Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная /
Каталог блоговCтраница блогера Юридическая Консультация/Записи в блоге |
Юридическая Консультация
Голосов: 1 Адрес блога: http://jurconsult.blogspot.com/ Добавлен: 2011-03-17 03:02:56 |
|
Виды избирательных систем
2013-09-09 18:35:22 (читать в оригинале)В зависимости от порядка определения результатов выборов избирательные системы принято подразделять на два вида - мажоритарную и пропорциональную.
Мажоритарная система – это система, при которой избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов.
Мажоритарная система является наиболее распространенной на выборах и практически единственно возможная при выборах одного должностного лица.
Мажоритарная система имеет разновидности, обусловленные различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов.
Самая простая разновидность – система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов.
Мажоритарная система абсолютного большинства – система, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов (50 % + 1 голос). В качестве базы для подсчета выступает, как правило, общее число поданных голосов.
Пропорциональная система - При данной системе каждая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратель выбирает не между персонами, как при мажоритар- ной системе, а между партиями и голосует за список кандидатов.
Полупропорциональные системы - Данная система объединяет системы, которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, т.е. на требовании большинства голосов для избрания, все же дают определенные возможности представительства и меньшинству избирателей.
Это достигается применением ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее. При этой системе партия в многомандатном избирательном округе выдвигает не список кандидатов, баллотирующийся как единое целое, а отдельных кандидатов. Избиратель голосует только за одного кандидата, хотя от округа должно быть избрано несколько депутатов. Избранными считаются кандидаты, собравшие большее число голосов.
К этой же группе систем относится кумулятивный вотум. Избиратель, к примеру, имеет три голоса, что меньше числа депутатов от данного избирательного округа, но он может распорядиться своими голосами трояким образом - либо отдать все их одному кандидату, либо отдать два голоса одному канди- дату, а третий – другому, либо раздать по одному голосу трем кандидатам.
Система единственного передаваемого голоса - Эта система позволяет сочетать персональный выбор с обеспечением пропорциональности представительства партий.
Суть системы заключается в следующем - В многомандатном округе кандидаты выдвигаются в таком же порядке, как при системе единственного непередаваемого, т.е. каждая партия может выдвинуть столько кандидатов, сколько сочтет необходимым, и допускается выдвижение независимых кандидатов. Избиратель действует, как при мажоритарной системе с альтернативным голосованием, т.е. против фамилии желательного кандидата отмечает свои преференции (предпочтение) указывая цифрами 1, 2, 3 и т.д., кого он желает видеть избранным в первую очередь, а кого во вторую и т.д.
Смешанные избирательные системы - О смешанной избирательной системе говорят в том случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы.
- Понятие и виды принципов избирательного права
- Гарантии избирательных прав граждан
- Понятие избирательной системы
Понятие избирательной системы
2013-09-08 13:44:31 (читать в оригинале)В современной юридической литературе нет единой точки зрения на понятие "избирательная система".
Одни под ней понимают совокупность фактических общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, взаимоотношения между избирателями и депутатами, другие, под избирательной системой понимают порядок определения результатов выборов.
По нашему мнению, избирательное право есть совокупность избирательного права (юридические нормы, закреп- ляющие права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти) и порядка определения результатов выборов.
Следовательно, избирательное право, и порядок подсчета результатов выборов являются составными частями избирательной системы.
Таким образом, избирательная система и становится системой, так как она состоит из упорядоченной системы совокупности элементов, институтов - правовых норм и порядка определения результатов выборов.
Это дает нам определение избирательной системы в широком смысле.
В узком смысле – это порядок определения результатов выборов.
В этом случае избирательную систему следует рассматривать как технико-процедурные нормы, которые позволяют объективно определить результаты выборов.
Источниками избирательной системы являются - Конституция Российской Федерации; Федеральные законы - "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах Президента РФ", "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ", "О формировании Совета Федерации ФС РФ", Конституции республик, уставы, законы субъектов РФ о выборах в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
- Выборы и избирательное право в истории России
- Понятие и виды принципов избирательного права
- Гарантии избирательных прав граждан
Гарантии избирательных прав граждан
2013-09-08 13:40:28 (читать в оригинале)Важнейшими показателями демократизма любой избирательной системы является наличие реальных гарантий реализации избирательных прав граждан РФ и использования в избирательной практике всех принципов избирательного права.
Под гарантиями понимаются условия и средства, обеспечивающие реальное воплощение в жизнь принципов избирательного права.
Система гарантий состоит из политических, организационных, материальных и правовых средств, обеспечивающих свободу выборов.
Все гарантии находятся во взаимозависимости, дополняют друг друга и действуют как единый механизм.
