Сегодня 20 июля, воскресенье ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7281
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Юридическая Консультация
Юридическая Консультация
Голосов: 1
Адрес блога: http://jurconsult.blogspot.com/
Добавлен: 2011-03-17 03:02:56
 

Акты применения права: понятие, признаки, виды и отличия от иных правовых актов

2012-03-18 07:32:17 (читать в оригинале)

Правоприменительный акт – это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их осуществления (Лазарев)

Признаки акта применения права:

1. Акт применения права – это решение по конкретному делу официального компетентного органа;

2. Содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано;

3. Имеет определенную, строго установленную законом форму;

4. Нацелен на индивидуальное регулирование общественных отношений;

5. Направлен на реализацию требований юридических норм то есть. выполняют функции индивидуального регулирования;

6. Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением;

Классификация:

1. По субъектам, осуществляющим применение прав: акты государственных органов и общественных организаций; акты Президента; акты федеральных органов власти и управления; акты органов власти и управления субъектов РФ; акты органов правосудия; акты органов прокуратуры; акты органов надзора и контроля; акты органов местного самоуправления; акты коллегиальные и единоличные;

2. По предмету правового регулирования (по отраслям применяемых норм права: конституционно-правовые акты; административно-правовые акты; уголовно-правовые акты; акты применения материального и процессуального права;

3. По форме правоприменительной деятельности: исполнительные акты; правоохранительные;

4. По функциональному признаку (по их месту в механизме правового регулирования): акты-регламентаторы (определяют субъектов конкретного отношения; указывают объем их субъективных прав и юридических обязанностей; правообеспечительные акты (обеспечивают реализацию правоотношений и, следовательно, достижение целей правого регулирования);

5. По форме внешнего выражения: 1)акты-документы – это надлежаще оформленное решение компетентного органа, составленное в письменном виде. По наименованию акты-документы делятся на: указы; постановления; приказы; протоколы; приговоры; решения; предписания. 2)акты-действия;

6. По своему юридическому значению: основные (акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу); вспомогательные (акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов);

7. В зависимости от действия во времени: акты однократного действия (наложение штрафа); длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии);

8. По характеру содержащегося в них решения: обязывающие, управомочивающие (поощрительные, удостоверительные);

Основными отличиями нормативного правового акта от акта применения права являются следующие:

1. Если нормативный правовой акт носит общий характер, то акт применения права имеет индивидуальный;

2. Нормативный правовой акт призван регулировать определенный вид общественных отношений, в то же время акт применения права регулирует конкретные жизненные отношения;

3. Нормативный правовой акт может применяться неоднократно, а акт применения права носит лишь разовый характер;

4. Нормативный правовой акт не персонифицируется, он направлен на неопределенное количество лиц, которые оказались в подобных жизненных ситуациях, а акт применения права сориентирован на конкретных лиц, потому что служит для разрешения конкретной ситуации;

5. Нормативный правовой акт является нормативной базой правового регулирования и, таким образом, устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, а акт применения права осуществляет эти нормы, проводя общеобязательные нормативные установки в область определенных ситуаций;

6. Нормативный правовой акт может действовать до тех пор, пока его не отменят, а акт применения права должен прекратить свое действие после его непосредственной реализации;

7. Нормативный правовой акт определяет правовые предписания, а акт применения права лишь применяет заключающуюся в нем норму права;




Основные требования надлежащего применения права и стадии правоприменительного процесса

2012-02-12 22:35:21 (читать в оригинале)

Требования и стадии правоприменительного процесса жестко связаны между собой. Каждое требование реализуется на определенной стадии правоприменительного процесса

Надлежащее применение права должно отвечать ряду требований, только в этом случае выносимые решения будут в полной мере реализовывать предписания правовых норм; индивидуально правовые акты будут соответствовать сущности и содержанию правовых предписаний, а, следовательно, проводить в жизнь волю законодателя; будет достигнута цель правового регулирования - упорядочение общественных отношений

Требования надлежащего правоприменения таковы:

1. Обоснованность - означает, что применение норм права должно исходить из всех тех фактических (жизненных) обстоятельств, которые имеются в виду в гипотезе нормы права или предполагаются санкцией, т.е. тех обстоятельств, которые в силу действия нормы права могут и должны влечь возникновение, изменение или прекращение данного конкретного правоотношения. Требование обоснованности означает, что: должны быть выявлены все относящиеся к делу факты; такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными; все недоказанные и сомнительные факты должны быть отвергнуты;

