Сегодня 3 февраля, понедельник ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7278
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
My personal blog.
My personal blog.
Голосов: 1
Адрес блога: http://abdullin.blogspot.com/
Добавлен: 2010-01-26 23:41:06 блограйдером rusfbm
 

Гласные звуки в составе мантр

2012-05-12 18:57:00 (читать в оригинале)

Впереводе с санскрита слово «мантра» означает «мысль, приносящая освобождение и защиту». Мантры представ­ляют собой слова или звуки, декламация которых вводит человека в измененное состояние сознания. Индуистская традиция насчитывает тысячи мантр, каждая из которых обладает собственным назначением. Одни мантры помога­ют человеку вступить в контакт и слиться с божеством или иной сверхъестественной сущностью. Другие наделяют его какой-либо особой силой — сиддхой. Существуют также мантры, призванные активизировать чакры путем резонан­са. Настоящая глава посвящена применению гласных зву­ков в качестве мантр этой последней разновидности.
ЧАКРЫ
Чакрами называют энергетические центры, расположен­ные вдоль центральной линии тела. Ясновидящие описы­вают их как вихреобразные сгущения непрерывно сменя­ющих друг друга цветов и звуков. Главное свойство чакр —
постоянное движение — отражено в самом их названии: слово «чакра» в переводе с санскрита означает «колесо».
Восточные традиции надежно хранят от посторонних тайну чакр. Однако жителям Запада все же удалось полу­чить от индийцев и тибетцев некоторые сведения об этом учении. Концепцию энергетических центров включают в себя многие оккультные и эзотерические системы. Судя по всему, люди, наделенные особой восприимчивостью, способны видеть эти потаенные источники энергии. Один мой друг, к примеру, с самого детства видел на телах лю­дей светящиеся вращающиеся диски, и лишь познакомив­шись с учением о чакрах, он осознал природу этого необы­чайного явления.
Хотя в Тибете и Индии учение о чакрах входит в систему религиозных верований, его возникновение связано ско­рее не столько с особенностями культа, сколько с повы­шенной восприимчивостью к «тонкой энергии». В насто­ящий момент концепция тонкой энергии получает все бо­лее широкое признание и на Западе. Существует даже Международное медицинское общество по изучению тон­кой энергии, в котором состоит множество врачей, ученых и представителей нетрадиционной медицины. Учение об ак­тивации внутренней — «тонкой» — энергии находит при­менение в таких сферах медицины, как акупунктура и го­меопатия.
УЧЕНИЕ О ТОНКОЙ ЭНЕРГИИ
Тонкая энергия, в отличие от других форм энергии — к примеру, тепловой, — недоступна точному измерению. Возможно, она имеет электромагнитную природу, но это всего лишь предположение. В большинстве случаев тон­кая энергия не воспринимается ни обычными людьми, ни техникой. Однако людям, наделенным экстрасенсорными способностями, она доступна; кроме того, в настоящий момент ведется разработка особых сверхчувствительных приборов, способных фиксировать тонкую энергию.
Около полувека назад российские исследователи Семен и Валентина Кирлиан открыли необычное явление, позже получившее наименование «эффекта Кирлиан». В ходе эк­спериментов с фотографическими пластинками в высоко­частотном электрическом поле супруги Кирлиан замети­ли, что, если поместить на пластинку палец или руку, вок­руг них возникает некая светящаяся субстанция. Оттенок, насыщенность и ширина светящегося ореола меняются в зависимости от физического и психологического состоя­ния субъекта. Исследователи предположили, что им уда­лось найти способ измерения параметров человеческой «ауры», которую, как принято считать, способны видеть лишь медиумы, ясновидящие и маги.
Несколько лет назад японский ученый доктор Хироси Мотояма разработал прибор, позволяющий определять па­раметры тонкого тела, включая акупунктурные точки и чак­ры. Применяя высокочувствительное фотоэлектронное оборудование, доктор Мотояма обследовал тела мастеров йоги в момент активации чакр и зафиксировал свет, излу­чаемый чакрами. С помощью других приборов — высоко­чувствительных измерителей тока — Мотояма смог про­следить за изменениями кожного тока в акупунктурных точках.
По мере того как увеличивается количество и доступ­ность приборов, необходимых для подобных опытов, все новым и новым исследователям удается добиться успеха в области выявления и измерения тонкой энергии. Наука о чакрах — энергетических центрах тела — продолжает неуклонно развиваться.
