Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная /
Каталог блоговCтраница блогера Слушай Народ Божий!/Записи в блоге |
Слушай Народ Божий!
Голосов: 1 Адрес блога: http://antipa62.livejournal.com/ Добавлен: 2011-07-22 12:30:44 блограйдером Elimelech |
|
Что такое настоящая вера?
2017-07-24 15:32:55 (читать в оригинале)И сказал Я вам: «Не страшитесь и не бойтесь их! Б-г Всесильный ваш, идущий перед вами, Он сражаться будет за вас, как сделал Он это в Египте на глазах у вас» … И в этом деле не верите вы Б-гу, Всесильному вашему. (Дварим 1, 29:32)
Танах нередко описывает событие или явление дважды или даже трижды. Такой прием можно уподобить зрению человека: человек видит предметы двумя глазами, и хотя оба глаза смотрят на один и тот же предмет, все же каждый глаз видит его немного под другим углом, что дает в целом более полную и объемную картину. Точно так же описания событий в Танахе – они не копируют друг друга, но каждое описание выявляет некоторые изменения, преподносит событие с другого угла зрения, что дает возможность понять его глубже.
Например, грех разведчиков – он описан в Торе дважды: в главе Шлах история излагается сухо, как факт; второй раз в нашей недельной главе эта же история является частью упреков, которые Моше высказывает народу перед смертью. И из этого описания можно не только узнать сам грех, но увидеть его корень. Однако, если задумаемся над словами Моше, нам будет трудно понять, в чем корень греха. С одной стороны, кажется, что причина греха в недостатке веры, как сказал Моше: «И не поверили вы этим словам Б-га Всесильного вашего». Из других же стихов видно, что причиной греха была мысль о том, что Всесильный в ненависти к евреям вывел их из Египта (они говорили: «В ненависти вывел нас Всесильный из Египта»).
Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, следует разъяснить истинный смысл слова «вера» (эмуна). Обычно под верой подразумевается принятие каких-то основ без доказательств. Но такой подход чужд иудаизму. Моше сформулировал принципы веры в обращении к евреям (Дварим 4, 39): «Познай же сегодня и прими сердцем своим, что Б-г есть Всесильный, на небе вверху и на земле внизу нет другого». Из этих слов мы видим, что Тора определяет принцип «Нет никого, кроме Б-га» как знание, а не как слепую веру.
Определение слова «верить» (эмуна) мы учим из Книги Судей (11, 20): «Но не доверил (буквально: поверил – ло ээмин) Сихон Израилю пройти через пределы свои», т.е. Сихон не полагался на обещание Израиля, подумал он: «Обманывают сыны Израиля нас, пришли они захватить землю». Отсюда следует, что смысл слова «вера» (эмуна) в том, что человек доверяет другому и полагается на его слово. Поэтому тот, на кого можно положиться, называется «верным», как написано о Моше рабейну (Бемидбар 12, 7): «Во всем доме Моем доверенный (нееман) он». А вера в Б-га означает, что мы, зная, что Он – единственный управитель мира, полагаемся на Него и верим Ему, благословенному, что все события, которые происходят в нашей жизни – только к хорошему.
Поэтому недостаток веры и стал причиной греха разведчиков. Они не осознали, что Всевышний любит Свой народ и всегда делает для него только добро. Выходит, что не никакого противоречия между стихами, упомянутыми выше – они лишь дополняют друг друга.
Почему вавилонский полководец принял гиюр?
2017-07-24 14:59:11 (читать в оригинале)Рассказывается
Невузрадан был поражен: он никогда раньше не видел ничего подобного и поэтому велел евреям совершить жертвоприношение прямо у него на глазах – и пусть он увидит, как кровь закипает на земле этого города. Так и сделали по его повелению, но ничего необычного Невузрадан не уoindex>видел.
«Вы меня обманули»,- рассердился полководец. И тогда евреи были вынуждены рассказать ему правду.
