Какой рейтинг вас больше интересует?
|
НАСО. ЗАГАДКА ПРЕДЕЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНЫ2017-05-28 22:19:43 (читать в оригинале)Вместе Самый большой раздел Торы (Насо) состоит из 176 фраз. Самый большой псалом (119-й) состоит из 176 стихов. В самом большом трактате Вавилонского Талмуда (Бава батра) –176 листов. Это интересное наблюдение как вопрос опубликовал в Фейсбуке р. Ури Суперфин. Один из его комментаторов написал, что число в псалме имеет глубокий кабалистический смысл, а сопоставление неверно, поскольку число листов – волюнтаристское решение редактора Талмуда, и Тора – тоже дело другое. Но смысл 176 не открыл. Я ответил в комментарии: «Что люди воспринимают как волюнтаризм, может быть Волей Творца». Мы не знаем, знал ли редактор Талмуда смысл 176, или здесь проявилась рука Провидения. Но я забеременел загадкой 176. Искал в источниках ответ, не нашел и написал статью, а на следующий день поместил в ФБ. Ее комментировал на сайте Пинхас Кандель гематриями этого числа – «ярмо раба» и «навек». Тем временем я расширил статью, добавил в нее находки Канделя со своим толкованием и опять поместил в ФБ. Он прислал еще гематрию «Ган Эден». Я снова дал толкование и еще расширил статью, рассмотрев смысл приношений. Это мой первый опыт, когда посредством интернета и ФБ вопрос задает один, хидуш рождает другой, и третий добавляет, как предсказано: «и переполнится змля знанием». В нашей традиции комментаторы всегда дополняли друг друга, но обычно их разделяли столетия. А сегодня – это заняло пару дней. Значит, и это открытие еврейского гения можно использовать во благо народа и для служения Творцу, если так к этому относиться. Я давно хотел сделать сборник «Открытия в Торе баалей тшува из России», чтобы показать русским евреям, что в Торе еще не все сказано, в ней есть место для открытий даже для новичков. Тем более, что известно: Б-г особенно помогает тем, кто возвращается к Нему и Его Учению. Но не нашел отклика и в 2009 издал свою книгу «Остров и пламя» из серии «Тора о любви». Замечательную оригинальную книгу Кен Тора выпустил и р. Г. Канторович. Появились и другие. Тогда я считал, что каждый для сборника напишет свое, но сейчас получилось еще лучше – хидуш Тора благодаря коллективному разуму, сотворчеству и кидуш ФБ. Этот опыт стоит продолжить… Рабство и свобода Что общего между разделом Торы, псалмом и трактатом Талмуда? Не содержание. Размер. Чтобы прочесть их до конца и изучать, нужно приложить силы и потратить время, необходимы упорство и вера в то, что это имеет смысл, принесет пользу. В чем же их видят те, кто это делают? 176 на иврите записывается буквами קעו. Исходя из их значений можно истолковать тенденцию, начиная от малого: ו, вав, 6, буква связи – если человек связывает себя с Творцом и традицией, изучая Тору, Талмуд и читая псалмы, он выходит на уровень ע, 70, айн (глаз и источник), прозревает и становится источником. А затем достигает ק, кдуши, святости, раскрытия Одного в двух порядках – 100. Или от святости к 70 – реализации в народе, человечестве и к связи с Творцом. Или קו ע – линия, направление 70 (народа) Слово קעו значит «появившиеся», «родившиеся», «вынашивали». Что же рождается в из этого вынашивания? Подобные значения дает и перестановка букв: עוק значит хок (закон), «этап», «ступенька». Интересно, к чему? Рассмотрим гематрии. 