Какой рейтинг вас больше интересует?
|
На пороге кризиса2012-02-11 17:02:36 (читать в оригинале)
Огромное количество новостроя, которое поступает на рынок, уменьшение объема перевозок железной руды и угля, рост цен на бункер, а также ужесточение законодательства привели к тому, что многие специалисты сходятся во мнении - кризис в судоходной отрасли неизбежен. Подобную ситуацию мы наблюдали во второй половине 2008 г., когда резкое ухудшение ситуации на фрахтовом рынке стало предвестником кризиса, настигшего мировую экономику в 2009 г. Характерной чертой, свидетельствующей о кризисном состоянии рынка балкерного тоннажа, являлось то обстоятельство, что в январе 2012 г. фрахтователи предпочитали рейсовые чартеры, опасаясь брать суда в тайм-чартер. Более того, если фрахтователи заключали сделки в тайм-чартер, предпочтение отдавалось исключительно современным судам с пониженным расходом бункерного топлива. Соответственно, в январе резко ужесточились требования к возрасту фрахтуемых судов. Средние ставки на балкера различного типоразмера в январе 2012 г. $/сут.
Источник: Clarkson Средние ставки годового тайм-чартера для современных балкеров различного типоразмера в 2009 - 2012 гг. $/сут.
Источник: Clarkson О плачевном состоянии балкерного рынка в январе 2012 г. свидетельствует полная доминанта на нем фрахтователей, которые диктуют свои условия судовладельцам/операторам. Дело дошло до того, что фрахтователи предложили владельцам балкера «хендимакс» дедвейтом 46 тыс. т, освобождающегося в Персидском заливе, только компенсацию расходов на бункер за перевозку на Мексиканский залив США при нулевой ставке фрахта. Более того, они потребовали от судовладельцев еще и «люмпсум» в размере $150 тыс. за перемещение судна в более благополучный с точки зрения загрузки и фрахта регион. И без того кризисную ситуацию, в дальневосточном секторе фрахтового рынка, усугубляли постоянно сходящие с местных верфей, новые балкера. В свою очередь, переход балкеров с Дальнего Востока в Атлантику (как правило, в балласте) существенно снижал потенциал рынка в этом секторе. Большинство отфрахтовок, заключенных в тихоокеанской секции фрахтового рынка в январе, приносили убытки судовладельцам, поскольку не покрывали издержки. И это притом, что под влиянием роста цен на бункерное топливо и инфляционных процессов расходы судовладельцев продолжают увеличиваться. По стандартам Международной Транспортной Федерации, базисная ставка матроса 1-го класса в 2012 г. должна составлять не менее $1709/мес. В противном случае судовладельцам грозят штрафы и санкции. Таким образом, судовладельцы оказываются под давлением сразу двух негативных факторов: катастрофически низких фрахтовых ставок и постоянно растущих издержек, что в совокупности приводит к убыточности перевозок. В целом же, сформировавшийся на фрахтовом рынке во второй половине 2011 г. избыток балкерного тоннажа и увеличение объемов поступления новых судов, по всей видимости, превысили критическую отметку, после которой доминирующим трендом стало лишь падение ставок. Выросшие более чем в два с половиной раза продажи балкеров на скрап не смогли исправить ситуацию, поскольку составляли лишь малую долю вводимых в строй новых судов. В этих условиях многие аналитики считают, что без постановки части балкерного тоннажа на прикол, восстановление фрахтового рынка нереально. По мнению специалистов Deutsche Bank, пик избытка тоннажа еще впереди и придется на 2013 г. Поэтому в 2012 г. многие судоходные компании ожидает дефолт по кредитным соглашениям с банками. Достаточно сказать, что котировки акций всех судоходных компаний в течение 2011 г. снизились на 40%, а у многих крупнейших судоходных компаний Китая - на 50-60%. На самом деле, рынок сухогрузного тоннажа находится в кризисном состоянии, начиная с 4-го квартала 2011 г. В 2011 г. рост мировой торговли балкерными грузами составил 4,5%, в то время как сам флот вырос более чем на 14%. И это несмотря на обширные списания балкеров на скрап и значительные задержки с поставками новостроя. Морские аналитики не ожидают роста фрахтовой конъюнктуры, во всяком случае, в 2012 гг., поскольку этому будут противодействовать сразу оба фундаментальных фактора: усугубляющийся избыток тоннажа и снижение спроса на перевозки. По прогнозам компании Wells Fargo Securities, в 2012 г. мировой флот сухогрузов увеличится на 17% и составит 710 млн. т дедвейта. Количество сухогрузов в мире в 2012 г. может увеличиться до 9520 ед. флота. В то же время, прогнозируемый рост мирового спроса на транспортировку навалочных грузов в 2012 г. составляет всего от 3% до 4,8%. Последнее обстоятельство в свою очередь обусловлено снижением темпов роста мировой экономики. Основной заказчик и потребитель перевозок железной руды - китайский рынок стали, находится в настоящее время на спаде. Поэтому реальный спрос на сырье довольно ограничен. Согласно прогнозу Clarkson Plc, импорт железной руды в Китай в 2013 г. повысится только на 5,8% по сравнению с приростом на 10% в текущем. В результате ставки на перевозку железной руды на балкерах «кейпсайз» могут упасть (что и произошло) до минимальных отметок 2002 г. Не лучше дело обстоит и с прогнозами по углю. Если в 2011 г. Китай стал крупнейшим в мире импортером угля, повысив закупки на 10,8% - до 182,4 млн. т, то в 2012 г. аналитики прогнозируют, что рост импорта угля в Китае замедлится в связи с повышением объемов собственной добычи. В то же время некоторые аналитики обращают внимание на то, что падение спроса на балкерные перевозки является заурядным и достаточно частым явлением, особенно для данного времени года. Само по себе оно хоть и доставляет ситуативные неприятности судовладельцам, но в силу цикличной природы фрахтового рынка не несет долгосрочной угрозы. Как правило, за очередным спадом следует восстановление рынка и т.д. Другое дело, когда в игру вмешивается иррационально высокая активность на рынке новостроя, приведшая к хроническому избытку балкерного тоннажа, конец которому не просматривается ранее 2014 г. В значительной степени, сегодняшнюю кризисную ситуацию спровоцировало и то обстоятельство, что в январе 2012 г. было сдано в эксплуатацию 135 вновь построенных балкеров, в т.ч. 27 «кейпсайзов», 36 «панамаксов», 36 «хендимаксов» и 36 «хендисайзов». Для сравнения, в декабре 2011 г. в строй вошло всего 75 балкеров всех типоразмеров. Кроме того, положение усугубило ослабление закупок со стороны Китая, что в совокупности и привело к обвалу рынка. Тем не менее, фрахтовому рынку уже просто некуда опускаться ниже и, определенные подъемы ставок могут ожидаться уже в ближайшие месяцы. Предпосылками для определенного восстановления фрахтового рынка являются: - окончание новогодних каникул в Китае; - начало зернового сезона в странах Южной Америки; - ожидаемый рост отгрузок минеральных удобрений на Бразилию; - увеличение темпов списания и разделки старых балкеров; - сокращение по сравнению с январем поставок новых балкеров (как минимум, в феврале). Вряд ли перечисленные выше факторы смогут существенно поднять рынок, но все же, хотелось бы надеяться на лучшее.
|
Категория «Кино»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.