2. Законность - означает, что при решении конкретного дела правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности), прямо относящейся к рассматриваемому случаю, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, действовать в рамках своей компетенции. Помимо материальных требований законности необходимо соблюдать процедурные требования законности, т.е. строго следовать предусмотренному законом порядку рассмотрения дела и вынесения решения, неукоснительно придерживаться установленной формы акта применения права;

3. Целесообразность - проявляется в двух аспектах: следование нормативному акту и есть целесообразное решение вопроса, так как сам нормативный акт с точки зрения законодателя целесообразен, содержит оптимальные требования по регулированию общественных отношений; недопустимо прикрывать нарушения законности ссылкой на целесообразность; целесообразность означает соответствие деятельности органов и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, выбор оптимального пути осуществления нормы права в конкретной жизненной ситуации. Норма права в силу своего общего характера не может предусмотреть все многообразие конкретных случаев, но она дает правоприменителю возможность учитывать их. Норма предусматривает определенные рамки для проявления усмотрения исполнителя, в пределах содержания нормы следует выбрать решение, которое наиболее полно и правильно отражает смысл закона и цели правового регулирования. Требование целесообразности приобретает решающее значение, когда норма права дает достаточно широкие рамки для проявления инициативы и самостоятельности субъекта;

4. Справедливость - означает осознание правильности решения с точки зрения общества и государства, убежденность лица, применяющего право, а также окружающих, в том, что принятое решение согласуется с принципами морали, общечеловеческими ценностями, отвечает потребностям отдельных лиц и их общностей. Справедливость акта применения права предполагает его соответствие не только принципам права, но и общественному мнению, моральным убеждениям людей и общества в целом;

5. Эффективность - означает, что результат, достигнутый в процессе применения нормы права, будет максимально полно соответствовать цели, которая ставилась законодателем в норме права. Кроме этого, эффективность предполагает необходимость воплощения в жизнь решения, принятого правоприменительным органом. Конечная цель правоприменения - достичь упорядоченности общественных отношений в соответствии с моделью, заложенной в норме права. Поэтому правоприменительное решение должно быть таким, чтобы возникшие на его основе отношения соответствовали идее законодателя, удовлетворяли интересы и потребности заинтересованных лиц, согласовывались с содержанием и сущностью права, а не только формально (внешне) соответствовали варианту поведения, изложенному в норме. Правоприменительное решение должно снять конфликтность разрешаемой ситуации, тем самым упорядочив общественное отношение, - а это и есть эффективное применение нормы права;

Применение права представляет собой не разовое действие, а процесс, протекающий во времени. Для него характерна последовательность совершения определенных действий, которые следуют друг за другом в установленном порядке. Эта поэтапность носит объективно обусловленный характер, не может быть нарушена и позволяет характеризовать применение права как процесс. Правоприменительное решение только тогда будет правомочным и эффективным, если соблюдена поэтапность его вынесения. Группа действий, совершаемых в определенной последовательности и с определенной целью, и составляет стадию процесса применения права

Выделяют три основных стадии применения права: установление фактических обстоятельств дела, выбор и анализ нормы права, принятие решения и его документальное оформление. Однако для более полной характеристики правоприменительного процесса необходимо рассмотреть и факультативные стадии, так как они указывают на некоторые весьма важные характеристики применения права и раскрывают значимость некоторых требований надлежащего правоприменения

Стадии применения права:

1. Установление фактических обстоятельств дела. Применять нормы права можно только к конкретным фактическим обстоятельствам, требующим юридического вмешательства. Без фактического основания применение права невозможно. Прежде всего устанавливается круг фактов, необходимых для решения дела. При этом необходимо установить юридическое значение фактов (т.к. некоторые фактические обстоятельства не имеют юридического значения и не повлияют на суть выносимого решения). Исследование фактических обстоятельств чаще всего должно проводиться с помощью определенных юридических средств, в установленных законом формах и порядке. Например, на этой стадии используются такие средства как осмотр места происшествия, исследование вещественных доказательств, документов, показаний свидетелей и др. На этой стадии реализуется такое требование правоприменительного процесса как обоснованность;

