|
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Бронетехника ОГПУ: Каракумский дебют Т-27. Часть I2012-03-08 17:46:21 (читать в оригинале)Бронетехника ОГПУ: Каракумский дебют Т-27
История боевого применения танкеток Т-27 в пустынях Средней Азии в 1930-х годах в рамках операций против басмачей и на сегодняшний день остаётся изученной сравнительно слабо. Основными причинами такого положения дел является очевидный недостаток первоисточников, которые хранятся в многочисленных архивных учреждениях ряда вновь созданных постсоветских государств и становятся доступными широкому читателю крайне медленно и на явно бессистемной основе. При этом, активное использование современными архивистами клише «рассекречено, но не опубликовано», естественно, не позволяет говорить о каком-либо существенном прогрессе относительно ввода в научный оборот целого ряда первичных документов, без ознакомления с содержанием которых довольно сложно исследовать данную тему. Вместе с тем, обобщение тех немногих источников, которые находятся в открытом, публичном доступе, всё же необходимо, причём в ракурсе не только военной истории как таковой, но и истории отдельных родов войск, изучение которой позволяет подчас сформулировать совершенно неожиданные выводы касательно реальных планов военно-политического руководства СССР в так называемый предвоенный период. В этом смысле, обозначенная тема представляет интерес как в аспекте изучения истории бронетехники, так и с точки зрения исследования истории авиации – ведь достоверно известно, что эксплуатация Т-27 в песках Средней Азии в указанный период была теснейшим образом связана с выполнением операций по организации фактически первых в советской военной истории тактических авиапосадочных десантов. Совершенно закономерным сегодня представляется и предположение о проведении целого ряда испытаний и экспериментов с танкетками Т-27 в этой связи и в соответствующем регионе – когда именно это могло произойти на территории Среднеазиатского военного округа, насколько такие тесты и проверки на целесообразность оказались успешными, какую роль сыграла танкетная техника в операциях против басмачей в конце 1920-х – начале 1930-х годов, и какие выводы были сделаны по результатам её применения в боях – на все подобные вопросы чёткого ответа современная военно-историческая наука пока не даёт, что представляется несколько странным, если напомнить, что именно танкетки Т-27 стали основой для первых советских авиапосадочных десантов как таковых, и благодаря своим тактико-техническим характеристикам позволили специалистам буквально в течение нескольких лет не только сформулировать базовые принципиальные положения о характере соответствующих операций, правилах и особенностях их проведения, но и сделать выводы о дальнейших направлениях исследовательской и практической работы в этой области. Более того, именно политическая ситуация, сложившаяся в Средней Азии к концу 1920-х годов, стала своеобразным катализатором новых разработок ученых и экспертов, тесно связанных с созданием целого ряда образцов танкетной и танковой техники, сыгравшей ключевую роль в целом ряде локальных военных конфликтов последующего периода, в течение которого значение тщательно подготовленных и надлежащим образом материально-технически обеспеченных воздушно-десантных операций лишь ощутимо возрастало. Как мы уже отмечали в статье «Бронетехника САВО – 1941 год», до сих пор до конца не совсем ясно, когда же именно состоялось первое боевое крещение воздушно-десантных войск СССР. Учитывая то, что десантные операции в зависимости от характера высадки, могут проводиться как авиапосадочным способом, так и с использованием парашютов, можно заметить следующее. Относительно боевого крещения парашютно-десантных подразделений достоверно известно, что на реке Халхин-Гол бойцы 212-й воздушно-десантой бригады воевали в пешем строю, а первое парашютное десантирование в боевой обстановке, по этой же версии, состоялось лишь во второй половине сентября 1939 года, на территории Польши, в виде отдельных диверсионных групп. Кстати, в дальнейшем, уже в ходе этой операции осуществлялись и масштабные воздушно-транспортные перевозки по доставке топлива для конно-механизированной группы Белорусского военного округа, двигавшейся в направлении Гродно. Заметим, что