Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Вся правда об средневековой красоте2011-10-28 13:58:00 (читать в оригинале)Гигиена в средние века. До 19 века в Европе царила ужасающаядикость. К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота - грех, даи холодно - простудиться можно. Почитайте, те кто мечтал жить в “красивые“века и носить “красивые“ платья. О ГИГИЕНЕ ВСРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ. (Речь преимущественноо Европе, но в России смрада тоже хватало!) ________________________________________ Европейцы во всевремена считали Россию варварской страной. И мы сами нередко выражаемся о ней втом же духе. О нынешних временах говорить не буду, но можно с уверенностьсказать, что вплоть до 19 века Россия, несмотря на все недостатки, была самымцивилизованным из европейских государств. Многие с тоскойпредставляют себе старую Европу с благородными рыцарями (ха-ха), готовыми наподвиги во имя прекрасных дам (хо-хо), с прекрасными дворцами и галантнымимушкетерами (ну-ну), с пышными королевскими приемами и благоухающими садамиВерсаля. Многие думают: ну почему я не родился (родилась) в те красивыевремена? Почему мне приходится жить в эти скучные годы, когда о чести и красотезабыли? Поверьте - вам оченьповезло. До 19 века в Европецарила ужасающая дикость. Забудьте о том, что вам показывали в фильмах ифэнтезийных романах. Правда - она гораздо менее... хм... благоуханна. Причемэто относится не только к мрачному Средневековью. В воспеваемых эпохахВозрождения и Ренессанса принципиально ничего не изменилось. Кстати, как ниприскорбно, но почти за все отрицательные стороны жизни в той Европеответственна христианская церковь. Католическая, в первую очередь. Теперь японимаю князя Мышкина, который говорил, что “католичество - еще хуже, чематеизм“. Античный мир возвелгигиенические процедуры в одно из главных удовольствий, достаточно вспомнитьзнаменитые римские термы. До победы христианства только в одном Римедействовало более тысячи бань. Христиане первым делом, придя к власти, закрыливсе бани. Королева ИспанииИзабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всегодва раза - при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королейпогибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VIIмучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II). Герцог Норфолкотказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками.Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-елеотмыли. Русские послы придворе Людовика XIV писали, что их величество “смердит аки дикий зверь“. Самихже русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню разв месяц - безобразно часто. Если в ХV - ХVI векахбогатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII - ХVIII веках они вообщеперестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться - нотолько в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставиликлизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни - и то посовету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либопринимать водные процедуры. В те смутные временауход за телом считался грехом. Христианские проповедники призывали ходитьбуквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно былодостичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно былосмыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди немылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особымипризнаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианамсоответствующий пример служения Господу. На чистоту смотрели сотвращением. Вшей называли “Божьими жемчужинами“ и считали признаком святости.Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что воданикогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилосьпереходить вброд реки. Люди настолькоотвыкли от водных процедур, что доктору Ф.Е. Бильцу в популярномучебникемедицины конца XIX(!) века приходилось уговаривать народ мыться. “Есть люди,которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо ссамого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна, - писалБильц в книге “Новое природное лечение“, - После пятой или шестой ванны к этомуможно привыкнуть...“. Доктору мало кто верил... Духи - важноеевропейское изобретение - появились на свет именно как реакция на отсутствиебань. