ошибочно считает их чуть ли не хранителями полной Изначальной Традиции восточного «континента Му» (япон. «му» – «небытие», апофатический синоним понятия «дао») [Черчвард, 1997; 2002].
В мон-кхмерской мифологии12 наги обитают под землёй и в водных источниках; могут превращаться в красивых женщин. По одному из мифов, основатель кхмерского государства палеоантроп Прах Тхон женился на дочери нагов. И их царь дал ему сампот (поясную одежду) – до этого эти палеоантропы ходили голыми. В одном буддийском мифе наг Мучилинда спас Будду во время потопа. Изображения нагов часты на барельефах Ангкора. У лаотянцев наги – защитники страны. По указанию нагов был построен город Вьентьян, бывшая столица одного из княжеств. По средневековым лаосским манускриптам, существует пятнадцать царей нагов (прайя нак). Они также живут у слияний рек. По-китайски река – 河 hé (ше, хэ), созвучно имени змея Шеши. 13 (龍). На представления вьетнамцев о драконах сильно повлияли китайские мифы о драконах. Вьетнамцы также считают приносящего дождь дракона важным для земледелия. Он также символизирует императора, процветание и силу народа. Подобно китайскому дракону, вьетнамский – символ ян означает мир, жизнь, существование и рост. Согласно древнему мифу о сотворении, вьетнамский народ происходит от дракона Лак Лонг Куана и феи Ау Ко. В честь вьетнамского дракона назван Ханой (вьетн. Hà Nôi14, столица Вьетнама). В древности город назывался Тханг Лонг: от тханг (thăng) – «расти», «лететь», «восходить», «подниматься», «развиваться» и Лонг – «дракон»; архаичное название до сих пор используется в литературе.
В 1010 г. император Ли Тхай То перенёс столицу из Хоа Лы в Дай Ла, сообщив в указе, что он видел «жонг ванга15» (жёлтого дракона), летающего вокруг в чистом синем небе. Затем император изменил название на «Дай Ла на Тханг Лонг» («Блеск Вьетнама и развивающееся будущее»). Более того, один из четырёх богов-защитников Танг Лонг (Танг Лонг Ты Чан) был божеством Лонг До (буквально – «драконий центр, место встречи земли и неба»). Божество Лонг До помогло Ли Тхай То построить крепость его столицы. Множество вьетнамских топонимов содержат слова «лонг» или «жонг», означающие «дракон»: залив Ха Лонг, Кыу Лонг (участок руки Меконг), мост Хамжонг, мост Лонг Бьен. Другие слова тоже включают их в себя: Thanh Long, vòi rông, xuong rông, long nhãn. Спираль и второй распространённый элемент айнской орнаментики – зигзаг есть изображение змей. Эта символика восходит к глубокой древности, к айнской мифологии, в которой рассказывается о небесном змее, спустившемся на землю в сопровождении своей возлюбленной, богини огня. Это ещё один пласт доказательств родни айнов и древних русов, поскольку Б.А. Рыбаков пришёл к заключению, что у русского народа «змеиный сюжет появился ещё в палеолите» [Рыбаков, 1981]. Эти верования и сохранились у айнов. Границы территорий их пролегали от островов Океании на юге и до урочища Сакачи-Алян в нижнем течении Амура, где уже в наши дни открыты петроглифы, содержащие и зигзаг, и спираль. www.organizmica.org
|
Категория «Бизнес»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.