Типы интеллекта: межличностный и внутриличностный
2012-05-12 02:35:37 (читать в оригинале)
И вот мы заканчиваем цикл статей о разных типах интеллекта у детей школьного возраста. В прошлых статьях мы уже познакомились с лингвистическим, математическим, визуально-пространственным, музыкальным и телесным типами интеллекта.
Два оставшихся типа, так называемые межличностный и внутриличностный говорят скорее о направленности личности, ее основных установках по отношению к другим, чем о типе мышления. В чистом виде они не встречаются, обязательно в сочетании с другими типами интеллекта.
Межличностный тип обозначает людей, стремящихся к общению и не выносящих одиночества, а внутриличностный, напротив, людей, которые утомляются от шумного общества и предпочитают уединение.
Но давайте чуть ближе рассмотрим эти два типа. И как всегда, поможет нам в этом психолог Жигунова Наталья Геннадиевна.
Межличностный интеллект
Ваш ребенок (или Вы сами) очень любит общение, дружеские компании, "тусовки"? У него масса друзей и он мгновенно знакомится с людьми? Обожает шумные споры и дискуссии? Тогда он обладает межличностным типом интеллекта. Помимо вышеназванных признаков, Вы можете распознать этот тип, если человек:
- Замечательно ведет переговоры, улаживает ссоры
- Легко сходится с людьми
- Хорошо чувствует намерения, настроение других людей
- Умеет манипулировать людьми, добивается своего
- Предпочитает работу в паре или в группе самостоятельной работе
- Умеет предложить помощь в нужный момент
- Самостоятелен, умеет составить независимое мнение
Все это замечательно, и все это можно хорошо использовать в обучении. Например, можно:
- Как можно чаще включать его в групповую работу
- Использовать перерывы, чтобы обсудить спорные моменты в пройденной теме
- Назначать его организатором внеклассных вечеров, викторин и т. п.
- Задавать провокационные вопросы и поощрять ребенка высказывать собственное мнение
- Просить объяснять пройденный материал тем, кто его не усвоил (или усвоил хуже)
Внутриличностный интеллект
Полная противоположность вышеописанному. Как правило, люди, принадлежащие к этому типу:
- Хорошо знают себя (но не других! )
- Заботятся о своем развитии, обладают высокой устойчивой мотивацией к учебе
- Обладают развитой интуицией
- Часто одиноки, так как трудно сходятся с людьми и предпочитают не проявлять инициативу
- Не любят компании и предпочитают одного-двух друзей шумному обществу
- Стремятся не походить на других, противопоставляют себя большинству
Хотя они иногда испытывают трудности в общении, но подобные черты характера тоже можно успешно использовать в обучении. Вот некоторые рекомендации:
- Индивидуальные задания
- Обсуждение сделанного, подробный разбор ошибок
- Независимое обучение по выбору
- Ведение дневника
- Предоставить возможность быть самим собой
- Поскольку у таких детей очень развито чувство самоконтроля, лучше позволять им самим выбирать цели и контролировать их достижение
- Почаще прислушиваться к интуиции