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна -маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами. Король-Солнце,проснувшись однажды утром в плохом настроении (а это было его обычное состояниепо утрам, ибо, как известно, Людовик XIV страдал бессонницей из-за клопов),повелел всем придворным душиться. Речь идет об эдикте Людовика XIV, в которомговорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы ихаромат заглушал зловоние от тел и одежд. Первоначально эти“пахучие смеси“ были вполне естественными. Дамы европейского средневековья,зная о возбуждающем действии естественного запаха тела, смазывали своимисоками, как духами, участки кожи за ушами и на шее, чтобы привлечь вниманиежеланного объекта. С приходомхристианства будущие поколения европейцев забыли о туалетах со смывом наполторы тысячи лет, повернувшись лицом к ночным вазам. Роль забытой канализациивыполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев. Забывшие обантичных благах цивилизации люди справляли теперь нужду где придется. Например,на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодическипереезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем былодышать. Ночные горшки стояли под кроватями дни и ночи напролет. После того, какфранцузский король Людовик IX (ХIII в.) был облит дерьмом из окна, жителямПарижа было разрешено удалять бытовые отходы через окно, лишь триждыпредварительно крикнув: “Берегись!“ Примерно в 17 веке для защиты голов отфекалий были придуманы широкополые шляпы. Изначально реверансимел своей целью всего лишь убрать обосранную вонючую шляпу подальше отчувствительного носа дамы. В Лувре, дворцефранцузских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, налестницах, на балконах. При “нужде“ гости, придворные и короли либо приседалина широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили “ночные вазы“,содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и вВерсале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известенблагодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца,прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе),вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду. Король-Солнце, как ивсе остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетовлюбые уголки Версаля и других замков. Стены замков оборудовались тяжелымипортьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудоватькакие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в парк? Нет, такое даже вголову никому не приходило, ибо на страже Традиции стояла ...диарея.Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и гдеугодно. При соответствующем качестве средневековой пищи понос был перманентным.Эта же причина прослеживается в моде тех лет на мужские штаны-панталоны, состоящиеиз одних вертикальных ленточек в несколько слоев. Парижская мода на большиеширокие юбки, очевидно, вызвана теми же причинами. Хотя юбки использовалисьтакже и с другой целью - чтобы скрыть под ними собачку, которая была призваназащищать Прекрасных Дам от блох. Естественно, набожныелюди предпочитали испражняться лишь с Божией помощью - венгерский историкИштван Рат-Вег в “Комедии книги“ приводит виды молитв из молитвенника подназванием: “Нескромные пожелания богобоязненной и готовой к покаянию души накаждый день и по разным случаям“, в число которых входит “Молитва приотправлении естественных потребностей“. Не имевшиеканализации средневековые города Европы зато имели крепостную стену иоборонительный ров, заполненный водой. Он роль “канализации“ и выполнял. Состен в ров сбрасывалось дерьмо. Во Франции кучи дерьма за городскими стенамиразрастались до такой высоты, что стены приходилось надстраивать, как случилосьв том же Париже - куча разрослась настолько, что говно стало обратно переваливаться,да и опасно это показалось - вдруг еще враг проникнет в город, забравшись настену по куче экскрементов. Улицы утопали в грязии дерьме настолько, что в распутицу не было никакой возможности по ним пройти.Именно тогда, согласно дошедшим до нас летописям, во многих немецких городахпоявились ходули, “весенняя обувь“ горожанина, без которых передвигаться поулицам было просто невозможно. Вот как, по даннымевропейских археологов, выглядел настоящий французский рыцарь на рубеже XIV-XVвв: средний рост этого средневекового “сердцееда“ редко превышал один метршестьдесят (с небольшим) сантиметров (население тогда вообще было низкорослым).