Сегодня 12 декабря, четверг ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7277
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Слушай Народ Божий!
Слушай Народ Божий!
Голосов: 1
Адрес блога: http://antipa62.livejournal.com/
Добавлен: 2011-07-22 12:30:44 блограйдером Elimelech
 

Не противоречит ли психология Торе?

2017-06-25 12:40:48 (читать в оригинале)

Вопрос:

Здравствуйте!

У меня возник такой вопрос: многие психологи утверждают, что в жизни необходимо делать только то, что приносит удовольствие и в целом пропагандируют позитивное мышление, а главное правило — постоянно представлять себя человеком, который уже всего достиг. Я понимаю, что это не совсем совместимо с Торой; очень прошу объяснить мне, к чему прислушиваться, к чему нет, так как я посещаю уроки «светилы» психологии и одновременно пытаюсь как можно больше времени посвящать изучению Торы и соблюдению заповедей. Очень прошу, помогите понять противоречия. Огромное спасибо.




Ответ:
Б-жественная Тора — основа жизни

Я не настолько знаком с психологией, чтобы писать, что в ней противоречит сказанному в Торе, а что — нет. Тем более что в самой психологии есть бесчисленное количество направлений, систем и методов, одни утверждают одно, другие — другое.

Разумеется, каждый человек должен вести себя, прежде всего, в соответствии с тем, что сказано в Торе. Она дарована Творцом мира, а кто может быть психологом лучшим, чем Властитель мира, Который создал человека.

Если это так, то для того, чтобы ответить на вопрос, как человек должен жить, нам следует выяснить, что сказано об этом мудрецами Израиля.


Для чего создан человек?

Рамхаль начинает свою книгу «Месилат Йешарим» словами о том, что каждый человек должен знать, во имя чего он находится в этом мире и на что ему обращать «свой взор и устремления свои» во всём, что он делает.

Рамхаль продолжает: «Наши мудрецы учат, что человек сотворён только для того, чтобы наслаждаться Всевышним, светом Его. Это — истинное, утончённое наслаждение, величайшее из всех, какие только могут быть. И по-настоящему место этого наслаждения — мир будущий, ведь только он создан и приспособлен для этого. Однако путь достижения этого средоточия наших желаний пролегает через наш мир [тот, в котором мы ныне пребываем]. Сказали мудрецы (Пиркей Авот 4, 16): “Наш мир подобен коридору перед миром будущим”. А средства, приводящие человека к этой цели, — заповеди, о которых повелел нам Милосердный (благословенно имя Его), и место исполнения заповедей — только в нашем мире. Поэтому именно сюда приходит человек вначале, чтобы с помощью средств, доступных ему, смог он достичь места уготованного, то есть будущего мира, и вкусить там добро, приобретенное с помощью упомянутых средств. Сказали мудрецы (Эрувин 22 а): “Сегодня исполнять их [заповеди], а завтра — получить за них награду”».

И в продолжение говорит Рамхаль: «Отсюда учим, что главное, ради чего существует человек в этом мире, — это исполнение заповедей, служение и умение устоять в испытании. А все удовольствия этого мира следует рассматривать только как помощь [в достижении главной цели; они необходимы], чтобы был он умиротворён, спокоен и смог сосредоточиться на возложенном на него служении».

Из этих слов Рамхаля мы учим, что человеку не следует искать во всём, что он делает, только удовольствий. Удовольствия призваны только облегчить его задачу — выполнять возложенное на него.


Люби труд

Написано в книге Ийова (5, 7): «человек рождается для труда». То есть труд должен составлять основную часть жизни человека. И только благодаря такому труду человек может достичь истинного удовлетворения и истинной радости в своей жизни (а депрессия в большинстве случаев происходит от отсутствия деятельности, и я предполагаю, что психологам этот факт прекрасно известен). Сказали наши мудрецы (Бава Меция 38 а): «Человек больше хочет свою меру (кав) зерна, чем девять мер ближнего». Т.е., после того, как человек тяжело поработал, чтобы получить небольшое количество зерна, эта мера зерна дороже ему, чем девять мер, для получения которых он не прилагал усилий. И так в любой сфере жизни человека — он по-настоящему рад только тому, к чему он приложил силы.


Обманчивость наслаждений

И каждый, кто не лишён понимания, видит, что все удовольствия мира не являются подлинными. Даже если сначала человек думает, что какое-либо удовольствие необыкновенно велико, испытав его один-два раза, он уже не ощущает его так сильно и продолжает к нему стремиться только по привычке.

Человек, который ищет наслаждений во всём, не только не счастлив, а, наоборот, он самый несчастный на земле, потому что удовольствия подобны солёной воде: человеку кажется, что он утоляет жажду, но на самом деле он только увеличивает её[1]. Такой человек всю жизнь ищет истинное наслаждение и не находит, и он всё время раздражён и разочарован.

Человеку же, который не ищет удовольствий, значительно легче в жизни, ведь он принимает всё, что происходит с ним, с радостью. Сказали мудрецы (Авот 6, 4): «Таков путь [изучающего] Тору: хлеб с солью ешь, и воды пей в меру, и на земле спи, но трудись над изучением Торы. И если ты поступаешь так, то “счастлив ты, и благо тебе” — “счастлив ты” — в этом мире, “и благо тебе” — в мире грядущем». Рабби Хаим из Воложина объясняет, что в этой мишне подразумевается: ничто не должно мешать человеку в его работе, и если у него есть только хлеб с солью и вода в меру — пусть ест и пьёт их.

Обратим внимание на слова, которые употребляет мишна: «благо тебе» — в мире грядущем. То есть, этот мир создан не для того, чтобы дарить человеку истинное наслаждение, см. выше слова Рамхаля. Но и в этом мире может быть «хорошее ощущение». Поэтому сказано в мишне: «счастлив ты» — в этом мире, т.е. ощущение счастья может быть и в этом мире, человек может быть счастлив в этом мире.

Кто может быть счастлив в этом мире? Человек, который с помощью своих действий приближается к возвышенной цели, и никакие материальные условия не мешают ему в этом[2].


Позитивное мышление

Относительно позитивного мышления — нет сомнений, что это необходимо человеку. Сказали мудрецы (Пиркей Авот 4, 11): «Кто по-настоящему богат? Тот, кто рад тому, что у него есть». И окружающих нас людей Тора предписывает воспринимать «позитивно» (см. Раши к Ваикра 19, 15)[3].

[1] Как об этом пишет Виленский Гаон в послании «Алим Летруфа».

[2] И часть психологов считает, что поиск смысла жизни приносит человеку истинное счастье, см. книгу Виктора Френкеля «Человек в поисках смысла».

[3] См. статью «Как научиться оптимизму?»

автор текста: рав Реувен Куклин



 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по сумме баллов (758) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.