Сегодня 3 октября, четверг ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7275
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
ATN-TRANS_ltd
ATN-TRANS_ltd
Голосов: 1
Адрес блога: http://www.liveinternet.ru/users/atn-trans_ltd/
Добавлен: 2010-05-28 23:43:01 блограйдером atntrans
Принадлежит блограйдеру atntrans
 

А было ли нарушение

2012-02-03 17:01:22 (читать в оригинале)

В статье рассказывается об обстоятельствах и ходе дела об административном правонарушении, возбужденного правоохранительными органами таможни в отношении международного перевозчика по статье 16.9 КоАп РФ – недоставка груза. Парадоксальным в этой истории является тот факт, что на транзитной таможенной декларации наличествовали оригинальные штампы таможни, личный штамп и подпись таможенного инспектора, завершившего этот международный таможенный транзит

Так не бывает

Эту статью о мытарствах международного автоперевозчика, попавшего в неприятную историю, я начну с довольно странного вопроса.

-Стоит ли верить документу, на котором рукой таможенника проставлены все необходимые для оформления таможенной процедуры оригинальные подписи и печати, включая его личную номерную печать?

Большинство опытных в деле таможенного оформления людей, даже почувствовав некую, таящуюся в этом вопросе каверзу, думаю, все же ответят утвердительно. Действительно, куда ж деваться. Документам, на которых твердой рукой инспектора проставлены нужные по процедуре штампы, верить приходится, иначе весь процесс таможенного оформления груза превратится в бессмысленную и нелепую игру без правил.

А вот вы и ошиблись. История, которую я вам расскажу, свидетельствует об обратном. Оказывается иногда решения таможенного инспектора, запечатленные его рукой на поданных для оформления документах, ничего не значат.

- Это как? - криво усмехнутся многоопытные участники внешнеэкономической деятельности.

- Сегодня мне отдадут декларацию со штампом «Выпуск разрешен», а завтра позвонят и скажут, что груз не выпущен. Так не бывает.-

- Бывает, ох, как бывает, - наберитесь терпения, история эта довольно длинная



Ничто не предвещало…

Действительно, перевозка, которую предстояло выполнить ООО «Транс Порт СНГ» была абсолютно рядовая. Очередной клиент заказал перевезти транзитом груз из Литвы в Казахстан. Груз абсолютно не проблемный - чулки, колготки, перчатки да носки, стоимостью чуть больше $ 43 тыс. Таких перевозок компанией за время ее работы было сделано десятки тысяч. Все документы и разрешения на международную перевозку в порядке, машина надежная. Вперед, как говорится, с песнями!

Так с песнями погрузились в Литве, без приключений проехали Латвию и доехали до МАПП «Бурачки». Себежская таможня тоже настроения не испортила, выдала разрешение на международный таможенный транзит, отштамповала документы и направила тягач с грузом на Рубцовский таможенный пост Алтайской таможни, где груз должен был пересечь границу с Казахстаном (события начались в 2008 году, еще до ТС). Заметим попутно, что обеспечение уплаты таможенных платежей этой транзитной перевозки гарантировал ФГУП РОСТЭК, у которого заключен с Себежской таможней соответствующий договор поручительства № ГП\04-08-032008.

Ну, а 16-го декабря, должностным лицом Рубцовского таможенного поста Алтайской таможни А.Е. Савостьяновым международный транзит товаров, был собственноручно завершен, о чем свидетельствовали проставленные им штампы. Согласно проставленных им отметок в ТД № 10225010\111208\ 1000688, вышеуказанные товары, перемещаемые в автотранспортном средстве марки «Вольво», гос. знак В110ТА98\741ZB 16.12.08 были вывезены с таможенной территории РФ в РК через МАПП «Веселоярск» Рубцовского таможенного поста Алтайской таможни. Присутствовали на CMR, которую водитель, вернувшись из своего вояжа, сдал диспетчеру, и отметки Ространснадзора о пересечении граница и, разумеется, печать получателя груза, удостоверяющая, что все свои обязанности по доставке груза перевозчик выполнил. Как выяснилось намного позже в Себежскую таможню поступил и файл электронного подтверждения доставки.

Деньги за перевозку поступили на счет, водитель сел за руль и поехал в новый рейс, а документы о выполненной перевозке легли в архивную папку.

-Ок, - сказал диспетчер "Транс-Порт СНГ", проглядев документы.

- Работаем дальше…

И об этом, нечем не примечательном рейсе в компании тут же забыли.