в летний период 1940 года в Среднеазиатском военном округе в ходе проводившейся серии усложненных учений также применялись парашютные десанты численностью до роты. Что же касается первых авиапосадочных десантов, в том числе и с участием бронетехники, то их история имеет свою хронологию, которая лишь начинает приоткрываться для читателей благодаря весьма немногочисленным авторам и источникам. Так, исследователь Роман Алехин – автор практически единственного на сегодняшний день полновесного, системного и всестороннего энциклопедического труда по истории российского десанта – в рамках анализа предыстории первых советских военных опытов по проведению тактических авиапосадочных десантов обращает внимание на два существенных эпизода(1), имевших место в 1928 и 1929 годах на территории Среднеазиатского военного округа в связи с борьбой Советской власти против басмачей: 1) 27 мая 1928 года, в обозначенный пункт переброски в пустыне Каракумы силами трёх самолётов «Юнкерс-13» было доставлено подразделение из 15 красноармейцев во главе с командиром 84-го кавполка А.Б.Борисовым. примечательно, что уже 5 июля отряд, выполнив боевую задачу, был успешно эвакуирован теми же самолётами (при этом, в организации десантирования, решение о котором принимал лично командующий САВО П.Е.Дыбенко, непосредственное участие принимал начштаба 8-го отдельного авиаразведотряда А.В.Михайлов); 2) 23 апреля 1929 года, с учётом опыта прошлого года, в район города Гарм из Термеза шестью самолётами было переброшено 46 бойцов кавбригады во главе с комбригом Т.Т.Шапкиным и комиссаром бригады А.Т.Фединым – успешное выполнение боевой задачи десантным отрядом, помимо винтовок имевшим на вооружении 4 пулемёта, было высоко оценено командованием САВО. ________________ (1) Алехин Р.В. Воздушно-десантные войска: История российского десанта. – М.: ЭКСМО, 2009. – С.8.
В отношении эпизода с десантом в районе Гарма заметим лишь, что существуют и другая оценка сил, участвовавших в операции – исследователи Ю.А.Поляков и А.И.Чугунов сообщают(2), что самолётов было только два, и вылетели они в район Гарма не из Термеза, а из Душанбе. Перестрелка с десантировавшимся отрядом Шапкина и Федина длилась 15 минут, после чего басмачи, которыми руководил Фузайл Максум, отступили. Преследование противника позволило нанести ему большой урон в живой силе – потери басмачей, которые явно не ожидали, что блокированной в Гарме группе А.И.Кравчука прибудет подкрепление по воздуху, составили более ста человек. ________________ (2) Поляков Ю.А., Чугунов А.И. Конец басмачества. – М.: Наука, 1976. – С.100.
Дальнейшие события в Средней Азии, равно как и первые успешные эксперименты по авиапосадочному десантированию в труднодоступных районах, заставляют политиков и военных действовать более энергично, создавая для таких испытаний и секретных операций соответствующую организационную канву. Уже через два года после успешной высадка в районе Гарма, Штаб РККА издаёт совершенно секретную директиву за №1/013295 от 18.04.1931, пунктом IIIкоторой предписывалось создание к 01 июня 1931 года в составе ЛенВО «Опытного ВОЗДУХО-ДЕСАНТНОГО отряда», главной задачей которого становились боевые действия в тылу противника, причём не только строго диверсионного характера, но и действия по удержанию захваченных пунктов и рубежей противника вплоть до подхода собственных наступающих частей. Указанной директивой определялась боевая техника и вооружение экпериментальной части, в числе которых в составе бронероты имелись две танкетки Т-27 и три бронеавтомобиля Д-8, поступившие на вооружение отряда из 11-й стрелковой дивизии. История этого ОВДО и является по сути, как справедливо заметил Р.Алехин, началом всей советской десантно-транспортной авиации. А то, какая именно бронетехника поступила на его вооружение, представляет собой самостоятельный научный интерес. Тот факт, что именно с танкеток Т-27 берёт своё начало история советских авиапосадочных десантов, заслуживает большого внимания и не только в контексте изучения истории борьбы с басмачами… Что же касается последних (и далеко не только их), то обратим внимание и на ещё одно, не менее важное по значимости событие, которое произошло уже через год после создания первой советской экспериментальной авиапосадочной десантной части. 