176 равно צפו – надеяться, ждать, смотреть. Эти чувства необходимы для завершения труда. С другой стороны, такая работа пробуждает и воспитывает это качество, ципия, характерное и необходимое для каждого еврея и всего еврейского народа. Без него Творец нас бы не создал, и мы бы не выжили, особенно в изгнании, которое продолжается почти 2000 лет. Возможно, и ради этого чувства и способности страстного ожидания Спасения, Б-г поместил нас на 210 лет в школу рабства и 40 лет водил по пустыне… И 100, על, оль, ярмо + עבד, эвед, раб, 76 = ярмо раба. Это эволюция человека, который берется за этот труд и исполняет, завершает его. Слово Шма в Шма Исраэль толкуют как аббревиатуру оль малхут шамаим – ярмо небесного царства. Если мы впрягаемся в это ярмо и честно выполняем возложенное на нас служение, оно делает из нас рабов Б-га – а это высший титул человека, которого удостоился в Торе лишь наш учитель Моше. Итак, что высматривает, чего ждет и на что надеется человек? Следующая гематрия – עננו, анейну, ответь нам! «Ответь нам, АШем, ответь нам…», – молим мы. 101, 176 и 177 Как замечено, люди в последнее время ищут новизны, а религиозные традиции основаны на повторах. Почему? Новости развлекают и отвлекают, помогая бежать от себя, забывать о душе и предназначении в этом мире. А цель повторов – человек, его самопознание и изменение. Не наблюдая особого изменения при повторениии, которые в основе всякой тренировки, человек нередко опускает руки. Но повторы не проходят бесследно, и количественное накопление может привести к внезапному качественному скачку на следующую «ступень», 176. Известно, что именно это произошло, например, с гаоном равом Хаимом Каневским шлита, который в детстве не отличался особыми способностями. Но исключительное упорство, вера и постоянство в занятиях, которое проявляется, например, в том, что он ежегодно проучивает весь Танах и Талмуд, привело в какой-то момент к тому, что у него, по общему признанию, появился руах акодеш, в частности, способность предвидеть. Учат мудрецы: «Не похож тот, кто учил 100 раз, на того, кто учил 101 раз». Не сказано, что его понимание при этом углубилось или при очередном чтении святых книг он открыл что-то новое – это само собой. Но сказано, что он сам стал новым человеком – не похожим на прежнего. Хотя для этого нужно каждый раз даже Шма, как предписано, читать «как в первый раз», с предельным вниманием – открыв глаза и уши. Идея мудрецов как будто прозрачна. Но о числе 100 мы сказали, что оно символизирует святость и полное раскрытие единицы, что же дальше? На мой взгляд, здесь можно увидеть связь с творением мира в разделе Берешит. Шесть раз, по числу дней творения, там повторяется выражение ויהי כן, ваеи кэн, и стало так. Его гематрия 101. Это становление. А дальше 176 = לעולם, навек. Повторы другого типа мы видим в Теилим. Там по во-семь стихов, следующих друг за другом, начинаются с каждой буквы алфавита: 22 (алфавит, которым создан весь мир) х 8 (7 уровней земли и высший уровень). Кому-то этот подход может показаться механичным. Но это не мантра, когда три буквы повторяют часами, находя в этом смысл и способ духовного подъема. Эти стихи излагают наставления Б-га для ума и сердца. Комментатора Ибн Эзра указывает, что в каждом из них (кроме одного) встречаются слова: «Тора», «путь», «свидетельство», «заповедь», «устав», «закон», «правосудие» или «слово». Неужели на это жаль времени или сил? И, наконец, изучение самого большого трактата Талмуда требует многих месяцев или лет труда. Не случайно он назван Бава батра – Последние Врата. К чему, к Кому? По усилиям и награда – Ответь нам, עננו! Ответь нашему отождествлению с нашим народом и сопереживанию тому, что он делал и что с ним происходило – при чтении подсчетов численности колен и перечислении даров! Ответь нашим обращениям к Тебе в псалме, чувствам, молитвам и благословениям! Ответь нашему упорному