Сегодня 12 мая, воскресенье ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7272
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
My personal blog.
My personal blog.
Голосов: 1
Адрес блога: http://abdullin.blogspot.com/
Добавлен: 2010-01-26 23:41:06 блограйдером rusfbm
 

Славянское царство

2012-04-16 01:41:00 (читать в оригинале)

МАУРО ОРБИНИ

IL REGNO DEGLI SLAVI
О НАРОДЕ СЛАВЯНСКОМ, НАРЕЧЕННОМ ВЕНЕТЫ, ИЛИ ВЕНЕДЫ.
Имя Славянское не иным чем разнствует от Вандал, разве точию именем, понеже бо сеи, и оныи народ имеют едино тожде началобытие из Сармации. Венеды имеют часть от народа Славянского изшедшаго из Сармации во время Мартинияна Императора. Люди Венеды прошли своими розъездами вся лесы и горы сущие между Февцынов и Финнов. Начали Славяне наполняти весь кряж страны лежащие в длину между рек Албии, и Дона, в широту же между моря Коданского, и Адриатского, потом проидоша даже до последних предел Океана Западнаго. Во время Маврикия Царя, Греки его воиска, поимали трех человек Славян, не имущих никоего оружия с собою, но имеху кииждо Арфу в руке. Вопросил их Маврикии: откуду идяху, и где их есть обитание; ответствовали: яко есть люди Славяне, живущии при Океане Западном. Понеже Хаган Царь Аваров, посылал послы и дары князем их народа, прося [51] помощи противу Греков, и что они паки посланы от их Teccиapxиu, еже дати знати Хагану невозможность послати таковую помощь, ради расстояния зело далекого стран, и пребывают в пути из домов 18 месяцов. А еже носят арфы, понеже никто из их стран носящ оружия, ниже знающ что есть оружие. Дивяся Царь возрасту их, и величеству тела, послал их во Ираклию; Сии Слявяне наименовалися при мори Венедицком, прежде нареченном Кодан, в начале преехавши реку Вислу, и пришедше даже до оные Албии, наскочили на жителеи Шведов, Лонгобардов, Ругов и Швитонов при мори Каданском, иже одолени бывше от Славян, от идоша ко брегом Дунаиским, оставивше всю страну во власть реченных Славян, сиеже случися в лето от Христа 500, после Богом определенных преселении народных. Понеже Славяне овладели всем кряжем страны, в неиже разширилися дондеже от Гендрика Авкупа, и Оттона великого Императора, первое при реке Албии и Гавелы одержаны; потом же по шести сот летех по их обхождению, во оные страны, непрестанными воинами Гендрик Леон часть их побил, и часть розогнал и покорил, в которое время со благочестием христианским, ввели на их места сведенцов Немцов, оставшымся не многим останком от предреченных Славян, при береге Албии в Лузации и инде. [52]
ИМЯНА РАЗНЫЕ, СЛАВЯН, ВЕНЕДОВ.
Аще Славяне в начале, как заняли места моря Балтииского, именовалися единым именем Славянским, однакоже разделилися потом в разные имена, понеже едини нареклися Помераняне, имя Пресловутое во древности, значит жителеи при мори. Померия [Поморие] языком Славянским сказуется Приморисия. Померания, прежде пришествия Христова имела пространнеишыя границы, неже нынешние, и жителствовали в неи, во оное время Померане, и Кассубиане.