21 июля 1932 года Советом труда и обороны принимается постановление о создании в пограничных войсках авиационных отрядов. В конце осени того же года (ноябрь) утверждается план формирования авиационных частей Главного управления пограничной и внутренней охраны ОГПУ на 1932–1934 годы, в соответствии с которым, к концу 1932 года были сформированы первые отдельные авиационные отряды в Алма-Ате, Тбилиси, Ташкенте, Минске. Представляет большой интерес и последующая динамика формирования дополнительных аналогичных частей. Так, в 1933 году появляется ещё 7 авиаотрядов (Акмолинск, Петропавловск-Камчатский, Нагаево, Хабаровск, Казалинск, Ташауз, Владивосток), а к осени 1935 года – еще 8 авиаотрядов, в том числе АО в городе Мары, а также авиаэскадрилья в Москве и авиазвено в бухте Провидения. Все эти части организационно входят в состав пограничных округов и контролируются авиационной инспекцией отдела вооружения Главного управления пограничной и внутренней охраны ОГПУ при СНК СССР. В течение всего этого периода – как минимум, с сентября 1931 года и в дальнейшем – последовательно проводятся и испытания с переброской по воздуху мотомехчасти, в ходе которых проводят эксперименты и с крупногабаритной автотехникой, которую подвешивают к тяжёлым бомбардировщикам ТБ-1(3). Однозначно говорить о том, когда именно впервые был проведён учебный эксперимент с Т-27, пока довольно сложно – бомбардировщики ТБ-1, которые стали первыми самолётами для тестов по переброске автотехники, могли поднять в воздух полезный груз массой более одной тонны (до 1200 кг). Масса же Т-27, как известно, составляла 2,7 т, что позволяет говорить лишь о возможности испытаний с бомбардировщиками ТБ-3, для подвески Т-27 к которым использовалось приспособление А.Ф.Кравцева (бронеавтомобили Д-8 крепились к ТБ-3 при помощи подвески ПГ-12). ________________ (3) История Т-27 вообще сильно переплетается с авиацией. Так, например, две телеуправляемые танкетки на базе этой машины в ходе одного из экспериментов выполняли команды оператора, находившегося в самолёте Р-5, причём опыт такого «воздушного» телеуправления в части надёжности работы приёмно-передающей аппаратуры был признан успешным. В свою очередь, одна танкетка Т-27 была переоборудована в авиастартер для пуска двигателя самолёта путём раскрутки воздушных винтов.
В свою очередь, не менее затруднительно определить и дату первого испытания с участием Т-27 в реальной боевой обстановке. Как известно, в сентябре того же 1931 года во время ликвидации так называемой «койматской группировки» басмачей АНТ-9 и «Юнкерс»-F.13 из состава 95-го транспортного авиаотряда перебрасывают в осаждённый басмачами посёлок пулемётное отделение с двумя станковыми «Максимами», а на юге Туркменистана в ходе двухмесячной операции против басмачей силами Туркменской авиагруппы, созданной на базе 16-й авиабригады, осуществляются перевозки по воздуху автомобильной техники. В обоих указанных выше случаях, авиапереброска техники в соответствующие районы имела ключевое значение для успеха всей операции. 5 января 1932 года РВС СССР принимает решение о формировании штатных авиамотодесантных отрядов (АМДО) в Ленинградском, Московском, Белорусском и Украинском военных округах. Любопытно, что по некоторым из предложенных проектов штатного материально-технического оснащения, использование танкеток Т-27 не предполагалось вообще. Достоверно известно только, что, например, что на вооружении 3-го АМДО имелся один бронеавтомобиль Д-8. В целом же, использование Т-27, в реальных боевых условиях в составе соответствующих десантных частей могло произойти в этот начальный период только в условиях Средней Азии. Производившаяся серийно в течение трёх лет на московском заводе №37 танкетка поступила на вооружение войск Среднеазиатского военного округа, и использовалась как частями РККА, так и в составе войск ОГПУ. В этом контексте весьма любопытным является и вопрос о времени поступления на вооружение и количестве Т-27, включённых в состав частей регулярной армии и ОГПУ, дислоцированных на территории Среднеазиатского военного округа. Исследователь А.Чубачин, например, указывает, что на вооружении РККА уже по состоянию на 01 января 1931 года имелось 165 Т-27(4). ________________ (4)Чубачин А. Танкетка Т-27 и машины на её базе // Военная летопись. – 2005. – №7. – С.30.