«Был среди нас первосвященник Иояда. Он помог возвыситься царю Йоашу, поучал и наставлял его. Йоаш бы прекрасным царем до тех пор, пока не умер первосвященник. После же его смерти знать стала нашептывать царю, что он само совершенство, он подобен богу, и начали поклоняться ему, как идолу. Зхарья, сын покойного первосвященника Иояды, принялся упрекать народ за идолопоклонство, обличал его грехи и пророчествовал грядущее наказание за прегрешения.
Решила знать избавиться от него, и подговорили они царя Йоаша (который должен был вовек быть благодарен отцу Зхарьи), забить его сына, пророка, камнями.
Кровь пророка Зхарьи пролилась на этом месте и кипит по сей день, напоминая о нашем грехе. Как мы не пытались избавиться от нее – все без толку», — удрученно сказали жители Иерусалима непрошеному гостю.
«А я сейчас же успокою эту кровь!» — воскликнул Невузрадан. Он приказал привести членов Большого Синедриона и велел зарезать их всех до единого, затем членов Малого Синедриона постигла та же гибельная участь, затем были убиты все мудрецы Торы и дети, едва приступившие к ее изучению.
Но кровь не исчезала и не переставала кипеть. Убийца был в ужасном гневе.
«Зхарья, Зхарья, неужели ты хочешь, чтобы я перебил весь твой народа?» — обратился он к пророку.
И кровь перестала кипеть.
И тут ужаснулся Невузрадан. Подумал он: «Если столь велико было наказание этого народа за кровь одного пророка, то, что же будет со мной, убившим стольких?» Такова была сила его раскаяния, что он принял гиюр и стал учить Тору, а его потомок, рабби Меир, вошел в историю как один из самых великих мудрецов.
Что же так поразило нечестивца: почему то, что кровь перестала кипеть в одночасье, потрясло его сильнее, чем то, что она находилась многие годы в одном месте, не переставая бурлить?
Разве второе – не большее чудо?
Дело в том, что человек, находящийся в погоне за какой-то целью, не способен внезапно остановиться и задуматься над своими действиями, и взглянуть на себя со стороны.
Говорят наши мудрецы: «Не успокаивай того, кто гневается». Это бесполезно, ибо нужно, чтобы прошло время, и человек сам вышел из состояния гнева и смог трезво рассуждать. До этого все доводы его оппонента бессильны.
Так и Невузрадан: пока он не достиг своей цели, пока кровь на земле не успокоилась, не был в состоянии задуматься и не осознавал, как страшны его действия.
Так и всякий человек, желающий понять цель жизни, суть того, что его окружает, должен найти время для спокойных размышлений.
Пишет Хазон Иш в своей книге «Вера и упование»:
«Если человек обладает душевным спокойствием, его глаза видят гармонию окружающего мира, его увлекает загадка мироздания, которую необходимо разрешить».
Только в состоянии душевного спокойствия, когда человек на время отстраняется от мирских забот и суеты, у него есть возможность задуматься о мироздании.
автор текста: рав Реувен Куклин
Мои твиты
2017-07-24 12:01:49 (читать в оригинале)- Вс, 12:43: Твоей мерой будут измерять и тебе.. https://t.co/aO4aQnZFBT
- Вс, 12:55: Новая запись в LiveJournal: https://t.co/cRl6Rkmwdt
- Вс, 13:32: Картинка просто так... https://t.co/6br76I6UZ2
- Вс, 13:59: Нацив из Воложина https://t.co/ZQtyWOE2IB
- Вс, 19:37: рав Хаим из Бриска https://t.co/Tx1628fvbl
- Вс, 23:09: о том, откуда взялись шрифты и как они устроены — Meduza https://t.co/YIEaCXiKaU с помощью @meduzaproject
- Пн, 08:33: Могилы вожделения https://t.co/4s0QsAKJfj
- Пн, 09:06: Брискер ров — рав Ицхак Зеев Соловейчик https://t.co/9RLOvkpGJA
Брискер ров — рав Ицхак Зеев Соловейчик
2017-07-24 09:06:07 (читать в оригинале)Раби Ицхак-Зеев бар Хаим Алеви Соловейчик (Реб Велвел; Брискер Рав; Агриз из Бриска; 5646-5720 /1886-1959/ гг.) – выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
Прямой потомок р. Хаима Воложинера, ближайшего ученика Виленского Гаона.
