Но меня интересует не внешний вид, а содержание журнала. Прямо на обложке – она же первая страница – напечатана карта-схема СССР, нашей страны, какой она была в 1933 году, от Архангельска на севере до Батуми на юге, от Киева на западе до Кемерово на востоке (Восточная Сибирь и Дальний Восток попадут на карты новостроек позднее). Вся площадь карты заполнена названиями городов и значками, указывающими, какие предприятия построены в этом городе или населенном пункте. Порою крупная новостройка появлялась на месте какой-нибудь деревеньки, а то и на голом месте, и лишь потом становилась городом.
Внизу страницы – справка:
«За годы первой пятилетки СССР построил свыше 1500 предприятий в промышленности и на транспорте, создал 5000 совхозов, 2446 машинно-тракторных станций. На обложке указаны крупнейшие предприятия промышленности и транспорта».
Смотрю на карту-схему... Вся страна – как строительная площадка. Поражает количество построенных объектов, их масштабы и значение для роста индустриальной мощи страны.
Рассматриваю подробности, нахожу знакомые названия.
Конечно, начинаю с Челябинска. Что же здесь появилось нового? В 1927–1930 построена Челябинская ГРЭС, одна из первых крупных электростанций, намеченных еще ленинским планом ГОЭЛРО. 7 ноября 1927 начато строительство первого в СССР завода ферросплавов (ныне ЧЭМК), а в 1930 началась его эксплуатация. Оба предприятия работают по нынешнее время.
Особое место в истории нашего горда занимает создание такого индустриального гиганта, как Челябинский тракторный завод. Решение Совета народных комиссаров о его строительстве было принято 29 мая 1929, а первый трактор вышел из заводского цеха 15 мая 1933. Ищу на карте Харьков и Сталинград, где тоже были поострены тракторные заводы; во время войны Челябинск принимал коллективы и производство, эвакуированные из этих городов. Наш самый крупный. По мощности превосходил своих собратьев, вместе взятых.
Когда-то В.И. Ленин мечтал о ста тысячах тракторов для крестьян. В 1940 году с конвейера ЧТЗ сошел 100-тысячный богатырь!
В годы войны ЧТЗ превращается в Танкоград, давший фронту 18 тысяч боевых машин.
До сих пор в Челябинске бытуют неофициальные названия некоторых городских районов, сохранившиеся со времен первых пятилеток: «Семьстрой» (челябинцы произносят «Семстрой») – бывший строительный участок № 7; «КБС» – коммунально-бытовое строительство, в отличие от промышленного; «Плановый поселок», микрорайон, строившийся среди беспорядочного моря частных домов и домишек. В память о том времени один из широких и благоустроенных проспектов в Тракторозаводском районе Челябинска носит название улицы «Первой пятилетки».
Узнавая историю челябинских промышленных гигантов, невольно сравниваешь с сегодняшним днём. Челябинский тракторный, индустриальный исполин, гордость нашего города, превратился в набор мелких предприятий, большей частью частных, расположившихся на его территории и использующих его инфраструктуру. Похоже, гордиться эмблемой «Трактор» нам останется лишь на форме хоккеистов, и то при условии, что наша команда научится побеждать.
Судьба ЧТЗ лишь немногим лучше участи завода «Калибр» (в годы войны снабжавшего
Красную Армию патронами, а после войны выпускавшего точные приборы и инструменты), корпуса которого заняты торговыми предприятиями.
Челябинское метро стали строить в 1992 году, а когда закончат, и закончат ли вообще – никому неизвестно. Прямой укор нынешним правителям!
Совсем рядом, к югу от Челябинска, мы видим еще одну гигант-новостройку – Магнитогорский металлургический комбинат. Магнитогорск – город-легенда, овеянный славой символ индустриальной мощи Урала, воспетый в стихах и песнях.
Магнитку строила вся страна,
До чего ж это здорово было
той же самой осенней порой,
как пошла вдруг, да как повалила
вся Россия на Магнитострой... –
писал самый звонкий певец Магнитки Борис Ручьев.
