Типы интеллекта: музыкальный и телесный (кинестетический)
2012-05-12 02:33:21 (читать в оригинале)
Мы опять возвращаемся к разговору о разных типах интеллекта у детей школьного возраста. В прошлых статьях мы уже говорили о лингвистическом, математическом и визуально-пространственном типах интеллекта.
А сегодня психолог Жигунова Наталья Геннадиевна познакомит нас с еще двумя типами: телесным (или кинестетическим) и музыкальным интеллектом.
Музыкальный интеллект
Очень интересный тип мышления, совсем недавно открытый и описанный. Современная школа его не учитывает совсем, однако, по результатам пока неофициального исследования Жигуновой Натальи Геннадиевной, у современных подростков он встречается довольно часто. По данным тестирования, проведенным среди 16-20 летних студентов колледжа и учеников старших классов, из 34 опрошенных 32 отметили все 4 характеристики как подходящие им в этом типе интеллекта.
Люди с этим типом интеллекта:
- Чувствительны к интонациям и ритму, к эмоциональной силе музыки.
- Обладают особой, сложной и для непосвященных путаной логикой, поскольку воспринимают мир в мелодии и ритме, а выразить свои чувства словами не умеют.
- Не выносят громких, резких звуков, немелодичной речи.
- Могут быть очень набожными. Но, как правило, вера у них тоже своя и далека от официальных канонов.
Вам уже интересно, как же их вообще можно научить чему-либо? Можно, и весьма успешно, если:
- Учиться, слушая музыку (например, запоминать материал под любимую мелодию).
- Сочинять музыку "на тему пройденного".
- Использовать музыку для регуляции настроения.
- Создавать "музыкальные картинки".
- Запоминать материал, многократно его повторяя. Лучше всего в определенном ритме, выбранным самим ребенком.
Телесный (кинестетический) интеллект
"Телесный" тип мышления тесно связан с осязанием, и вообще с кинестетическим восприятием. Ребенок-кинестетик, как правило, равнодушен к описаниям или картинкам.
Чтобы получить информацию о предмете, ему нужно пощупать его, понюхать, словом, "ощутить" предмет.
Как правило, такие дети обладают:
- Исключительным контролем над своим телом.
- Хорошей координацей, ловкостью, гибкостью.
- Чувством времени.
- Тягой к спорту.
- Хорошо развитым осязанием.
- Отличными предпосылками к ручному труду.
- Высокой физической активностью.
- Быстро переключающимся вниманием (отсюда проблемы с концентрацией, повышенная отвлекаемость).
Кроме того, они:
- Любят участвовать в театральных постановках (особенно выразительны в пантомиме и пластике).
- Запоминают лучше действия, чем слова.
Использовать все это в обучении можно следующим образом:
- Запоминать информацию, накладывая ее на движения (как в рэпе). Отличным примеров такого запоминания служит любимая всеми первоклассниками считалка-разминка: "Мы писали, мы писали, наши пальчики устали".
- Делать частые перерывы в занятиях, чтобы поиграть и побегать, выполнить несколько физических упражнений.
- Использовать наглядные модели, которые можно потрогать и которыми можно манипулировать.
- Устраивать загородные прогулки.
- Использовать ролевые игры в обучении.
- Делать физические упражнения со словами.
Этот тип интеллекта задействован только на уроках труда или физкультуры. И так ли уж удивительно тогда, что дети, еле-еле тянущие на "3" по основным предметам, как правило, хорошо успевают на названных уроках?
Конечно, рекомендации, относящиеся к музыкальному и физическому интеллекту, крайне трудно использовать в условиях школы. Но родители вполне могут организовать дома ребенку любого возраста условия, чтобы он учился так, как ему удобнее всего. И может быть, Вам понравится учиться вместе с ним - ведь подобное обучение есть ни что иное, как веселая игра!