Шапито на колесах
2012-04-05 15:18:36 (читать в оригинале)

5 апреля в украинский прокат выходит фильм «Шапито-шоу» - самый громкий и неординарный российский проект прошлого года. Он стоит в одном ряду с «Еленой» Андрея Звягинцева и «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова, попал в российский шорт-лист претендентов на «Оскар», получил специальный приз жюри Московского кинофестиваля, гран-при фестиваля «Киношок», приз за лучший сценарий премии «Белый слон» и долго несмолкающие овации…
Для молодого, но многообещающего режиссера Сергея Лобана «Шапито-шоу» - вторая полнометражная работа после фантастической комедийной драмы «Пыль». В своем дебюте, снятом по сценарию Марины Потаповой (с которой режиссер работал и над первыми короткометражками), Лобан представил зрителю историю классического «маленького человека», перенесенного в современное общество. Главный герой «Пыли» Леша - самый заурядный, закомплексованный парень, неудачник, «пыль»… Он вял, скучен и малопривлекателен, с большим рыхлым телом и столь же рыхлой однообразной жизнью. Но однажды Леша становится участником эксперимента, благодаря которому начинает видеть в зеркале не себя, а мускулистого аполлона. Когда же эксперимент заканчивается – к герою возвращается его реальное отражение… Теперь единственная цель Леши – хоть на минуту вернуть в зеркало того красавца…
Примечательно, что практически этот же герой, причем в исполнении того же актера (Алексея Подольского) появляется у Лобана и в «Шапито-шоу».
Фильм-лабиринт, или По стопам Борхеса
«Шапито-шоу» - фильм-лабиринт. Так создатели определяют жанр своего творения. Не зря персонаж Алексея Подольского упоминает в ленте название книги-лабиринта Борхеса «Сад расходящихся тропок». Как известно, аргентинский писатель-философ в своих произведениях скрещивал и всевозможно переплетал время и пространство, ветвил и размножал действительность на множество реальностей. Борхес предоставлял герою несколько вариантов развития событий, несколько параллельных путей, из которых тот мог пройти по каждому.
Сергей Лобан размножает время и пространство по-своему. Не создавая параллельных реальностей, он создает параллельные судьбы, вплетая в один и тот же временной и пространственный отрезок десяток людей и размножая этот отрезок для каждого из них. Герои в разные моменты случайно пересекаются, потом расходятся, снова пересекаются и снова расходятся, а после сходятся все в едином финале. На первый взгляд, это напоминает «Магнолию» Пола Томаса Андерсона, а финальный пожар в шапито – это тот же «апокалипсический» дождь из лягушек. Но Андерсон не множит временной отрезок и показывает своих персонажей в линейном развитии. Лобан же делает четыре копии одного времени, поочередно выдергивая на передний план то одних героев, то других, то третьих. Центральные персонажи становятся второстепенными, эпизодические – главными. И время протекает снова и снова, с четырех точек зрений.
Причем настроение у этого времени – комедия.
«Шапито-шоу» состоит из четырех историй, вложенных в две части: «Шапито-шоу: Любовь и дружба» и «Шапито-шоу: Уважение и сотрудничество». Будучи тесно связанными, позиционируются они, тем не менее, как две самостоятельные картины, которые можно смотреть в разной последовательности или даже только одну из них. Кстати, на украинских экранах обе части стартуют параллельно, но разными сеансами, как отдельные фильмы.
На съемках скончались два актера
На киевский допремьерный показ «Шапито-шоу» приехала сценаристка ленты Марина Потапова. Главного творца мы, к сожалению, не увидели. Но напомним, что Сергей Лобан посещал Киев осенью прошлого года в качестве одного из членов жюри кинофестиваля «Молодость»... Читать дальше