Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Почтение к старости. Объяснение и законы.2017-07-09 15:24:11 (читать в оригинале)Из книги Рава Замира Коена "Ключи жизни" Почтение к старости Тора заповедует нам:1 «Пред сединой вставай, уважай старца и бойся твоего Б-га, Я Г-сподь». Человек, который видит в развитом теле и в физической силе главную цель своей жизни, относится к старику с пренебрежением. Ведь этот человек слаб телом, неторопливо передвигается, медленно реагирует и мало что может сделать. Однако тот, кто понимает, что тело – лишь временная внешняя оболочка настоящей личности человека, видит в пожилом человеке обладателя богатого жизненного опыта, человека более возвышенного, чем он сам, и поэтому уважает его личность и ценит его мудрость. Кроме того, те телесные силы, которые, как правило, бурлят в молодом человеке, — успокаиваются с возрастом. Тем самым они позволяют внутренней духовности старца, идущего по пути Творца, проявиться ещё ярче. Говоря словами Маараля:2 «… человек: в расцвете жизни он не связан с Б-жественным, но в конце жизни, когда силы материальности отступают от него, он становится связанным с Б-жественным». И как пишет Сефер hа-хинух:3 «Слова Писания «…и уважай старца» — мудрецы объяснили так:4 старец – это тот, кто приобрел мудрость. Почему же Писание употребляет слово «старец», имея в виду «мудреца»? То, что мудрый юноша видит своей природной мудростью, старик видит через опыт прожитых лет». И объясняет далее: «Один из корней заповеди уважительного отношения к старости в том, что главное назначение человека в мире – это мудрость, которая позволяет познать Творца и приблизиться к Нему. Поэтому людям следует уважать тех, кто достиг мудрости, тогда и другие будут стремиться к ней. На основании этого Иси бен Йеуда говорил в Гемаре (Кидушин)5, что даже к старому греховоднику, человеку не мудрому, следует проявлять уважение, поскольку за долгие годы своей жизни он видел деяния Всевышнего и Его чудеса». Талмуд сообщает,6 что величайшие еврейские мудрецы проявляли большое уважение к старцам-неевреям, поскольку те за долгие годы накопили немало жизненной мудрости: «Рабби Йоханан вставал перед арамейскими старцами, говоря: «Сколько поучительных событий пережили они за свою жизнь!» Рава не вставал перед ними, но оказывал им почёт. Абайе подавал руку старцам (чтобы почтительно помогать им идти)». Каждый должен учиться у них уважать любого пожилого человека, кем бы тот ни был. Законы почитания мудрецов и старцев Перед нами краткая подборка законов почитания мудрецов и старцев, сделанная на основе книги Шулхан Арух7 – основной книги еврейского закона. — Предписывающая заповедь – вставать перед любым мудрецом, даже если он не стар (и даже если он не является твоим учителем, но больше тебя знает Тору и многому может научить тебя). И также заповедь вставать перед поседевшим от возраста человеком, а именно – семидесятилетним, даже если он невежда (только бы не был злодеем). — Когда нужно вставать перед ними? С того момента, когда подойдет к нему на расстояние четырех локтей (двух метров), и стоять, пока не пройдёт мимо. Всадник приравнивается к идущему. — Запрещено закрывать глаза, прежде чем старец подойдет на расстояние четырёх локтей, чтобы уклониться от вставания перед ним, когда он приблизится. — Не встают перед ними ни в туалете, ни в бане. Ведь написано: «…вставай и уважай». Речь идет о вставании, в котором есть уважение. Во внутреннем помещении бани не встают, а во внешнем – встают. — Ремесленники не обязаны вставать перед мудрецом Торы в тот момент, когда заняты своим ремеслом. Даже если наёмный работник хочет поступить по всей строгости предписания и встать перед мудрецом, ему запрещено это делать. — Мудрецу не следует приносить излишние неудобства общине и специально проходить перед людьми, чтобы они вставали перед ним. Пусть укорачивает свой путь, чтобы меньше утруждать людей. И если он может обойти, не проходя перед ними, и делает это — зачтётся ему в заслугу. — Даже мудрец, если он молод, встаёт перед глубоким стариком. Он не обязан вставать во весь рост, а лишь настолько, чтобы выказать почтение. Старикам-неевреям также выражают уважение и подают им руку опереться. Два мудреца и два старца: ни один из них не обязан вставать перед другим, но лишь выказать ему почтение (и даже учитель должен в какой-то мере выразить почтение ученику). — Тот, кто видит проходящего мудреца — не встаёт, пока тот не подойдёт к нему на расстояние четырёх локтей. После того как мудрец прошёл мимо, можно сесть. А если это его учитель, от которого он получил большую часть мудрости, — встаёт перед ним, лишь завидев, и не садится, пока тот не скроется с виду или не сядет. — Отмеченный мудростью человек, даже если не является твоим учителем, рассматривается как учитель, от которого ты получил большую часть своей мудрости. — Даже в момент, когда человек занят изучением Торы, он должен встать перед мудрецом. — Увидевший главу раввинского суда встаёт перед ним, как только завидит его издалека, и стоит до тех пор, пока тот не отойдет от него на четыре локтя. — Увидевший наси (главу народа Израиля) встаёт перед ним, как только заметит его вдалеке, и не садится, пока тот не сядет на свое место или пока не скроется из виду. И если они оба отказываются от почестей, нет обязанности выказывать им особое почтение. Тем не менее, есть заповедь почитать их и немного привстать перед ними. Среди бумаг пожилой женщины, умершей в больнице города Денди в США, медсестра нашла стих, написанный убористым дрожащим почерком, который приведен здесь в буквальном переводе. Увидь меня, сестра Что ты видишь, сестра, И что ты думаешь, когда смотришь на меня? Пожилая женщина, лишняя, неумная, Её движения неуверенны, её глаза смотрят, не видя. Когда она ест, пища падает изо рта, Когда ты громко обращаешься к ней, Чтобы она услышала, в конце концов, — Она вообще не отвечает. Позволяет тебе делать с ней всё, что ты захочешь. Не сопротивляется, но и не сотрудничает. Это то, что ты думаешь, сестра, это то, что ты видишь? Если так, открой глаза, сестра, Ибо ты не видишь меня. Я скажу тебе, кто я: Когда я сижу здесь — так тихо, Встаю по твоему приказу, Ем в то время, которое ты устанавливаешь, Я – девочка десяти лет, с отцом, матерью, братьями и сёстрами, Все они обожают друг в друга. Я – девушка семнадцати лет, Мечтающая о женихе, которого еще не встретила, Я – невеста двадцати лет, И моё сердце сжимается от силы обетов, которые я дала. Я – молодая мать двадцати пяти лет. Я – пятидесятилетняя, Мои дети уже ушли от меня, и остался только муж рядом со мной. И пришли чёрные дни, и мой муж умер. Сейчас я – старуха, И природа берёт своё. По неизвестным нам причинам старики выглядят как сумасшедшие: Тело скривилось, красота исчезла. Но внутри этого старого полутрупа Еще находится молодая девушка, Она помнит радость и горе, Всё своё прошлое. Я всё ещё… люблю и живу. __________________________________________________________ Источники и примечания Ваикра 19:32. Нецах Исраэль гл. 22. Сефер hа-хинух, заповедь 257. Кидушин 22:1. Там же. Там же, 32:1. Шулхан Арух, Йоре Деа См. Шулхан Арух, Йоре Деа 242:30. автор текста: Рав Замир Коэн
|
Категория «Мобильная техника»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.