Правовое обеспечение гарантий составляют:
Конституция РФ, ФЗ от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп.); ФЗ от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституци- онных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного само- управления" (с изм. и доп.); ФЗ от 6 декабря 1999 г. "Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах".
Виды гарантий избирательных прав граждан
Политические – это идеологическое многообразие, равенство общественных объединений перед законом, равноправие избирателей на выборах, свобода предвыборной агитации, участие наблюдателей и контроль за ходом выборов; организационные, к ним можно отнести запрет на членство в избирательных комиссиях кандидатов в депутаты и находящихся в зависимости от него лиц, несовместимость депутатского мандата с занятием определенных должностей, содействие избирательным комиссиям со стороны государственных органов при подготовке и проведении выборов; материальные, имеют немаловажное значение, расходы по проведению выборов в РФ производятся за счет бюджета соответствующего уровню выборов (федерального, бюджета субъекта РФ, местного); правовые, которые позволяют обеспечить свободу выбора юридическими средствами.
Это право граждан на обжалование ошибок в списках избирателей, неприкосновенность кандидатов в депутаты, признание выборов недействительными при обнаружении нарушений законов, установление административной и уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан, право кандидатов в депутаты обжаловать в суд результаты выборов.
Все эти гарантии избирательных прав граждан должны обеспечить проведение подлинно демократических выборов.
- Формирование и эволюция избирательного права в Западной Европе
- Выборы и избирательное право в истории России
- Понятие и виды принципов избирательного права
Понятие и виды принципов избирательного права
2013-09-08 13:35:46 (читать в оригинале)Под принципами избирательного права понимаются основополагающие, руководящие начала, идеи, требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными.
Их главное предназначение обеспечить соответствие результатов референдумов и выборов реальному волеизъявлению избирателей.
Принципы избирательного права, выражающие сущность демократизма в стране, закрепляются на конституционном уровне. Конституция РФ в ст. 32 и 81 утверждает в качестве основополагающих принципов такие принципы как свобода выбора, всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и добавляет еще добровольность.
Главным принципом избирательного права, вытекающим из основ конституционного строя РФ, является принцип свободы выборов.
Именно свободные выборы являются высшим непосредственным выражением народовластия. Свобода выборов обеспечивается: свободой волеизъявления каждого избирателя – гражданин выражает свою волю абсолютно свободно, без какого-либо принуждения извне; свободными условиями подготовки и проведения выборов, в частности, свобода предвыборной агита- ции, независимость избирательных комиссий от какого-либо незаконного вмешательства в их деятельность.
В отдельную группу выделяются принципы участия граждан РФ в выборах.
Речь идет о субъективных избирательных правах гражданина: о праве избирать (активное избирательное право) и праве быть избранным (пассивное избирательное право).
К ним относятся:
Всеобщее избирательное право.
Всеоб-щим является такое избирательное право, при котором все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, имеют право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, – быть избранными в органы государст-венной власти и органы местного самоуправления.
Гражданин РФ имеет право избирать, быть избран- ным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям, также других обстоятельств.
В то же время имеются и ограничения на реализацию изби- рательных прав - ценз судимости.
Не имеют права избирать, быть избранными лица, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Ценз оседлости – ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина РФ на определенной территории РФ, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина РФ на данной территории (устанавливаются только Конституцией РФ).
Ценз предыдущего избрания – условия реализации гражданином РФ пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд.
(Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд – ст. 81 п. 3 Конституции РФ).
Возрастной ценз – достижение гражданином определенного воз- раста (депутатом государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года – ст. 97 п. 1 Конституции РФ).
РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, означает, что граждане РФ участвуют в выборах на равных основаниях: все избиратели имеют на выборах равное количество голосов (как правило, один); каждый депутат должен представлять одинаковое число избирателей, т.е. должна быть соблюдена единая норма представительства в соответствии с которой образуются равные по количеству избирательные округа.
Первое условие обеспечивается тем, что избиратель не может, быть включен более чем в один список избирателей.
Второе – ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем.
ПРЯМОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО. Гражданин РФ голосует на выборах соответственно за кандидата (список кандидатов) или против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).
Помимо прямых существуют и косвенные многостепенные выборы, при которых граждане голосуют не за кандидатов, а за выборщиков, а те в свою очередь, голосуют либо за вышестоящих выборщиков, либо за самих представителей.
Чем больше будет ступеней, тем больше будет нарушаться первоначальная воля избирателей.
ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ – принцип избирательного права, означающий исключение возможности какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина (скрытая кабина).
Давление, запугивание избирателя преследуется по закону.
Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, чтобы не индефицировать бюллетень, т.е. установить личность избирателя.