2. Выбор и анализ нормы права. На этой стадии осуществляется т.н. юридическая квалификация, то есть решается вопрос о том, какая норма будет положена в основу рассматриваемого дела. Это стадия подразделяется на несколько подстадий (этапов): выбор юридической нормы, которая подлежит применению к данным фактическим обстоятельствам, наиболее соответствует данному случаю, отражает эти обстоятельства в своем содержании (в гипотезе нормы); это собственно юридическая квалификация; проверка подлинности и юридической действительности нормы - здесь оценивается с точки зрения подлинности сам акт, содержащий норму; он должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к акту правотворчества (быть изданным уполномоченным на то органом, опубликованном в официальном издании, иметь необходимые реквизиты и т.д.); проверка юридического действия нормы с точки зрения временных, пространственных и субъектных пределов действия нормы права; толкование нормы права, то есть прежде всего уяснение подлинного содержания нормы самим правоприменителем, а в необходимых случаях - обращение к актам официального толкования. На этой стадии реализуется такое требование надлежащего правоприменения как законность;

3. Вынесение решения и его документальное оформление. На этой стадии достигается цель правоприменительной деятельности. Именно в принятии на основе нормы права официального индивидуального акта властного характера проявляется применение права в собственном смысле слова. Все предшествующие стадии лишь подготавливают условия для окончательного решения, а все последующие - создают условия для его проведения в жизнь. Вынесение решения - это акт, который связывает нормы права с конкретным случаем, властно распространяет на него действие нормы, устанавливающей права и обязанности конкретных субъектов. Вынесение решения - это творчески организующая деятельность, поэтому оно не ограничивается формальным подведением жизненных обстоятельств под общие предписания нормы. Именно на этой стадии реализуются такие требования надлежащего применения права как целесообразность и справедливость

Документальное оформление решения - важнейшее условие его юридической действительности. Нарушение правил оформления правоприменительных актов, несоблюдение требований юридической техники ведет к юридической ничтожности акта, когда он не может применяться и порождать юридических последствий

– Доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц. Обнародование решения может осуществляться или сразу после его вынесения, или позже. Но оно обязательно должны иметь место. Субъекты должны знать обо всех правовых решениях, прямо касающихся их. Не обнародованные правоприменительные решения в подавляющем большинстве случаев не могут быть реализованы;

Не во всех случаях правоприменительная деятельность заканчивается вынесением решения. Иногда требуется принять меры по проведению этого решения в жизнь. В этом случае мы имеем дело с еще одной - факультативной - стадией применения права:

– Исполнение принятого решения. Эта стадия позволяет провести в жизнь такое требование надлежащего правоприменения как эффективность




К вопросу о введении визового режима с государствами СНГ и упрощении визового режима с Японией

2012-02-11 23:17:36 (читать в оригинале)

Премьер – министр Владимир Путин говорит, что визовый режим может негативно отразиться на экономике, производстве и доходах граждан. Согласно мнению Путина, легальный миграционный приток способствует развитию экономики

Премьер-министр Владимир Путин предполагает, что введение визового режима с государствами СНГ приведет к тому, что эти страны окончательно уйдут из сферы влияния России

Вопрос о миграционной политике государства в части прописки, регистрации и приезда жителей стран СНГ в Россию был поднят на встрече премьера с доверенными лицами. Я вчера общался с политологами, они говорят — давайте введем визовый режим, — сказал Путин.

По его словам, в случае принятия этой меры Россия их совсем утратит. Там и так сегодня русский язык уже в диковинку, а не будет у нас свободного общения, будут дополнительные ограничения, мы их будем утрачивать, они из сферы нашего влияния будут уходить, а это будет ослаблять нашу страну в конечном итоге, — подчеркнул глава правительства

Путин считает, что вместо введения визового режима необходимо навести порядок в миграционном законодательстве — ужесточить наказание тех, кто приезжает незаконно или нарушает правила пребывания, в частности, запретить им въезд в Россию на 5-10 лет. Предложено также наказывать тех, кто незаконно нанимает на работу нелегалов и организует ночлежки и резиновые квартиры

Премьер обратил внимание на то, что нелегальные мигранты зачастую проживают в непригодных для жизни условиях и нередко попадают в зависимость от нечестных работодателей, которые, пользуясь уязвимостью нелегалов перед законом, используют их в качестве рабов. В связи с этим Путин заявил о необходимости добиться того, чтобы и приезжие, и местные жители чувствовали себя защищенными.