Вилчи и Лютицы, или Люзициане, были четыре народа последующие, тако наречены ради великия их силы. Толонцы и Редары, вменялися за един тоиже народ. Видится, что тако Сии наречены, от города Респра, а другие от реки Толенса, близ которыя имели своя населения; Редары обитали в рубежах Стетинезов, между рек Пана, и Одра. Цирципанны, произвели имя свое от реки Пана, их жителство было близ Грибсвалдии, Волгаста, и Сондия. Кизины жили близ города Гуцеговия, и сему оставили свое имя. Ругяне или Рагии названые от острова Ругии, якоже Чехи Боемские от Боемии; Варнавы тако наименованы от Варнавы реки во уезде Ростоховом; Обостриты притяжали земли Мелгалбургезов, Полябы мнится, что приняли то [53] имя от равнины места. Город их, началныи был Рацебург, перво славен ради Графства сего имене, по том же ради Епископства: Вагиры жили близ Аделзбурха города некогда славного ради Епископства, которое по том пренесено в Любеку. Лингоне и Лины суть тогожде народа, уезда ныне нареченного Луне и Лунебурх. Имяна особливая людеи Славянских, живших в Славии Восточнои, между реки Албии и Вядра, ныне именуемои Марка Брандебургезска, суть последующая: Вилины, Стодераны, Бризаны, Верлы или Эрулы, со многими иными именованными от Гелмода. Верлы или Эрулы, жили близ реки Галвелы, дали имя свое городу Верл, в границах Обостритов, вся страна названа Верлия, ныне же Княжество Мехлабуржское. В котором в прошедших временах были некоторые грады зело славны, ради торгов всех людеи Северных, и между которыми оные: Винава, Юлин, и Верлия. Аритберт Господетвовал над Верлами Славянами и Ругянами моря Балтииского. Во времена Карла великого Императора. Швенон Король Швеции и Готфскии, взял за себе в жену своячину Аритбертову. Мистивои первыи бысть, иже восприял в старости своеи веру Христову, деиством жены своея Маргариты, дочери Гендрика Авкупа Императора. Скончалася порода Аритбертова в сынех Гендриковых, в сыне Годоскалковом, Канут сын Гендрика Короля Датского, егда [54] извелася порода Князеи Верлских, был утвержден на оное Государство Верлское и Мехлабуржское, от Лотария Цесаря, в лето от Христа 1130. Сии люди всегда были волные, и никогда не подданны Римляном. были первенственные между оных Готфов, которые возмутили воинами Рим, Италию, Францию, Гишпанию, Африку, Европу, и Ассию. Карлус великии, биющися со Саксоны, неозлобил Эрулов. Левбузы же наименовалися от Левбузия града, знатного ради епископства; Вилины Истодераны [по мнению некоторых писателеи нынешних] имели свое жителство при Берлине и Брандембурге. Бризаны жили во уезде Гавенбуржском, город их Бричен, содержит и ныне имя Бризанов. Предеценты, Сорабы, Фимасты, Голсацы, Штермариане, и Нордалтинги, вси Славяне, жителствовали при Мори Венедицком; были страшны, не токмо ближним но и зело далним; докучали оружием зело Королевству Датскому, не ради уже волности земли острова; Но за Корону и Королевство, озлобили такожде Саксонию [Британию] Турингию, Францию, Германию, Аквитанию, Британию, Гумбрию, Саландию, и Галандию, начали мятежствовати и Германию нижнюю, и ожесточатися на своих неприятелеи, в лето 480. Того ради Аларик Король Шведскии немогущи терпети их докук жестоких, поиде со всеми своими силами до стран западных, оставив Шлезию, Лузацию, и иные страны ближние к Северу и к Востоку, оседеся [55] близ Дуная, Рена, Негра, и Алемана рек. Король Славянскои Чех, и Лех, по том заняли те места оставленные от шведов, и Боиев, якоже выше сказано. Сии Славяне Сорабы перешедши в Турингию, остоновилися в Меровезбурхе. Вне того города построили в лесу, нареченном Гирсбрулис, Тунехдорф, Тугебратестет, Невухенрон, Гогдорф, и многие иные места. Был обычаи у сего народа, егда умрет муж, жена ввергала себе в костер огненныи, в котором жжено было тело мужнее. Разбили в лето 550, близ города Лухты в Саксонии, Князя Саксонского с воиским с пятьюдесять тремя тысящами. Збили другое воиско совокупленое из Саксонов и Датчан, близ Лаупена, со смертью Короля Датского, и с бежанием Князя Саксонского. Понеже предреченные Славяне Сарабы, [имиже тогда правителствовал Звездодраго капитан славныи] одержаны и утеснены под командою Билослава началника их, от многочисленного воиска Францужского, правителствуемого Адолфом Генералом Короля Гилдиберта Францужского, биющеся яко отчаянные, быша победителми, однакож со смертью Билославовою. Но его брат Дерван, отмстил тую смерть разбитием воиска правителствуемого Адолфом же Генералом, и самим Королем Дагобертом, наследником Гилдибертовым. Последи сея победы развоевали Турингию и Саксонию, опустошающе оные страны. Сии Славяне Сорабы, [56] суть часть от оных древния страны Триваллов Мизии верхния, которые пришедше от Севера, заняли великую часть Далмации, древнее же жителство Сорабов было [якоже Плинии сказует] окрест моря Меотиса, отнюдуже от идоша часть к Дунаю и к Мизии верхнеи, часть путешествоваше чрез Сармацию, в Лузацию. Идеже рассеявшеся по местам ближним, остановилися при реке Сале и Албии, сущии же Мизии верхние, нареклися сами собою Сарбли или Сербли, от соседов же своих наречены Сирбы, или Сирвиане, даша они имена Градом, Сербеко и Сербесто. Уезд их протязашеся от Самандрии города, лежащего при Дунаи, даже до Нищевы. места статнеишие Cepбии Стоиныбиоград, столныи град тоя украины Пристен, где родился Иустиниан Царь; Новомонт город непоборимыи и Монтенегр, где есть пребогатое копание руд златых и сребра.
