Сегодня 20 июля, воскресенье ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7281
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Юридическая Консультация
Юридическая Консультация
Голосов: 1
Адрес блога: http://jurconsult.blogspot.com/
Добавлен: 2011-03-17 03:02:56
 

Основания деления норм права на отрасли. Предмет и метод правового регулирования, их понятия и структура. Понятие и признаки норм права. Виды норм права

2012-01-09 09:39:15 (читать в оригинале)

В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия:
1. предмет правового регулирования; 2. метод правового регулирования.
Они и выступают системообразующими факторами.
Предмет правового регулирования – совокупность общественных отношений, которые являются объектом воздействия права и регулируются нормами конкретной правовой отрасли.
Под предметом понимается то, что регулирует право, то есть опреде­ленные виды общественных отношений. Последние представляют собой сложную, многоаспектную категорию..
Предмет является главным, материальным критерием разграниче­ния норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содер­жание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя.
Требования к предмету правового регулирования:
1. устойчивость; 2. типичность; 3. наличие характера повторяемости событий и действий;
4. способность воспринимать правовые требования; 5. возможность правового контроля со стороны государства и общества; 6. заинтересованность государства в правовом регулировании.
Структура предмета правового регулирования:
1. субъекты общественных отношений; 2. содержание общественных отношений (поведение, поступки и действия субъектов); 3. объекты общественных отношений, т. е. предметы объективного мира, связанные с поведением людей; 4). социальные факты, т. е. события и жизненные обстоятельства.
Метод правового регулирования – совокупность приемов, средств и способов, с помощью которых государством регулируются общественные отношения.
Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль. От методов в значительной мере зависит эффек­тивность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей.
Метод же служит допол­нительным, юридическим критерием, так как произведен от предмета. Самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании с пред­метом способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты. Ведь наличие различных видов общественных отноше­ний еще не создает само по себе системы права, не порождает автома­тически его отраслей.
Критерии, определяющие содержание метода правового регулирования:
1. общее взаимоположение субъектов;
2. порядок возникновения прав и обязанностей;
3. степень определенности прав, предоставленных субъектам общественных отношений;
4. способ и средства обеспечения прав и обязанностей субъектов общественных отношений.
Виды методов правового регулирования:
1. императивный, который основывается на использовании властных предписаний государства, устанавливающих порядок возникновения конкретных прав и обязанностей субъектов регулируемых общественных отношений;
2. диспозитивный, предоставляющий субъектам общественных отношений возможность самостоятельного выбора вариантов поведения, которые могут быть определены как по взаимному согласию, так и законом;
3. метод дозволений, обязываний и запретов, который в пределах закона направляет поведение субъектов общественных отношений;
4. субординационный, который предполагает строгое подчинение и обязательное исполнение решений вышестоящих органов государственного аппарата для нижестоящих;
5. поощрительный, который представляет собой совокупность правовых средств премиального характера;
6. метод автономии и равенства сторон, подразумевающий равное процессуальное положение и самостоятельность субъектов общественных отношений;
7. рекомендательный, направленный на содействие и организационную помощь в виде различного рода рекомендательных актов;
8. В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение, характерные как для права в целом, так и отдельных его отраслей, разумеется, в разных сочетаниях.
9. иные методы правового регулирования.

Понятие и признаки норм права

Норма права – это установленное и обеспеченное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения.
Логическое выражение структуры нормы права – «если…, то…, иначе…».
Структура нормы права:
1.гипотеза – часть нормы права, указывающая на условия вступления нормы права в действие:
а) в зависимости от структуры:
простые(одно условие реализации нормы права);
сложные(нескольких условий реализации нормы права);
б) в зависимости от способа изложения:
абстрактные, указывающие на общие условия действия нормы права;
казуистические, связывающие реализацию нормы права со строго определенными частными случаями;
2. диспозиция – часть нормы права, содержащая правило поведения субъектов права, попавших в указанные в гипотезе условия:
а) в зависимости от структуры:
простые(один вариант поведения);
сложные(несколько вариантов поведения);
б) по степени определенности:
– абсолютно определенные;
– относительно определенные;
– неопределенные;
в) в зависимости от действия:
управомочивающие, предоставляющие права на совершение не противоречащих закону действий;
обязывающие, налагающие обязанности совершения положительных, предусмотренных законом действий;
запрещающие, содержащие запрет на совершение определенных противоправных действий (бездействия) под угрозой наказания;
3. санкция – часть нормы права, предусматривающая последствия нарушения правовой нормы:
а) в зависимости от состава:
простые(одна мера наказания);
сложные(несколько мер наказаний);
б) по отраслевому признаку:
– уголовные;
– административные;
– дисциплинарные;
– гражданские и др.;
в) по характеру последствий:
– правовосстанавливающие;
– штрафные;
г) по степени определенности:
абсолютно определенные, указывающие меру юридической ответственности;
относительно определенные, устанавливающие низший и высший пределы наказания;
альтернативные, предлагающие из нескольких вариантов меры государственного воздействия выбрать один.
Признаки норм права:
1. государственно–властный характер; 2. общеобязательность; 3. формальная определенность;
4. обеспеченность.
Характер нормы права– представительно–обязывающий.

