Профессиональная деятельность преподавателя ВУЗа
2012-03-01 21:36:14 (читать в оригинале)

Профессиональная деятельность преподавателя ВУЗа представляет собой вид постоянно выполненной деятельности, специфика которой заключается в психолого-педагогическом воздействии на студентов с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, запросов, интересов, увлечений, духовного мира и вместе с тем в целенаправленном управлении процессом учения и развития личности.
Специфичность деятельности преподавателя заключается в том, что его основным средством является вербальное и невербальное поведение. Учебно-воспитательный процесс строится на основах гуманности, индивидуального подхода, любви к студентам, внимании ко всем сферам их жизни.
К основным свойствам личности преподавателя, обеспечи-вающим успех его деятельности, относятся:
-интерес и любовь к своей профессии и предмету;
-ответственность;
-увлеченность;
-творческие способности;
-уравновешенность, чувство такта;
-чувство юмора;
-общительность;
-самостоятельность;
-человечность;
-доброжелательность;
-ясность и критичность ума;
-изобретательность;
-развитое воображение;
-целенаправленность памяти;
-хорошая дикция;
-наблюдательность и др.
Решающими условиями успеха преподавателя являются его склонность и способность к педагогической деятельности, совокупность черт и качеств, соответствующих требованиям и особенностям учебно-воспитательной работы.
В структуру деятельности преподавателя входят цели, мотивы, способы, познавательные процессы, знания, навыки, умения, свойства личности и т.д.
Деятельность преподавателя – это и искусство и реализация психолого-педагогических знаний. Искусство потому, что каждое занятие неповторимо. Его ход, цели и средства, используемые преподавателем в процессе работы, зависят от целого ряда факторов, многие из которых трудно предусмотреть заранее. Поэтому, преподавательский труд как любое искусство, требует определенного уровня мастерства.
Педагогическое мастерство – это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя ВУЗа, педагога.
Внешне педагогическое мастерство проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных учебно-педагогических задач, в эффективном использовании различных способов учебно-воспитательной работы и достижении ее целей. Педагогическое мастерство – это функционирующая система знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающих выполнение профессиональных задач преподава-теля. В этом плане педагогическое мастерство – выражение лично-сти преподавателя, его возможностей и способностей самостоя-тельно, творчески, квалифицированно заниматься педагогической деятельностью.
В психологической и педагогической литературе педаго-гическое мастерство нередко трактуется или как совокупность зна-ний, навыков, умений, или же как единство личных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых педагогу.
Вопрос, каким должен быть преподаватель ВУЗа, всегда стоял в центре внимания педагогов. Постоянно велись наблюдения, эксперименты, исследования личности педагога, публиковались статьи в журналах, монографии. Во всех работах речь идет о том, что должен представлять педагог как личность, специалист, человек, что он должен сделать для овладения определенным педагоги-ческим мастерством, как его совершенствовать, повысить его уровень.
Совершенно очевидно, что успешность овладения педа-гогическим мастерством зависит от свойств личности преподавателя.
Основные умения, необходимые преподавателю, можно представить следующим образом:
• Коммуникативность преподавателя (контакт со студентами);
• Диагностическое умение (определение индивидуальной работоспособности студентов, работоспособности группы, прогнозирование результатов);
• Навыки психолого-методического планирования;
• Организаторские умения;
• Гностические умения (умения передать знания студентам);
• Исследовательские умения.
Для того, чтобы овладеть этими умениями, преподавателю необходимо иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений, живой и активный характер; проявлять гибкость и быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
Психолог Джон Кэррол различает три группы преподавателей.
1. Консерватор. Он признает только свою методику. «Не трогайте его, - говорит Дж.Керрол, - он неплохо справится с обучением»;
2. Авантюрист. Дж,Кэррол рекомендует избавляться от него при первой же возможности.
3. Большинство, которое находится между первой и второй группой, оно приемлет все новое, на него и надо опираться.
Профессор Космодемьянский в течение всей своей педагогической деятельности думал о преподавании и преподавателе и вывел ряд правил. По его мнению, «выстраданные за долгие годы, они предназначены для размышлений, а отнюдь не являются инст-рукцией, освещают только режиссуру сложного процесса обучения и воспитания». Вот некоторые из этих правил.
1. Знания и любовь к делу – основа успешного препо-давания.
2. Никогда не думай, что ты знаешь лучше и понимаешь изложенное глубже, нежели твоя аудитория.
3. Всегда заметно, как ты подготовлен. Систематически работай над выдающимися произведениями творцов науки, совершенствуй логику суждений.
