![]() ![]() ![]()
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
![]()
Беседа о времени2012-02-08 01:20:00 (читать в оригинале)ВЕЧНОЕ ТЕПЕРЬ (БЕСЕДА О ВРЕМЕНИ) Боги царят здесь в одиночестве. Вокруг них нет пространства, еще меньше времени. И. В. Гёте Постоянство скорости света — это единственный сохранившийся до сегодняшнего дня остаток представлений об эфире. Л. Зоммерфельд Как-то в свободный от вычислений, расчетов, проверок таблиц логарифмической линейкой и деловых обязанностей день я сказал Константину Эдуардовичу: — Поговорим о времени. Помните, вы обещали изложить ваши мысли о времени. Из отдельных ваших высказываний я уже создал представление о том, что вы подразумеваете под понятием «время». Сегодня мы можем этому вопросу посвятить целый час. Константин Эдуардович согласился, но при условии не делать никаких выводов из нашей, может быть нелепой, беседы, ибо любые выводы могут стать опасными для философии. Конечно, я охотно согласился с этим его деловым замечанием. — Еще я должен добавить, Александр Леонидович, что отрицание времени противоречит историческому материализму, поэтому нас могут привлечь к ответственности за подрыв веры в данное учение. Вы это, надеюсь, понимаете? — Да, Константин Эдуардович, это я понимаю не хуже других. Но я знаю и то, что если кому-либо удастся сказать о времени новое слово, то его не только не сочтут за балагура (в лучшем случае), но еще и произведут в академики. Мы же беседуем с вами в частном порядке, не для печати, а для ума. Только для ума, а думать мы с вами вольны, как и Аристотель. Я надеюсь, что и моя точка зрения вам понятна. — Конечно, понятна, ведь мы же философствуем. И никому не навязываем своих мыслей. На вопрос, как же быть, если мы не должны допустить ни единой ошибки в трактовке времени, можно ответить таким успокоительным образом: современное представление о времени в корне ошибочно и не может служить препятствием к новым поискам истины. Кого же мы боимся? Современных физиков? Но современные физики сами ищут правды — истины о природе времени. А раз так, то уже разрешите и нам побеседовать всласть на эту извечную тему. Единственное, что я знаю, — это то, что аналогичные нашим мысли были уже высказаны давно, и притом в изобилии, и выходит, что мы топчемся на одном месте — ни взад, ни вперед. Мы уселись поудобнее в креслах. Он пододвинул ближе стоящую на полу слуховую трубку. Я подумал: сегодня я буду больше слушать, чем говорить. Я хотел вникнуть в то, как думал о времени как о физическом параметре Константин Эдуардович. Сам же он предполагал, что на этот раз я разовью какую-нибудь фантастическую идею о времени или, на крайний случай, перечислю ему свои требования, которые я предъявляю к этому понятию. Надеясь на мою словоохотливость, он думал, что будет больше молчать, чем говорить. Однако получилось как раз наоборот. Но пока мы усаживались поудобнее и он покряхтывал, глаза его улыбались с легким оттенком лукавства. Это должно было значить: ну, уж если я начну говорить — вам не поздоровится. Я молчал, и потому он начал говорить первым: не выдержал, видно. Вопрос его волновал уже давно, и он был рад высказать его мне, человеку, который допускал различные возможности для трактовки такого вопроса, как время, чего не допускали другие его знакомые, так как придерживались чаще всего классической точки зрения на время и считали, что вопрос о времени разрешен современной физикой раз и навсегда. Именно эта-то точка зрения была мне совершенно чужда, и я не разделял подобного рода самоуверенность. Наоборот, мне всегда представлялось, что ни одного вопроса о времени физика еще не разрешила до необходимой глубины и находится на самой близкой к нам поверхности мироздания из всех возможных ее поверхностей. Многое в физике меня не удовлетворяло: все понятия, и особенно понятие о времени, о пространстве, о пространственно-временном континууме, мне казались очень шаткими, и я допускал, что мозг человека развит далеко недостаточно, чтобы в наш век уже создать истинное представление о реальности мировых категорий. К таким неясным вопросам следовало бы отнести время, пространство, движение, структуру материи и т. д. Вопрос о времени был особенно интригующим из всех возможных философских вопросов, ибо время всегда оставалось тайной, скрытой за семью печатями, — тайной, не видимой, не слышимой, не ощутимой ни одним из органов наших чувств или их продолжениями — прецизионными приборами. — Физики уверяют меня в том, — сказал Константин Эдуардович, — что время существует, допустим, относительное время. Но и такого времени я не вижу. Время, возможно, существует, однако мы не знаем, где его следует искать. Только в XIX и XX веках человек сделал совершенно определенную попытку проложить пути к двум основным экстремумам своего познания: к миру атомов и их ядер и к Космосу. Необычайная храбрость, безумство и гениальность руководили ими в этих исканиях. Необходимо было решить и вопрос о времени. Однако еще Аристотель писал: «...среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять». Две тысячи лет прошло с тех пор, а понятие о времени осталось таким же загадочным и непонятным, как и во времена Аристотеля, как и во все другие времена. Человеческий гений не разрешил этой загадки ни на йоту. Часы же, хронометры, астрономические счетчики времени мне казались игрушками, удобными для инженерных расчетов, но и только! Мирового потока времени, этого странного «явления», никто и нигде не видел, не ощущал и не мог даже указать, где следует его искать! Этот термин как некоторая необходимость для роста человеческой цивилизации был вымучен из умозрения и дан нам как положение, как аксиома, не требующая доказательств. Легко было прийти к заключению о несовершенстве этой шаткой аксиомы. Но другого не было дано, поэтому приходилось довольствоваться малым... Да, довольствоваться буквально какими-то крохами из сокровищницы мироздания. Я хочу еще и еще раз спросить вас, Александр Леонидович, обращали ли вы свое внимание на время как на физическую аксиому и думали ли вы над этим треклятым вопросом? — Конечно, думал, — ответил я, — особенно тогда, когда изучал общую и специальную теорию относительности, когда размышлял над преобразованиями Лоренца и четвертым измерением Минковского. Я остался крайне неудовлетворенным всем тем, что писалось о времени. Все знаменитые авторы принимали время как данность, как нечто существующее в природе. Однако секунды отщелкивают часы, а природа чужда искусственных представлений такого рода. Если время существует в природе, то оно еще не открыто. Пока что время — явно выдуманная единица, — продолжал я, — именно потому меня крайне интересуют ваши мысли о времени. Между прочим, я уже говорил с физиками по этому вопросу. Многие из них отмахивались от такого разговора, другие пытались доказать мне, что время существует, и поднимали меня на смех, и самым веским аргументом было то, что миллионы людей, смотря на часы, принимают время, признают его существование и живут в согласии с ним. Но были и такие собеседники, молодые философы, которые говорили: время — сущая чепуха, но не стоит ломать голову над этим вопросом — всё равно ничего доказать не удастся! Я же думаю, что этот вопрос разрешим, нужно лишь всю жизнь думать о нем и искать решения сей загадки! — Верно, Александр Леонидович, — произнес Константин Эдуардович, — браво, браво! Ваши мысли правильны. Опять у нас схожие точки зрения! Вот послушайте, что думаю я о времени, именно думаю, хотя ничего еще не решил о нем, написав в уме только одно маленькое уравнение: t=0. Но это сущая мелочь по сравнению с тем, что надо было бы выразить математически... — Хорошо, Константин Эдуардович. Для начала это как раз то, что требуется. Отсюда можно танцевать. — Человек настолько вжился с представлением о времени, что ему трудно признать, что времени не существует. Представление о времени вошло в его плоть и кровь и таким образом сделалось обязательным параметром его бытия и его мыслей. Время подарили человечеству астрономы, механики положили часы в карман, надели часы на руку, и с этих пор время, не существующее в природе, насильственно стало частью природы. Я не отрицаю благодетельную роль искусственного понятия времени во всех природных процессах и явлениях, но я категорически отрицаю существование времени в природе, вне человека, то есть отрицаю его объективность и необходимость его участия там, где его нет. Я допускаю также и то, что понятие времени следует заменить чем-либо другим — существующим, несомненно, в действительности. Ну, например, энергией или еще чем-либо. Но мы должны с вами условиться об одном: мы должны забыть всё то, что мы знаем о времени, и не верить тем авторитетам, которые утверждают, будто бы они знают о времени больше, чем вы, Александр Леонидович, и я. Вы понимаете: не поверить авторитетам в докторских тогах, вещающих с академических кафедр. Это — обязательное условие нашего разговора, иначе нет смысла его начинать... На мой протестующий жест Константин Эдуардович сказал: — Да, именно не поверить авторитетам. Иначе разговор о времени не имеет смысла. Тут вся история сводится к догмам, которые не представляют интереса для объективного исследователя, но как раз так называемые объективные исследователи занимаются изучением догм, чаще всего малообъективных или совсем не объективных. Всё современное естествознание состоит из догм, не обладающих способностью быть долговечными, ибо они, эти догмы, удовлетворяют мировоззрению сегодняшнего дня и не будут признаны уже завтра. Грядущее столетие будет думать о времени иначе, чем думал Ньютон и Галилей, и, очевидно, не так, как думаем сейчас мы. Поэтому мы можем позволить себе роскошь подумать о времени, невзирая на «несомненную» божественность авторитетов. Как у вас, Александр Леонидович, так и у меня нет такой однобокой школы, которая бы как-либо трактовала категорию времени. Школа — это как раз то, что тормозит открытие истины: ни Галилей, ни Коперник, ни Ньютон не вышли из какой-либо физической школы, а уж тем более никакой школы не имели ни Пифагор, ни Архимед, ни Демокрит. Вы же хотя и ученик Соколова4 и Эйхенвальда5, но ученик с самобытной мыслью, а это значит много. Поэтому мы с вами свободны от тех заблуждений, которыми в настоящее время охвачены ведущие физики в связи с представлениями теории относительности, которая из простого физического параметра создала искусственные парадоксы... Задумывались ли вы над вопросом об абсолютном или относительном времени? Я над этим вопросом думаю уже много лет и, возможно, когда-нибудь напишу трактат о времени, в котором свободно выскажу свои взгляды независимо от ныне существующих физических школ. Скажу прямо, я клюнул на эту наживку Константина Эдуардовича. Время было для меня всегда весьма привлекательной категорией как философских, так и физико-математических размышлений. Но сколько бы я ни рассуждал по этому вопросу, я всегда приходил к неопределенным решениям, но одно из них оставалось незыблемым, хотя и противоречило в известной степени всему тому, что я знал, — это мысль древних философов (а их, по-видимому, было немало) о том, что в природе, вне мыслящего человеческого мозга, никакого объективного времени не существует. Но говорить на эту тему можно было только с умалишенными. Так называемые здравомыслящие показывали мне на часы и удивлялись, как можно сомневаться в реальном существовании времени. Идущие часы были для ста процентов человечества убедительным доказательством, но я сомневался. И поэтому, когда К. Э. Циолковский затронул эту тему, я с особым удовольствием ждал дня, когда можно было бы заговорить об этом. — Прежде всего, — обратился он ко мне, — я могу с несомненностью доказать, что время изобретено человеком, исходившим из астрономических событий. Инструментальные Данные позволили установить длину года, суток, часа, минуты, секунды и т. д. Словом, человек шел от «земных» данных, ибо в основе принятого физикой времени лежат чисто земные данные, а именно суточный оборот Земли вокруг оси, а не какие-либо Другие... Но и сама-то Земля вращается неодинаково. Обратите на это обстоятельство ваш взор: неодинаково! Что-то по временам ускоряет ее вращение, что-то тормозит. Де Ситтера, кажется, еще в 1918 году обратил свое просвещенное внимание на этот гравитационный кунштюк6. И задумался над этим. Всего-навсего эта неодинаковость имеет ничтожнейшую величину, а всё же эти скачкообразные изменения наряду с обычными периодическими и систематическими изменениями представляют большой научный интерес! Итак, сутки неодинаковы даже в таком усовершенствованном механическом приборе, как Солнечная система, неодинаковы, значит, и секунды... Кажется, этот факт ясен без всяких доказательств, и мы с вами, Александр Леонидович, пользуясь точными астрономическими приборами, можем установить длительность суток, часа, минуты, секунды и все работы земных механизмов смело отсчитывать от них. Таким образом, принятая нами секунда есть эмпирический продукт чисто земного происхождения и основана на движении Земли вокруг оси. Следовательно, земное время есть время относительное, а не абсолютное, но оно дает нам, людям, определенный удобный эталон для различных практически полезных расчетов. Если бы на другой какой-либо планете существовали люди с высокоразвитым мозгом, то они учредили бы у себя свою собственную секунду, которая, конечно, была бы не равна нашей. Она могла бы быть больше или меньше. Об этом знали еще в XVIII веке. Но человек не ограничился применением земной секунды только к земным явлениям. Он все явления Солнечной системы, всей нашей Галактики и всего Космоса вообще стал выражать в земных секундах и тем самым любое явление в Космосе подчинил земному масштабу времени. Он заявил, что Марс обращается вокруг Солнца в 687 земных суток, период обращения Юпитера вокруг Солнца оказался равным 12 земным годам, а Сатурна — 29,5 земного года. Марсианские и лунные сутки человек также выражает земным временем. Земному времени человек подчинил все явления на Солнце. Конечно, эта экспансия искусственной условности весьма удобна для практической науки, но как раз из этого следует, что категория времени на всех небесных телах различна, а значит, с земной точки зрения существует бесконечное множество времен и нет абсолютного времени. А это утверждение приводит к совсем другому представлению о времени как искусственном параметре, у
|
![]() ![]() ![]()
Категория «Музыка»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
![]()
Популярные за сутки
|
Загрузка...

BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.