ДОБРОВОЛЬНОСТЬ УЧАСТИЯ граждан в выборах.
Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
Гражданин РФ, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти РФ.
Дипломатические представительства, консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие гражданину РФ в реализации избирательных прав.
Выборы органов государственной власти и местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки установленные Конституцией РФ, федеральными законами, консти- туциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.
Если соответствующими органами выборы не назначаются, то это вправе сделать суд общей юрисдикции. Срок полномочий всех выборных органов, а также полномочия депутатов не может быть более 5 лет.
Территориальный принцип организации выборов. Выборы проводятся по территориальным избирательным округам различных моделей, а голосование проводите на территориальных избирательных участках.
Среди принципов избирательного права можно выделить группу принципов, обеспечивающих избирателям возможность реального выбора и контроля за соблюдением законности проведения выборов.
К ним относится, в первую очередь гласность выборов.
Главная задача – обеспечить подлинность и нефальсифицированность выборов.
Это достигается путем законодательного закрепления такой технологии проведения выборов, которая не позволила бы исказить волю избирателей.
В этих целях деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется, открыто и гласно.
Основные избирательные действия осуществляются под особым общественным контролем в лице наблюдателей, представителей общественных объединений, средств массовой информации.
Обязательно опубликование в установленные законом сроки информации об основных избирательных действиях, а также о размерах избирательных фондов кандидатов в средствах массовой информации.
Альтернативность выборов.
Количество кандидатов зарегистрированных в избирательном округе, обязательно должно быть больше количества мандатов подлежащих распределению в данном округе.
Таким образом, у избирателей должна быть возможность реального выбора достойного кандидата среди нескольких претендентов.
В противном случае выборы откладываются на срок не более четырех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов.
Рассмотренные принципы избирательного права, закрепленные в Конституции РФ и Федеральных законах в полной мере соответствуют международным стандартам по проведению выборов в органы государственной власти и местного самоуправления и позволяют проводить в нашей стране подлинные выборы, т.е. выборы позволяющие в полной мере реализовывать гражданами свои избирательные права, а власть будет определена на основе воли большинства избирателей.
- Народовластие и выборы в Афинском государстве и Римской республике
- Формирование и эволюция избирательного права в Западной Европе
- Выборы и избирательное право в истории России
Избирательное право в системе российского права
2013-09-08 11:54:02 (читать в оригинале)Наиболее распространенным сегодня является подход, в соответствии с которым избирательное право рассматривается как самостоятельный институт или подотрасль конституционного (государственного) права.
Этот подход основан на понимании глубокой взаимосвязи предметной области конституционного и избирательного права.
Преимущество его в том, что он способствует всестороннему ос- мыслению природы и закономерностей развития публичной власти в демократическом государстве.
Как отрасль законодательства, избирательное право также является комплексной системой, оперирующей собственными категориями и категориями других отраслей законодательства.
Главной его функцией является функция регулирования, основанная на принципах верховенства права и законности.
Высшим звеном этой системы являются нормы Конституции (основного закона), регламентирующие вопросы выборов и референдумов.
В Конституции Российской Федерации им непосредственно посвя- щены ч. 3 ст. 3, ч. 2 и 3 ст. 32, ст. 81, ч. 1 ст. 96 и ч. 1 ст. 97.
Важнейшим источником избирательного права является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Есть также Федеральные законы "О выборах Президента Российской Федерации" (от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ) и "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собра- ния Российской Федерации" (от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ).
В субъектах Российской Федерации имеются собственные региональные законы о выборах депутатов законодательных органов власти, а также о выборах в органы местного самоуправления.
В качестве отрасли законодательства избирательное право представляет собой совокупность нормативных актов, предусматривающих регулирование выборов и референдумов.
Современное понимание законодательства предполагает использование максимально широкого круга источников права, вклю- чающего в себя наряду с законами иные нормативные акты органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.
Однако в настоящее время в избирательном законодательстве все более четко прослеживается тенденция регламентации выборов и референдума лишь актами законодательных (представительных) органов власти.
- Понятие и виды выборов
- Понятие и содержание избирательного права
- Выборы и избирательное право в истории России
+646 |
670 |
Remi_Etien_Le_Bo |
+628 |
671 |
Темы_дня |
+606 |
617 |
ClericDade |
+578 |
618 |
OnepaTop |
+544 |
583 |
wishmaster-moscow |
-1 |
35 |
Русский Ubuntu Linux |
-1 |
299 |
Блог Мэтра |
-1 |
38 |
Elephant_Talk |
-1 |
9 |
Markup |
-5 |
10 |
Bagdad |
Загрузка...
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.