Небритое и немытое лицо этого “красавца“ было обезображено оспой (ею тогда вЕвропе болели практически все). Под рыцарским шлемом, в свалявшихся грязныхволосах аристократа, и в складках его одежды во множестве копошились вши иблохи. Изо рта рыцаря таксильно пахло, что для современных дам было бы ужасным испытанием не толькоцеловаться с ним, но даже стоять рядом (увы, зубы тогда никто не чистил). А елисредневековые рыцари все подряд, запивая все это кислым пивом и закусываячесноком - для дезинфекции. Кроме того, во времяочередного похода рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всем своемжелании не мог снять без посторонней помощи. Процедура надевания и снимания латпо времени занимала около часа, а иногда и дольше. Разумеется, всю свою нуждублагородный рыцарь справлял... прямо в латы. Некоторые историкибыли удивлены, почему солдаты Саллах-ад-Дина так легко находили христианскиелагеря. Ответ пришел очень скоро - по запаху. Если в началесредневековья в Европе одним из основных продуктов питания были желуди, которыеели не только простолюдины, но и знать, то впоследствии (в те редкие года,когда не было голода) стол бывал более разнообразным. Модные и дорогие специииспользовались не только для демонстрации богатства, они также перекрывализапах, источаемый мясом и другими продуктами. В Испании в средниевека женщины, чтобы не завелись вши, часто натирали волосы чесноком. Чтобы выглядетьтомно-бледной, дамы пили уксус. Собачки, кроме работы живыми блохоловками, ещеодним способом пособничали дамской красоте: в средневековье собачьей мочойобесцвечивали волосы. Сифилис ХVII -XVIIIвеков стал законодателем мод. Гезер писал, что из-за сифилиса исчезалавсяческая растительность на голове и лице. И вот кавалеры, дабы показать дамам,что они вполне безопасны и ничем таким не страдают, стали отращивать длиннющиеволосы и усы. Ну, а те, у кого это по каким-либо причинам не получалось,придумали парики, которые при достаточно большом количестве сифилитиков ввысших слоях общества быстро вошли в моду и в Европе и в Северной Америке.Сократовские же лысины мудрецов перестали быть в почете до наших дней. Благодаря уничтожениюхристианами кошек расплодившиеся крысы разнесли по всей Европе чумную блоху,отчего пол-Европы погибло. Спонтанно появилась новая и столь необходимая в техусловиях профессия крысолова. Власть этих людей над крысами объясняли не иначекак данной дьяволом, и потому церковь и инквизиция при каждом удобном случаерасправлялись с крысоловами, способствуя таким образом дальнейшему вымираниюсвоей паствы от голода и чумы. Методы борьбы сблохами были пассивными, как например палочки-чесалочки. Знать с насекомымиборется по своему - во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствуетспециальный паж для ловли блох короля. Состоятельные дамы, чтобы не разводить“зоопарк“, носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк неуцепится, ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье, к шелку блохи ивши действительно не прилипают. Влюбленные трубадурысобирали с себя блох и пересаживали на даму, чтоб кровь смешалась в блохе. Кровати,представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой иобязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение. Стольшироко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели - чтобы клопыи прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались. Считается, что мебельиз красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видноклопов. Кормить собой вшей,как и клопов, считалось “христианским подвигом“. Последователи святого Фомы,даже наименее посвященные, готовы были превозносить его грязь и вшей, которыхон носил на себе. Искать вшей друг на друге (точно, как обезьяны -этологические корни налицо) - значило высказывать свое расположение. Средневековые вшидаже активно участвовали в политике - в городе Гурденбурге (Швеция)обыкновенная вошь (Pediculus) была активным участником выборов мэра города.Претендентами на высокий пост могли быть в то время только люди с окладистымибородами. Выборы происходили следующим образом. Кандидаты в мэры садилисьвокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Затем специально назначенныйчеловек вбрасывал на середину стола вошь. Избранным мэром считался тот, в чьюбороду заползало насекомое. Пренебрежение гигиенойобошлось Европе очень дорого: в XIV веке от чумы (“черной смерти“) Францияпотеряла треть населения, а Англия и Италия - до половины. Медицинские методыоказания помощи в то время были примитивными и жестокими. Особенно в хирургии.Например, для того, чтобы ампутировать конечность, в качестве “обезболивающегосредства“ использовался тяжелый деревянный молоток, “киянка“, удар которого поголове приводил к потере сознания больного, с другими непредсказуемымипоследствиями. Раны прижигали каленым железом, или поливали крутым кипятком иликипящей смолой. Повезло тому, у кого всего лишь геморрой. В средние века еголечили прижиганием раскаленным железом. Это значит - получи огненный штырь взадницу - и свободен. Здоров. Сифилис обычно лечилиртутью, что, само собой, к благоприятным поледствиям привести не могло. Кроме клизм и ртутиосновным универсальным методом, которым лечили всех подряд, являлоськровопускание. Болезни считались насланными дьяволом и подлежали изгнанию -“зло должно выйти наружу“. У истоков кровавого поверья стояли монахи -“отворители крови“. Кровь пускали всем - для лечения, как средство борьбы споловым влечением, и вообще без повода - по календарю. “Монахи чувствовали себязнатоками в искусстве врачевания и с полным правом давали рекомендации“.