Очевидно, речь идёт о том, что в течение 1931 года на вооружение поступило 165 единиц Т-27, поскольку история производства танкетки исключает возможность передачи этих машин в полевые части до 1931 года – до половины закупленных в Великобритании 20 танкеток попали в учебные заведения и на заводы. С другой стороны, представляют интерес и данные исследователя М.Барятинского, который сообщает в своей работе о том, что в 1931 году заводами было серийно произведено всего 348 танкеток Т-27, в том числе первые 45 единиц заводом «Большевик» и остальные 303 единицы московским заводом №37(5). ________________ (5) Барятинский М. Танкетка Т-27 и другие // Бронеколлекция. – 2008. – №3. – С.25.
Сопоставление этих очень показательных во взаимном сравнении данных позволяет сделать вывод о том, что первыми танкетки Т-27 получили именно части ОГПУ. Здесь следует обратить внимание на опытный механизированный полк РККА, созданный в 1929 году, на базе которого в мае 1930 года была сформирована 1-я мехбригада, ставшая первым армейским соединением, получившим на вооружение танкетки Т-27 – в количестве 32 единиц(6). При этом, нужно учитывать, что в конце мая 1930 года опытный мехполк (отдельный учебный танковый полк) Московского военного округа получил не серийные советские Т-27, а три танкетки «Карден-Лойд» Mk.VIиз числа двадцати машин этого типа, закупленных в Великобритании. Ещё пять таких танкеток получил и 1-й полк мехбригады МВО. Поэтому, оценка числа Т-27 в 32 единицы применительно к учебному мехполку и 1-й мехбригаде, фактически созданной на его базе, возможна лишь с оговоркой про 1931 год, когда на вооружение этого соединения поступила остальная техника. Соответственно, можно предположить и количество Т-27, которые лишь номинально числились «за армией в целом», а реально были получены ОГПУ, причем в течение первых пяти месяцев 1931 года – от 75 до 150 единиц (с учётом факта получения порядка двух десятков Т-27 тремя горнострелковыми соединениями, а также возможности поступления этой техники в другие армейские регулярные части). ________________ (6) Чубачин А. Танкетка Т-27 и машины на её базе // Военная летопись. – 2005. – №7. – С.26, 28.
Конечно, очевидно, что новая техника могла поступить в опытный мехполк РККА в тот же период, а затем быть передана во вновь сформированную бригаду, не говоря уже о возможности поступления Т-27 в другие армейские части и подразделения, прежде всего, вновь формируемые мехбригады (фактическое создание которых, впрочем, приходится уже на 1932 год). И всё же обратим внимание: на фоне общей, весьма неоднозначной политической ситуации в стране в тот период (когда руководители армии и партии были разделены, как минимум, на две противоборствующие группировки), распределение первых двух сотен выпущенных серийно танкеток Т-27 происходило в условиях явной конкуренции интересов РККА (командиры-выходцы из Первой Конной Армии, а также товарищи Троцкий, Зиновьев, Каменев, Бухарин в интересах армии против Сталина) и ОГПУ (товарищ Сталин и другие ответственные товарищи в интересах мировой революции против колеблющихся). В свою очередь, для нашей темы формирование чёткого и ясного представления о распределении танкетной бронетехники между армией и ОГПУ имеет принципиальный характер, поскольку все пограничные локальные военные конфликты предполагали по определению участие в них внутренних войск в тесном взаимодействии с пограничными войсками (как известно, войска объединённого государственного политического управления (ОГПУ) входили в состав Вооружённых Сил СССР в соответствии с Законом СССР «Об обязательной военной службе», принятым ЦИК и СНК СССР 18.09.1925). Более того, с 1923 года и по 1934 год включительно, пограничные и внутренние войска (то есть оперативные войска, войска по охране железнодорожных сооружений, войска по охране важных предприятий промышленности и