Но жители Челябинска и Челябинской области, и, конечно, магнитогорцы могут гордиться своей Магниткой!
На новостройках рождалось и новое отношение к труду. Из хроники строительства
Магнитогорского комбината: «...28 октября 1930 года. Передовой отряд ударников-энтузиастов
Магнитостроя одержал крупнейшую победу. В необычайно короткий срок, в 74 дня, закончил работу по сооружению одной из самых крупных в мире и первой в СССР железобетонной плотины».
25 мая 1931 года приказом начальника Магнитостроя строительство домны № 2 передавалось комсомолу. Так начиналась одна из славных страниц союза молодежи – появилась первая Всесоюзная ударная комсомольская стройка.
1 февраля 1931 года Магнитогорская домна № 1 выдала первый чугун, металлургический комбинат вступил в строй!
К северу от Челябинска – Свердловск (ныне Екатеринбург). На карте видны значки – панорама большого строительства: Уралмашстрой. Помните знаменитую фразу героев кинофильма «Два бойца»: «Саша с Уралмаша»? Ирония, звучащая в этих словах, относится к старым представлениям об Урале. С первых пятилеток началась новая история родины Данилы-мастера. Нынче «Уралмаш» – один из крупнейших центров машиностроения, а Екатеринбург – город-миллионник, средоточие промышленности, науки и культуры.
Уже много лет идёт гласное и негласное соревнование между гигантами Урала: Челябинском, Екатеринбургом и Пермью. Это соревнование началось еще тогда, в тридцатые годы. Одновременно с Челябинским тракторным и Екатеринбургским Уралмашем возводились и Пермские Березники – гигант химической промышленности (пуск в 1932).
Мы можем с гордостью сказать, что Урал в 30-е годы был на переднем крае преобразований, менявших облик страны.
После Великой Отественной войны Александр Твардовский, отмечая вклад уральцев в Победу, использовал поэтический образ:
Урал – опорный край державы,
её добытчик и кузнец.
Основы этой роли закладывались в годы первых пятилеток.
На восток от Челябинска – шахтерские города: Караганда, Кемерово, Сталинск (ныне Новокузнецк). Страна создавала гигантский промышленный комплекс Урало-Кузбасс. Металл Урала соединялся с углем Кузнецкого бассейна.
Вместе со строительством промышленного гиганта росли люди. Владимир Маяковский писал о рабочих Кузнецк-строя:
Я знаю – город будет,
я знаю – саду цвесть,
когда такие люди в стране
в советской есть!
Когда во время войны враг захватил Донбасс и Криворожье, и страна лишилась украинского металла и угля, роль и значение новых центров сырья и топлива стали решающими для спасения страны.
Наряду со строительством промышленных предприятий прокладывались и новые железные дороги: Карталы–Магнитогорск, Свердловск–Курган, Новосибирск–Ленинск (Ныне Ленинск-Кузнецкий), Сталинск (Новокузнецк) – Темиртау и знаменитый Турксиб – железная дорога от Семипалатинска через город Алма-Ата до станции Луговая. Длина дороги 1452 километра, сооружена за четыре года (1927–1931).
Появились и новые водные пути. В 1933 году был открыт Беломорско-Балтийский канал длиною 227 километров, соединивший Белое море и Онежское озеро.
А что за значок на севере, в самом углу карты? Это порт Игарка. Впервые я узнал это имя из книжки «Мы из Игарки», написанной школьниками, жителями заполярного города. Порт возник в 1929 году, расположен на реке Енисей, в 673 километрах от устья, доступен для морских судов.
Появление такого города-порта связано с освоением Севера – одной из самых героических страниц нашей истории тех лет. Не случайно первыми звание Героев Советского Союза получили полярные летчики, спасавшие челюскинцев – экипаж и пассажиров,парохода «Челюскин», раздавленного льдами в Чукотском море 13 февраля 1934 года.
На северо-западе отмечены Архангельск (здесь построен лесокомбинат) и Хибиногорск (ныне Кировск), центр добычи апатитов, ценного сырья для удобрений.