Младший сын р. Хаима Соловейчика (р. Хаима Брискера) и внук р. Йосефа-Дова Соловейчика (Бейт алеви).
По материнской линии он был правнуком главы Воложинской ешивы р. Нафтали-Цви-Йеуды Берлина (Нацива) и внуком р. Рефаэля Шапиро (Торат Рефаэль), возродившего Воложинскую ешиву после ее закрытия российскими властями.
В городе Бриск
Железнодорожный вокзал Бриска тех времен
В 5652 /1892/ году, когда Велвелу (на идиш – ласкательный вариант имени Зеев) едва исполнилось шесть лет, жандармы опечатали здание Воложинской ешивы, в которой преподавал его отец. Семья переехала в г. Бриск (Брест-Литовск), где р. Хаим Соловейчик возглавил общину города.
Изучал Тору под руководством отца, посвящавшего занятиям с ним значительную часть своего дня. Он стал ближайшим учеником и духовным наследником отца, развивавшим и совершенствовавшим его методы исследования Талмуда.
В 5678 /1918/ году, после смерти р. Хаима Соловейчика, тридцатидвухлетний р. Велвел сменил его во главе общины Бриска, заняв один из самых почетных в еврейском мире раввинских «тронов».
С годами вокруг него сложилась группа особо одаренных учеников, однако он не создавал формальной ешивы или колеля.
В 5690-е /1930-е/ годы Брискер Рав (Раввин из Бриска) стал одним из общепризнанных духовных лидеров евреев Польши.
Начало второй мировой войны
Начало второй мировой войны застало его в курортном городке Отвоцке, возле Варшавы, и он оказался среди десятков тысяч людей, хлынувших в поисках убежища в столицу страны. В течение четырех недель город сотрясался от взрывов бомб и снарядов – задняя часть дома, в котором скрывался р. Велвел была разрушена. В конце концов, польские защитники Варшавы прекратили безнадежное сопротивление, и четырнадцатого тишрея (27 сентября) 5700 /1939/ года, в канун праздника Суккот, войска вермахта вошли в город. Р. Велвел вспоминал, что, как только прекратились бомбежки, варшавские евреи и беженцы, выбравшись из укрытий, «принялись собирать обломки дверей, оконных рам и строить из них сукки (шалаши)» (Е. Ляйтнер, Спасение Торы из огня Катастрофы с.15).
Немецкие силы во время вторжения в Польшу
В первый вечер немецкой оккупации в городе объявили комендантский час, однако посреди ночи р. Велвел был разбужен гулом еврейских голосов. Выглянув из своего убежища, он «с удивлением увидел длинную очередь евреев, растянувшуюся на несколько кварталов». Сосед по убежищу объяснил ему, что в Варшаве, где собралось около полумиллиона евреев, оказалось всего четыре этрога – плода, необходимого для выполнения важнейшей праздничной заповеди. Узнав, что владельцем одного из этих плодов является Брискер Рав, варшавяне, невзирая на комендантский час, с ночи собрались у его убежища. Незадолго до рассвета под вой сирены появились грузовики с немецкими солдатами – спрыгнув на землю, они набросились на толпу. Послышались вопли избиваемых и стоны раненных. Орудуя прикладами, солдаты разогнали толпу и уехали, но уже через пять минут очередь к убежищу р. Велвела стояла на прежнем месте – уже рассвело, можно было приступать к выполнению заповеди (там же с.17-19).
Еврей выполняет заповедь брать этрог
Еврей выполняет заповедь брать этрог
Воспользовавшись военной неразберихой, Брискер Рав сумел покинуть захваченную Варшаву и добраться до Вильно (Вильнюса).
