Сегодня 25 апреля, четверг ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7272
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Вещество существования.
Вещество существования.
Голосов: 1
Адрес блога: http://pavel-otdelnov.livejournal.com/
Добавлен: 2010-05-17 11:40:14
 

"Мешает жить Париж".

2011-05-16 19:50:04 (читать в оригинале)

В Ковчеге открылась очень интересная выставка, посвящённая теме французской живописи.
Для работ специально не стали делать таблички с подписями - чтобы можно было смотреть вместе русских и французских авторов, без давления авторитета и магии имени. А имена действительно, магический: Руо, Марке, Руссо, Дерен, Вламинк, Утрилло...
Экспозицию тоже старались составить с тем, чтобы можно было сопоставлять живопись французов и французистых русских.
Интрига с табличками вполне удалась: получилась весёлая угадайка. Кто, например, здесь справа?
DSC_6376
1.
DSC_6371
2.

не удержусь и покажу фрагмент.
DSC_6491
3.

а чья картина здесь?
DSC_6479
4.

Верно, это Андре Дерен. Лес у Лека. 1922.
DSC_6455
5.

Больше не буду вас испытывать: смотрите и наслаждайтесь.
Морис Утрилло. Улица Республики в Саннуа. 1912.
DSC_6462
6.

Жюль Паскин. Большая Марсель. 1923.
DSC_6374
7.

Морис де Вламинк. Поместье.
DSC_6392
8.

Альбер Марке. Город Алжир, район Мустафа, дождь. 1929.
Где-то там, в 29-м году бродит болезный Альбер Камю.
DSC_6475
9.

рядом и русские поклонники Марке - Ведерников и Софронова.
Антонина Софронова. Дым МОГЭСа. 1931.
DSC_6447
10.

Француз испанского происхождения. Его папа учил Пабло Пикассо.
Мигель Тускеллас. 1945.
DSC_6452
11.


Барбизонец Шарль Франсуа Добиньи. Цветущая яблоня.
DSC_6467
12.

Надежда Удальцова. Берег реки Мологи. 1937.
DSC_6406
13.

Анри Руссо. Вид на Альфорвилль. 1906.
DSC_6416
14.

Константин Истомин. Пейзаж с мостиком. нач.20-х.
DSC_6417
15.

Фёдор Семёнов-Амурский. На красной лесной поляне. 1973.
DSC_6402
16.

работа висела рядом, и я сначала подумал, что это тоже Амурский. Но ошибся.
Мишель Кикоин. Тропа любви. 1946.
DSC_6409
17.

Михаил Соколов. Московская улица. 30-е.
DSC_6397
18.

Михаил Соколов, уже прошедший сталинские лагеря. Битая птица. 1947.
DSC_6487
19.

Антонина Софронова. Портрет дочери с чёрным бантом. 1932.
DSC_6450
20.

Борис Григорьев. Портрет женщины в зелёном платье. 1933.
DSC_6438
21.

Роберт Фальк в чудовищной раме. Портрет Азарх-Грановской. 1926.
DSC_6400
22.


DSC_6411
23.

Ирина Затуловская. Маленькое чёрное платье. 2010.
DSC_6398
24.

Сергей Романович. Распятие. 1960-е.
DSC_6379
25.

Парижские альбомы Ольги Плужниковой-Орловой.
DSC_6426
26.


DSC_6423
27.


DSC_6427
28.


DSC_6432
29.

её же живопись: Карусель в Тюильри. 2004.
DSC_6378
30.

Валерий Бабин. Лодка, гараж и тётка. 2010.
DSC_6458
31.

Ещё много всего интересного, что не попало в мой пост.

"Инновации". Для слепых посетителей Ковчега написано "Зал №1". И стрелочка для тех, кто хоть немного видит.
DSC_6445
32.


Пресс-релиз выставки:

Андре Дерен, Альбер Марке, Морис Утрилло, Анри Руссо, Морис де Вламинк, Одилон Редон, Мигель Тускеллас, Сюзанна Рэй де Жэгер, Роберт Фальк, Александр Осмеркин, Борис Григорьев, Константин Истомин, Антонина Софронова, Михаил Соколов, Ростислав Барто, Михаил Иванов, Екатерина Григорьева, Наталья Нестерова, Ирина Затуловская, Ольга Плужникова Орлова, Сергей Жаворонков, Виктория Никонова, Александр Н. Шевченко, Константин Сутягин и другие художники – в выставочном проекте «МЕШАЕТ ЖИТЬ ПАРИЖ».

