Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Настоящий европейский хоррор2015-05-30 02:15:52 (читать в оригинале)Всегда любил европейские фильмы ужасов, особо не задумываясь, в чём их своеобразие. Мой фаворит – "Кровавая жатва" Александра Ажа 2003 года. steblya_kam написала отличную статью, в которой перечислила основные признаки европейских хорроров: Поскольку я неоднократно упоминала европейский формат фильма ужасов и меня спрашивали, что я имею в виду, решила написать об этом поподробнее. Итак, хотя в Европе не существует прописанного канона жанрового кино, там с давних пор стихийно складываются определённые узнаваемые форматы. И на мой взгляд, еврохоррор - один из таких форматов, который описывается вполне чётко. Надо заметить, что, во-первых, я не рассматриваю европейские трэшевые попытки имитировать американский хоррор, в результате коих получается какая-нибудь "Человеческая многоножка". Во-вторых, можно смело Таким образом, еврохоррор - это в первую очередь Британия и Испания, во вторую, как ни странно, Франция. Французы, столь долго отторгавшие эстетику ужасного, в последние десятилетия освоили её на весьма пристойном уровне. Корни этого феномена, опять же по моим субъективным впечатлениям, восходят к началу 70-х. В 1973 г. вышли одновременно "Дух улья" Виктора Эрисе и "А теперь не смотри" Николаса Роуга. Оба представляют собой эксперимент с жанром хоррора. У Эрисе маленькая девочка постоянно перекладывает то хоррор (посмотренный фильм "Франкенштейн") на язык бытовой драмы, то собственную реальность на язык хоррора. Роуг сталкивает два классических и обычно несоединяемых сюжета хоррора - сюжет о призраке и сюжет о маньяке, из которых первый оказывается обманкой. Так вот, хотя окончательное оформление еврохоррора следует отнести к 2000-м годам, уже эти два фильма задают его важнейшие особенности: 1) Отсутствует ключевой для американского хоррора мотив нарушения табу. В американском хорроре это едва ли не главный механизм завязки сюжета. Хорошие подростки не ездят в лес на пикник без взрослых, хорошие туристки не купаются голыми при луне, хорошие туристы не спускаются в тёмные пещеры, хорошие влюблённые не трахаются в припаркованной машине, а хорошие учёные не совершают никаких открытий и не проводят никаких экспериментов (а наоборот, мешают это делать другим). Прекраснейший британско-ирландский фильм "Пробуждающий лес" ("Wakewood", 2009) берёт тему, из которой американский режиссёр сделал бы "Кладбище домашних животных" - ритуала воскрешения мёртвых. В британском фильме ритуал - нечто нормальное и привычное жителям данного села. Он ничуть не запретен. К трагическим последствиям приводит не сам ритуал, а эгоизм героев, которые так хотят воскресить ребёнка, что идут на обман и нарушают технику безопасности. 2) Предмет изображения - не охота злых сил на человека, а сам человек (семейные или общественные отношения). С самого начала еврохоррор оказывается скрещён с семейной или социальной драмой. Призраки и монстры в нём - не столько внешняя сила, сколько манифестация отношений и мотивов поведения людей. 3) Отсюда - огромная роль детей, которые в еврохорроре отнюдь не пассивные жертвы, нуждающиеся в спасении добрыми взрослыми от злых чудищ. Таким образом, еврохоррор - не про монстров, а про людей. Интересно, что, даже когда европеец снимает по канонам американского кино про монстров, выходит всё равно про людей ("Humaines", Франция, 2009 - в русском прокате "Почти как люди", что неверно, так как в оригинале заглавие относится не только к неандертальцам, дожившим до наших дней в тёмном лесу, но и к обычным людям). Неандертальцы поначалу не особо кровожадны, они просто хотят добыть себе невест, и мужчин не убивают, только оглушают, а тело погибшего в аварии профессора хоронят с почестями (сравните с американским хоррором "Племя"/"The Forgotten Ones", 2009 - весьма занимательный контраст!). В финальном побоище виноваты одинаково обе стороны, причём трогательная ассистентка-ромашка убита отнюдь не неандертальцем, а обычным сельским жителем. И под занавес - почти что "Ромео и Джульетта": смертельно раненный юноша-неандерталец выводит последнюю уцелевшую девочку-туристку из заповедника. Напротив, когда американец пытается снять про людей в жанре хоррора, выходит всё равно про "таинственное древнее зло". Как в "Новой дочери" (в русском прокате "Проклятая", 2009), которая в начале интригует обещанием подростковой драмы взросления, но в итоге скатывается к тому, что нельзя копаться в древних индейских курганах. Итак, европейский хоррор антропоцентричен. На одном его полюсе - всем известный "Лабиринт фавна", где мир сверхъестественного служит фоном, оттеняющим реальность фашизма (куча детских туфелек в пещере, где обитает безглазый людоед, - подсказка яснее некуда). На другом полюсе спектра - "Райское озеро" (Британия, 2012), фильм, который вообще-то по содержанию совсем не хоррор, а социальная драма. Но при этом рассказанная на языке хоррора (все классические приёмы использованы безупречно). Если двинуться чуть-чуть от "Райского озера" в сторону "Лабиринта фавна", то это будет французский фильм "Они" (2006). Сюжет тот же, что и в "Райском озере" (молодую респектабельную семейную пару терроризируют подростки), но с одним нюансом - о том, что мучителями были обычные детки, а не призраки и не монстры, мы узнаём в самом финале. Посему "Они" - уже вне сомнения хоррор, но оставляющий за собой проблематику социальной драмы. Хотела бы и больше написать, но боюсь утомить читателя. Тема оказалась неожиданно обширной, а ведь каждая мысль нуждается в иллюстрациях. Оригинал взят у steblya_kam в еврохоррор: что это такое
|
Категория «Фотографы»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.