Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Контейнерные перевозки России2012-03-24 15:11:50 (читать в оригинале)Контейнерные перевозки России Российский контейнерооборот в 2011 году увеличился на 25% (по другим данным на 30%) по сравнению с показателями 2010 года и составил порядка 4,3 млн. TEUs (по другим данным 4,5 млн.). Тенденции постепенного увеличения показателей контейнерооборота продолжились и в начале 2012 года. То же самое можно сказать и о мировых тенденциях контейнерного рынка. В то же время, можно отметить неуверенность экспертов, оценивающих настоящее контейнерного рынка и перспективы его развития в будущем: то ли кризис, продолжающийся уже 4 года, подошёл к концу, то ли перешёл в вялотекущее состояние…
Объём перевалки морских портов России в течение 2011 года увеличился на 20% и составил 39,5 млн. тонн. и на 1 млн. TEUs, таким образом, общее количество контейнеров достигло 4,6 млн. ед. Объём обработки контейнеров в портах юга России увеличился почти на 50%, аналогичный показатель для портов Дальнего Востока составил 29%. Две трети российских контейнеров обрабатывается в портах Северо-Западного региона, преимущественно в Санкт-Петербурге, при этом, в течение 2011 года, объёмы перевалки здесь выросли на 25%. Порядка 60% общего российского контейнерооборота пришлось на порты Северо-Запада РФ. В портах Дальнего востока объём перевалки контейнерных грузов увеличился на 29%. В портах Юга РФ показатели перевалки грузов выросли на 49%. Контейнерный импорт увеличился на 23,5% и достиг показателей 22,7 млн. тонн. Контейнерный экспорт составил 12 млн. тонн, увеличившись в 2011 году на 19%. Каботаж увеличился на 6,5%, и достиг 4,7 млн. тонн. Что касается начала 2012 года, то в период января-февраля продолжились характерные для 2011 года тенденции российского рынка грузоперевозок в целом и контейнерного сегмента, в частности, хотя и неизвестно, сохранятся ли эти тенденции и далее. В течение рассматриваемого периода общий грузооборот российских морских портов увеличился на 5% по сравнению с аналогичными показателями 2011 года и составил 82 млн. тонн., почти 80% пришлось на экспортные грузы (65 млн. тонн). Суммарный контейнерооборот российских портов в январе – феврале 2012 года увеличился на 16%.
Для российского рынка грузоперевозок, в том числе для сегмента контейнерных перевозок, характерна значительная роль железнодорожного транспорта. В течение 2011 года в морские порты РФ по железной дороге было более 290 тыс. груженых контейнеров (7,9 млн. тонн), что на 23% больше, чем в 2010 году. В экспортном направлении поставки через припортовые станции составляют более 80%. Общий объём контейнерных перевозок по железным дорогам в 2011 году составил 1,6 млн. TEUs (26,5 млн. тонн) и это на 2,5% больше по количеству контейнеров и на 16,5% больше по тоннажу, чем в 2010 году. Рост контейнерных перевозок железнодорожным транспортом происходил за счёт прироста импортных перевозок, которые прибавили в 2011 году 30% и экспортных перевозок, которые увеличились на 14% (8,5 млн. тонн). При этом показатели внутренних перевозок снизились на 7,5%, как и показатели транзитных – на 3,6%. Таким образом, доля импорта в контейнерных перевозках по железным дорогам увеличилась на 3,8%, а доля экспорта – на 2,3%. Рост контейнерных перевозок особенно заметен в направлении КНР – РФ, так, в 2011 году этот показатель составил 340 тыс. TEUs, что почти на 55% больше, чем в 2010 году. Вполне вероятно, что в значительной степени благодаря росту контейнерных перевозок в китайском направлении, общие показатели контейнерных перевозок по Транссибирской магистрали увеличились на 27% и составили 564 тыс. TEUs. Следует отметить, что, по мнению одних аналитиков, мировой рынок контейнерных перевозок уже преодолел последствия глобального финансово-экономического кризиса, и даже подсчитан постоянный темп роста контейнерного рынка – 8% в год до 2020 года. По сравнению с процентными показателями российского рынка контейнерных перевозок это небольшой показатель. Но, очевидно, что в абсолютных показателях объёмы несопоставимы. Поэтому большее значение для оценки ситуации и перспектив мирового контейнерного рынка имеют показатели изменения ставок, чем, например, количество контейнеров. Немало экспертов убеждены в том, что отрасль контейнерных перевозок, как в целом и вся отрасль морских грузоперевозок, пребывает в кризисе с 2008 года и нет признаков скоро выхода из сложившейся ситуации. В частности, продолжается падение фрахтовой конъюнктуры рынка контейнерного тоннажа. Аргументом тех, кто оценивает перспективы контейнерного рынка скорее негативно, является снижение Braemar Container Index за последние два месяца на 4,3 (10,5%). А также снижение индекса ConTex, – загруженности контейнеров на рынке, – с 410 пунктов, со второй половины декабря 2011 г., до 385 пунктов к февралю 2012 года.
Кроме того, колебания фрахтовых ставок также подтверждают неустойчивость ситуации на рассматриваемом рынке. Например, в направлении Азия – Северная Европа в середине декабря ставки снизились до очень низкого значения в 490 долл./TEU, и даже после того, как ставки поднялись к февралю 2012 года, они всё равно были на 56% ниже, чем в аналогичный период 2010 года. В начале марта 2012 года, как видно из таблицы SCFI, контейнерные фрахтовые ставки изменялись разнонаправленно, то есть, тенденции, отмеченные выше, продолжились. Индекс отражает базовые ставки из Шанхая на перевозку контейнера с грузом общего назначения (general cargo) в 15 регионов мира.
Что же дальше? В перспективе, очевидно, рост контейнерных перевозок продолжится. В России его темпы будут выше, чем в мире, в силу неразвитости российской контейнерной логистики – есть куда расти. Но уже сейчас контейнерные операторы сталкиваются с ограниченными возможностями инфраструктуры (впрочем, не только контейнерные операторы), негативные последствия этого будут усиливаться. Без государственной заинтересованности в развитии этой сферы экономики достаточно скоро темпы прироста контейнерных перевозок снизятся. Вступление в ВТО и рост импорта в этом плане могут привести к весьма ощутимым проблемам или, по крайней мере, снизить гипотетический положительный эффект от вступления РФ в ВТО. «Cargo.ru»
|
Категория «Программы»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.