Сорабы Славяне Лузацкие, имели многие воины с Карлом великим, разбили на многих боях его воиско, из которых на едином погибли тритцать две тысящи Французов. Они же соединившеся с Велетабами или Вилчами, с другим народом Славянским, разгоняли часто полки Карловы. Но Карл послал на конец сына своего Карла со всеми своими силами противу тех Славян, над которыми он на конец явился победитель со смертью Миледоха Государя их, и правителя, того ради учинив мир с Карлом [57] в лето 804 обратилися противу Королевства Датского, возвестивше воину Королю Годефриду, которои получив помощь от Вилчов Славян, вступил во страну Абродитов Славян, завоевал несколко, крепостеи, прогнал Драшку их Князя, убил Догеламба другаго их Князя, не без погубления великого своих людеи, долженствующи причитати здравие свое, и останков своего воиска, мужеству Вилчов Славян, которые за древние вражды со Афродитами бывшие, соединилися своеволно Датчанину; Драшка учинил отмщение им, завоевав великои град Змелдинг, но не многу по том времени минувши, Драшка прилучися на ярмонке Рерицкои, бысть убиен предателством людеи Годефридовых. Абродитяне по смерти Драшковои, осадили и завоевали и опустошили крепость Гогбохов, стоявшую при реке Албии, разбили воиско Сирарда Короля Датского, близ Финнии, и разбив его такожде в Юции, из которыя прогнав овладели ею, на другом бою взяли в полон сына его Сирардова Ярмерика, с двемя его сестрами. Едину из них продали Королю Норвежскому, другую же отдали Германом, с которыми по смерти Карла великого, учинили многие воины, и на трех баталиах главных [едина была близ Горингена в Турингии, другая при Родовике в Саксонии, а третия между реки Фулды и Bиcypra] Цесарцы потеряли болши 50000 людеи с малым уроном Славян, [58] Едина часть от них живущих при мори Балтииском, силным флотом напали на королевство Аглинское, правителствуемое Гешпером Королем, которои на конец бысть победитель, взяв в плен Ратша или Рашта Короля Славенского, егоже Герешпер повелел ослепити. Оставшии убо Славяне возвратившися во своя домы, и устроивши свои воиска, опустошили Фионнию остров началныи на мори Балтииском. Имели многие воины со Арригом Саксонским первым Князем в Германии. Билися со Гендриком Цесарем в лето 934, воинствовали на Оттона Перваго Цесаря в лето 957, которого разбили в Турингии тако, что едва возмог избыти бегом. Возбуждены от Италиян, подвигли воину на Оттона второго, и во двух сражениях тако их одолел, что на конец отходом отошли во свояси. Последи учинив мир с Цесарем, помогали ему многократно противу его врагов, и между иных на Вихиманна, мятежника застарелого Оттонова, егоже убил Мизаха Князь Славянскои и друг Оттонов. Умершу же Оттону, имели лютеишые воины со Оттоном третым в лето 989. На последнем бою, аще и пало Славян великое число, обаче Цесарь зде потерял цвет своего воиска, и никогда было ему возможно покорити себе весма еси народ, которои паче почитал волность природную, нежели вещи дражаишые, изволяли лутче смерть, нежели служити [59] Цесарю, или иным. При том же совершающи своя стужения противу державства, дали едино поражение досадное Корраду второму Цесарю, в лето 1029. Такожде подобное принесли в лето 1055, Цесарю Фридерику, и прославилися во всеи Европе. С Горалд Король Датскои и Норвежскои, взяв в товарищи своих злочинении Дука и Дала, Князеи Славенских с их людми [которых мужеством под иго взял Аквитаию] и прошедши в Британнию, убил Короля Гумбрского. Потом учинивши Флот карабелныи силнеишии, напали Славяне едини на страны восточные Зееландии, где имели жестокие воины с Королем Росхилдииским, и взяли многие корысти. Учинивше главныи другии Флот 1500 караблеи, [сиречь лодок] напали на Галандию идеже пришла на них буря нощная, от которыя болшая часть погибла в мори. Останки же возвратившися в домы, собрали новых людеи, и сразилися со Швеном Королем Датским. Которого разбив, взяли в полон Славяне. Которые ради своих непрестанных воин, нерадели о науках, лишилися Историописателеи верных, иже бы издали на свет бои их древния. Аще же и ту и инде, но и то вне намерения было о них написано какоелибо дело от списателеи деиств противных, и то учинено с толикою особливостью о своих токмо, понеже не издали на свет, разве оное чесого невозможно было им отрещися, по причине деиств не слыханых никогда [60] но очевидно видимых. Такожде другое дело, которое зело затмило мужество и силу Славянскую, было их свое несогласие, и их междоусобные рати. Которых ради превозмогли неприятели одолевати их. Ниже обрящется когда, что бы от какова Короля, или от Цесаря преодолен был весь род Славянскои, купно моря Венедицкого. Которыи разделился на многие народы силнеишие под князьями и началами разными, но точию едина часть из них, [аще же бы соединени были вкупе между собою, были бы доволны противу стояти, не токмо Королю Францужскому или Цесарю, но противу многих были купно соединены, и редки суть образцы, чтоб которои Король или Цесарь ратовав против Славян, не имел бы в самое то время иных Славян в помощь свою, да победит оных тогожде рода, которыи на него наидет. И сия истинна, учинилася не бессвидетелствованна единым токмо образом Ругянов, толико силных в роде Славянском, которых Королевство никогда не упало, разве токмо когда возъимели за неприятелеи оных от своего рода.