Следует отметить, что для нас, звукотерапевтов, кон­цепция тонкой энергии не нова. В соответствии с нашей доктриной каждый объект во Вселенной пребывает в со­стоянии вибрации. Тела, наделенные разной частотой ко­лебаний, должны обладать и различной плотностью. При помощи звука — ив особенности гармоник, — человек может оказывать воздействие на потоки и центры тонкой энергии. В этой главе вам будет предложена простейшая техника, овладев которой, вы сможете осуществлять такое воздействие. Но сначала давайте ближе ознакомимся с самой системой чакр.
РАСПОЛОЖЕНИЕ ЧАКР
Чакры — это центры проявления энергии, из которой со­стоит тонкое тело. По мере удаления от чакр энергия ста­новится все более плотной, сначала образуя точки акупун­ктуры, а затем окончательно уплотняясь и обращаясь в ткань физического тела. Большинство эзотерических традиций выделяет семь основных чакр, расположенных вдоль цен­тральной линии передней стороны тела. Расположение чакр показано на схеме 8.1.
Считается, что чакры связаны с эндокринной системой организма, то есть отвечают за работу желез внутренней секреции. Кроме того, чакры воздействуют на те участки физического тела, где они расположены. Таким образом, многие заболевания могут быть следствием нарушений в системе чакр. Вот перечень чакр с их краткими описаниями:
Нижняя, или коренная, чакра (на санскрите — му-ладхара). Расположена в основании позвоночника; связана также с областью заднего прохода. Отвеча­ет за работу надпочечников. Определяет степень жизненной силы организма, его способности к вы­живанию.
Чакра крестца (свадхистхана). Расположена тре-мя-пятью сантиметрами ниже пупка. Отвечает за ра­боту половых органов.
Чакра пупка (манипура). Располагается вокруг пуп­ка. Связана с органами пищеварения. Нередко эту чакру называют источником способности к самокон­тролю.
Сердечная чакра (анахата). Располагается в цент­ре грудной клетки, между сосками. Отвечает за ра­боту сердца, дыхательного аппарата и вилочковой железы. Это чакра любви и сострадания.
Горловая чакра (вишуддха). Расположена в облас­ти горла. Отвечает за деятельность голосового и слу­хового аппаратов, а также щитовидной железы. В ее ведении — коммуникативные и творческие способ­ности человека.
Лобная чакра (аджна). Располагается между бро­вями. В эзотерических системах обозначается тер­мином «третий глаз». В первую очередь эта чакра связана с экстрасенсорными способностями, вооб­ражением и стремлением к Богу. Относительно того, на какую железу воздействует лобная чакра, едино­го мнения не существует. Некоторые традиции объе­диняют третий глаз с шишковидной железой Дру
гие же связывают его с функционированием гипо­физа — главной железы эндокринной системы. 7. Высшая чакра, «венец» (на санскрите — «Сахас-рара») располагается на макушке. Она отвечает за все аспекты жизнедеятельности организма и в пла­не физиологии, и в духовном плане. Эта чакра — источник просветления и единения с Богом. В рели­гиозной живописи высшая чакра в момент открытия нередко изображается в виде светящегося ореола, окружающего голову святого. Как и в случае с тре­тьим глазом, мнения относительно того, на какую железу воздействует эта чакра, расходятся: ей при­писывается связь и с шишковидной железой, и с ги­пофизом. Высшая чакра раскрывается полностью крайне редко (исключения составляют лишь чакры святых и истинных праведников).
Я ограничусь лишь этим кратким перечнем. Дополни­тельную информацию о чакрах вы, если пожелаете, легко сможете найти в многочисленных книгах, посвященных этому вопросу. Однако следует иметь в виду, что единого, общепринятого учения об энергетических центрах не су­ществует. В различных традициях разные чакры связыва­ются с разными железами и органами. Особенно много расхождений возникает, когда речь идет о первой и вто­рой, а также шестой и седьмой чакрах. К примеру, в одних системах ответственной за половую сферу считается ниж­няя чакра; другие же соотносят деятельность половых органов с крестцовой чакрой. О расхождениях в опреде­лении функций третьего глаза и «венца» упоминалось выше. Некоторые системы выделяют в организме всего пять чакр, сводя воедино первую и вторую, а также шес­тую и седьмую чакры.
И все же сходства между многочисленными учениями о чакрах больше, чем различий. К примеру, чакры сердеч­ная и горловая устойчиво ассоциируются с вилочковой и щитовидной железами соответственно. Поскольку измерить параметры чакр мы не можем (прибор Мотоямы до сих пор пребывает в стадии разработки), единственным источником информации о чакрах остаются сверхчувстви­тельные люди, способные воспринимать заключенную в них энергию. Возможно, расхождения в описаниях чакр объясняются тем фактом, что они исходили от людей, на­строенных на разные частоты электромагнитного поля.
