Сегодня 25 ноября, понедельник ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7276
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
My personal blog.
My personal blog.
Голосов: 1
Адрес блога: http://abdullin.blogspot.com/
Добавлен: 2010-01-26 23:41:06 блограйдером rusfbm
 

Культ змеев-драконов: Сварога, Лады, Юши и других

2011-08-14 00:14:00 (читать в оригинале)

Андрей Александрович Тюняев,
президент Академии фундаментальных наук (Москва), ВЦ РАН, академик РАЕН,
2008 – 2011 гг.


Китайским исследователям неизвестно, с какого времени «их предки» создали в своём воображении образ такого чудища, как дракон, и к тому же сделали его своим тотемом. На территории современного Китая во многих поселениях эпохи неолита при раскопках были найдены изящно вырезанные из яшмы драконы. Эти фигурки схожи между собой, но отличаются узорами. В 1971 г. во Внутренней Монголии при исследовании памятников древности в сомоне (уезде) Оннюд в окрестностях города Чифэн в земле обнаружили дракона размером в 26 см, сделанного из цельного куска нефрита темно-зелёного цвета. Вырезанная способом барельефа голова дракона напоминает, по мнению возвышенных китайцев, почему-то свиную морду, а его туловище изогнуто в форме буквы «С». Это самое раннее из ныне известных изображений дракона в Китае.
Приступая к дешифровке событий, связанных с культом змея-дракона, приведём слова академика Б.А. Рыбакова: «Труден путь хронологической расшифровки этнографических загадок. Иногда мы можем уловить момент забвения первоначального смысла того или иного явления, определить верхний, поздний предел его осмысленного бытования, но бываем бессильны указать его истоки, его первичные формы, время его возникновения. Автору этих строк, как и многим людям его поколения, была хорошо известна в начале 20-го в. широко распространённая по всей России детская хороводная игра, состоявшая в том, что мальчика сажали посреди круга, и он должен был выбирать себе из числа девочек «невесту». Хоровод двигался вокруг водящего и пел, прихлопывая в ладоши:
Сиди, сиди, Яша, под ореховым кустом,
Грызи, грызи, Яша, орешки калёные, милою дарёные.
Чок, чок, пятачок, вставай, Яша, дурачок,
Где твоя невеста, в чем она одета?
Как её зовут? И откуда привезут?
» [Рыбаков, 1981].
Имя Яши в большинстве случаев сопровождается дополнительными словами, за которыми, по мнению средневековых авторов, стоят особые божества. Б.А. Рыбаков приводит такие сочетания, как «Iassa или Iesse, где удвоение s должно соответствовать славянскому шипящему. Следовательно, фонетически это должно выглядеть примерно как «Яша» («Яжа») или «Еше» («Еже»)». Польский исследователь Длугош объяснял это слово, как имя Юпитера-Зевса. «В Польше, Белоруссии и на Украине существовали легенды о змеях, которые, прожив дважды по семь лет, превращались в особых кровожадных существ, называемых по-польски «смоками»1, а по-украински – «яжами». К. Мошинский сам записал такую легенду о «яже» (jaze), пожирающем людей. Особенно много подобных легенд в окрестностях Кракова и в самом Кракове» [Рыбаков, 1981].
Род – Единый Бог Славян