Виды норм права

Классификация правовых норм:
1. по функциям, выполняемым в механизме правового регулирования:
а) исходные:
– нормы–начала;
– нормы–принципы;
– определительно–установочные нормы, определяющие цели, задачи отраслей права, предмет и средства правового регулирования;
– нормы–дефиниции, дающие определения правовых понятий и правовых категорий;
б) нормы правила поведения, регулирующие специфические разновидности общественных отношений посредством установления типичных прав и обязанностей;
2. по функциональной роли:
а) общие нормы права; б) специальные нормы права;
3. в зависимости от предмета правового регулирования:
а) нормы конституционного права;
б) нормы гражданского права и т. д.;
4. в зависимости от деления отраслевых норм права:
а) материальные нормы права; б) процессуальные нормы права;
5. в зависимости от метода правового регулирования:
а) императивные, содержащие властные предписания; б) диспозитивные, допускающие возможность установления варианта поведения по соглашению либо (при невозможности соглашения) установление конкретного поведения; в) поощрительные, устанавливающие меры поощрения и стимулирования за одобряемый государством и правом вариант правомерного поведения; г) рекомендательные, предлагающие вариант правомерного поведения;
6. в зависимости от специфики цели:
а) коллизионные; б) компенсационные; в) компетенционные;
7. по юридической силе:
а) правовые нормы законов:
– федеральные нормы права;
– региональные нормы права;
б) правовые нормы подзаконных актов:
– федеральные нормы права;
– региональные нормы права;
8. в зависимости от сферы действия:
а) общефедеральные;  б) республиканские;  в) местные; г) локальные;
9. по форме выражения правового предписания (диспозиции):
а) управомочивающие; б) обязывающие; в) запрещающие правовые нормы;
10. по форме изложения санкции:
а) абсолютно определенные; б) относительно определенные; в) альтернативные;
11. в зависимости от функциональной направленности:
а) регулятивные; б) охранительные.
Понятие, признаки и структура гражданского общества, процесс его формирования и условия функционирования. Взаимодействие государства и гражданского общества
Защита гражданских прав: понятие, механизм, специфика защиты различных объектов гражданского права




Структура нормы права. Структура логической нормы и нормы-предписания

2012-01-06 11:27:40 (читать в оригинале)

Структура нормы права – внутреннее строение нормы и связь ее элементов.

Таким образом, структура правовой нормы есть логи­чески согласованное ее внутреннее строение, обусловлен­ное фактическими общественными отношениями, харак­теризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодейству­ющих элементов, реально выраженное в нормативно-пра­вовых актах.

Существует три основные структуры правовой нормы:

1) юридическая; 2) логическая; 3) социологическая.

Юридическая структура состоит из трех взаимосвязанных элементов:

1) гипотезы; 2) диспозиции; 3) санкции.

Эти элементы раскрывают условия для соответствующего поведения, правило поведения и последствия, которые наступают за нарушение данного правила.

Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Гипотеза является частью юридической нормы, которая указывает на фактические жизненные обстоятельства, при которых норма может быть осуществлена в конкретных правоотношениях. Она определяет время, место, субъектный состав и др., при наличии которых у лиц появляются юридические права и обязанности.