О СЛАВЯНЕХ РУГЯНЕХ.
Сии были силнеишие, и велевластнеишие между всех Славян, жителствовали при мори Венедицком, или наипаче посреде тех вод, имеюще своего [61] Короля своиственного, и преславныи храм. Того ради причитали себе и первенство во всем оном роде Славянском предреченного моря; к томуже обдержаху остров Ругииски, седмь миль немецких длиною, такожде равен и шириною; земля так плодовита, что и ныне есть житница Седунезов или Шведов, якоже и Сицилия Римляном. Город столныи их Королевственныи Ругянов, нарицался Архоне, стоящь на зело высоком мысу острова того. От Востока и от Полудни окружен морем. Стенами толико высок, что едва стрелою из лука достизало до верхности их. Но уже того града не видится ниже след. А от Запада был великои, и крепкои роскат, которои его защищал. Некоторые писатели полагали Архон на ином острове нареченном Витора, отстоящем от Ругии шириною с едину реку, разорен от Гаралда Короля Готфского, и от Гемминга Короля Датского. Абрам Ортелии пишет, что где был Архон, древле был Венета город Славенскои зело превеличаиш сущих во Европе, и преславен к торгу от всех народов. Сеи град Венета, приимал вся протчыя народы. Однакоже егда тамо пребывали, не было попущено им жити по благочестью христианскому, егоже ради затвердел всегда в поганстве, даже до своего рассыпания. Но необретеся народ учтивеишии во обретениях обычаев, и странноприемнеишии и благостен паче cиx Славян [62] граждан Венецких. Кошорыи град Венешу Гелмалд поставил между устия Одеры, и города Камены, где видятся еще его следы, по мнению предреченного списателя; и не от иного чего учинилося его разорение, разве от несогласия их междуусобного. Которыи град Король Датскои, собрав пресилное воиско, и наступив на него, взял и опустошил и разорил до основания; Но живущии Ругяне во острове Ругииском в лето от Христа 809 учинив флот 830 караблеи, [моноксилов] напали на Королевство Датское с Фризиею Восточною, взяли и сожгли городы Алтенбург и Нежин, в которых взяли бесчисленную добычю. О чем прогневавшися Карл Великии, подвиг свои воиска, в лето 810 и на двух боях кровавеиших, одолев их, покорил под иго Христово, наложив на них дань, и приказал им имети в почтении особливом церковь святаго Виты, которого во оные времена, оные люди по премногу почитали. Платили усердно Ругяне дань Карлу при его жизни, а после его смерти, оставили дань купно с благочестием Христианским, и построили храм во Архоне. В которои принесли болван Святовита [которого они называли Святовичь] и толико мужие, елико и жены на всякои год приносили в сеи храм дань по единому пенязю с головы, и тако впадше в грубонечестие, покланялися сему идолу Святовиту, которои был учинен древяныи, возраста [63] гигантского, о четырех лицах, подобием фонаря, дабы от всякия страны храма виделося лицо идолово. Еще же онже был без бороды с кудрями со всякои стороны вырезаными, по употреблению власов Славян Ругянских, во одежде долгои даже до ног, держащь в правои руке рог из металла. Которыи рог наполнял вином поп един бородатыи, со многими церемониями и торжествы, и оставлял его наполнен до утра; ежели убудет или не убудет, гадатаиствовали, последование изобилию, или не дороду последующего года. Сеи же болван левою рукою подперса, на бедре в стороне виделася узда и седло коня его с мечем зело великим и украшеным. Стоял тот идол между четырех сводов каплицы, стоящие среди храма, завешен от всех стран завесами красными зело богатыми и украшенными. Един только поп в Каплицу в день, един точию пред идущии празднику, входил удержавая дыхание. И когда хотел отдохнути, бежав ко дверем, выставлял главу свою на ружу, да бы идол неосквернился дышанием смертным. Был един конь белои посвящен идолу, у которого из хвоста, или из гривы неповолено было выдернути власов, ниже кто мог садитися на него, опричь единаго токмо попа; Верил ослепленныи тои народ, что идол ездил на нем всякократно, егда он хотел разоряти их неприятелеи. А ко уверению истинны сея веры, [64] предлагали, что егда оставляли его с вечера во обыкновеннои его конюшне добре чищена и привязана, обретали его часто в конюшне на утрие вспотелаго и огрязненного, яко бы ездил в болшие пути нощию. От путешествия того коня, провещевали добрыи злыи случаи своих ратеи, и ради того окончания втыкали стоима 6 копеи в землю перед храмом парами едино против другова, равно расстоящые между собою, и ко всякои паре привязывали иное копие поперег, толико