Важно, чтобы органы правопорядка вели себя адекватно и в полном соответствии с законом, чтобы местные граждане понимали, что защита государства за их спиной будет эффективной, что они не будут коррумпированы и не будут подкупаться какими-то национальными элитами, которые имеют ресторан или какой-то бизнес и «подкармливают» местных правоохранителей, — заявил премьер

Путин напомнил, что Конституционный суд признал прописку неконституционной. И мы ничего с этим не можем поделать. Но что мы можем сделать, что на практике происходит? Человек приехал, нарушил режим, его взяли и выслали в страну, откуда он приехал, его за государственные деньги отправили, он к маме съездил, пообщался с родственниками и назад вернулся, — заявил премьер

Он отметил, что юристы по итогам проведенного ими исследования пришли к тому, что за многократные нарушения правил регистрации можно ввести уголовную ответственность

А тем временем Россия и Япония подписали соглашение об упрощении визового режима для граждан обеих стран, сообщает телеканал «Россия-24». Договор подписали в рамках официального визита министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Японию

Согласно договору, граждане обеих стран больше не обязаны представлять письма с приглашением принимающей стороны для получения бизнес-виз на срок не более 90 дней. Документ также предусматривает введение системы многоразовых виз сроком на три года

В Японии визовый режим действует всего с двумя странами — Северной Кореей и Россией, с которой государство формально все еще находится в состоянии войны


Профессиональные консультации по визовым вопросам. Подготовка всех необходимых документов для консульств. В визовом центре открыта нотариальная контора, где можно быстро заверить нужные документы. Cрочная виза шенген за 1 день или 24 часа. Помощь в сложных ситуациях - Визовый центр на Щепкина




Понятие и реализация права. Способы и формы реализации права

2012-01-25 22:24:00 (читать в оригинале)

Реализация права – это определенный, строго обусловленный процесс осуществления правовых предписаний, воплощение этих предписаний в поведении людей.

Реализация права рассматривается не только как процесс или внешнее проявление процесса правового регулирования, но и как его конечный результат. (Матузов, Малько).

Реализация права - это воплощение предписаний правовых норм в жизнь в фактической деятельности субъекта.

Реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, то есть таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям. В одном случае – это активные положительные действия (использование права или исполнение обязанности); в другом - это бездействие субъектов (воздержание от совершения неправомерных действий). Следовательно, правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, а противоправное - нарушает ее.

В литературе классификация форм реализации права проводится по различным основаниям.

Прежде всего в зависимости от юридического положения правореализующего субъекта выделяют два вида реализации права:

простая (непосредственная) реализация - осуществляется физическими и юридическими лицами без вмешательства государственных органов;

сложная (правоприменительная) реализация - осуществляется в виде государственно-властной деятельности компетентных государственных органов и сопровождается вынесением акта применения права.

Непосредственная реализация права в свою очередь подразделяется на три формы (в зависимости от правореализующих действий и виду реализуемых юридических норм):

использование норм права - состоит в реализации субъективных прав, то есть в осуществлении субъектами своих прав, предусмотренных управомочивающими нормами права;

исполнение норм права - состоит в реализации юридических обязанностей, т.е. в обязательном совершении активных положительных действий, предусмотренных обязывающими нормами права;

соблюдение норм права - состоит в реализации юридических запретов, т.е. обязанностей пассивного типа, когда лицо воздерживается от совершения действий, предусмотренных запрещающими нормами права.

Нормы права могут быть реализованы:

– вне правоотношений;

– посредством создания (изменения или прекращения) правоотношений.

Вне правоотношений реализация права может осуществляться в виде воздержании от действий, запрещенных правом (хищение, хулиганство и т.д.). правовой запрет осуществляется в повседневной жизни, когда субъекты не совершают поступков, относительно которых в праве имеется соответствующее запрещение, воздерживаются от неправомерного поведения, сообразуя тем самым свои поступки с требованиями правовых норм. В большинстве случаев соблюдение запретов происходит незаметно, обычно не фиксировано. Именно поэтому его юридический характер ярко не проявляется.