изучению Талмуда, стремлению понять ход мыслей мудрецов, их споры и проникнуться тем, что их объединяет – верой в Творца, трепетом и любовью к Нему! Ответь нашему движению к Тебе на всех основных путях – Торы, Теилим и Талмуда! Раскрытие темы от алеф до тав (22) на восьми уровнях, вероятно, основная идея числа 176 во всех трех случаях, что ведет к взаимному раскрытию нас и Творца. К Кому мы взываем? По-моему, 176 отвечает и на этот вопрос. Это сумма 90 и 86, מלך, Мелех Эло-им: Г-сподь – Царь. И мы в молитвах постоянно говорим: Эло-ейну мелех аолам – наш Б-г – Царь мира. А если добавить коллель (1) к 176, получается 177 = 86+26+65, то есть АШем Эло-им – Адон-ай: мой Г-сподь – Судья Милосердный! И это – גן עדן, Ган Эден, райский сад! СМЫСЛ ПОВТОРЕНИЯ – ПРИНОШЕНИЯ ГЛАВ КОЛЕН Одна из самых внешне неинтересных частей раздела Насо – двенадцать одинаковых описаний подряд, перечисляющих приношения глав колен в честь освящения Мишкана (ханукат абайт) в пустыне. В них нет ни динамики, ни драматизма. Чтобы читать это каждый год, надо верить, что чтение и изучение Торы – Закон Свыше и обязательство, принятое всеми евреями на Синае на все времена, как условие жизни народа, и что каждая буква и число в Торе несет святость, соединяя человека с Творцом и народом Израиля и воспитывая его и веру. Мудрецы много рассказывают о различных намерениях каждого из дарителей – и это для нас важный урок. Ведь форма наших повседневных благословений и молитв установлена мудрецами, а нам надо научиться вкладывать сердце в эти общие формулировки, обращая к Нему свои чувства и мысли в данный момент нашей жизни, постоянно углубляя и усиливая живую связь с Творцом. Не будем упоминать частности мидраша – попробуем вместо этого определить общую идею и основу всех приношений, на которой можно выткать свой узор или картину. Интересно, что благословенной памяти рав Ицхак Зильбер перевел название этого раздела נשא, Насо (возвышенный), как «Определи число»… Приношения глав колен Приношение каждого из них в Торе описывают 6 фраз. 6 – это связь. А всего их 72, как в 72-буквенном Имени! (Аналогично, мидраш о 12 камнях нагрудника перво-священника с именами родоначальников колен, говорит, что на каждом были выгравированы 6 букв, по числу дней творения.) Об этих приношениях читают из Торы в утренней мо-литве раздела Насо и в восемь дней Хануки. И вот, что они приносили – драгоценные сосуды с их содержимым, а также животных. Рассмотрим один из аспектов их символики: Сосуды – כלים, келим, 100 100 – полнота раскрытия 1 на двух уровнях: 10х10. Серебряная чаша весом 130 шекелей и серебряная кропильница весом 70 шекелей – в них было мучное приношение с оливковым маслом. И золотая ложка с воскурениями – 10 шекелей. Серебро в традиции – символ хесед, доброты. 130 равно אחד, один, 13 х 10 – один развертывается на 10 уровнях. Особенно явно это в слове סיני, Синай, 130, когда Один Б-г раскрылся в даровании 10 заповедей. А все евреи, наученные рабством и спасением, как «один человек с одним сердцем» в смирении, подобно עני, бедняку, 130, приняли на себя «исполнять все сказанное» и стали Твоим народом, עמך, амха, 130. 