Сегодня 26 ноября, вторник ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7276
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
ПРАВДА ДЬЯКОНА С.
ПРАВДА ДЬЯКОНА С.
Голосов: 1
Адрес блога: http://diak-svyatoslav.livejournal.com/
Добавлен: 2011-05-11 10:25:34
 

Как Марат Гельман "окультурил" бюджет Перми на 2 миллиарда

2012-08-04 15:49:47 (читать в оригинале)

На днях во френдленте поймал ссылку на статью Павла Тайкова "Гельмантоз культурного пространства". Был поражен "культурным" размахом скандального галериста-политтехнолога. Предлагаю выжимки из статьи с интересной статистикой.

Как пилили "культурный" бюджет

Первоначальный этап внедрения новой культуры в Перми называют ёмким словом «интервенция». Как вспоминают представители здешней творческой интеллигенции, символом наступивших перемен стало появление министра культуры Пермского края Николая Новичкова на одной из театральных премьер в брюках и футболке. Вслед за этим на всю страну прогремел спонсируемый Гельманом культурный портал «Соль», который заказал детскому хору спеть «Мурку», записал и выложил видео в Интернете. Дальнейшее строительство «культурной столицы» происходило уже на улицах города. Пролоббированный Гельманом трёхлетний бюджет на культуру составил без малого 2 млрд рублей. 
[Читать далее >>>]



Результат этих бюджетных вливаний изумил даже привычных к эпатажу и большим тратам западных авангардистов. Так, всего за 9 млн рублей при въезде в Пермь был выстроен идеальный, с точки зрения местных искусствоведов, символ коррупционного распила — 12-метровая объёмная буква «П», сколоченная из еловых брёвен. «Арт-объект» «Сфера» обошёлся дешевле — всего в 5 млн рублей. Троица человечков с мусорными бачками, так называемых трэшменов, стоила государству сущие копейки — по 102 тыс. рублей за штуку. Примерно столько же было потрачено на каждого из целой команды деревянных «красных человечков», установленных на газоне перед зданием краевой администрации. Зато высокохудожественная «Стена», на деле представляющая собой решётчатый забор из клееного бруса, сразу облегчила краевой бюджет на 35 млн рублей.

Но самым дорогостоящим проектом оказался фестиваль «Белые ночи»: его почти 200-миллионной сметы хватило бы на годовое финансирование всех объектов культуры любого из краевых райцентров. Организаторам такая сумма запредельной не казалась. Более того, сам Гельман в одном из своих интервью жаловался на чисто технические трудности в освоении средств: «…к сожалению, бизнес-механизмы не поспевают за нашим темпом. Пермь творческая за три года обогнала Пермь деловую на порядок».

Реальную стоимость возведения незамысловатых бревенчатых конструкций ключевых пермских «арт-объектов» легко подсчитает любой квалифицированный прораб. А вот масштаб сумм, осевших в карманах гельмановской команды, можно установить только приблизительно. Некоторое представление о легальных доходах «культурных революционеров» даёт обнародованный в 2011 году отчёт Контрольно-счётной палаты края. По данным ревизоров, за 2,5 года зарубежные поездки ближайших соратников Гельмана обошлись бюджету в 1 млн 253 тыс. рублей. К примеру, бывший краевой министр культуры Борис Мильграм трижды посетил Цюрих для консультаций по вопросу разработки концепции Пермской художественной галереи. Бюджетные траты на зарплату двух художественных руководителей и двух режиссёров театрального проекта «Сцена-Молот» составили 4 млн 216 тыс. рублей. И только в первой половине 2011 года на содержание штата Центра по реализации проектов Вячеслава Торчинского краевая администрация потратила без малого 8 млн рублей.

Как умирали очаги традиционной культуры

В финансовой сфере возможность бесконтрольных трат ограничена размером бюджета. Фактически гельмановская команда культуртрегеров жила на деньги, предназначенные для поддержания местных учреждений культуры. И каждый затратный проект московской тусовки приводил к сокращению объёма финансирования пермских домов творчества, клубов, кружков, библиотек, музеев и театров. Урезание расходов шло по нарастающей: в 2011-м, на пике «культурной революции», краевая администрация сэкономила на традиционной культуре 68 млн, а в нынешнем году сокращение составило уже 90 млн рублей. Проект создания «культурной столицы Европы» привёл к ликвидации трёх сотен культурно-досуговых центров, 197 библиотек и 308 сельских киноустановок. По причине недостатка финансирования были сокращены 42% работников культуры. Коллапс традиционной культуры серьёзно повредил международному имиджу Перми: западная общественность крайне негативно отнеслась к закрытию лучшего в России финно-угорского фестиваля KAMWA.

Скандальная известность — главный актив любого московского тусовщика. А уж его монетизация, судя по опыту Марата Гельмана, — дело техники. Как в своё время писала Лидия Сычёва, «культурный альянс» политтехнолога уже вовсю «шагает по стране»: клоны пермских «красных человечков» были замечены в Ижевске, Тверь приютила у себя гельмановский центр современного искусства «ТверЦА», а нефтяная Тюмень потратилась на проведение фестиваля.

«Не надо думать, будто губернаторы и региональные чиновники не знают, в чём состоит «искусство Гельмана», — отмечает Лидия Сычёва. Нетрудно заметить, что каждый региональный прорыв «культурной революции» проходит на фоне очередного громкого скандала. Не стал исключением недавний визит Марата Гельмана в Краснодарский край. Политтехнолог приготовил для богатого южного края ещё более грандиозный проект, чем для бедствующего Пермского. Для житницы России планировалось создать образ края развлечений по примеру американского Лас-Вегаса и, конечно, центр современного искусства. Невостребованность бизнесом и отторжение обществом — для него по-прежнему пустой звук. Ведь главное — глобальность бюджета проекта, а потому задумка должна быть утопической, а лучше и нереализуемой.

Гельман приехал с выставкой… и со скандалом. Протестующих краснодарцев и казаков попытались выдать за адекватную реакцию на новаторское искусство. Против проведения выставки Icons в Краснодаре выступили епархии. Сам Гельман заявляет, что в выставке нет ничего, что могло бы оскорбить чувства верующих. Но проведённая Гельманом выставка «не открыла кассы», как пишут комментаторы ЖЖ Гельмана. Разочарованный визитёр начал устраивать шумиху и выдал себя с потрохами: ответственные лица в администрации края в одночасье превратились в глубоко неразбирающихся. Видимо, не простив обиду РПЦ и Краснодарскому краю, политтехнолог распространяет самые невероятные слухи: бездушные краснодарские священники якобы отказались отпевать погибших во время наводнения в Крымске.

Полностью материал можно прочитать здесь.

P.S. Вот это яблоко, например, обошлось пермскому бюджету в 1 миллион рублей.







Тэги: культура, перепост

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.