ЧАКРЫ И ЗВУК
Каждая чакра резонирует с определенным тоном. Давно, много лет назад, я начал изучать различные техники воз­действия на чакры при помощи звука. Оказалось, что та­ких техник существует немало и все они вполне эффек­тивны. Это привело меня в совершенное замешательство: я был не в силах понять, как разные звуки и частоты могут оказывать одинаковый эффект. Лишь позже, когда я озна­комился с концепцией намерения, мне стало ясно, что главной движущей силой, обеспечивающей эффективность всех этих техник, является наряду с самим звуком челове­ческая воля.
При работе с чакрами крайне важно помнить о тесной взаимозависимости между чакрами и участками тела, в ко­торых они расположены. Нарушение в работе чакры вле­чет за собой физическое заболевание, и наоборот, за вос­становлением гармонии в чакре зачастую следует исцеле­ние пораженного органа.
Кроме того, с активацией (открытием) чакр связано пре­ображение сознания и духовное совершенствование. В ду­ховных традициях Востока существует понятие особой энергии кундалини, которая дремлет в основании позво­ночника — в нижней чакре. Пробужденная, эта энергия начинает подниматься вдоль позвоночника от чакры к чак­ре и в конце концов достигает «венца». По мере того как кундалини поднимается все выше, активизируя чакры одну за другой, человек обретает все новые силы и способнос­ти. Таким образом, движение кундалини от «основы» к «венцу» — это процесс совершенствования и духовного просветления, завершающийся полным преображением. Тайне кундалини посвящено множество книг, и прак­тически во всех из них содержится предупреждение об опасности, которую может нести эта мощная энергия, если разбудить ее преждевременно, когда человек еще не готов воспринять ее. Я с этим абсолютно согласен. Помимо прочего, в этом обстоятельстве кроется еще один аргумент в пользу работы со звуком голоса как способа преображе­ния и самосовершенствования. Судя по всему, энергия звука проявляет себя лишь в той степени, в какой человек к этому готов (вы просто не сможете издать звук, по силе воздействия слишком мощный для колебательной систе­мы, которую представляет собой ваш организм). Следова­тельно, работа со звуком голоса не таит в себе опасности слишком сильно раскрыть ваши чакры. Звук голоса не может причинить вреда: он действует мягко и осторожно, не выходя за пределы диапазона природных частот чело­веческого тела.
Чакры и гласные звуки
Звукотерапевтическая техника, основанная на использо­вании гласных звуков, представляется мне наиболее эф­фективной. Это убеждение я вынес, главным образом, из работы с учениками. Я заметил, что многим из них с тру­дом даются мантры на незнакомом языке — санскрите или тибетском. А набожному христианину, например, странно и непривычно петь биджа-мантру. Однако с простыми глас­ными звуками подобных проблем возникнуть не может. Кроме того, воздействие оказываемое гласными, не под­лежит сомнению: вы отчетливо ощущаете, как на каждый гласный отзываются резонансом различные участки вашего тела. Тем, кто не имеет опыта работы с тонким телом, это ощущение физического резонанса помогает поверить в воз­можность создания резонанса и в центрах тонкой энергии: к примеру, если звук способен стимулировать работу же­лудка, значит, он может воздействовать и на эфирные поля.
И, наконец, работу с гласными я взял за основу своей системы из-за гармоник. Как уже упоминалось, существу­ет ряд особых гармоник (так называемых формант), на­прямую связанных с гласными звуками. Каждый гласный не только заключает в себе возможность создания любой гармоники, но и содержит ряд особых гармоник, всегда одних и тех же, непременно сопутствующих его произне­сению. Нередко случается, что в процессе работы с глас­ными в качестве мантр люди практически без усилий на­чинают слышать и производить вокальные гармоники.
Хотя учений о воздействии звука на чакры существует множество, в вопросе о соотношении между чакрами и вы­сотой тона все они сходятся. Низкие тоны воздействуют на нижние чакры, а высокие тоны — на верхние. Эта за­кономерность приложима и к полостям человеческого тела. Самые низкие звуки, доступные человеческому голосу, ре­зонируют с нижней частью туловища и воздействуют на нижнюю чакру. Звуки средней высоты резонируют со сред­ней частью туловища. Определенные тоны из их числа способны воздействовать на пупочную, сердечную и гор­ловую чакры. Верхние тоны, в особенности самые высо­кие частоты голосового диапазона, создают резонанс в верхней части головы и воздействуют на «венец».
