Сегодня 23 июля, среда ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7281
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Юридическая Консультация
Юридическая Консультация
Голосов: 1
Адрес блога: http://jurconsult.blogspot.com/
Добавлен: 2011-03-17 03:02:56
 

Классификация правовых норм

2012-04-18 21:49:36 (читать в оригинале)


По функциям, выполняемым в механизме правового регулирования:
  1. Нормы – начала;
  2. Нормы – принципы;
  3. Определительно – установочные нормы, определяющие цели, задачи отраслей права, предмет и средства правового регулирования;
  4. Нормы – дефиниции, дающие определения правовых понятий и правовых категорий;
  5. Нормы правила поведения, регулирующие специфические разновидности общественных отношений посредством установления типичных прав и обязанностей;
По функциональной роли:
  1. Общие нормы права;
  2. Специальные нормы права;
В зависимости от предмета правового регулирования:
  1. Нормы конституционного права;
  2. Нормы гражданского права;
В зависимости от деления отраслевых норм права:
  1. Материальные нормы права;
  2. Процессуальные нормы права;
В зависимости от метода правового регулирования:
  1. Императивные, содержащие властные предписания;
  2. Диспозитивные, допускающие возможность установления варианта поведения по соглашению либо (при невозможности соглашения) установление конкретного поведения;
  3. Поощрительные, устанавливающие меры поощрения и стимулирования за одобряемый государством и правом вариант правомерного поведения;
  4. Рекомендательные, предлагающие вариант правомерного поведения;
В зависимости от специфики цели:
  1. Коллизионные;
  2. Компенсационные;
  3. Компетенционные;

По юридической силе:

Правовые нормы законов:
  1. Федеральные нормы права;
  2. Региональные нормы права;
Правовые нормы подзаконных актов:
  1. Федеральные нормы права;
  2. Региональные нормы права;
В зависимости от сферы действия:
  1. Общефедеральные;
  2. Республиканские;
  3. Местные;
  4. Локальные;
По форме выражения правового предписания (диспозиции):
  1. Управомочивающие;
  2. Обязывающие;
  3. Запрещающие правовые нормы;
По форме изложения санкции:
  1. Абсолютно определенные;
  2. Относительно определенные;
  3. Альтернативные;
В зависимости от функциональной направленности:
  1. Регулятивные;
  2. Охранительные;

  1. Понятие и признаки норм права
  2. Структура нормы права
  3. Основания деления норм права на отрасли



Основания деления норм права на отрасли

2012-04-18 21:32:58 (читать в оригинале)


В основе деления права на отрасли и институты лежат предмет правового регулирования и метод правового регулирования. Они и выступают системообразующими факторами.

Предмет правового регулирования – совокупность общественных отношений, которые являются объектом воздействия права и регулируются нормами конкретной правовой отрасли. Под предметом понимается то, что регулирует право, то есть определенные виды общественных отношений. Последние представляют собой сложную, многоаспектную категорию.

Предмет является главным, материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя.

Требования к предмету правового регулирования:
  1. Устойчивость;
  2. Типичность;
  3. Наличие характера повторяемости событий и действий;
  4. Способность воспринимать правовые требования;
  5. Возможность правового контроля со стороны государства и общества;
  6. Заинтересованность государства в правовом регулировании;
Структура предмета правового регулирования:
  1. Субъекты общественных отношений;
  2. Содержание общественных отношений;
  3. Объекты общественных отношений;
  4. Социальные факты;

Метод правового регулирования – совокупность приемов, средств и способов, с помощью которых государством регулируются общественные отношения. Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей.

Метод служит дополнительным, юридическим критерием, так как произведен от предмета. Самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании с предметом способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты. Ведь наличие различных видов общественных отношений еще не создает само по себе системы права, не порождает автоматически его отраслей.

Критерии, определяющие содержание метода правового регулирования:
  1. Общее взаимоположение субъектов;
  2. Порядок возникновения прав и обязанностей;
  3. Степень определенности прав, предоставленных субъектам общественных отношений;
  4. Способ и средства обеспечения прав и обязанностей субъектов общественных отношений;

Виды методов правового регулирования:

1. Императивный, который основывается на использовании властных предписаний государства, устанавливающих порядок возникновения конкретных прав и обязанностей субъектов регулируемых общественных отношений;

2. Диспозитивный, предоставляющий субъектам общественных отношений возможность самостоятельного выбора вариантов поведения, которые могут быть определены как по взаимному согласию, так и законом;

3. Метод дозволений, обязываний и запретов, который в пределах закона направляет поведение субъектов общественных отношений;

4. Субординационный, который предполагает строгое подчинение и обязательное исполнение решений вышестоящих органов государственного аппарата для нижестоящих;

5. Поощрительный, который представляет собой совокупность правовых средств премиального характера;

6. Метод автономии и равенства сторон, подразумевающий равное процессуальное положение и самостоятельность субъектов общественных отношений;

7. Рекомендательный, направленный на содействие и организационную помощь в виде различного рода рекомендательных актов;

8. В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение, характерные как для права в целом, так и отдельных его отраслей, разумеется, в разных сочетаниях;


  1. Понятие и признаки норм права
  2. Структура нормы права
  3. Систематизация нормативного материала



Правоотношения

2012-04-18 15:23:39 (читать в оригинале)


  1. Понятие и признаки правоотношений
  2. Общая характеристика состава и основных элементов правоотношений
  3. Понятие и виды объектов правоотношений
  4. Виды правоотношений и субъектов правоотношений
  5. Понятие гражданских правоотношений



Право и обычаи

2012-04-18 11:31:21 (читать в оригинале)


Обычаи представляют собой общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей.