Основная проблема была в самой порочной логике такого лечения - если улучшениеу больного не наступало, то вывод делался только один - крови выпустили слишкоммало. И выпускали еще и еще, пока больной от потери крови не умирал.Кровопускание, как излюбленный метод лечения всех болезней, унесло, вероятно,жизней не менее, чем чума. Была в средневековойевропе и хирургия. Даже если хирург научился резать быстро - а к этому они истремились, памятуя Гиппократа: “Причиняющее боль должно быть в них наиболеекороткое время, а это будет, когда сечение выполняется скоро“ - то из-заотсутствия обезболивания даже виртуозная техника хирурга выручала лишь в редкихслучаях. В Древнем Египте попытки обезболивания делались уже в V-IIIтысячелетиях до н.э. Анестезия в Древней Греции и Риме, в Древнем Китае и Индииосуществлялась с использованием настоек мандрагоры, белладонны, опия и т.п., вХV-ХIII веках до н.э. для этой цели был впервые применен алкоголь. Но вхристианской Европе обо всем этом позабыли. Широкораспространяются в средневековье лекарства из трупов и размолотых костей.Гарманн приводит также рецепт “божественной воды“, названной так за своичудесные свойства: берется целиком труп человека, отличавшегося при жизнидобрым здоровьем, но умершего насильственной смертью; мясо, кости ивнутренности разрезаются на мелкие кусочки; все смешивается и с помощьюперегонки превращается в жидкость. Нарочитоепренебрежение к смерти и презрение к земной жизни проявилось в таком явлении,как мода на человеческие черепа. Историк Рат-Вег поражался такому обычаю,широко распространенном в Европе еще в 18-ом веке: “Трудно представить,что человеческий череп когда-то был предметом моды. Ненормальная мода родиласьв Париже в 1751 году. Знатные дамы устанавливали череп на туалетный столик,украшали его разноцветными лентами, устанавливали в него горящую свечу ивременами погружались в благоговейное созерцание“. Но удивляться тут особеннонечему - у такого отношения к человеческим останкам глубокие корни. Христиане тысячелетиенасаждали культ поклонения мощам. Как известно, первые христиане жили вкатакомбах в окружении трупов. Для языческойкультуры это было неприемлемым явлением. Евнапий из Сард в IV веке описывалосквернение христианами языческого храма Сераписа: “они привели в это священноеместо так называемых монахов, которые имеют хотя человеческий образ, но ....собирают кости и черепа людей, уличенных в преступлениях и казненных поприговору суда, выдают их за богов и повергаются ниц перед ними“. Этим культоммертвых тел, а также культом евхаристии, Церковь добилась того, что народ вЕвропе еще в 17-ом веке свято верил, что истертые в порошок черепа и костяшкипальцев очень полезны для здоровья. Из обожженных костей счастливых супруговили страстных любовников приготовляли возбуждающий любовный напиток. Великий инквизиторИспании Томас де Торквемада (1420-1498), широко прославившийся своей священнойборьбой с еретиками, стал своеобразным “лицом Инквизиции“, наряду с Крамером иШпренгером. Торквемада с истинно христианским человеколюбием сжег на кострах 10220 человек. Гораздо меньше известно другое - сколько человеческого материала“врагов народа“ было использовано более рационально. Сжигание заживоэмоционально заслоняет от нас куда большее количество “общественно полезных“приговоров образовавшейся в Испании “экономической инквизиции“. Например, темже Торквемадой к ссылке на галеры было приговорено 97 371 человек. Именно нагалерах должны были эти еретики искупать свою вину перед Господом. ТомасТорквемада был духовником инфанты Изабеллы Кастильской (той самой, котораягордилась тем, что мылась два раза в жизни). В отношении“истинных“ врагов Церкви (то есть, например, тех кто отказывался признать своювину или посмел не “заложить“ свою семью, родственников и друзей) Инквизициябыла непримирима - только костер. У остальных еретиков всегда был выбор:быстрая смерть в огне (тогда еще быстрая - сожжение на сырых дровах христианепридумают позже) или галеры. Ссылка на галеры фактически являлась той жесмертной казнью, только отложенной - большинство приговоренных к пожизненнойкаторге не доживало даже до окончания второго года заключения. …1717 года, вбытность Петра Великаго в Париже, приказал он сделать въ одномъ доме длягренадеровъ баню на берегу Сены, и чтобъ они въ оной после пару купались. Такоенеобыкновенное и для Парижанъ, по мнению ихъ, смерть приключающее действиепроизвело многолюдное сборище Парижанъ. Они съ удивлениемъ смотрели, какъсолдаты, выбегая разгоряченные баннымъ паромъ, кидались въ реку, плавали иныряли. Королевский гофмейстеръ Вертонъ, находящийся при услугахъ императору,видя самъ cie купанье, Петру Великому докладывалъ, (не зная, что то делается поприказу государя), чтобъ онъ солдатамъ запретилъ купаться, ибо де всеперемрутъ. Государь разсмеявшись отвечалъ: «Не опасайтесь, господинъ Вертонъ!