В простых гипотезах указывается какое-то одно обстоятельство, через которое осуществляется юридическая норма. В сложных гипотезах указываются два и более условий реализации нормы в конкретных отношениях. Абстрактная гипотеза концентрирует внимание на общих, родовых признаках условий действия норм, не указывая на частные конкретно‑определенные жизненные обстоятельства. Казуистическая же гипотеза связывает реализацию правовой нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция – основная регулирующая часть правовой нормы, которая включает само правило поведения, согласно которому должны действовать субъекты правоотношений. Диспозицией нормы права называются взаимные права и обязанности участников правоотношения. Диспозиция подразумевает под собой модель правомерного поведения.

Диспозиции бывают: 1) управомочивающие; 2) обязывающие; 3) запрещающие.

Управомочивающие диспозиции определяют правовое положение субъектов, в рамках которого они вправе действовать по своему усмотрению. Участники общественных отношений используют операторы волевого поведения – слова «может», «имеет право», «вправе». Управомочивающие диспозиции характерны для норм гражданского права и предоставляют гражданам, иным лицам определенные права: право на материальное обеспечение по старости, на труд, на получение заработной платы и др.

Обязывающие диспозиции обязывают субъекты совершать необходимые действия по реализации предоставленных прав в конкретных отношениях. Здесь используются операторы волевого поведения в обязывающих диспозициях: «обязан», «должен», «подлежит». Эти диспозиции характерны для норм административного и уголовного права.

Запрещающие диспозиции обязывают воздерживаться от совершения определенных противоправных действий. Для этого пользуются операторами волевого поведения: «запрещается», «не допускается», «не может», «не вправе».

Санкцией называется такая часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия физического, имущественного, морального, психологического характера, которые возникают в случае нарушения диспозиции данной нормы.

Существует следующая классификация санкции правовых норм: 1) уголовно‑правовые санкции; 2) административно‑правовые санкции; 3) дисциплинарно‑правовые санкции; 4) гражданско‑правовые санкции.

Логическая структура нормы права дает возможность реконструировать норму права, раскрыть недостающие элементы правовой нормы в других статьях, разделах и нормативно‑правовых актах. Эта структура включает три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Социологическая структура юридической нормы включает в себя элементы смысла, цели и назначения нормы. Социологическая структура находится в тесной взаимосвязи с юридической и логической структурой.

Однако в законодательстве практически не встречается правовых норм, которые бы имели подобное трехчленное строение. Нормы, зафиксированные в законодательстве, содержат краткие, конкретные предписания, касающиеся поведения субъектов в данной ситуации.

С точки зрения структуры правовые нормы можно подразделить на:

–логические нормы:

–нормы-предписания.

Логическая норма - это выведенное логическим путем общее правило, которое воплощает органические связи между нормативными предписаниями и обладает полным набором свойств, раскрывающих их государственно-властную, регулятивную природу.

Логическая норма обладает полной структурой, то есть включает в себя все три элемента: и гипотезу, и диспозицию, и санкцию.

Логическая норма представляет собой классическую композицию нормативного материала. Это означает, что такое нормативное обобщение включает все основные свойства права, все основные способы воздействия на поведение людей. Предполагается, что для того, чтобы правило поведения (норма) действовало, нужно оговорить следующее: 1) что нужно делать, то есть само правило поведения, 2) когда это нужно делать, то есть условия выполнения правила поведения и 3) чем это обеспечено, то есть. последствия невыполнения правила. Вот эти моменты и оговаривает логическая норма. Логическая норма выводится путем анализа всего нормативного материала. Ее элементы «разбросаны» в различных предписаниях, статьях нормативного акта. Однако, чтобы право было действующим, эффективным регулятором общественных отношений необходимо, чтобы во всей совокупности нормативных актов можно было выявить все элементы логической нормы. При отсутствии какого-либо элемента норма права является недействующей, ее невозможно будет применить. Таким образом, логическая норма выявляет глубинные взаимосвязи нормативного материала, хотя она и не представлена в тексте нормативного акта в виде цельной единицы, фрагмента.

Структура логической нормы выражается формулой если - то - иначе, где если – это начало гипотезы нормы, то - это диспозиция нормы, а иначе - это начало санкции правовой нормы.

Сразу оговоримся, - эти слова не присутствуют в тексте нормативного акта, они мысленно, логически подставляются в текст статей, чтобы сформулировать логическую норму.