4. Сначала нудно внутренне пережить основное содержание лекции – потом его излагать. Поэтому не читай лекций с «чужого голоса».
5. Творческая работа преподавателя очевидно. Если преподаватель – хозяин своего раздела науки, он сможет интересно преподавать.
6. Углубляясь в детали своей научной дисциплины, никогда не забывай о ее связи с другими предметами. Рассматривай иногда свою науку издали. Широкие философские обобщения помо-гают расти твоим слушателям и тебе самому.
7. Бойся безразличия. Если преподавание для тебя только обязанность, избери лучше другую профессию.
8. Изучай историю науки. Примеры великих мастеров всегда поучительны.
9. Изучение нового – не только работа разума. Изу-чающий должен еще и хотеть знать. Действительно хотеть знать значит выявить энергию характера – волю. Но кроме хотеть нужно еще и любить.
10. Нужны: диалектико-материалистический метод в философских обоснованиях, математическая строгость в изложе-нии, кристальная ясность в рассмотрении примеров и аналогий, легкая улыбка, когда трудность преодолена.
11. Не делай в изложении легким то, что на самом деле трудно. Упрощение не всегда начало пути познания. Настойчивый труд необходим для овладения специальностью, он основа само-стоятельного творчества. Приучай не только знать, но и уметь.
12. Не важничай перед аудиторией; важность – это уловки тела, дабы скрыть недостатки ума.
13. Если не «чувствуешь» аудитории – тебе не удастся владеть ею.
14. Не добивайся внимания на лекциях строгими инто-нациями и взысканиями. Только красота человеческой мысли поко-ряет и делает внимательным каждого студента.
15. При оценке знаний никогда не руководствуйся лич-ными симпатиями. Твои ошибки будут снижать достоинство науки.
И далее профессор Космодемьянский советует «строить обучение так, чтобы наука возникала перед слушателем как творе-ние рук человеческих, как изменчивое, живое, совершенствующее-ся». Надо уметь показать, что в науке безграничное число нере-шенных проблем и молодые силы абсолютно необходимы для про-гресса человеческих знаний. Во всех его наказах чувствуется ис-кренняя забота о студентах. Его доверительный тон и слова, иду-щие от сердца, никого не оставляют равнодушными.
Мастерство преподавателя зависит от ряда условий:
- Высокая квалификация;
- Призвание к педагогической деятельности и развитие этого призвания;
- Упорный труд при подготовке к занятиям, постоянное научное и педагогическое совершенствование; пополнение психо-лого-дидактических знаний.
Кстати сказать, упорный труд при подготовке к занятиям – это то, что недооценивается рядом преподавателей. А выдаю-щиеся педагоги всегда придавали большое значение именно этому моменту. Так, например, профессор Космодемьянский, начав пре-подавание, завел себе две тетради: в одной коллекционировал ин-тересные задачи и примеры, во второй записывал впечатление от прочитанных курсов, мысли к лекциям, оценки знаний студентов на экзаменах и цитаты любимых авторов – ученых, философов, писа-телей.
Работа над планами занятий дает возможность проду-мать не только их ход, но и связь с предыдущим и последующим материалом с точки зрения его дозирования и формирования умений и навыков.
Подготовка к занятиям экономит и время преподавателя на занятиях, так как он заранее продумывает, кого и о чем спросить. Естественно, каждый делает это по- своему, в зависимости от опы-та работы в ВУЗе, способностей самого преподавателя, специфики предмета и т.д. Необходимо помнить, что студенты всегда видят и оценивают преподавателя, а преподаватель держит перед ними экзамен на каждой лекции, на каждом занятии.
Педагогическое общение, по А.А.Леонтьеву, «Это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и на-правленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива».
Как видим, А.А.Леонтьев говорит о педагогическом общении в школе, но если взять это емкое определение за основу, то можно выделить четыре основных признака педагогического общения в ВУЗе. Во-первых, это профессиональное общение преподавателя со студентами на занятиях и вне занятий, а также с преподавателями в педагогической коллективе. Во-вторых, педагогическое общение в ВУЗе имеет определенные педагогические функции и направлено на создание благоприятного климата. В-третьих, таким признаком является то, что общение направлено на психологическую оптимизацию учебной деятельности. Задача преподавателя создать в аудитории такой эмоциональный климат, который стимулировал бы –создание оптимальных взаимоотношений, наилучших для развития мотивации студентов. И, наконец, четвертым признаком педагогического общения является то, что оно направлено на психологическую оптимизацию отношений между самими педагогами, педагогами и студентами и внутри.
Источник Сильмарилл