конвойные войска ОГПУ при СНК СССР) входили в состав единого Главного управления пограничной и внутренней охраны (ГУПВО) ОГПУ при СНК СССР и привлекались для выполнения единых задач. Такой же порядок организации и взаимодействия сохранялся и далее, когда ОГПУ при СНК СССР преобразуется в НКВД СССР (с ГУГБ НКВД как особым структурным элементом). Поэтому изданная уже в 1931 году «Временная инструкция по боевому применению танкеток РККА», в которой, в частности, были изложены требования по организации подразделений и частей, вооружённых Т-27, разъяснены тактические приёмы ведения боевых действий с применением этих машин в зависимости от поставленной задачи, была в равной степени актуальна не только для регулярных армейских частей, но и для войск ОГПУ, также получивших эту технику на вооружение. Как бы то ни было, уже в ноябре 1932 года РВС СССР принимает постановление «О развёртывании авиамотодесантных отрядов, их организации и применении», которым признаётся фактическое невыполнение ранее принятого решения даже в отношении тех военных округов, которые были указаны в последнем. Весьма примечательны в этом контексте сведения, которые сообщает автор целого ряда исследований по истории авиации пограничных войск, генерал-майор авиации Илья Михайлович Чупров, который упоминает в одной из работ приказ РВС СССР от 17.11.1932 за подписью К.Е. Ворошилова, который сообщает, что во время поездки по частям ЛенДВО в сентябре текущего года ему был представлен впервые созданный авиадесантный мотомеханизированный отряд – 3-й АМДО, которым командовал М.В.Бойцов. Как далее замечает И.М.Чупров, увеличение самолетного парка, масштабов использования авиации в охране границы, а также необходимость разработки документации по боевой подготовке, технико-эксплуатационной службе и материально-техническому обеспечению потребовало более квалифицированного руководства ею, в связи с чем, в начале 1935 года авиаинспекция была выделена из отдела вооружения и переформирована в авиационный отдел (с непосредственным подчинением начальнику ГУПВ), на должность начальника которого был назначен комбриг Матвей Васильевич Бойцов(7). ________________ (7) Чупров И.М. Авиация в охране границ. – М.: Воениздат, 1992. – С.13–14.
Тем не менее, понимая значение авиадесантов, РВС СССР принимает принципиальное решение о проведении уже в течение 1933 года в каждом военном округе, как минимум, по одному крупному учению общевойсковых соединений с авиадесантами. И именно с этого момента начинается новый период в истории воздушно-десантных войск СССР, когда авиапосадочные десанты с использованием бронетехники становятся неотъемлемым элементов десантных операций как таковых. Начиная с 1932 года конструкторы работают и над специальными средствами по перевозке крупногабаритной техники по воздуху – разрабатываются грузовые парашютные платформы для выброски танкеток Т-27, а также специальные грузовые парашюты для них. Одним из первых известных экспериментов по десантированию Т-27, стали учения Московского военного округа в июне 1936 года, когда в районе города Сейм был выброшен посадочный десант, включавший наряду автомобили ГАЗ-А и танкетки Т-27. В течение того же года, как известно, были начаты и глубокие преобразования в организации существующих частей. К марту 1933 года они заканчиваются созданием на базе 3-го АМДО 3-й авиационной десантной бригады Особого назначения, в составе которой был сформирован и свой штатный мотомеханизированный батальон. Интересно, что в 1934 году указанную бригаду возглавит начальник автобронетанковых войск ЛенВО полковник В.С.