Примером логической нормы может служить следующее нормативное обобщение. Ст.63 Семейного Кодекса РФ говорит об обязанностях родителей. Логическая норма, соответствующая этому предписанию, может выглядеть следующим образом: если лица имеют детей, т.е. являются родителями, то они должны выполнять родительские обязанности (заботиться о здоровье, физическом, психическом, нравственном, духовном развитии своих детей, обеспечить получение детьми основного общего образования), иначе (в противном случае) они будут лишены родительских прав. Однако эти положения содержатся не в одной статье СК, а в нескольких, например, ст.63 (права и обязанности родителей), ст. 69 (лишение родительских прав) и последующих.

Другой пример. Ст. 560 ГК РФ говорит о форме договора продажи предприятия. Логической нормой, соответствующей данной статье, будет следующая: если заключается договор продажи предприятия, то он составляется в письменной форме в виде документа, подписанного сторонами с обязательным приложением документов согласно перечню, иначе (в противном случае) договор будет недействительным. Данные положения содержатся в нескольких предписаниях, которые составляют части 1-ю, 2-ю, 3-ю статьи 560 ГК РФ.

Одна логическая норма может соответствовать нескольким более конкретным нормам-предписаниям. Так, о правах и обязанностях родителей говорится во многих нормах СК, однако формулировка логической нормы для конкретных видов родительских обязанностей будет неизменной.

Норма-предписание – это элементарное нормативное государственно-властное веление, выраженное в статье нормативно-правового акта.

Норма-предписание не домысливается, не выводится логическим путем, она соответствует какому-либо подразделению нормативно-правового акта: статье, части статьи, абзацу, пункту, отдельному предложению или даже его части.

Например, ч.1 ст. 16 СК РФ говорит, что брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления одного из супругов умершим. Или ч.2 ст. 17 ГК: «Правоспособность гражданина возникает в момент рождения и прекращается смертью».

Именно норму – предписание имеют в виду, когда говорят о нормах права вообще. (В отношении логической нормы всегда добавляют, что имеют в виду именно логическую норму). Все признаки правовых норм, о которых мы с Вами говорили выше, и все виды норм, о которых мы еще будем говорить, - все это относится именно к норме-предписанию.

Норма-предписание имеет неполную, усеченную двучленную структуру. Причем структура нормы зависит от вида правовых норм. Считается, что регулятивные нормы состоят из гипотезы и диспозиции, а охранительные нормы - из гипотезы (слитой воедино с диспозицией) и санкции. Структура нормы-предписания выражается формулой если - то.

Например, Структура уже упоминавшейся ст. 16 СК такова: «Если один из супругов умирает или признается судом умершим, то брак расторгается». Это регулятивная норма, и в данном случае налицо гипотеза (если...) и диспозиция (то...). Примером охранительной нормы может служить ст. 105 УК РФ (если совершается убийство, то это наказывается лишением свободы на срок от 6 до 15 лет).

Нужно отметить, что вопрос о структуре правовой нормы является достаточно сложным; в литературе имеется множество точек зрения по данному вопросу.




Как в Грузии борются с коррупцией?

2012-01-06 04:10:47 (читать в оригинале)

Прозрачные (из стекла) офисы, тюремный срок за любую мелочь и специальная «служба провокаторов» привели к тому, что грузинская полиция стала бояться брать взятки. Что надо сделать, чтобы напугать полицейских в России?

Страх жёстких наказаний

- Вы не думайте, у нас тут не бассейн. Так сейчас полиции принято работать - у всех на глазах. Стены кабинетов, двери из прозрачного стекла, чтобы никто не смог дать чиновнику взятку. Ну и бить теперь людей побоятся - с улицы-то заметно!

- А туалеты тоже прозрачные? Там ведь взятку дать можно…

- Размышляли над этим, но решили туалеты не делать из стекла. Как-то неудобно.

Здание МВД Грузии в Тбилиси часто путают с бассейном - оно, и верно, построено в футуристическом стиле развлекательного центра. Все полицейские участки в стране тоже перестроили заново - из стекла. Мол, в стране больше ничего не скрыто от глаз народа. Помогает ли? Факты говорят сами за себя. Ещё в 2003 году в рейтинге борьбы с коррупцией организации Transparency International Грузия была в самом конце списка - рядом с Гаити и Камеруном.

Сейчас она на 64-м месте, в то время как Россия на 143-м. Как же получилось, что полиция в Грузии, погрязшая в коррупции, вдруг почти совсем перестала брать взятки? Конечно, дело не только в стекле.