Ты посмотри, вокруг тебя тайга.
Подбрось-ка дров в огонь,
Послушай, дорогой,
Он – там, а ты – у черта на рогах.
Юрий Кукин. 1964

Вы всегда говорили мне о Париже, хотя никогда его не видели, с такой искренней любовью, что мне захотелось показать вам его, точнее – помочь вам вновь обрести Париж, ведь мысленно вы жили в нем долго и, пожалуй, знаете его лучше, чем я.
Андре Моруа. Париж. Письмо иностранке

Художники, музыканты и литераторы всегда стремились в столицу Франции; из России – кажется, в особенности. «Маяк, зажегшийся в ночи Афин и Рима», как писал о Париже в 1871 году поэт Леконт де Лиль, город на берегах Сены, ведущий свою историю от третьего столетия до новой эры, наполненный музеями и достопримечательностями, за долгие века своего существования вдохновил на создание многих произведений. «До войны Париж в искусстве был той же Антантой. Париж приказывал, Париж выдвигал, Париж прекращал. Так и называлось: парижская мода. Критики (как всегда, недоучившиеся художники) были просто ушиблены Парижем. Что бы вы ни делали нового, резолюция одна: в Париже это давно и лучше», - писал Владимир Маяковский уже в 1922-м.

О влиянии французского искусства на мастеров российской живописи ХХ века сказано немало. Одно же из парадоксальных обстоятельств истории отечественного искусства, связанное со специфической новейшей историей страны – это регулярная невозможность прямого творческого взаимодействия между российскими и французскими художниками. Было время, когда только музеи (и то, не непрерывно) давали возможность очно знакомиться с картинами, некогда приобретенными частными собирателями Сергеем Щукиным и Иваном Морозовым. Тем не менее, при упоминании целого ряда российских имен сегодня возникает устойчивая ассоциация именно с французским искусством. Да и многие художники никогда не отрицали «тлетворного влияния Запада». Антонину Софронову, например, уже при жизни именовали русским Марке. Это ей критик Эрих Голлербах в 1939-м посвятил стихотворение, где, в частности, говорилось: «А вы, Софронова, – Марке/ Приемлющая, как собрата –/ Я был у Вас на чердаке/ В одной из улочек Арбата».

Действительно, после разгромной критики, обвинившей художницу и ее единомышленников из группы «Тринадцать» в формализме и низкопоклонстве перед Западом, ее живопись можно было увидеть разве что в мастерской, но никак не в музеях. Сохранилось поэтическое посвящение самой художницы, адресованное Альберу Марке и отчасти передающее впечатление от его живописи: «…Сырая мгла колышет дымы,/ Бегут трамвайные вагоны,/ Мостами стелятся туманы,/ В туманах бродят пятна-люди…» В 1945-м это стихотворение было послано письмом другому «русскому французу» – обретавшемуся после лагерей в Рыбинске, так никогда и не добравшемуся до Парижа Михаилу Соколову. Интерес кураторов нынешней выставки – в российской ее части – вызвали не только художники, имевшие благополучную возможность вдохнуть парижский воздух в действительности, но и, так сказать, французы-заочники, проникавшиеся Парижем сугубо дистанционно.

Справедливости ради стоит отметить, что стремление приобщиться к парижской художественной школе было свойственно и художникам сопредельных с Францией стран. Так, уроженец Барселоны Мигель Тускеллас в юности учился в Школе изящных искусств, где преподавал живописец Хосе Руис Бласко, отец будущей мировой знаменитости Пабло Пикассо. В 1906-м молодой художник перебрался во Францию, а в 1933-м получил французское гражданство, превратившись из Мигеля в Мишеля. А бельгийская художница со странным именем Зум (домашнее прозвище со временем превратилось в ее официальное имя), получив в замужестве самую, что ни на есть, французскую фамилию Вальтер, больше половины жизни проработала в Париже, рядом с мастерской Матисса.

В процитированном уже произведении «Париж. (Записки Людогуся)» Маяковский, касаясь темы взаимодействия российских и парижских художников, по-своему рассказывает о знаменитой выставке, устроенной участниками общества «Бубновый валет». «В Москве до войны была выставка французов и русских. Критик Койранский назвал русских жалкими подражателями и выхвалял какой-то натюрморт Пикассо. На другой день выяснилось, что служитель перепутал номера, и выхваляемая картина оказалась кисти В. Савинкова, ученика жалких «подражателей», а сам Пикассо попал в «жалкие». Было до того конфузно, что газеты даже писать об этом отказывались». История хрестоматийная, однако, случившаяся уже около столетия назад – с тех пор сменилось несколько поколений художников, зрителей и арт-критиков. Что и вдохновило авторов нынешней «ночь-музейной» экспозиции: на выставке в «Ковчеге» произведения французских и российских авторов – в том числе, современных, в действительности добравшихся до Франции – экспонируются без этикеток. У зрителей в руках – только перечень художников, объединенных схожими идеалами в работе кистями и красками. Смотри, угадывай. «И перестань, не надо про Париж».

Выставка продлится до 3 июля.



 


Самый-самый блог
Блогер Рыбалка
Рыбалка
по среднему баллу (5.00) в категории «Спорт»
Изменения рейтинга
Категория «Проза»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.