Кроме этого, вне правоотношений нормы права могут реализовываться в форме активных действий по реализации прав (например, участие гражданина в демонстрации) и исполнению юридических обязанностей (например, оплата проезда в транспорте).

Специфика этой формы реализации в том, что все правореализующие действия прямо исходят из нормативного акта и не вызывают никаких юридически значимых последствий.

Реализация права посредством правоотношений, в свою очередь (в зависимости от правового положения субъектов), может быть подразделена на две группы:

– гражданско-правовая форма - в этом случае правоотношения возникают между субъектами, находящимися в равном положении, не подчиненными друг другу. Сторонами таких правоотношений являются граждане, частные фирмы, кооперативы, общественные организации, которые заключат различного рода договоры, сделки (заем, наем квартиры, завещание), а также государственные организации, однако не в качестве органов, наделенных властными полномочиями, а как участвующие в хозяйственном обороте юридические лица. В данном случае они, выполняя хозяйственные функции, находятся в равном юридическом положении с теми лицами и организациями, которые вступают с ними в правоотношения, заключают с ними договоры (например, договоры аренды, поставки промышленной продукции).

– административно-правовая форма - в этом случае правоотношения возникают между субъектами, где одна сторона имеет специальные властные полномочия, т.е. стороны находятся в юридически неравном, соподчиненном положении. В правоотношениях подобного рода участвует государственный орган или должностное лицо, а также любой другой орган по специальному уполномочию государства, в результате возникают отношения власти подчинения.

По субъектному составу выделяют следующие формы реализации права:

– Индивидуальная форма (например, составление завещания, оплата проезда),

– Коллективная форма (например, заключение коллективного договора между администрацией предприятия и трудовым коллективом).

По внешнему проявлению выделяются:

– активная форма (например, исполнение обязанности по уплате налогов, использование права заключить сделку);

– пассивная форма (соблюдение всевозможных правовых запретов, когда требуется воздерживаться от определенных действий).

По методу воздействия выделяют:

– добровольное осуществление права

– принудительное осуществление права.




Понятие системы права. Отрасль права. Правовой институт

2012-01-24 01:57:24 (читать в оригинале)

Система права – это исторически сложившаяся внутренняя структура права, которая представляет собой совокупность многообразных, необходимых, функционально взаимосвязанных и достаточных элементов, их состав, иерархию и взаимодействие

Признаки системы права: Объективность, так как отражает исторические и реально существующие общественные отношения и потребности их регулирования; Единство, согласованность и взаимосвязь правовых норм, составляющих систему права; Способность к делению, которая возникает вследствие многообразия общественных отношений, регулируемых системой права; Способность к развитию, которая возникает вследствие постоянного изменения общественных отношений, нуждающихся в развитии средств и способов правового воздействия;

Основные структурные элементы системы права:

1. Правовая норма – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, которое государство создает и охраняет. Норма права – базовый элемент системы права, представленный в виде государственного регулятора общественных отношений;

2. Институт права – это обособленная совокупность правовых норм, которая регулирует определенный вид общественных отношений: отраслевой вид – институт, регулирующий однородные отношения какой–либо отрасли права; межотраслевой (комплексный) вид – институт, состоящий из норм различных отраслей права и регулирующий взаимосвязанные отношения в определенной сфере общественных отношений; материальный и процессуальный вид (по правовому характеру); регулятивный и охранительный вид (по функциональному назначению);

3. Субинститут права – это совокупность норм права в рамках определенного института права, которая регулирует конкретную сферу общественных отношений;

4. Отрасль права – это совокупность однородных правовых норм и институтов права, которые регулируют определенную сферу родственных общественных отношений (конституционное, гражданское, уголовное право): материальные – отрасли права, которые непосредственно регулируют общественные отношения; процессуальные – отрасли права, которые регламентируют правовое регулирование материальных отраслей права; комплексные – отрасли права, которые занимают промежуточное положение между материальными и процессуальными отраслями права;

5. Подотрасль права – промежуточная совокупность правовых норм, которые регулируют специфические и обособленные родственные общественные отношения и находятся между институтом права и правовой отраслью (наследственное, патентное право – подотрасли гражданского права)




Страницы: ... 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 ... 

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по сумме баллов (758) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.