Продолжаю изучать карту-схему. К западу от Урала развертывается обширная панорама новостроек: крупные электростанции в Самаре, Саратове, Сталинграде, завод по производству комбайнов в Саратове, консервный завод в Астрахани, паровозостроительный в Луганске, Сельмаш в Ростове и Гомеле, трикотажные фабрики в Киеве, Витебске и Ленинграде (Санкт-Петербурге), трубный в Мариуполе, коксохим в Керчи и Макеевке.
Старый Донбасс переживал второе рождение. Строились новые шахты, переоборудовались
старые. Менялся и взгляд на шахтера и шахтерский труд. Всего через два года здесь, в Донбассе, родилось стахановское движение, немыслимое при капитализме. Труд поистине становился делом чести, доблести и геройства. Шахтёры, подземные кроты, черные от угольной пыли, представали перед нами героями песен и кинофильмов. Вся страна пела «Спят курганы темные», а герои Бориса Андреева и Петра Алейникова из кинофильма «Большая жизнь» становились кумирами молодежи.
Поневоле спросишь: куда исчезли люди труда? Где шахтеры, трактористы, ткачихи, пастухи и свинарки, благородные Айболиты, ученые, смелые полярные исследователи? Их место в кино, на телевидении, в литературе занимают гангстеры, убийцы, мошенники, проститутки!
Продолжаю двигаться взором по карте. Вот с детства знакомая картинка – изогнутая длинной дугой плотина, перегораживающая Днепр. Днепрогэс! Наша слава и гордость, символ новой жизни страны. Построен в 1927–33, в годы войны разрушен, восстановлен в 1944–1950.
В Горьком (ныне Нижний Новгород) и Москве построены автозаводы, в Баку и Грозном крекинги, в Ярославле и Воронеже заводы синтетического каучука – страна меняла телегу на автомобиль. Сегодня, когда Москва задыхается в автомобильных пробках, трудно представить, что наша автомобильная промышленность только зарождалась в годы первой пятилетки. И пусть наши автолюбители предпочитают иномарки, а наши государственные мужи, в том числе «слуги народа», депутаты всех мастей катаются на «мерседесах» и «порше» – в угольных и песчаных карьерах, в лесосеках и на просторах наших полей трудятся отечественные «камазы», «уралы» и «газели».
На карте есть еще несколько мест, отмеченных новостройками: Бобрики, Званка, Косая гора, но я уже не стал вдаваться в историю их создания. Того, что мною перечислено, достаточно, чтобы представить масштаб перемен, произошедших в стране за первую пятилетку.
Я долго сидел над найденною мною картой, размышляя. Как же много было сделано нашим народом за первую пятилетку! А ведь была еще вторая, затем третья, четвертая... Гитлеровская агрессия, Великая Отечественная война на время прервали поступательное развитие страны, но советский народ справился со всеми испытаниями.
Старая карта без слов рассказывает о том, что совершил тот самый «совок», презрительное имя которого придумали сегодняшние пигмеи, мнящие себя судьями истории, не пропускающие ни одной телевизионной или радиопередачи, чтобы не плюнуть в наше прошлое.
И еще одна мысль возникла у меня в размышлениях над старой картой. В последнее время всё чаще раздаются требования увеличить пенсионный возраст. Особенно усердствует в этом наш главный финансист, недавно признанный сообществом толстосумов «лучшим министром финансов». Главный аргумент авторов таких требований – у нас слишком (!) много пожилых людей, и работающая часть населения не в состоянии содержать растущую армию пенсионеров. А может, как раз наоборот, нынешнее поколение «не кормит пенсионеров», а пользуется тем, что наработано предыдущими поколениями, что построено, открыто, изобретено, придумано, сделано теми, кто жил до нас.
И трудоспособная часть населения не «содержит стариков», а работает на себя и на будущие поколения, на своих детей и внуков. И счастливо будет поколение, которое оставит после себя такое же богатое наследие, какое оставили наши предки, в том числе люди 30-х годов, чьи славные дела нашли отражение на старой карте.
Источник: tankograd-patriot