высоко от земли, что коню возможно и без прыгания было по верх проити; Потом в день уставленныи сему деиствованию, поп по долгих и торжественных молитвах, взяв с церемониями великими коня за узду, вождаше его чрез три поперечные оные копия. И ежели переступал вся три ногою правою, без всякия помешки правыя с левою, в некоторых предреченных чинах известны бываху о победе. И тако во пример противного; идолу же давали третью часть от добычеи и от всех корыстеи учиненных, и окроме того емуже было в его почтение особливое 300 конеи, и 300 человек с его страны, которые за него ходили на воину, которых всю добычю вручали верно попу, которыи все полагал в сокровище церковное, откуду никогда не было повольно выняти ни малеишую част; На всякои год по собрании доходов, жертвовали многие скоты сему идолу, и тогда же [65] некоторых христиан взятых на воине, которых кровию подтвержал поп, что зело оныи услаждался, после тоя жертвы приносили круглыи пирог великии, зделаныи из Муста, величеством вместителен содержати единаго человека, в которои вшедши поп вопрошал у людеи высоким голосом, ежели могут его видети, и все отвещавали ни; обращаяся молити идола, да бы в приидущии год хотя мало его могли видети. Само Король Датскии, между иных чужестранных, послал сему идолу едину чарку златую в дар, за что восприял почесть; понеже в кратком времени умер смертью нужною и лютою, что весма не помог ему Святовит.
Затвердели Ругяне в заблуждении Грубиянства на 350 лет, дондеже Валдемар Король Датскои, с силным флотом соединяс с Казимеровыми и Богославовыми Князеи Померанских, и Прибиславовыми Государя Обостритов Славян, вшедши в Ругию, победил cиx людеи свирепых, и возложа осил болвану Святовиту на шею, приказал разволочити по всему воиску в присутствии Славян. И потом рассещи на части и сжеч всенародно. Разсыпал храм до основания, со всяким служением побрал сокровищ, и учинил указ, да бы все оставили идолослужение, и восприяли служение истинного Бога, повелел построити 12 церквеи своим особливым иждивением, и тако весь остров учинил Христианами. [66]
Яромар Государь Ругянскии, утвердил оным людем образом и частыми поученми своими веру Христову, в сердцах шатающихся оного народа грубого и прежестокого паче всякого зверя, которыи был зело упрям во обращении паче всех прошчих народов Славянских моря Венедицкого или Балтииского. Предреченное же забобонство Святовитово у Ругянов имеющее силу, стояло многое время в сердцы у Боемлян, дондеже Блаженныи Вичеслав Князь Боемскии, дал им Мощи Святаго Виты, ради народного их почитания; обаче же не возмог истребити весма память идола Святовита. Понеже еще и ныне Боемляне не сохраняют поздравления частеишаго и всенароднеишаго, разве под провещеванием имене Вито, приемлюще приятелеи презжающх из далека с сими речми: ВИТЕИ ВИТЕИ; Показующе срадоватися о их здравии соблюденном дарованием Святовита. Идолослужение cиx Славян Венедов по частем. В протчем же имели в политике человеческои изрядные законы, и похвалные обыкности; Понеже убо великое попечение имели, да бы дети почитали родителеи и слушалися, и не обретался у них никто убог или проситель, за неже егда кто за немощствуете, или остареет, абие вручается в попечение наследником, да бы ими человеколюбезно управляемь был и питаемь. Были зело угодны и усердны и веледушны в странноприимстве. Странноприезжеи не требовал искати постоялого двора, понеже уже многие встречают, [67] и многие на перехват просят его, чтоб прияти изволил их угощение; И все что приобретали паханием поль, в рыболовлении или в зверинои ловли, харчили гостем, и к подаянию тщалися возможностью величаишею. Тии, кто был тороватеиш, да не реку роскошен в cиx вещех, творили и морские разбои нощию на мори, что бы по утру разделити грабеж странником. А ежели за случаи обрящется кто, что откажет постои страннику; было позволено всякому за то сожещи его дом со всем его веществом. Божба у них была возбранена между ими, понеже мнели, что присяга есть и кривоприсяга тоежде, во гнев мстителныи от Богов. Но которые были поиманы в каком погрешении непорядочном, тех распинали, утверждающе, что Крест не должен служити к чему иному, разве к казни злодеев. От сего начася гнушание толико Крестом, от чего мнози человецы Святии и Князи Христиане, до поту трудилися обратити их в веру Христову. Аще же и принуждены были усилством великим восприяти тую, однакоже часто возвращалися во идолослужение.