Если дела идут хорошо, значит вы чего- то не заметили…

Честно говоря, заметить, собирающиеся над головой ООО «ТрансПорт СНГ тучи, действительно было сложно. Как питерский перевозчик, сидя в Петербурге, мог узнать о том, что инспектор Рубцовского таможенного поста проставивший печати на документах , за многочисленные нарушения, допускаемые при таможенном оформлении груза, оказался в поле зрения Новосибирского следственного отдела на транспорте Западно-Сибирского СУ при прокуратуре РФ. Откуда ему могло быть известно, что Алтайской таможней заведено дело № 10605000-1349\2009 об административном нарушении, по части 1 пункта 16.9 КоАП РФ (недоставка груза)? А между тем 13 сентября 2009 такое дело в отношении ООО «Транс-Порт СНГ» было заведено. Здесь конечно бросается в глаза некоторая странность, заключающаяся в том, что между днем завершения срока доставки и датой заведения дела об АП прошло почти 10 месяцев. Мне неизвестно, в чем тут дело. Ответить на этот вопрос могут только должностные лица алтайской таможни, которые в течение чуть ли не года пребывали в состоянии законодательного когнитивного диссонанса. Но не будем сейчас зацикливаться на этом нюансе, странностей в этой истории будет еще много. Обратимся к фактам. А факты эти таковы.

В ноябре 2008 года в офисе Транс-Порт СНГ раздался телефонный звонок…



Танцуйте, вам письмо

Звонили, как вы понимаете, из Алтайской таможни, спрашивали генерального директора «Транс-Порт СНГ», Евгения Дроздова. И вот тут, сняв трубку, Евгений Дроздов узнал, от алтайских таможенников, что он сам, его компания, водитель и транспортное средство, которое перевозило груз в Казахстан почти год назад, являются фигурантами дела об АП.

В процессе телефонного разговора, директор признал факт такой перевозки, нашел в базе данных своего компьютера документы, подтверждающие заявку на данную перевозку и документы, подтверждающие ее фактическое выполнение, припомнил реквизиты отправителя и получателя товара. Признал Евгений Дроздов и свое транспортное средство, которое выполняло перевозку и тот факт, что за рулем был один из его водителей - Никитин (к этому времени Никитин уволился из компании). То есть все обстоятельства этой прошлогодней перевозки перевозчиком были признаны.

Не признал он фактически только одного – недоставки груза. Разумеется, из архива была извлечена злополучная накладная. Но никаких чудес с ней за это время не произошло. На накладной, как и год назад, красовались таможенные штампы, личная печать и подпись инспектора Савостьянова, подтверждающие факт доставки.

На вполне естественный вопрос, - что все это значит? Директор получил не вполне, по его мнению, адекватный ответ.

- Бывший сотрудник Алтайской таможни Савостьянов оказался недобросовестным человеком. Из таможенных органов он по собственному желанию уже уволился.-

- Ну, а я тут причем,- спросил директор.

Причем тут он, ему скоро объяснили.



Признать нельзя помиловать

За время, предшествующее звонку в Петербург, Алтайской таможней было проделана поистине титаническая работа по поиску доказательств вины перевозчика. Заметим попутно, что если бы правоохранительным органам таможни была присуща несколько другая логика борьбы с правонарушителями, то все дело о недоставке кончилось намного быстрее, да и результат думается, был бы иным. Если бы таможня действительно была бы заинтересована в поиске и наказании настоящих нарушителей закона, то инспектор Савостьянов и грузополучатель в Казахстане, которого Алтайская таможня так и не смогла или не захотела найти, давно бы сидели на нарах, а перевозчик спокойно бы продолжал возить грузы. А если бы в российском законодательстве было четко прописано понятие «разумных и достаточных действиях перевозчика по выполнению своих обязательств по доставке груза, то подобных дел об административных правонарушениях не было бы вообще.

К сожалению, в нашей стране выполнения всех этих «если бы» может представить себе только патологический оптимист, напрочь утративший связь с реальностью.