|
+——— Алатырь – камень
|
[+]-— Барма – бог молитвы – родился из слова Рода
|
[+]—— Велес (Тавр) – от Коровы Земун
|
[+]—— Дивия – от Козы Седунь
|
[+]—— Коза Седунь [Сатана] – из её молока родился Млечный Путь
|
[+]—— Корова Земун – из её молока родился Млечный Путь
|
[+]—— Лада-матушка – богородица [обращается в дракона Ладона
|
[+]—— Майя – вышила золотые Ясный Месяц, Солнце Красное, Звёзды частые
|
[+]—— Матерь Сва – дух Божий – Род испустил из своих уст
|
[+]—— Мать Сыра Земля – родилась из сбитого молока
|
[+]—— Мировая Уточка – родилась из пены Океана
|
[+]—— Ра – бог солнца – вышел из лица Рода
|
[+]—— Сварог – отец небесный – рождён Родом
|
[+]—— Стрибог – родился из дыхания Рода
|
[+]—— Таруса – Дух Бармы
|
+-—— Юша – Змей, держащий Землю
Рис. 2.1. Фрагмент Родословной славянских богов и народов.
Далее Б.А. Рыбаков поясняет, что «загадочно было то, что во всех губерниях России центральная фигура игры именовалась «Яшей», хотя это не требовалось ни рифмой, ни каким-нибудь ассонансом. Разгадку дало обращение к белорусским записям середины 19-го в.
Сядить Ящер,
Сяде Ящер под пирялущем
У золотым кресле,
На ореховым кусте,
У оряховым кусте
Где ореховая лусна,
Орешачки луще.
– Возьми собе девку,
– Жанитися хочу,
Котораю хочешь…2
– Возьми собе панну,
Котораю хочешь,
Котораю любишь…
Во времена Безсонова и в русских областях упоминался не Яша, а Ящер. На месте непонятного Яши оказался архаичный Ящер, хозяин подводно-подземного мира. Игра, изображающая выбор невесты Ящером, может являться трансформацией древнего обряда принесения девушек в жертву дракону-ящеру. Признаки культа ящера-«крокодила» особенно заметны в Новгороде, где их можно проследить до 10 в. н.э., но истинную хронологическую глубину этого бесспорно архаичного культа мы определить не можем» [Рыбаков, 1981].
Рис. 2.2. Змей Юша держащий землю.
Рис. 2.2. Змей Юша, держащий Землю: Мать Земля изображена сидящей на куче звёзд (анонимный немецкий манускрипт ок.1800 г.).
На наш взгляд, вектор этимологии, показанный Б.А. Рыбаковым, здесь не верен: слово ЯША не происходит от ЯЩЕР. Ни в одном языке нет похожего слова, обозначающего этих млекопитающих. Поэтому, скорее, «ящер» произошёл от имени собственного Яша (или в нашем случае Юша).
  • Река Ящера (Ленинградская область, Лужский район), река Ящерка (Тамбовская область, Токаревский район), река Юда (Россия, республика Саха), реки: Юшки, Левые Юшки, Правые Юшки (Россия, Хабаровский край) • село Юша (республика Башкортостан, Белорецкий район), сёла Юшино (Россия, Орловская область, Урицкий район; Смоленская область, Сычевский и Смоленский районы; Тверская область, Селижаровский район; Брянская область, Севский район; Ненецкий автономный округ), посёлок Юшки (Россия, Кировская область, Немский район), село Юшки (Украина, Киевская область, Кагарлыкский район), посёлок Юшки (Беларусь), посёлок Яша-Томич (Сербия), станция Яша-Томич (Сербия), деревни: Ящера, Большая и Малая Ящера (Ленинградская область, Лужский район), сёла: Ящерка и Малая Ящерка (Тамбовская область, Токаревский район), село Ящерово (Новгородская область, Валдайский район), деревни: Левое, Малое и Правое Ящерово (Московская область, Серпуховский район), деревня Юдово (Россия, Ярославская область), село Юдово (Россия, Ярославская область, Ярославский район), село Юда (Россия, республика Башкортостан, Татышлинский район), поселок Юда (Румыния), село Юдиново (Россия, Брянская область, Погарский район).