В основе обычаев лежат образцы конкретного поведения, практической деятельности, а потому они трудноотделимы от самого поведения и деятельности. Отсюда высокая детализированность их предписаний, представляющих, по сути дела, достаточно подробное описание самого поведения.

Поведенческий образец как таковой еще не является правилом поведения, поскольку субъект всегда сохраняет возможность выбора одного из нескольких подобных образцов в соответствии со своими интересами, целями, задачами. Собственно, обычай можно считать сформировавшимся в социальную норму тогда, когда в силу длительности следования конкретному образцу поведения он становится поведенческим стереотипом (привычкой) людей, поведенческой традицией сообществ, т. е. нормой поведения.

В обществе неразрывность с поведенческой и деятельностной практикой обусловливает наличие исключительного многообразия обычаев. Свои обычаи имеют различные этносы, социальные группы, сообщества. Разнятся обычаи и в зависимости от регионов, поскольку отражают все своеобразие жизнедеятельности людей, определяемое спецификой жизни в различных условиях.

Следовательно, содержание обычая – это сам образец поведения, а формой его фиксации является привычка, поведенческая традиция. Отсюда и специфика регулятивного воздействия обычных норм. В отличие от права или морали они предполагают не согласование поведения с предписанными требованиями, а воспроизведение самого поведения в его устоявшихся вариантах.

Наконец, существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в определенном принуждении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования, т. е. естественно.

Исторически обычаи относятся к числу самых ранних социальных норм. В период становления первых цивилизаций, образования древних государств обычаям начинают придавать общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, в определенном смысле систематизированные, своды обычаев возводятся в ранг законов государства, например законы Ману, законы Хаммурапи, и становятся первыми источниками права

Нормативные системы современных обществ такого перехода обычаев в юридические нормы уже фактически не знают. Сегодня, как правило, говорят о взаимодействии права и обычаев, которое рассматривается преимущественно как «отношение» юридических норм к существующим в обществе обычаям.

Такое «отношение» сводится к трем основным вариантам:
  1. Юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации;
  2. Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев;
  3. Юридические нормы безразличны к действующим обычаям;

Таких обычаев большинство и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бытовым поведением людей. От взаимодействия права и обычая надо отличать правовой обычай как источник (форму) права, сохранивший некоторое значение и в настоящее время.

При взаимодействии права и обычая сама обычная норма юридического значения не имеет, а значимы действия, совершенные при реализации ее требований. В правовом обычае юридическое значение придается именно обычной норме путем ее соответствующего санкционирования. Другими словами, в этом случае обычай приобретает юридический статус без его текстуальной формулировки в правовом документе. В качестве примера могут рассматриваться ст. 134, 135 Кодекса торгового мореплавания, ст. 5 ГК РФ, санкционирующая обычаи делового оборота.


  1. Понятие системы нормативного регулирования общественных отношений
  2. Корпоративные нормы как форма регулирования общественных отношений
  3. Нормативно - правовой акт как источник права



Корпоративные нормы как форма регулирования общественных отношений

2012-04-18 11:15:28 (читать в оригинале)


Под корпоративными нормами обычно понимаются правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.

Наиболее распространенным примером корпоративных норм являются нормы общественных организаций, профсоюзов, политических партий, клубов разного рода.

Корпоративные нормы достаточно специфичны. Так, они создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей, распространяются на членов данного сообщества, закрепляются в соответствующих документах, например уставе, кодексе и обеспечиваются предусмотренными организационными мерами.

Особенности корпоративных норм:
  1. Распространяются на членов определенной организации, нет всеобщности и общеобязательности как у правовых норм;
  2. Закрепляются в соответствующих документах, например устав, кодекс,;
  3. Определяют права, обязанности, ответственность членов организации;
  4. Определяют структуру органов организации, их порядок формирования, компетенцию;
  5. Обеспечиваются определенными организационными мерами - санкциями;

По формальным признакам корпоративные нормы похожи на юридические: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы. Однако на этом сходство фактически заканчивается, ибо названные нормы не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государственным принуждением.

Корпоративные нормы имеют иную природу, нежели право. Предметом их регулирования являются отношения, не урегулированные юридически, в силу невозможности или нецелесообразности такого регулирования. Они «принадлежат» структурным единицам гражданского общества и отражают специфику природы последних.

В связи со сказанным важно отличать корпоративные нормы от юридических, содержащихся в локальных нормативных актах. Нормы, содержащиеся в локальных нормативных актах, хотя действуют только внутри определенной организации, являются юридическими, поскольку порождают права и обязанности, обеспеченные юридическими механизмами. Другими словами, в случае их нарушения существует возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы.

Так, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества, например порядка распределения прибыли, заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке. А вынесение решения с нарушением устава политической партии обжалованию в судебном порядке не подлежит. Итак, действуя в системе социального нормативного регулирования, юридические нормы являются только одним из элементов этой системы. В условиях правового общества, демократического государства гармоническое взаимодействие права с иными социальными нормами – необходимое условие его эффективности.


  1. Понятие системы нормативного регулирования общественных отношений
  2. Понятие права и его признаки
  3. Корпоративное право



Страницы: ... 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 ... 

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по сумме баллов (758) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.