Можно также с большой долей уверенности утверждать, что существует прямая взаимосвязь между отдельными участками тела и гласными звуками, то есть определен­ные гласные сами по себе способны вступать в резонанс с определенными чакрами. Эта резонансная техника счита­ется очень древней. Эдгар Кейс утверждал, что ею пользо­вались для активации своих энергетических центров еще древнеегипетские жрецы. Объединяя же гласный звук с тоном, мы получаем формулу мощнейшего звукового воз­действия одновременно на физическое тело и на центры тонкой энергии.
Терапевтических техник, построенных на соотношении гласных звуков и чакр, существует немало. В основе их лежит единый принцип, однако имеются и некоторые раз личия. Возможно, причина этого — расхождения в произ­ношении. Так, сочетания «Eh» и «Aye» могут обозначать один и тот же звук «Э», а могут — «Э» и «Эй» или «Э» и «Ай».
СИСТЕМЫ СООТВЕТСТВИЙ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И ЧАКР
Система Голдмена
Данная система основана на использовании гласных зву­ков в сочетании с тонами. Вот уже несколько лет я рабо­таю с ней сам и преподаю ее своим ученикам. Мне не при­ходилось встречать более эффективной техники. Это не означает, что вам не подойдет какой-либо иной метод ра­боты с гласными, однако моя система, пожалуй, получила в мире наиболее широкое признание.
В процессе пения огромное значение имеет воля челове­ка, то есть намерение, которое он вкладывает в звук. Воз­можно даже, что намерение важно не менее самого звука. Я уже отмечал особую роль намерения в предыдущих главах и еще неоднократно напомню о ней в остальных. Выполняя следующее упражнение, концентрируйте волю на том, чтобы направить звук в ту часть организма, где вы хотите создать резонанс. Став опытнее, вы поймете, что резонанс, в сущно­сти, можно создать в любой части организма (и в любой чак­ре) при помощи любого звука. Однако, выполняя данное уп­ражнение, пожалуйста, фокусируйте внимание только на ука­занных в моей инструкции чакрах и участках тела.
Прежде чем приступить к упражнению, сядьте либо на пол, либо на стул и примите удобное положение. Руки можете положить на колени или на тот участок тела, с которым вы будете работать (это иногда помогает точнее направить звук и усиливает его воздействие). Каждый глас­ный звук пойте на едином дыхании. При выполнении этого упражнения и вообще в процессе пения рекомендуется тщательно следить за осанкой.
Важную роль играет и дыхание: перед каждым звуком делайте глубокий вдох, так чтобы воздух достигал диаф­рагмы (вследствие чего расширяется брюшная полость). Более детально правила дыхательной техники изложены в десятой главе. Схема 8.2 иллюстрирует систему соответ­ствий гласных звуков чакрам. Возможно, она поможет вам при выполнении упражнения.
Начните упражнение с краткого «У» (как будто вы с си­лой выдыхаете — «х-ху!»). Это самый глубокий горловой звук, какой вы можете издать. Сосредоточьте внимание на нижней чакре, расположенной в основании позвоночника. Соответствующий цвет для визуализации — красный.
Начинайте петь звук «У» на максимально низком тоне. Пусть этот звук будет нежным и мягким — особой гром­кости в данном случае не требуется. Закройте глаза. При­слушайтесь к себе и определите, в каком участке вашего тела возник резонанс (помимо гортани, которая всегда выступает в качестве резонатора). Теперь сосредоточьте внимание на нижней части туловища. Сконцентрировав всю свою волю, представьте, как звук резонирует в осно­вании позвоночника и в области половых органов. В этой зоне должна возникнуть вибрация. Когда это случится, вы ощутите, что вибрация захватила и нижний энергетичес­кий центр, отчего в нем постепенно устанавливается гар­мония и равновесие. Пойте звук «У» в течение одной-двух минут или столько, сколько можете тянуть его без усилий, но не дольше пяти минут.
Теперь переходите ко второй чакре. Она расположена на три-пять сантиметров ниже пупка. Ей соответствует долгий звук «У», чуть менее глубокий, чем предыдущий (как в слове «юный» — [йу-у-уный]), а из цветов — оран­жевый.
Пусть этот «У» звучит на тон выше предыдущего, но так же мягко (то же относится и ко всем последующим звукам). Закройте глаза и прислушайтесь к своим ощуще­ниям: в каком участке вашего тела возник резонанс? Со­средоточьте внимание на второй чакре и окружающей области и направьте звук туда. Скоро вы почувствуете, как под воздействием резонанса вторая чакра вступает в гар­монию с остальными энергетическими центрами. Пойте звук «У» в течение одной-двух минут. Как и в случае с первым «У», не следует тянуть его дольше пяти минут (это относится и к остальным гласным). В достаточной мере овладев этой резонансной техникой, вы сможете увели­чить время пения.
