Сегодня 8 сентября, понедельник ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7281
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
RSS feed of hiblogger.net user maxi4u
RSS feed of hiblogger.net user maxi4u
Голосов: 1
Адрес блога: http://maxi4u.hiblogger.net/
Добавлен: 2010-05-08 02:04:06 блограйдером maxi4u
 

Дж. Кутзее Бесчестье

2012-05-28 10:06:38 (читать в оригинале)

Роман http://lib.rus.ec/b/150088 психологичен, как я люблю. Для искушенного читателя всё достаточно прозрачно и на поверхности. Собственно психология героев и их душевные коллизии меня мало заинтересовали. Вообще в процессе чтения в воздухе незримо витал призрак Ремарка. За что ставлю лайк автору:) Немного всё-таки пройдусь по архетипам протагониста:

 

Лури, через европейскую поэзию и образ Люцифера с его "безумием сердца", олицетворяет не просто белых в ЮАР, а и всю европейскую цивилизацию. На вопрос студентам о том, что такое "безумие сердца, Дэвид не дождался ответа. Сам роман, вернее жизнь самого Дэвида говоит о том, что - это нравственная слепота", беспринципность в реализации своих страстей. В разговоре с дочерью во время своего первого визита к ней он пытается примером с собакой оправдать это. Своеобразное оправдание себе Лури ищет в так занявшем его сюжете из жизни Байрона и Терезы Гвиччиоли. Однако, неужели он не видит насколько бесплодна и губительна оказалась их страсть для их обоих, а особенно для Терезы? А может адюльтер - часть культурного кода западно-европейской культуры? И не важны последствия, важны только моменты преступного запретного наслаждения, их красота и романтичность! А там хоть трава не расти? Стоит ли удивляться краху жизни Дэвида Лури, о котором ему прямо сказала бывшая жена. Руины остались от жизни Терезы Гвиччиоли, руны остаются и от жизни Дэвида Лури, живущего согласно кода своей культуры со всеми его "безумиями сердца", видимо не зря упомянутой автором, Бовари, тем же Байроном и т.д. см. почти всю западно-европейскую литературу. Дэвид безнадёжен. Об этом мне говорит его интрижка с Бэв и съём на трассе проститутки, в конце книги.

 

Всё же роман не об этом. Роман о белых, цветных и чёрных. О судьбе белых в мире, где на смену белым приходят цветные и чёрные, последствиях этого. Он может служить предупреждением белым в других странах.

 

"- Ты уверен, что сохранишь за собой место?

- Не уверен, что хочу этого". --- я слышу в этом разговор не о месте Лури в университете, а о месте белых в жизни новой ЮАР. Автор продвигает идею, что белые чувствуют свою вину за свои грехи против бывших угнетённых. Что-то вроде понимания белыми в США обиды негров на белых за рабство. Если с этой точки зрения посмотреть на заседание университетской дисциплинарной комиссии, то это весьма похоже на то, как повели себя белые ЮАР 20 лет назад перед лицом "мировой комиссии". "Да, мы виновны и готовы понести наказание и неуверенны, что хотим сохранить за собой своё место"(см.выше). Более того этот опыт их "обогатил", как бросил профессор журналистам уходя. 

 

Его дочь в романе дополняет собой собирательный образ белых в ЮАР. Не только тем, что живёт среди негритянского окружения, но и тем, что старый негр работает на неё, но уже постепенно прибирает к рукам её земли и её саму. Чем не модель взаимоотношений белых и негров в ЮАР в 90-е? Негры уже не только землю Люси видят как свою, но и к ней самой относятся как чернокожей, исходя из своих представлений о роли и месте женщины. У Люси есть ружьё, но она не умеет им пользоваться, да и не хочет уметь. То же самое и с белыми: сила была на их стороне, но воля их была сломлена "мировым сообществом", интеллигенцией и прочими  распевающими "We are the world" http://www.youtube.com/watch?v=k2W4-0qUdHY  и "Sun City" http://www.youtube.com/watch?v=-7ThzV7yeSU

 

Произошедшее с Люси  несёт ещё одну дополнительную смысловую нагрузку. Её изнасилование - частный случай закона жизни, выраженного в поговорке "Отцы ели виноград ("Женщина должна делиться своей красотой", говаривал Дэвид), а у детей оскомина"(вот негры и поступили с его дочерью по его же принципу, заставив её делиться своей красотой с мужчинами, а не лесбиянствовать). 

 

Лесбиянка - символ бесплодия белой расы и её изнасилование неграми олицетворяет то, что только пусть и насильственный прилив другой крови способен оплодотворить вырождающееся племя белых. Покорность Люси при этом неудивительна - раз не хватает воли и инстинкта самим продолжать род, приходится покорятся насильственному продолжению.

 

Безволие белых выражено в отношении Лури к ограблению его дома: покорное и как к "перераспределению" трофеев от завоёванных к завоевателям. Т.е. он сам на это смотрит не как на просто уголовное деяние, а как на стадию цивилизационного витка.

 

Наступление негритянской массы на поверженных и деморализованных белых представляется не просто как процесс смены господствующей в ЮАР цивилизации, но и как восстановление законов природы ("у каждой женщины должен быть муж" (Петрус)). В романе даже есть слово для этого - "усмирение". Кто будет сопротивляться, как сосед Этингер, для тех заготовлен другой сценарий - пуля в спину.Читать дальше...




 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.