Юлииские в Померании, аки уже последние осталися восприяти веру Христову, в лето 1220. Магистр чина Тевктонского, вооружился на Славян Прусов, и одолев их тогда, первое ввел веру христианскую на языке Немецком, от чего погас аки весма язык Славян Пруских. [68]
О СЛАВЯНЕХ РОССИИСКИХ, ИЛИ МОСКВИТЯНЕХ.
Славяне Россиистии суть ныне от иноземцов обще зовомы Москвитяне. Сии осталися во своих жилищах, егда протчие их товарыщи и единосвоясные вышли и пошли, инии к морю Германскому, а инии к Дунаю, якоже сказано в начале сея книги; Древнии называли их Роксоланами, и Тоссоланы, Трусоланы, Рушналы, Россияне и Рутени; ныне же названы Россиане, сиречь рассеяны, понеже Россия языком Руским или Славянским знаменует рассеяние, наречены тако причиною не малою; понеже люди Славяне, овладели всю Сармацию Европскую, и часть Азии; егда с начала вышли из Скандии. Преселенцы Славянские рассеялися и расточилися от Океана мерзлаго, даже до моря Медитерранского, [средиземнаго] и заливы Адриатские, и от моря Болшаго, даже до Океана Балтииского. Наипаче после того рассеяния первоначалного, Россияне Славяне имянно послали своих преселенцов во Фландрию, где за тое, люди от них основаные, названы суть Рутенами, что и Греки дали имя Славяном спорос [семя] сиречь народ рассеянныи. Славяне Руси, жили всегда внутри Сармации Европскои, где обретаются и ныне, разширивше же много свое державство, прогнанием всех протчих народов ближних, или принуждением жити [69] по их обычаю, подобне яко Царство Россииское протязается уже от Дона реки, от моря Меотииского с востока; от Литвы же до рек Певце и Полмы; от Севера, от Ливонии Пруски и Полщи. С запада, от реки Tиpa или Днестра, и гор Сарматских с полудни, в котором разширении, обьемлется Югария или Югра правинцыя отечество Гуннов. Из которыя изшедше, заняли Полщу и под вождением Аттиловым, повоевали многие правинцыи Европские, того ради не тщая слава о Россианех, что их подданные в прешедших временех, покорили себе прекраснеишые страны Европские. Егда бо сии Россиане жили в Сармации, всегда показывалися люди естественновоенные, и всегда неукротимы; Во время егда Помпеи великии воевал противу Мифридата Царя Понтскаго, Россиане приведени от Тасоваза или Тазия, Государя их, развращение великое учинили противу реченного Царя Понтскаго, в споспешение своего союза с Римским державством. Оружие же у них было, сабля, лук, копие, пансырь, и щит из кожи воловои; которое неирестанно употребляли, не токмо противу соседов, но и противу протчих людеи далнеиших и славнеиших. Во время Виспесиана Цесаря преехавше Дунаи и порубив два полка салдат Римских, вошли внутрь в Мизию, и тамо убили Агриппа бурмистра и президента; и от того времени обжилися в Мизии Иллирическои, [70] от нихже названа Ращие. Были в товарищех во всех походах воинских с Готфами, которые разорили Европу, и иные страны; стужали многажды державству Греческому; при Льве Лакапене Царе Константинополском: Подняли флот корабелныи о пяти надесяти тысящах судов Моноксилов в море болшем, и вооруживше тои множеством полков с превеликим числом, обыдоша град Константинополь, тожде паки учинили при державе Константина Мономаха. В cиx двуж походех, побили многих Греков, и возвратилися в домы, со многими добычами богатеишыми. В лето же от создания мира [по исчислению ихже Россиан] Великии Князь Россиискии Димитрии, победил на баталии полевои Великого Хана Татарского Мамая, и по трех летех по том, паки сошелся ратоватися с предреченным Ханом, дондеже его разбил и истребил, что земля на тринадесять миль расстоянием, покрылася мертвыми в том сражении; Кто желает знати все дела преславные народа Россииского, наидет тыя собраны в книгах Иеремия Рускаго, Сигизмунда Герберштеина, и Францишка Бизия Бергамского и Краковыты, которыи описал испытно две Сармации, Россияне же суще погаными имели за Идолов, Перуна [то есть громовое стреляние], Стриба, Корша, и Мокосла. О обращении же их во благочестие Христианское, разная суть мнения; Летописи Россииские хвалятся, [71] что Россию благословил, и веру восприяла от Святаго Апостола Андрея, которыи якоже глаголют пришел из Греции на устие Днепрское и восплыв вверх тоя реки, даже до места, идеже ныне обретается построен Киев, тамо благословил имя Россииское, Крестив люди, водрузил Крест свои, проповедуя и предглаголя, что во оном месте умножатся многочисленно Церкви Христианские благодатью Божиею. Оттуду отшед, доиде до источника Днепрского в великое езеро Волох, и по реке Лорвате сниде во езеро Ильмень. Оттуду шествуя водою реки Волхова, прииде в Нов град, и оттуду тоюже рекою в езеро Ладожское и рекою Невою плавающ до моря нареченного Рассианами Варяжское, то есть Германское, между Виландии и Ливонии. Доиде наконец в Рим. Такожде верят Россиане что еще обращены они же в веру от Святаго Апостола Фаддеа, того ради почитают его паче иных Святых небесных. Некоторые Греки отрицают cиe хвалившееся обращение древнее Россиан, буди тако якоже кто хощет.