Пупочной чакре, расположенной несколькими сантимет­рами выше пупка, соответствуют звук «О» (как в слове «годы», например) и желтый цвет. Начинайте петь, не­громко и мягко, на ноте средней высоты. Этот звук должен быть выше предыдущего. Определите, в каком учас­тке вашего тела возник резонанс. Теперь сосредоточьте внимание на пупке и солнечном сплетении и направьте звук туда. Почувствуйте, как вибрация заполняет эту область, отчего расположенная там чакра постепенно вступает в гармонию с остальными. Пойте звук «О» в течение од­ной-двух минут.
Сердечной чакре, расположенной в середине грудной клетки немного правее самого сердца, соответствуют звук «А» (как в слове «мастер») и зеленый цвет. Начинайте петь негромкий, нежный звук «А» средней высоты, но тоном выше предыдущего «О». Почувствуйте в теле резо­нанс. Затем сосредоточьтесь на сердечной чакре и направь­те звук туда. Под воздействием резонанса эта чакра по­степенно вступит в гармонию с другими центрами. Тяните звук одну-две минуты.
Горловой чакре, расположенной в гортани, соответству­ют звук «Ай» и голубой цвет. Пусть звук будет таким же нежным, как остальные, но на тон выше предыдущего. Прислушайтесь к резонансу внутри вашего тела, а затем сосредоточьте внимание на горловой чакре и направьте звук туда. Постепенно вибрация охватит эту чакру, и та вступит в гармоничное равновесие с другими чакрами. Пусть звук «Ай» длится одну-две минуты.
На третий глаз, расположенный в центре лба чуть выше глаз, воздействует звук «Эй». Для визуализации подойдет цвет индиго. Пойте звук «Эй» тихо и мягко, несколькими тонами выше предыдущего «Ай». Закройте глаза и опре­делите область резонанса. Затем сосредоточьтесь на зоне третьего глаза и направьте туда звук. Скоро вы ощутите, как резонанс гармонизирует и эту чакру. Пусть «Эй» зву­чит минуту или две.
«Венцу» — верхней чакре, расположенной в области темени, — соответствует самый высокий звук «И», ка­кой вы только можете издать. Для визуализации следу­ет применять фиолетовый цвет. Гласный «И» пойте на самой высокой из доступных вам нот. Мужчинам рекомендуется переходить на фальцет. Звук этот, как и все прочие, должен быть тихим и мягким. Закрыв глаза, почувствуйте, как он резонирует в вашем теле. Потом, сосредоточив внимание на верхнем энергетическом центре, направьте звук в эту область. Постепенно и эта чакра под влиянием вибрации вольется в общую гармо­нию. Пойте звук «И», как и все прочие, в течение пары минут.
По окончании упражнения, которое должно занять от десяти до двадцати минут, вы можете ощущать сильное го­ловокружение. Посидите некоторое время спокойно, по­грузившись в медитацию и наслаждаясь пережитыми ощу­щениями. Какие образы рождаются в вашем воображе­нии? Какие приходят в голову мысли? Не жалейте времени на то, чтобы обдумать и усвоить новый опыт. Вспомните, что вы чувствовали, готовясь приступить к упражнению. Каковы теперь ваши чувства? Все изменения в своем со­стоянии зафиксируйте в дневнике.
Данное упражнение стимулирует перемещение энергии от нижней чакры к «венцу», оказывая мощное воздействие на человеческий организм. Если вы хотите направить энер­гию в исходную точку, издайте еще раз тот глубокий, низ­кий звук «У», который резонирует с нижней чакрой. Он немедленно вернет энергию в ваше физическое тело и поможет вам вновь обрести устойчивость.
ДРУГИЕ РАЗНОВИДНОСТИ РЕЗОНАНСНОЙ ТЕХНИКИ
Как упоминалось выше, существует несколько систем со­ответствия гласных звуков и чакр, расходящихся лишь в нескольких незначительных пунктах. Наряду с моей сис­темой вы можете испробовать их все и выбрать наиболее действенную. На схеме 8.3 представлена система Рэндела Маклеллана. Ее описание вы можете найти в его книге «Исцеляющие силы музыки» (Randall McClellan. The Healing Forces of Music).
В таблице 8.2 и на схеме 8.4 показана система соответ­ствия гласных и чакр, разработанная Кэй Гарднер (описа­на в ее книге «Звуковое исследование внутренних орга­нов» — Kay Gardner. Sounding the Inner Landscape); в таблице 8.3 и на схеме 8.5 — система Питера Майкла Хэмела (описана в его книге «Через музыку к внутренне­му Я»).