На практике же печальные горизонты российской действительности «украшают» примеры того, как система власть-закон в лице чиновников не покладая рук активно работает против предпринимательства. Вот и в нашем случае, практически весь 2008 и 2009 годы алтайские таможенники, пытающиеся установить нужную им истину, не сидели, сложа руки. В ходе расследования таможенными органами были опрошены, инспекторы Управления дорожного хозяйства по Псковской области и Алтайскому краю, получен ответ на запрос от Департамента таможенного контроля по восточно-Казахстанской области республики Казахстан и ответ от оперативного отдела Пограничного управления ФСБ России по Алтайскому краю. Все эти ответы свидетельствовали о том, что указанное транспортное средство и водитель государственную границу России и Казахстана не пересекали, а грузополучатель в государственных контролирующих органах Семипалатинской области не зарегистрирован. Алтайская таможня тоже внесла свой вклад в это дело и написала до кучи бумагу о том, что товары не доставлены, а установить их местонахождение представляется невозможным. Кстати здесь будет не лишним напомнить о том, что между РФ и Литвой существует международный договор об оказании правовой помощи, в том числе и по таможенным делам. Иными словами Алтайская таможня имела юридическую возможность при помощи литовских коллег установить все обстоятельства сделки перевозки, включая факт оплаты контракта и реквизиты получателя груза. Наконец, можно было бы направить запрос в Санкт-Петербург, чтобы опросить водителя об обстоятельствах оформления груза. Однако никаких действий в этих направлениях Алтайской таможней сделано почему-то не было.

Пролить свет на местонахождение товаров мог бы конечно и вовремя уволившийся из таможенных органов инспектор Савостьянов. Но он от ответов во время расследования по делу отказался, сославшись на право, предоставленное ему Конституцией.

В результате все, устроилось наилучшим образом - виновный был установлен, найден и осталось его только примерно наказать на страх другим.



Слушали – постановили

Разумеется, первый документ, о котором необходимо упомянуть в этой истории это постановление Алтайской таможни № 10605000-1349\2009, подписанное 22 декабря 2009 года. Я не буду пересказывать его содержание полностью, поскольку суть дела, надеюсь, уже понятна. Остановлюсь только на выводах и на собственно постановлении. Так вот, перечислив еще раз все обстоятельства административного расследования, первый зам начальника Алтайской таможни полковник Булахов делает следующий вывод:

«Поскольку в соответствии с общими принципами права, знание законов презюмируется, особенно лицами, на которых оно распространяется, в связи с чем у ООО «Транс-Порт СНГ» имелась возможность, используя свои права и реализуя обязанности соблюсти таможенные правила и доставить товар, перемещаемый по транзитной декларации № 10225010\111208\1000688 в место доставки - Рубцовский таможенный пост Алтайской таможни. Ну, а далее Алтайская таможня, руководствуясь ст. 29.9 и 29.10 КОАП РФ признает перевозчика виновным, и назначает наказание в виде штрафа 300 тыс. рублей.

Что ж, логика таможенных правоохранителей вполне предсказуема. Уж коль скоро в ходе дела нарыто достаточно доказательств о том, что машина и груз границу не пересекали, то можно считать доказанным, что груз не поступал. А виноват в этом, разумеется, перевозчик, причем по двум причинам. Во-первых, перевозчик в глазах таможни всегда виноват по определению. Во-вторых, он опять не проявил должной бдительности и не выполнил всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм перевозки грузов. Ну, а поскольку найти перевозчика, достаточно долго работающего на рынке, трудностей не представляет, то он и получает, что заслужил.

Тут, повторяю, с точки зрения таможни все понятно.Гораздо менее понятна точка зрения Арбитражного суда СПб и ЛО, судов аппеляционной и кассационной инстанций в которые перевозчик обратился, оспаривая постановление Алтайской таможни и суда первой инстанции. Свою защиту перевозчик построил наследующем тезисе:

- В постановлении не указано, за какой именно состав административного правонарушения перевозчик привлечен к ответственности.

Действительно, из всего перечня правонарушений, содержащихся в ст.16.9. КоАП РФ таможней по какой-то причине не было выбрана ни одна из существующих там квалификаций правонарушения. Тем самым, считает перевозчик, поскольку не указаны конкретные виновные действия (бездействия), в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. Таможне, заметим попутно, и вправду было бы достаточно сложно найти конкретный состав нарушения, поскольку руки таможенникам сильно связывала таможенная декларация с отметкой о вывозе товара, подлинность которой оспаривать было невозможно.

В отношении наличия или отсутствия состава административного правонарушения суд высказался достаточно пространно и затейливо. Порассуждав в очередной раз на навязшую в зубах тему о правах и обязанностях перевозчика, и достаточности мер принятых к доставке груза и видах контроля на границе суд сделал вывод о том, что не все они были приняты перевозчиком в той степени, которая требуется при доставке груза. При этом, не указав, какие конкретно – соответствующие прописанным нормам права меры не соблюдены. А вот не соблюдены и все … Также, по мнению суда, перевозчиком не была соблюдена последовательность осуществления нескольких видов государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ. Потому суд посчитал доводы Алтайской таможни и предоставленные ей документы исчерпывающими и доказывающими вину перевозчика, а действия перевозчика недостаточными для соблюдения требований таможенного законодательства при перевозке. И вынес соответствующее субъективно-оценочное решение, не основанное на нормах права. Весь в белом.