Комментируя реки Вселенной, Б.А. Рыбаков прибегает к рассмотрению мифологического материала, безусловно, древнерусского по происхождению, но который «застрял» среди кочевых народов Сибири, исповедующих ещё и сейчас шаманизм. В представлениях этих народов «нередко дуальная организация родового общества порождала представления о двух космических реках, отдельно для каждой фратрии: «Реки эти текут параллельно и впадают рядом в одно море». Шаманские бляшки и в этом случае являются хорошей иллюстрацией сибирской космогонии: на множестве блях с разными сюжетами показаны два вертикальных потока или две струи, идущие сверху вниз, от лосиных морд небосвода обязательно до самого ящера» [Рыбаков, 1981].
3.
Основу змеиного спирального орнамента составляют, очевидно, не зловредные гадюки, а мирные ужи, почитаемые как покровители дома у многих народов. Змеи иногда изображались в одиночку, но самым распространенным было изображение двух змей, соприкасающихся головами (обращенными в разные стороны) и образующих спиральный клубок. Змеи-ужи и змеиные клубки встречаются на самых различных предметах: парными змеями или клубками покрывали стены моделей жилищ, что заставляет вспомнить этнографический материал об ужах-«господариках», змеиные клубки изображались на глиняных жертвенниках разных форм. Очень важно отметить, что пары сплетшихся в клубок змей часто располагаются около грудей женских фигурок, что соединяет змеиную тему с темой дождя в один семантический комплекс» [Рыбаков, 1981].
4 (рельеф из Сычуани, эпоха Хань); 4, 5 – василиск; 6 – дракон (герб Казани).
Все без исключения древнерусские божества этого периода были змеями или имели вторую ипостась – то есть могли превращаться в змея. Причём древнерусские боги изображались змееногими, змеерукими, змееволосыми. Нам видится здесь не прямое указание на точное соответствие частей тела тех божеств частям тела змей, а аллегория, которая была вызвана существенной разницей в росте древних русов и древних семитов. Если русы (по реконструкции захоронений) при среднем росте 180 см достигали 220 – 240 см, то семиты имели обычно рост, равный 140 – 150 см, и только отборные воины (например, у римлян, греков) могли едва достигать 170 см. При этом семитские тела ещё и диспропорциональны – они имеют короткие ноги и короткие руки. В этом сравнении, с точки зрения семитов, древние русы действительно обладали длинными – «змеиными» (на 20 – 30 – 40 см больше) ногами и руками.
5) – полубожественные существа со змеиным туловищем и одной или несколькими человеческими головами. Наги считаются мудрецами и магами, способными оживлять мёртвых и менять свой внешний вид. В человеческом облике наги часто живут среди людей, причём их женщины – нагини, славящиеся своей красотой, нередко становятся жёнами смертных царей и героев. Так, на девушке-нагини женился герой «Махабхараты» Ашваттхаман6, сын Дроны. В мифах названы многие цари нагов, среди которых наиболее известен тысячеголовый змей Шеша (Çesa), поддерживающий землю [Vogel, 1927]. В семитском звучании имени змея Шеши видна исконная русская структура, соответствующая имени змея Юши (Яши).
7 океана боги с помощью Шеши вырвали из земли гору Мандару, а затем использовали её как мутовку, обмотав вокруг неё Шешу в качестве верёвки8. Поэтому индийские Наги – хранители изначальной Истинной Традиции «Ра9 Му10», и, несмотря на недавнее образование японцев как народа, исследователь Дж. Черчвард ошибочно считает их чуть ли не хранителями полной Изначальной Традиции восточного «континента Му» (япон. «му» – «небытие», апофатический синоним понятия «дао») [Черчвард, 1997; 2002].
  • Река Шоша (Вологодская область, Кирилловский район), река Шоша (Московская, Лотошинский район), река Шоша (Беларусь), реки Шиш и Малый Шиш (Омская область), реки Шиша (Литва и Россия, республика Адыгея, Майкопский район) • сёла Шошино (Нижегородская область, Городецкий район, Костромская область, Вохомский район, Красноярский край, Минусинский район), сёла Шоша (Тверская область, Конаковский район, Тверская область, Зубцовский район), сёла Шошка (республика Коми, Сыктывдинский и Княжпогостский районы), посёлок Усть-Шиш (Омская область, Знаменский район), посёлок Шиша (Литва)