- В 2004 году руководство МВД за один день уволило 15 тыс. полицейских, то есть весь состав грузинской ГАИ поголовно, - объясняет политолог Паата Миликидзе. - Почему? В этом и суть реформы. Если человек сидит на месте лет десять, он уже не изменится. Можно повышать ему зарплату, пугать самым страшным наказанием - он не сможет отказаться от взяток. Какое-то время в республике жили без ГАИ - набирали новых полицейских на конкурсной основе. Улицы нашпиговали видеокамерами: теперь, например, если человек превысил скорость, ему присылают приглашение зайти на сайт полиции, ознакомиться с записью правонарушения и в течение 30 дней заплатить штраф.

Естественно, за один день коррупция не исчезла. В 2009 году ТВ широко транслировало случай с инспектором полиции города Кобулети Джемала Гогмачадзе, который вымогал у местного бизнесмена взятку в 100 долл. Передачу конверта с деньгами засняли на видео, и по приговору суда полицейский получил… 10 лет тюрьмы. Главный посыл борьбы с коррупцией - человек должен бояться взятки. Он обязан понять: если возьмёт даже сущую мелочь, то сядет надолго - ничто его не спасёт. Плюс стали опасаться брать у незнакомцев - в Грузии появилась специальная «служба провокаторов», которые предлагают сотрудникам полиции взятки, проверяя их благонадёжность. У полицейских развилась паранойя - теперь, если водитель на дороге предлагает взятку, им сразу кажется, что тот «провокатор», а в его машине - замаскированная видеокамера. Другой важный момент: зарплата полицейского увеличилась в 10 (!) раз - с 70 до 700 долл.

Неофициально без работы каждый второй грузин (я встречал граждан Грузии даже в Ираке, где те пахали без выходных, протирая столы в кафе за 500 долл. в месяц), поэтому должность с таким жалованьем очень престижна, за неё дер­жатся руками и ногами.

Покупают бриллианты любовницам

- Сотрудники ГАИ в Грузи­и даже во времена СССР строили себе настоящие дворцы с колоннами и лепниной на потолке, - рассказывает Гиви Степанишвили, капитан грузинской патрульной полиции. - Но полная вакханалия тут началась при Шеварднадзе - доллары пихали во все карманы. Если шайка воров попадала под арест, двоих выпускали, чтобы они принесли выкуп за остальных. И эти двое шли на улицы грабить людей. Полиция за деньги отпускала из тюрьмы всех: и убийц, и жуликов, и торговцев наркотиками. Уже и не верится, что такое было. В 2011 году, по статистике, лишь 1,4% грузин столкнулись с коррупцией. Согласитесь, это попросту капля в море.

…В 2005 году посадили 200 полицейских, попавшихся на удочку «провокаторов», в следующем году - даже больше. Каждый случай широко анонсировался по ТВ, и все взяточники получили на полную катушку. Руководство МВД не скрывало, что прослушивает мобильные телефоны полицейских и проверяет банковские счета их родственников. Кроме того, был сделан упор на «устранение причин», по которым можно вымогать взятку. Например, большинство запросов в полицию подаётся через Интернет в электронном виде: чем меньше личных контактов у просителя с чиновником, тем лучше. Таким образом, успех антикоррупционной кампании в Грузии обязан трём составляющим: 1) крайне жёсткое наказание за любую взятку; 2) боязнь потерять высокооплачиваемую работу; 3) страх, что тот, кто предлагает деньги, - «провокатор».

Правда, грузинская оппозиция считает, что эти реформы затронули только низшую часть чиновников, а министры как брали взятки, так и берут. «В Китае уличные полицейские не берут взяток, - сказал мне один из бывших сотрудников аппарата МВД Грузии. - Зато партийные секретари и мэры городов покупают квартиры и бриллианты любовницам, и их не пугает, что за взятку полагается расстрел. Так и у нас. Мент возьмёт 100 баксов - его посадят на десять лет. А президент украдёт миллиард долларов, и ему ничего не будет». Например, экс-соратница Михаила Саакашвили Нино Бурджанадзе, будучи спикером парламента, получила госдачу в престижном пригороде Тбилиси всего за…СЕМНАДЦАТЬ РУБЛЕЙ. Правда, как только Бурджанадзе с Саакашвили разругалась, так сразу выяснилось, что дача приобретена с нарушениями. Её отобрали и выставили на аукцион.