- А как же транзитная декларация № 10225010\111208\1000688 с личной номерной печатью и подписями господина Савостьянова о том, что товар поступил и соответствующее электронное подтверждение поступления товара, которое было отправлено Алтайской таможней в Себежскую 16.12.08.?- спросите вы.

А никак. Поскольку инспектор оказался недобросовестным человеком, (Алтайская таможня установила, что он выпустил таким образом 16 грузовиков с грузом) то и все подписи и печати, сделанные им, как бы не считаются.

Вопрос о том, как водитель Никитин на границе мог проявить качества экстрасенса и догадаться о том, что инспектор Савостьянов уже скурвился, и его печатям и подписям доверять не стоит, в суде не поднимался.



Так что же делать? Советы и маленькие хитрости

Я знаю, что делать, и так и быть поделюсь сокровенным знанием. Получая в таможне декларации и документы с вожделенным штампом «Выпуск разрешен», не спешите радоваться удаче. Прежде всего, пристально поглядите инспектору в глаза, не скользнет ли в них тень, свидетельствующая о том, что инспектор уже встал на неверный путь. Поводите над его головой руками. Если почувствуете холод, то немедленно сообщите об этом старшему по смене в письменной форме, а документы швырните назад в окно. Неплохо при этом зловеще захохотать и бросить прямо в побледневшее лицо негодяя фразу:

-Я знаю о тебе все, оборотень в погонах. Твои печати недействительны.-

Поверьте, это работает. Да и другого выхода и способа определить, действительна ли таможенная печать у вас собственно и нет. Правда не знаю, сколько клиентов у вас останется после применения этих советов на практике. Но это уже мелочи декларантской жизни. Главное, что вы удостоверитесь в том, что должностное лицо, вручающее вам документы, имеет право это сделать, все таможенные печати действительны, а груз взаправду, а не понарошку выпущен.

Разумеется это шутка. Ну, а если всерьез…



Комментарии специалиста по международным автомобильным перевозкам

Здесь есть три основных момента, на которые хочется обратить внимание.

Первый – сложившаяся судебная практика арбитражных судов, для которых основополагающие понятия, такие как справедливое публичное судебное разбирательство, укрепление законности и предупреждение правонарушений ст.2 «Арбитражного процессуального Кодекса РФ» равно как и презумпция невиновности являются избирательно применяемыми на практике правовыми инструментами. Невиновность перевозчика в данном случае доказывает наличие таможенных штампов на товаротранспортных документах, подлинность которых никем не поставлена под сомнение. Также как не поставлено под сомнение подтверждение в Себежскую таможню о прибытии перевозчика с грузом в таможню назначения. В данном случае вообще не рассматривался вопрос а, был ли водитель с грузом в зоне таможенного контроля таможни назначения. При любом варианте свидетельские показания водителя оказали бы существенное влияние на законность (справедливость) и обоснованность принятого решения.

Второе – позиция правоохранительного блока Алтайской таможни и ее службы, собственной безопасности которые направили свою деятельность на поиск доказательств виновности перевозчика в недоставке груза, а не доказательств сомнительных действий своего сотрудника приведших к событию правонарушения.

Таким образом, таможенные органы, не вскрыв истинных обстоятельств фактически попустительствали, или иными словами соучаствовали в сокрытии истинных обстоятельств происшедшего. При этом возникает вопросы о нанесении ущерба интересам государства и в связи с этим о соразмерности наказания перевозчика, послужившей одним из обстоятельств прекращения его деятельности.

Третье – Наличие информации о том, что действия бывшего таможенного сотрудника имели систематический характер, казалось бы, неизбежно должны были привлечь внимание к этому делу органов прокуратуры. В том числе и надзор за реализацией всех эпизодов в виде дел о таможенных правонарушениях и соблюдением законности при их возбуждении и производстве. Несмотря на то, что следственный отдел на транспорте Западно-Сибирского СУ при прокуратуре РФ усмотрел в действиях инспектора Савостьянова состав преступления, уголовное дело в его отношении возбуждено не было, однако жертвы его действий понесли «заслуженное» наказание. Основной фигурант дела получил возможность уволиться из таможенных органов и в результате не оказался объектом внимания правоохранительных органов

Александр Белый

"TKS.RU"

Тэги: груз, доставка, компания, перевозка, таможня, транспортный

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.