В мифологии махаяны распространены легенды, повествующие о том, как известный философ Нагарджуна добыл у нагов сутру «Праджняпарамиту», которая ими охранялась до тех пор, пока люди11 не созрели до её понимания [Bloss, 1973]. Сравним и имя философа Нагарджуна (нага-р-джуна) с древним названием айнского война – джангин, – в котором то же самое обозначение война джан/джун, а также обозначение принадлежности к нагам – наг/гин. Сравним также название тибетского змееподобного божества – Лу, или китайское обозначение дракона Лун и имя китайской матери драконов – Лун Ма, – с именем Лады, супруги змея Сварога.
В мон-кхмерской мифологии12 наги обитают под землёй и в водных источниках; могут превращаться в красивых женщин. По одному из мифов, основатель кхмерского государства палеоантроп Прах Тхон женился на дочери нагов. И их царь дал ему сампот (поясную одежду) – до этого эти палеоантропы ходили голыми. В одном буддийском мифе наг Мучилинда спас Будду во время потопа. Изображения нагов часты на барельефах Ангкора. У лаотянцев наги – защитники страны. По указанию нагов был построен город Вьентьян, бывшая столица одного из княжеств. По средневековым лаосским манускриптам, существует пятнадцать царей нагов (прайя нак). Они также живут у слияний рек. По-китайски река – 河 hé (ше, хэ), созвучно имени змея Шеши.
13 (龍). На представления вьетнамцев о драконах сильно повлияли китайские мифы о драконах. Вьетнамцы также считают приносящего дождь дракона важным для земледелия. Он также символизирует императора, процветание и силу народа. Подобно китайскому дракону, вьетнамский – символ ян означает мир, жизнь, существование и рост. Согласно древнему мифу о сотворении, вьетнамский народ происходит от дракона Лак Лонг Куана и феи Ау Ко. В честь вьетнамского дракона назван Ханой (вьетн. Hà Nôi14, столица Вьетнама). В древности город назывался Тханг Лонг: от тханг (thăng) – «расти», «лететь», «восходить», «подниматься», «развиваться» и Лонг – «дракон»; архаичное название до сих пор используется в литературе.
В 1010 г. император Ли Тхай То перенёс столицу из Хоа Лы в Дай Ла, сообщив в указе, что он видел «жонг ванга15» (жёлтого дракона), летающего вокруг в чистом синем небе. Затем император изменил название на «Дай Ла на Тханг Лонг» («Блеск Вьетнама и развивающееся будущее»). Более того, один из четырёх богов-защитников Танг Лонг (Танг Лонг Ты Чан) был божеством Лонг До (буквально – «драконий центр, место встречи земли и неба»). Божество Лонг До помогло Ли Тхай То построить крепость его столицы. Множество вьетнамских топонимов содержат слова «лонг» или «жонг», означающие «дракон»: залив Ха Лонг, Кыу Лонг (участок руки Меконг), мост Хамжонг, мост Лонг Бьен. Другие слова тоже включают их в себя: Thanh Long, vòi rông, xuong rông, long nhãn.
Спираль и второй распространённый элемент айнской орнаментики – зигзаг есть изображение змей. Эта символика восходит к глубокой древности, к айнской мифологии, в которой рассказывается о небесном змее, спустившемся на землю в сопровождении своей возлюбленной, богини огня. Это ещё один пласт доказательств родни айнов и древних русов, поскольку Б.А. Рыбаков пришёл к заключению, что у русского народа «змеиный сюжет появился ещё в палеолите» [Рыбаков, 1981]. Эти верования и сохранились у айнов. Границы территорий их пролегали от островов Океании на юге и до урочища Сакачи-Алян в нижнем течении Амура, где уже в наши дни открыты петроглифы, содержащие и зигзаг, и спираль.

www.organizmica.org

Тэги: китай, тартария

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.