Эти методики, как и моя, включают в себя принцип пос­ледовательного повышения тона. То есть звук, резониру­ющий с нижней чакрой, следует петь на самой низкой ноте, какую вы можете издать, а звук, соответствующий верх­ней чакре, — на самой высокой. Все эти системы лишь немногим отличаются от предложенной вам ранее. Вы можете испробовать их в качестве альтернативных вари­антов или даже скомбинировать. Возможно, именно ком­бинированная схема подойдет вам лучше всего. Помните: каждый человек представляет собой уникальную систему вибраций, и то, что помогает одному, совсем не обязатель­но принесет пользу другому.
Поработав какое-то время с резонансной техникой, вы, возможно, начнете различать в звуках собственного голо­са некие дополнительные тоны. Это и есть гармоники. В следующей главе я предложу вашему вниманию упраж­нения, которые помогут вам научиться издавать гармони­ки целенаправленно. Однако вполне вероятно, что они по­явятся сами собой в процессе пения гласных звуков. Как вы узнаете из следующей главы, вокальные гармоники заметно усиливают воздействие резонанса на физическое тело и энергетические центры.
Итак, я предлагаю вам перейти к изучению основ гар­монического пения.

overtone.ru

Основы гармонического пения.


ВВЕДЕНИЕ
В древних шаманских ритуалах Монголии, Африки, Мексики и арабских стран, в тайных обрядах каббалы и в священных тибетских церемониях гласные звуки и гар­моники, или обертоны, с давних времен использовались для исцеления и совершенствования тела и духа. Глас­ные и гармоники позволяли путем резонанса воздейство­вать на различные участки мозга, уравновесить и приве­сти в гармонию энергетические центры человеческого организма, а кроме того — вступить в контакт с духами и божествами.
Я занимаюсь терапевтическими свойствами звука на протяжении многих лет. И за все это время мне не удалось найти более мощного и действенного орудия исцеления, чем гармоники. Именно они, на мой взгляд, наиболее пол­но воплощают в себе божественную силу звука. Само по себе умение производить несколько тонов одновремен­но — уже волшебный дар. А тот факт, что эти необычные звуки способны воздействовать на физическое, эмоциональ­ное, ментальное и духовное тела, наделяет их еще большей ценностью.
До недавнего времени техника обертонального пения, скрытая в недоступных глубинах эзотерических тради­ций, тщательно оберегалась от непосвященных. Однако за последнее десятилетие положение значительно изме­нилось. Тибетские монахи из монастырей Гьюто и Гьюд-мед объехали множество стран, на открытых концертах демонстрируя свое вокальное искусство. Поступили в свободную продажу полевые записи монгольского гор­лового пения хоомей. Западные музыканты, учителя медитации и мастера пения — такие как Дэвид Хайкс, Джилл Перс и Михаэль Феттер — прикладывают все усилия, чтобы техника обертонального пения стала об­щедоступной.
Эта глава поможет вам приобщиться к магической силе гармоник, научившись самостоятельно производить голосом более одного тона одновременно. Обертональ-ное пение — одна из самых совершенных форм цели-тельства. Секрет ее заключается в том, что издаваемые вами звуки составляют стройный аккорд со звучанием нашего тела. Стоит вам овладеть хотя бы азами этого искусства, как ваше слуховое восприятие и принцип работы голосового аппарата немедленно и навсегда из­менятся. Вам откроются новые, доселе неведомые воз­можности бесчисленного разнообразия звуков, перепол­няющих Вселенную.
Я помогу вам, дорогие читатели, освоить некоторые во­кальные приемы, применяемые в шаманских и иных свя­щенных традициях. Хотя мои упражнения крайне просты и доступны каждому, они несут в себе мощную целительную энергию. Чтобы выполнять их, не требуется специальной музыкальной подготовки или вокальных способностей. Шаг за шагом следуя моим инструкциям, вы постепенно научи­тесь различать в глубине привычных звуков их таинствен­ные составляющие — обертоны.
ОБУЧАЕМСЯОБЕРТОНАЛЬНОМУПЕНИЮ
Подготовительный этап
Прежде чем приступать к упражнениям, изложенным в этой главе, прочтите ее до конца. Советую вам также, если воз­можно, приобрести несколько пленок с записью обертональ-ного пения (их названия перечислены в главе «Список музы­кальных произведений»). Для тренировки вам потребуется удобное помещение, где никто не сможет вас потревожить. Сядьте, выпрямив спину, на пол или на стул. Со временем вы сможете выполнять упражнения стоя или лежа, но начинать лучше всего с положения сидя. Не забудьте приготовить тет­радь или блокнот: возможно, вам захочется зафиксировать те изменения, которые вскоре начнут происходить в вашем физическом, эмоциональном и ментальном состоянии.