Истинна не бессвидетелствованная приводит самою вещию, что Россиане были потоплены в злочестии во время Василиа Македонянина Царя, егда он послал Россианом Феофила Епископа чрез негоже восприяли Христианство, когда предреченныи Епископ положил по упрошению их во огнь Книгу Евангелие, которое пребысть невредимо. Летописи Россииские приводят [72] что Олга Царица или Княгиня Россииская ввела благочестие Христианское в тое Государство виною дела последующего.
Игорь Князь Россиискии, взяв в жену предреченную Олгу, из Опскова, вниде с воинством силнеишим во Грецию даже до Иераклии и Никомидии, идеже бысть побежден сражением славным, возвратившися в дом со остатними от того побития, убиен бысть на пути от Малдитта Князя Славян Древлян в месте нарицаемом Корест (Коростень), идеже и погребен труп Игорев, которого сын Вратислав еще сыи младенец, недоволен бысть правити Царство Россииское, Олга восприявши правление всецелое, к неиже Древляне послали двадесять послов, еже просити ю в жену Малдитту их Князю, Олга же приказала их засыпати землею живых, и прежде нежели ведомость разгласилася, отправила своих послов к Древляном, да бы послали более послов и благородия высочаишаго, и благороднеишаго, вознак яко истинно желают ю в жену Малдитту, Древляне же послали еи других послов числом пятьдесят знатнеиших из их народа. Дошедшым же им к Олге, заперли их всех в баню и сожгли живых, и абие послала иных послов своих ко Древляном обьявити им свои приход и приготовити по их обыкности меду и вся вещи потребные к торжествованию памяти умершаго ее мужа. Потом пришедши она со всеми своими [73] людми добре вооруженными в Древлянию, нарядилася в печалное платие, и праздновала всякою славою возможною предреченные поминки. И потом в банкете том [якоже творитися обыкло такое дело.] упоила до пьяна Древлян. Из которых повелела порубити три тысячи. Потом же возвратившися в Киев, устроила воиско свое чином, и приведе его противу Древлян. Которых разбивши и развоевавши, и запершихся во своем началном граде, Олга осадивши их, весь год под градом стояла не отступно. Немогущи же принудити их здатися, обещала им оставити осаду, за договором, что бы граждане со всякого дому, место дани дали еи по три голубя, и по три воробья. Что егда послали еи, и дали реченные граждане, приказала тотчас под крыле реченных голубеи и воробьев некакие огни Артифициалные привязать пустить на волю, прилетевшым же им каждому к своему жителству, абие на многих местах зажгли домы во граде. Граждене же немогуще противу стояти пламеню, вышли вси вон из града, и впали во власть Олги, ихже часть порубила, а часть взяла в полон. И тако побрав вся земли Древлянские, и учинивши тое жертвозаклание во отмщение смерти Игоревои, возвратилася в Киев.