Коханский. Также были созданы и авиабатальоны (отряды) Особого назначения в МВО, ПриВО, УкрВО и БелВО, имевшие каждый по штату одну роту танкеток Т-27. Примечательно, что в этот же период, поначалу только в качестве посадочно-десантных частей, формируются 29 отдельных стрелковых батальонов ОСНАЗ, один из которых создается в Закавказском военном округе. Интересно и то обстоятельство, что все эти структурно-организационные мероприятия не затрагивают Среднеазиатский военный округ, в котором при этом проходят первые авиапосадочные десанты в реальных боевых условиях (!). Объясняется такая ситуация просто: боевые операции по десантированию проводятся в рамках существующей структуры и имеют разовый, единовременный характер. По сути дела, все случаи использования транспортной авиации для переброски подразделений в труднодоступные районы относятся к действиям временных сводных отрядов или групп из частей РККА и ОГПУ, самолёты для транспортировки которых предоставляются частями пограничной авиации в рамках конкретной операции по согласованию с командованием округа. В каком же организационной форме могло происходить использование танкеток Т-27 в борьбе с басмачами? В немногочисленных источниках по этому поводу обычно делается ссылка на то, что уже в период до 1938 года танкетами Т-27 были оснащены танковые роты 1-й и 3-й Туркестанских ГСД, танковая рота Туркменской ГСД и бронеэскадрон 18-й Туркменской ГКД, а также указывается, что в дальнейшем (начиная с середины 1930-х годов), Т-27 также использовались и в составе сформированного в САВО легкотанкового полка, дислоцированного в г.Мары и имевшего на вооружении лёгкие танки Т-26 и танкетки Т-27. По поводу последней части сразу же сделаем такую оговорку: в апреле 1935 года на базе 4-й отдельной танковой роты в Ташкенте, в соответствии с директивой Штаба РККА №2/18543 от 28.02.1935 был сформирован 34-й отдельный территориальный танковый батальон по временному штату №010/652 (комбат А.В.Зазимко, начштаба С.А.Севастьянов). Именно эта часть и могла получить Т-27 после обмена танкеток Т-27 на лёгкие танки БТ-5 в горнокавалерийских дивизиях Среднеазиатского военного округа. Что же касается этих дивизий, то в статье «Бронетехника САВО – 1941 год» мы уже говорили о том, в состав каких именно соединений САВО поступили танкетки Т-27 в 1931 году – это были 7-я и 8-я горные кавбригады, располагавшиеся соответственно в Сталинабаде и Мерве и получившие по 4 танкетки Т-27, сформировав в своём составе так называемые автобронеэскадроны. При этом, необходимо учитывать, что матчасть прибывала поэтапно – в августе 1931 года в Ташкент перебрасывается танкетная рота Т-27, выделенная из моторизованного отряда Московской Пролетарской дивизии, а затем это подразделение переформировывается в отдельный бронеэскадрон 8-й кавбригады. Ещё через два месяца, уже осенью, из Москвы прибывает ещё одна рота Т-27, на базе которой создается бронеэскадрон 7-й кавбригады. К первой половине 1933 года Т-27 получают также мехдивизионы 4-й (Мерв) и 6-й (Самарканд) ГКД. Что же касается горнострелковых соединений, то период поступления Т-27 в их состав определить однозначно не так просто, хотя с учётом всех известных фактов, можно сделать вывод о том, что танкетные роты Т-27 были сформированы в составе 1-й ГСД (Ашхабад) и 3-й ГСД (Термез), как минимум, на полгода раньше, чем бронеэскадрон 8-й ГКД получил аналогичную технику. Это же утверждение справедливо и в отношении Туркменской ГСД. По причине самой напряжённой ситуации, которая сложилась в Туркменистане в 1930 году, именно горнострелковые дивизии САВО (наряду с 1-й мехбригадой) могли стать первыми регулярными армейскими соединениями, получившими танкетки Т-27 на вооружение. Реальная же практика борьбы с басмачами диктовала свои, довольно суровые и жёсткие условия – в ряде случаев фактически имела места война на истребление, когда обе противоборствующие стороны не знали пощады к побеждённым и взятым в плен. При этом, особенно кровавым было противостояние между басмачами и чекистами, которые как правило и возглавляли особо важные операции.
|
Категория «Анекдоты»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