В этом полном опасностей путешествии р. Велвел воспользовался сегулой (защитным средством), приведенной в книге р. Хаима из Воложина. И так сказано там: «человек, который желает отменить желания других, направленные против него, должен для этого ему следует твёрдо сказать в своём сердце: «Всевышний — Б-г истинный, и нет, кроме Него, Благословенного, никакой силы в мире и во всех мирах…» и совершенно перестанет обращать внимание на какие-либо силы и желания в мире, направив свои мысли только к Единственному Господину, благословен Он, и тогда также и Он аннулирует все силы и желания, чтобы не смогли совершенно повлиять на человека».
Весь путь до Вильно он проделал, целиком сосредоточившись на осознании того, что все события в мире направляются Б-жественным Провидением и являются осуществлением воли Творца, любящего народ Израиля. Лишь однажды р. Велвел утерял необходимую концентрацию и сразу же заметил немецкий патруль, приближающийся к нему. В последнее мгновение ему все же удалось вернуться в медитативное состояние – и солдаты, не дойдя нескольких шагов до него, внезапно повернули в другую сторону.
На Святой Земле
Летом 5700 /1940/ года он получил сертификаты, дающие право легального въезда в подмандатную Палестину.
Еще несколько месяцев р. Велвел дожидался приезда жена и троих детей – но, в конце концов, им не удалось пробраться из Бриска в Литву и они погибли от рук нацистов (Зерах Вархафтиг, Уцелевшие в годы Катастрофы с.63).
Зимой 5701 /1941/ года Брискер Рав совершил алию на Землю Израиля и поселился в Йерушалаиме.
Брискер ров в Иерусалиме
Как и в Бриске, вокруг него сложилась группа выдающихся учеников – р. Велвел занимался с ними у себя дома, не желая создавать формального учебного заведения.
После смерти р. Авраама-Йешаи Карелица (Хазон Иш), последовавшей в 5714 /1953/ году, харедимные общины Земли Израиля признали Рава из Бриска своим духовным главой и высшим авторитетом при вынесении алахических решений.
Смерть
Р. Ицхак-Зеев Соловейчик, Брискер Рав, умер девятого тишрея 5720 /1959/ года.
Во главе группы ближайших учеников его сменил сын р. Йосеф-Дов Соловейчик, создавший первую на Святой Земле ешиву «брискского» направления.
Из духовного наследия Рава из Бриска были опубликованы его толкования Танаха, записанные на уроках учениками, а также алхические заметки к талмудическому разделу Кодашим (Святыни) и к алахическому кодексу Рамбама Мишнэ Тора (Повторение Торы).
автор текста: рав Александр Кац
Могилы вожделения
2017-07-24 08:33:22 (читать в оригинале)«И двинулись из пустыни Синай и расположились в Киврот а-Таава (Могилы вожделения)».
Бемидбар 33, 16
Вопрос Александра Македонского
В трактате Тамид (32, а) приводится вопрос Александра Македонского, который он задал еврейским мудрецам: «Что сделает человек и умрет?» Ответили ему: «Оживит себя». Поясняет Маарша, что смысл высказывания в том, что человек, ищущий во вся и во всем только удовольствий и наслаждений, убивает своими руками свой будущий мир. Из-за того что человек все свои помыслы и силы направляет на получение удовольствий в этом мире, нет у него сил на исполнение воли Творца, и он тем самым отдаляет себя от Него, благословенного.
Более того, он убивает себя и в этом мире. Ведь его жизнь здесь – это не жизнь. И так сказано в Пиркей Авот (4, 21): «страсти выводят человека из мира», комментаторы поясняют, что речь идет о мире этом и мире грядущем.
Почему страсти выводят человека из мира?
Почему так?
Прежде, чем ответить на этот вопрос постараемся разобраться, какая роль у удовольствий (ведь нет никаких сил, которыми одарил Творец человека, которые были бы дурными по сути своей, весь вопрос, как человек ими пользуется).
Функции удовольствий
Удовольствия имеют три основные функции.
Понять, в чем мы нуждаемся
Прежде всего, они помогают нам понять, в чем мы нуждаемся. Например, если бы человек не чувствовал голод или жажду (выражающиеся в сильном желании поесть или попить) и не испытывал бы удовольствия от утоления голода и жажды, он бы не знал о том, что его телу не хватает жидкости или питания.