Пение гласных звуков
Первый шаг на пути к обертональному пению — пение гласных звуков. Вокальные гармоники напрямую связаны с формантами в составе гласных. Как мы уже выяснили, форманты заключают в себе целые пучки гармоник и пред­ставляют собой точки, где концентрируется энергия всего частотного спектра звука. Именно они, к примеру, прида­ют каждому музыкальному инструменту собственный тембр и неповторимую звуковую окраску.
В составе каждой гласной есть гармоника, которая вы­ходит на первый план при его произнесении или пении. К примеру, если мы поем звук «А-а» (как в слове «маре­во»), особую четкость обретают иные гармоники, чем в звуке «И-и» («милый»), или чем в звуке «У-у» («буря»). В целом обертональный состав гласных всегда один и тот же, различается лишь строение формант. И в каждой форманте центральное место занимают разные обертоны.
Все же голос каждого из нас уникален, и мы произно­сим гласные немного по-разному. Следовательно, гармо­ники в составе гласных, произносимых разными людьми, тоже будут слегка различаться в зависимости от наших индивидуальных особенностей. Если вы немного освоили упражнения, изложенные в предыдущей главе, не исклю­чено, что вам уже удалось различить в глубине гласных дополнительные тоны. Это и есть гармоники.
При помощи той же методики, которая предлагается вам в этой книге, и под руководством Карлхайнца Штокхаузена смог овладеть искусством обертонального пения швейца­рец Михаэль Феттер, признанный мастер вокальной техни­ки. «Освоение обертонального пения, как и любого музы­кального инструмента, требует немалых усилий и упорной тренировки. Но голос — в качестве главного средства об­щения — дается человеку от рождения... Чтобы овладеть вокальной техникой, не обязательно обращаться к учите­лям — нужно только внимательно слушать. И тренировать­ся: каждый день, в течение получаса, медленно, негромко, в привычном тембре петь все формы гласных, встречаю­щиеся в обыденной речи. Остальное придет само собой».
Итак, вы, возможно, уже и сами заметили, что каждый гласный сопровождает собственная гармоника. Пропев слитно, на одном дыхании звуки «У», «У-у», «О», «А», «Ай», «Э-э», «И-и», вы без труда различите эти гармо­ники в собственном голосе.
Поскольку каждый гласный обладает своими особыми формантами, выпевая разные гласные, вы будете произ­водить разные гармоники. Это явление и лежит в основе гармонического пения.
В результате пения гласного «У-у», например, образу­ется обертон, отстоящий на октаву и квинту от основного тона. Гласному «О-о» соответствуют обертоны, составля­ющие с основным тоном интервалы в большую терцию плюс октава и квинту плюс октава. Звук «А-а» рождает обертон, отстоящий от основного тона на септиму. Эти показатели, конечно, могут варьироваться в зависимости от особенностей вашего произношения. Выполняя упраж­нение, вы заметите также, что при переходе от одной глас­ной к другой тоже образуются специфические гармоники. Проходя весь ряд от «У» до «И», вы услышите, что высо­та обертонов будет последовательно расти.
Как и для предыдущего упражнения, сядьте поудобнее и сложите руки на коленях. Выберите подходящий тон — не слишком низкий для вашего голоса, но и не слишком высокий. И начинайте петь гласные, переходя от одной к другой слитно, на одном дыхании: «У» — «У-у-у» — «О» — «А» — «Ай» — «Э-э» — «И-и».
Чем более размытыми будут звуковые очертания самих гласных, тем отчетливее будут звучать гармоники. Поэто­му не старайтесь ясно выговаривать «О» или «И»: удер­живайте гласные в глубине гортани и концентрируйте вни­мание на звуковой энергии, средоточием которой являют­ся гармоники. То есть вы снова и снова должны придавать ротовой полости нужную форму, поднимать и опускать язык и челюсть, не стремясь при этом четко произнести опре­деленный гласный.
Теперь попробуйте самостоятельно выполнить это упраж­нение. Вероятно, вам, как и мне, доводилось в детстве ради забавы проводить подобные звуковые эксперименты. На­чинайте петь. Подвигайте челюстью, откройте пошире рот, а затем постепенно совсем его закройте. Поиграйте со зву­ком. Воспринимайте это упражнение как забавную игру.