…И верно, режим в Грузии специфический. ТВ страны трубит об успехах, но никто не знает, что маленькая Эстония без громкого пиара своих реформ вышла на первое место среди экс-республик СССР по борьбе с коррупцией. В то же время грузинская полиция реально перестала брать взятки, о чём мы можем только мечтать. Главное: наказание должно быть жёстким, а коррумпированные чиновники - бояться быть пойманными за руку. У нас же, к сожалению, нет ни того ни другого - AIF.RU




Виды отраслей права, их взаимодействие. Соотношение системы права и системы законодательства

2012-01-05 07:41:46 (читать в оригинале)

Отрасль права – это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений.

Классификация:

1. профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы; причем из них нужно выделить и поставить над всей системой отраслей – других профилирующих, специальных, комплексных – действительно базовую отрасль всей системы – конституционное право; затем три материальные отрасли – гражданское, административное, уголовное право, соответствующие им три процессуальные отрасли – гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право.

2. специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, исправительно-трудовое право.

3. комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право, природоохранительное право, экономическое право, торговое право, право прокурорского надзора, морское право.

Каждая отрасль права имеет достаточно широкий спектр мер государственного принуждения, которые могут быть применены к нарушителям соответствующих нормативно-правовых установлений. Система мер государственного принуждения в остальных отраслях права также носит специфический характер и сводится к той или иной комбинации из административно-правовых и гражданско-правовых санкций. Из названных компонентов формируется метод правового регулирования конкретной отрасли права. При этом различное сочетание способов, приемов правового воздействия на общественные отношения образует специфику отраслевого метода, определяет его особый юридический режим, который последовательно проводится через все институты и нормы отрасли и с помощью которого осуществляется регулирование соответствующей сферы общественных отношений.

Система права и система законодательства соотносятся как содержание и внешняя форма права.

Система права – это совокупность взаимосвязанных юридических норм, институтов права, отраслей права.

Система законодательства – это совокупность источников права, т. е. система нормативных правовых актов, которые являются формой выражения правовых норм.

Соотношение системы права и системы законодательства:

1. система права характеризует содержание права, т. е. внутреннюю структуру права, а система законодательства – внешнюю форму выражения права (строение и состояние источников права);

2. система права обеспечивает взаимодействие правовых норм, источников права и отраслей права при регулировании общественных отношений, а система законодательства – наличие необходимой для регулирования общественных отношений правовой информации;

3. в системе права исходный элемент – это норма права, а в системе законодательства – нормативный правовой акт;

4. характер системы права – объективный, а системы законодательства – объективно–субъективный, но в значительной степени субъективный;

5. система права является первичной, а система законодательства – производной, так как отражает систему права и строится на ее основе.

Отличия системы права от системы законодательства:

1. первичный элемент системы права – юридическая (правовая) норма, а первичный элемент системы законодательства – нормативный правовой акт;

2. отрасль системы права не всегда совпадает с отраслью системы законодательства. Возможны:

а) существование отрасли права, но отсутствие соответствующей ей отрасли законодательства;

б) существование отрасли в системе законодательства, но отсутствие соответствующей отрасли в системе права;

в) полное совпадение отрасли в системе права с соответствующей отраслью в системе законодательства;

3. по объему система законодательства значительно шире системы права, так как право не существует вне законодательства, а в законодательство в широком смысле входит право и некоторые положения, которые не являются правом;

4. в системе права отрасли и институты права подразделяются и по предмету, и по методу правового регулирования, а в системе законодательства – только по предмету;

5. в системе права деление происходит по горизонтали (правовая норма, институт права, отрасль права), а в системе законодательства – как по горизонтали (отраслевое), так и по вертикали (иерархическое), так как система законодательства непосредственно отражает федеративную структуру государства.

 

С нового года таксистов без лицензий ждет штраф: за отсутствие разрешения придется заплатить 5 тысяч рублей

Понятие, признаки и структура гражданского общества, процесс его формирования и условия функционирования. Взаимодействие государства и гражданского общества

Понятие системы нормативного регулирования общественных отношений. Социальные нормы: понятие, признаки, классификация




С нового года таксистов без лицензий ждет штраф: за отсутствие разрешения придется заплатить 5 тысяч рублей

2011-12-30 09:28:11 (читать в оригинале)

С 1 января 2012 года нелегальных таксистов начнут штрафовать за отсутствие лицензий, это предусмотрено изменениями, внесенными в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Необходимость наличия лицензии прописана в федеральном законе, который вступил в силу в сентябре этого года. Заметим, что в Москве таксистам стали выдавать лицензии 25 июля. Таким образом, у потенциальных водителей машин с «шашечками» было как минимум 4 месяца на подготовку.