Облегчение восполнения нужд тела
Получение удовольствия также облегчает человеку восполнение нужд тела и делает этот процесс легким и приятным. Если бы человек не получал от поглощения пищи удовольствия, ему было бы неинтересно и утомительно кормить себя (задумаемся: что было бы с человеком ленивым?!).
«Соединиться» с предметом вожделения
Кроме того, удовольствия помогают человеку «соединиться» с предметом вожделения и тем самым извлечь из него большую пользу. Поэтому мудрецы (Йома, 74 б) запретили есть в темноте, поскольку, если человек не видит пищу, он не испытывает к ней вожделения и, следовательно, не получает удовольствия, а в результате и польза от съеденной пищи невелика.
Когда наслаждения разрушают?
Но всё это только в том случае, когда удовольствия служат для поддержания сил и здоровья. Если же человек жаждет наслаждений самих по себе, ставит их во главу своих интересов, тогда они его разрушают.
Объясним это с помощью следующей притчи: каким-то образом маленький ребенок добрался до мобильного телефона своего отца. Он начал нажимать на различные кнопки. При нажатии каждой кнопки слышался определённый звук (как известно, предназначение эти звуков – дать возможность человеку понять, что нажимает на правильную кнопку). Младенцу понравились звуки, и он начал нажимать на кнопки телефона без остановки. В конце концов телефон сломался.
Также и вожделения – их предназначение, чтобы человек понял, что «нажал на правильную клавишу» (что насыщает себя тем, что недостает его телу), но, если человек ставит во главы всего свои вожделения, они разрушают его.
Праведный ест досыта
Это различие подчеркнул царь Шломо в Мишлей (13, 25):
«Праведный ест досыта, а чрево нечестивых будет в недостатке».
Виленский Гаон, комментируя слова «чрево нечестивых будет в недостатке», говорит, что нечестивому как бы не хватает еще одного живота, ибо он уже не может получать удовольствие после того, как наполнился его живот, а ведь весь смысл его чревоугодия в получении наслаждения. Поэтому вместо удовольствия он испытывает страдание. Праведник же ест для поддержания сил и здоровья, для «насыщения души», и именно это, а не чревоугодие, делает его счастливым и радостным.
Отсюда различие между тем, кто ест исключительно для получения удовольствия, и тем, кто ест для поддержания сил, – первый инвестирует свои усилия в наслаждения, в то, что не принесет ему пользы, а только заберёт у него силы. Второй же вкладывает усилия в себя, в то, что принесет пользу ему.
Поэтому царь Шломо предупреждает (Мишлей, 5:8): «отдали от нее путь твой» — от бесконечной погони за вожделениями, и добавляет: «Чтобы не насыщались чужие силою твоею» – чтобы не направил ты свои силы на то, что не дает тебе пользы и совершенствования.
И завершим словами из книги Виленского Гаона «Адерет Элияу» (Берешит 2, 9):
«Все те удовольствия, которые даются нечестивцу чрезвычайными усилиями, праведник получает с лёгкостью, без надрыва и греха».
Он приводит изречение наших мудрецов: «всякий, кто избегает почет, почет преследует его», и добавляет: «подобно этому наслаждения – если человек не ищет их, они преследуют его, т.е. Всевышний посылает их ему самым благоприятным образом».
автор текста: рав Реувен Куклин
Категория «Дизайн»
Взлеты Топ 5
+445 |
493 |
Media_Sapiens |
+436 |
453 |
RuSSianIdIoT |
+399 |
545 |
Литературное кафе "ИСКУССТВО" |
+397 |
445 |
Agnoia |
+392 |
440 |
Hiddenattack |
Падения Топ 5
-1 |
40 |
Тысяча_и_одно_кимоно |
-2 |
39 |
Йолло Пуккі - друг усіх дітей |
-2 |
15 |
Nobody's perfect |
-6 |
35 |
БлокNOT |
-7 |
5 |
Б_Кролик |
Популярные за сутки
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.