Чтобы различить гармоники, производимые вашим соб­ственным голосом, вам поначалу потребуется приложить к уху сомкнутую чашечкой ладонь, так, словно вы пытае­тесь расслышать чей-то голос в шумном помещении. Рука продолжает и расширяет объем ушной раковины, что дает возможность воспринимать звук более отчетливо. Вторую же руку поместите, ладонью к себе, в нескольких дюймах от своего рта. Звук будет отражаться от ладони в направ­лении вашего уха, и вам будет легче уловить гармоники.
Важно понять, что громкий основной тон не влечет за собой столь же громких обертонов — зависимость здесь скорее обратная. Если звук громкий, основная доля его энергии концентрируется за пределами человеческого рта. Именно эту цель преследуют многие вокальные техники, но только не обертональное пение. В Центральной Азии обер-тональное пение носит название «горлового». Этот термин отражает суть процесса: помещайте основной тон в глуби­ну гортани, чтобы не выпустить звуковую энергию за пре­делы ротовой полости. А затем используйте полость рта и остальные голосовые резонаторы — носовую полость, щеки и губы — для создания вокальных гармоник. Тогда гармоники обретут большую силу и четкость. Полезнее всего начинать тренировку с негромких звуков, напрягая голос не больше, чем в обыденной речи. А научившись сознательно производить вокальные гармоники, вы сможете увеличить силу звука.
Учимся производить гармоники
Выполнив вышеописанное упражнение, вы, возможно, уже смогли различить в собственном голосе какие-то новые, ра­нее неслышимые, высокие тона. Это может напоминать свист, пронзительное жужжание. А возможно, к основному звуку вашего голоса добавилась вторая нота. Эти звуки могут быть очень высокими, почти за пределами человеческого слуха, а могут и лишь немного отличаться от привычного вам основ­ного тона. Может оказаться, что вы уже раньше слышали эти звуки во время пения. Это — обертоны. Обычно неслыш­ные, они присутствуют изначально в каждом производимом нами звуке. Выполняя вышеописанное упражнение, мы про­сто выделяем их, концентрируем на них свое внимание.
Существует набор фонем, произнесение и пение кото­рых поможет вам освоить элементарный уровень техники гармонического пения. Попробуем поэкспериментировать с этими звуками.
Начнем со звука «М». Тяните его на той ноте, которая не требует от вас напряжения: «М-м-м». Направьте звуковую энергию на губы так, чтобы они сильно завибрировали. При­коснитесь к губам пальцем, чтобы ощутить их вибрацию.
Теперь поэкспериментируйте с этим звуком, приставляя к нему различные гласные — «М-м-м-у-у-у», «М-м-м-о-о-о», «М-м-м-а-а-а», «М-м-м-а-а-а-й», «М-м-м-э-э-й», «М-м-м-э-э-э», «М-м-м-и-и-и». Пойте тихо, мягко. Пусть ваши губы слегка вибрируют, а потом раскрываются лишь настолько, чтобы стал различим следующий за «М-м-м» гласный звук. В результате вы услышите и ощутите, как гармоники буквально отскакивают от ваших губ.
Теперь сложите губы трубочкой, будто собираетесь сви­стнуть, и начинайте постепенно открывать рот, не нару­шая при этом форму губ. Представьте, что вы изобража­ете рыбу или кролика.
Итак, ваши губы сжаты трубочкой и слегка вибрируют поддействием энергии звука «М-м-м». Начинайте приот­крывать рот (как описано выше), произнося «М-м-м-о-о-о-р» (причем «р» произносится, как в английском слове «more»: язык практически не касается нёба). Протяните этот слог на одном дыхании.
Важно помнить, что каждый из голосовых резонаторов — губы, щеки, язык и т.д. — играет в создании вокальной гар­моники свою роль. Особенно важна в этом отношении но­совая полость. Многим западным певцам умение направ­лять звук в носовую полость практически недоступно. Тем не менее при создании определенных гармоник необходимо участие именно этого голосового резонатора. Чем более носовым становится звук, тем выше поднимаются тоны вхо­дящих в него гармоник. Попробуйте проверить это само­стоятельно. Пропойте слог «Н-н-н-и-и-и». Приложив к крыльям носа два пальца, вы ощутите в них вибрацию. Поначалу это может показаться вам странным, особенно если прежде вам никогда не приходилось использовать носо­вую полость в таком необычном качестве. Вибрация в но­совой полости может повлечь за собой очищение ноздрей от жидкости так, что вам понадобится носовой платок.
Поработав с носовым слогом «Н-н-н-и-и-и» и заставив резонировать носовую полость, перейдем к следующему слогу, который также необходимо освоить, — слогу «Н-н-н-ё-р». Сочетание «ё-р-р-р» произносится, как в анг-лийском слове «her» (язык практически не касается нёба). Упражнения с

Тэги: музыка

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по сумме баллов (758) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.