Тех, кто не захотел играть по новым правилам (оформить лицензию, установить в машине кассовый аппарат и опознавательные знаки такси, регулярно проходить медосмотр) или просто не успел оформить документы, с 1 января начнут наказывать рублем.

Нарушением, в частности, будет считаться отсутствие в салоне необходимой информации, невыдача кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности, а также отказ водителя предъявить подлинник или копию договора фрахтования либо заказ-наряд на предоставление автомобиля для перевозки пассажиров и багажа, пояснил замначальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России генерал-майор полиции Владимир Кузин.

За эти нарушения вводится ответственность в виде административного штрафа в размере от 1 до 5 тысяч рублей для водителей, от 10 до 50 тысяч рублей для должностных лиц и от 30 до 200 тысяч рублей для юридических лиц. Так, штраф для «бомбил» за нелегальную деятельность составит 5 тысяч рублей, а для таксиста, который не выдал пассажиру чек, — 1000 рублей.

Также с 1 января 2012 года будут наказывать за незаконную установку на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси и нанесение на наружные поверхности соответствующей цветографической схемы. За это нарушение предусмотрен штраф с граждан — 2,5 тысячи рублей, с должностных лиц — 20 тысяч рублей, с юридических лиц — 500 тысяч рублей.

В компетенцию сотрудников Госавтоинспекции будет входить контроль за законностью установки опознавательных фонарей и наносимой цветографической схемы такси, а также за получением разрешения на таксомоторные перевозки.

Гаишники имеют право снять с автомобиля номера (до устранения причины запрещения эксплуатации). Незаконно установленный фонарь подлежит конфискации.

Лицензия выдается бесплатно

В настоящее время в Москве разрешения сроком на 5 лет бесплатно выдает городской департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, причем до 1 января 2013 года это будет делаться абсолютно бесплатно.

Не возьмут денег и за переоформление разрешения и выдачу его дубликата.
Чтобы максимально упростить задачу таксистам, перечень документов для получения разрешения сокращен до минимума. Их можно подавать как в бумажном, так и электронном виде через портал госуслуг или департамент транспорта.

Заявителю необходимо представить заявление, документ, удостоверяющий личность, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, копию свидетельства о регистрации транспортного средства, а также копию договора лизинга.

Замруководителя пресс-службы столичного департамента транспорта Александр Оносовский рассказал в эфире BFМ.ru, что к настоящему времени выдано порядка 11 тысяч разрешений. «Где-то порядка 40% — физические лица, а остальные — таксомоторные компании», — сообщил он.

Между тем, председатель комитета по такси московской торгово-промышленной палаты Богдан Коношенко рассказал Business FM, что считает порядок выдачи лицензий слишком легким: «Их получают и те, кто только заявил о своем желании выполнять закон, но фактически этого делать не собираются. А при этом в каждом автомобиле должен быть таксометр, а пассажиру должен выдаваться кассовый чек. Водитель в обязательном порядке должен проходить медицинский контроль перед выездом».

По оценкам экспертов, сейчас «бомбил» на московских дорогах насчитывается порядка 50 тысяч, то есть в несколько раз больше, чем официальных таксистов. Учитывая, что до Нового года осталось лишь несколько дней, нелегалы будут работать и в 2012 году.

Исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников отмечает, что многое будет зависеть от того, как будут «ловить» нелегальных перевозчиков: «В Москве есть «точки притяжения» этих нелегалов — они около станций метро, в переулках вокруг привокзальных площадей. Сейчас чаще всего непосредственно на привокзальных площадях они не стоят — прячутся на соседних улицах, куда к ним зазывалы приводят пассажиров. То есть при желании выявить их достаточно просто. Если органы ГИБДД начнут серьезную борьбу с нелегалами, то у них появится лишь два пути выхода из ситуации: либо уйти с рынка, либо легализоваться» -  Леонид Полозов  БФМ.РУ




Страницы: ... 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 ... 

 


Самый-самый блог
Блогер Рыбалка
Рыбалка
по среднему баллу (5.00) в категории «Спорт»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.