Солдаты отъ парижскаго воздуха несколько ослабли, такъ закаливаютъ себя русскоюбанею. У насъ бываетъ cie и зимою; привычка — вторая натура». Нартов А.К.Достопамятные повествования и речи Петра Великого / Предисл. и коммент. Л.Н.Майкова // Записки Императорской Академии наук, 1891. – Т. 67. - Прил. № 6. -С. I- XX, 1-138. ___________________________________________________________ Часто прошлое,сведения о котором мы черпаем из «исторических» романов, предстает в розовомсвете. Вспомним «Трех мушкетеров». Дамы, кавалеры, честь и любовь, интриги иблагородство. Лувр, наконец. Были, правда, водворце некоторые проблемы. Не совсем дворцовые, но отражающие особенностиэпохи. Технология, обеспечивающая сосуществование больших групп людей, еще небыла отработана, что и накладывало на быт неприятно пахнущий отпечаток. Я о туалетах.Оказывается, в огромном дворце их не было ни одного. О чем думали архитекторы?О возвышенной красоте, конечно. А природа она и есть природа, чего же о нейдумать. Отхожие места устраивать в галантную эпоху еще не считали нужным. По свидетельствуочевидца: «В Лувре и вокруг него, внутри двора и в его окрестностях, в аллеях,за дверьми - практически везде можно увидеть тысячи кучек и понюхать самыеразные запахи одного и того же - продукта естественного отправления живущихздесь и приходящих сюда ежедневно». Пораженный луврскимиреалиями великий Леонардо да Винчи, посетивший Париж по приглашению короляФрансуа I, спешно спроектировал для монарха туалет с водосмывом. Но, какизвестно, многие идеи гения опередили современность на века. Водный туалет дляфранцузского двора - не исключение. Для нашихсовременников это все выглядит дико, но «что естественно»… Средневековый Лувр -не исключение, а только часть целого. Принимать какие-то специфические меры длярешения гигиенических проблем просто не умели и жили, как придется. Жители парижскихмногоэтажек от помоев избавлялись просто - выливали их в окно. А чтобы случайноне окатить сверху зазевавшегося прохожего, придерживались правила: прежде чемвылить помои, горожане трижды громко кричали: «Осторожно, выливаю!» Нельзя сказать, чтовласти не боролись с явлением. Первый закон, запрещавший выливать содержимоеночных горшков в окно, был принят еще в 1270-м году. Но ведь одних запретовмало, а городской канализации еще не существовало. Под изысканныминарядами аристократы носили шелковое белье. Причина его популярности проста. Вскользкой материи не водились паразиты, блохи и вши, им там было не за чтоуцепиться. О том, что насекомыебыли проблемой, свидетельствуют образцы хитроумных приспособлений, которыеможно встретить даже в Эрмитаже. Речь о блохоловках. Знатные люди заказывали ихиз драгоценных металлов. Приспособления с приманкой - кусочком меха,пропитанного кровью, закладывали в пышные парики, часто украшавшие бритыенаголо головы. С точки зрениясовременного гигиениста в распространении насекомых не было ничего необычного.Требования гигиены - это порождение более позднего времени. А в средние векадаже знатные дамы принимали ванну не чаще пары-тройки раз в году. ЗнаменитыйКороль-Солнце, сын Анны Австрийской Людовик XIV, вообще мылся всего два раза вжизни, и то по настойчивым рекомендациям врачей. На такомцивилизованном европейском фоне по меньшей мере странными выглядели некоторыерусские обычаи. Людовик XIV даже подсылал ко двору Петра I специальных шпионов,чтобы выяснить, чем именно занимался в уединении светлейший Меньшиков,еженедельно посещавший баню. Короля-Солнце, не дружившего с водой, понятьможно. У него не укладывалось в голове, что мыться можно так часто. Впрочем, бани банями,а в целом благоухание улиц российских городов мало чем отличалось отевропейских. О «вонючих потоках» у памятника Минину и Пожарскому писалимосковские газеты еще в 1871 году. Среди всех российских городов и населенныхпунктов начала XX века, а было их более тысячи, канализацию имели всего лишьодиннадцать. За последние сто летбыт горожан изменился кардинально. Стоит помнить об этом, и, поэтизируя прошлоеценить настоящее.
|
Категория «Фотографы»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.