Вскоре потом пришла в Констянтинополь во время Иоанна Цимисхия Царя, и тамо с крещением восприяла себе имя Елена, возвратившися же в Россию [74] обогащена дарами учиненными от Царя, правила Государство свое великим смыслом, и обратила их к вере христианскои с радостью всего света. По смерти же. ее, правил Государство сын ее Святослав, которыи последовал стопам матере своея в богобоязнстве и благочестии. Сему наследник бысть сын его природныи Владимир, которыи нешествовал по отцевым стезям, ввел паки в Киев Идолослужение и болванопочтение, ихже имяна Перун с главою сребряною, Услад, Корса, Дазва, Стриба, Зимцерла, Махош, и Кумиры учинены деревяные. Он же убил двух своих братии Ярополка и Олегу, и учинился Самодержцем Всея Pocсии. Сеи Владимир восприял послов разных народов, да предложат ему каждыи восприятие их веры особливыя. Между толикими разностми недоумеваяся во избрании, послал известных послов своих в места рассмотрити веры, и обычаи коегождо народа очевидно. На конец предпочетши паче всех протчих Християнскую законоположения Греческаго. И намерився восприятию, послал послы в Константинополь к Царем Василию и Константину просити в жену Анну сестру Цареву, и предложити в таком случаи свое обращение к вере со отданием Корсуня, и все что он имел от Государства Греческаго. По внегда же соизволено ему в сем, исполнилися договоры предреченные в Корсуне. Идеже и крестился, и наречен бысть Василии. Потом поставил в Киеве [75] Митрополита, Архиепископа в Новъград, и Епископы в иные грады, по священы вси от Патриарха Констянтинопольского. Того ради от оного времени сохранили Россиане без отвержения законоположение греческое. Един списатель, нареченныи Ламберт, которыи написал Историю Германскую, прежде шестисот лет, глаголет: что в лето 960 пришли послы народа Россииского ко Оттону Цесарю просити да пошлет им каковалибо Епископа, которыи бы своим учением и проповедию насадил благочестие Христианское между ими, и что от реченного Цесаря был послан Адалберта, которыи от их гонителств едва убежал из рук их. Мнения же и возвещения оного списателя суть ли истинна [якоже вещию не без свидетелственно, еще же и истинно что во оное время Poccиa восприяла начертание букв от изобретения Кирилла Архиепископа, законоположения Римского, Апостола Славян Моравлян, и учителя Адалбертова] потребно заключити, что проповеди и послание реченного Епископа Адалберта, имели мал; или ниедин плод, или яко Poccиa обратилася паки скоро во идолослужение; или еще, аще реченныи списатель погрешил, потребно верити что он ослеп в равногласии Pycсии Ругян, понеже Адалберт был истинно Апостолом реченные Ругии, и Архиепископ Магдебургу. Еще же может быти что реченныи Алберт возвратившися из Pycсии без события, утвердился [76] потом в Ругии: от чего разность мнении списателских в сем члене пребывает разрешена и успокоена.
ГОСУДАРЬ НЫНЕШНИЯ РОССИИ, ИМЕЕТ ТИТУЛ ПОСЛЕДУЮЩИИ.
БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ; Великии Царь и Государь Всеа Pocсии, Великии Князь Владимерскии, Московскии, Новогородскии, Псковскии, Смоленскии, Тферскии, Югорскии, Пермскии, Вятскии, Булгарскии, и протчая: Государь и Великии Князь Новаграда Нижния земли и Черниговскии, Резанскии, Вологодскии, Ржевскии; Ростовскии, Ярославскии, Белоезерскии, Удорскии, Обдорскии, Кондиискии, и протчая:
Россиане Биармские плавающе по Океану Северному уже суть двести и несколко лет тому, обрели во оных морях един остров незнаемыи прежде того, обаче же жителствуем от народа Славянскаго подлежащ и осужден на непрестанные мразы и льды называли его Филоподиа или Нова земля, величеством превосходит Кмпр остров.
НАЧАЛО ЗНАМЕНАТЕЛСТВА ИМЕНЕ СЛАВЯНСКАГО.
Cиe имя Слави, или Славяне, не велми древнее вси списатели новеишии согласуются, что Прокопии Цесариискии [которыи описал прежде лет воину [77] Иустиниана Царя с Готдами. Гиорнанд Алан, которыи писал в тоже время, они были первые, что помянули о имени Славянском:] еще и Бенд, которыи писал за сто лет прежде умаления державства Римского написал же о Славянех. Птоломеи Александрянин во своеи осмои таблице полагает людеи Суланов, в Сармации Европскои ближнеи к Финном, которые были един тоиже народ со Славяны. И Петр Марцелл в зачатии Варварском глаголя о cиx Суланех, Славянех рече, яко суть люди от нынешних зовоми Склавуны. Истинна есть, яко имя cиe в прошлых временех, было в писаниях зело испрокажено и развращенно. Греки и Италиане не разумеюще знаменования имене Славянин или Славин развратили его в Склавин [по руски неволничище] и в Силаво [то есть неволник значит по Руски] которое прегрешение како вошло, последовано в подлинных писмах Прокопия Цесарииского Гиорнанда, и Бенда, мышлю что се погрешение должно вменити мягконежности языка Италианского, которые да избегнут жестокости проношения часто произглашают извергая литеру например, яко место Флато Фято, вместо Плаце Пяце, и тако место Славо Сяво, творяще малое разнство в произглашении сяво или сцяво, влагая букву Ц. Отсюду случилося что списатели мало искусные в языке Италианском хотяще писати по латине, не превели, или неположили Славо [78] но склаво [неволник] еще может быти яко cиe случилося ради малыя приязни, наипаче от ненависти зело великия от Италиан, наиболши же от оных, которые живут при мори Адриатском, понеже они в прешедших временех от сего народа Славянскаго зело были утомлены, и мало не вси изгублены. Иоанн Дубравии, списатель славныи, мнит, что cиe речение Славо или Словянин, произходит от Слова, толико паче что все народы Сарматские рассея

Тэги: славянин, тартария

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.