70, ע – раскрытие числа 7, земли и цели, на 10 уровнях. Об этом числе мы упоминали, заметим только что гематрия этой буквы айн, עין – тоже 130. Мучное приношение с маслом – выражение милости, хесед. И омер, сноп первой жатвы пшеницы приносили в дар Творцу на пятидесятый день после Песаха в праздник Шавуот, когда Он даровал Тору. 130 – слава и благодарность за откровение Б-га на Синае, за союз, который сделал евреев Его вечным народом. И 70 – слава и благодарность за спасение от рабства семьи Якова, пришедшей в Египет числом семьдесят душ, избранных, чтобы привести к Творцу 70 народов. Золото – символ суда. А воскурение, высшее и наиболее духовное из приношений, служит, чтобы радовать Владыку, который дал 10 заповедей и требует их выполнения. На это указывает и гематрия слова воскурение, קטרת, кторет = 709 (+1 – коллель) = 710 = כתר מלך, "корона царя". Действие воскурений можно увидеть, например, в эпизоде, когда народ погибал от мора после связи с мидьянитянками и поклонения их идолам. Моше сказал Аарону взять курильницу, и там, где он пробегал с ней, мор прекращался. Символ, по-моему, понятен: гнев Творца разгорелся за нарушение одной или нескольких заповедей. А воскурение коэна показывает: народ верен Творцу и обязательству соблюдать все заповеди Торы, а данный грех – лишь "случайность", нехарактерное отклонение от нормы. Но когда воля Творца нарушается, те же воскурения в золотой ложке могут вызвать немедленный Суд свыше над человеком и его гибель, как было с Надавом и Авиу и «общиной Кораха». Итак, все сосуды вместе весили 130+70+10 = 210. Заметим, что интервал между ними 60 – это раскрытие 6 (дней Творения и буквы связи – вав) на 10 уровнях и гематрия буквы самех, что значит «основа». Вот основополагающие понятия еврейской традиции, являющиеся гематриями числа 210: Яков с семьей רדו, спустились в Египет, «по слову», указу, גזר Творца, потому что Он בחר, избрал наших праотцев. А потом по милости Своей, через 210 лет (вместо 400), вывел их потомков из עמק, эмек, глубь смертной тени, из «дома рабства», чтобы привести на эту гору, ההר – Хорев, חרב, где даровал Тору и заключил с народом вечный союз. Это не только указание на узловые элементы египетского рабства и спасения из него, требующие благодарности Творцу и выраженные через год после Исхода главами всего народа. Но как египетское изгнание было «праматерью всех изгнаний», так и из этого равенства гематрий можно сделать выводы для нас в наши дни. Например, если человек опускается в глубину депрессии и становится рабом страстей, грехов или больной привязанности к другому человеку, надо вспомнить, что он избран Б-гом из всех народов для служения, для жизни в связи с Ним. А если постигают его жестокие обстоятельства жизни – это гзерот АШем, по указу Творца, чтобы он вспоминал о связи с Ним и своем долге. А если не хочет это делать, то гора Хорев, символ этой связи и трамплин для подъема к Бесконечности, становится для него, не дай Б-г, харав и херев – разрушением и мечом. И это, чтобы вернуть ему бесконечную радость осмысленной жизни с Б-гом. Животные: 1 бык, 1 баран и 1 годовалый ягненок для ола – «восходящей жертвы», всесожжения – единственной, которую приносили 3 наших праотца. Она вся для Небес, ее полностью сжигают на огне. 1 козел – для приношения за грех. 2 быка, 5 баранов, 5 козлов и 5 годовалых барашков для шломим, мирных жертв = 17 – טוב, тов, благо, хорошо. Всего животных 21, אהיה – это Имя Я буду, которое Б-г открыл Моше, а он – народу перед выходом из изгна-ния. Числа приношений выявляют основные цели изгнания – обретение единства, смирения и умения ждать и надеять-ся. 210 лет ожидания в рабстве – предпосылка раскрытия Б-га как будущего, 21, Я буду – раскрытого на 10 уровнях. Мы обязаны «каждый день вспоминать об Исходе», когда Б-г наших праотцев навсегда стал нашим Г-сподом. И искреннее сосредоточенное чтение и слушание перечня этих приношений дает нам возможность вновь и вновь переживать события Исхода, осознавать причины нашего спуска в Египет и цели нашей свободы.
|
Категория «Писатели»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.