Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Не подобает еврею богатство?2017-07-25 11:56:15 (читать в оригинале)Все места, упомянутые в этом стихе, являются частью упреков Моше. Мудрецы говорят, что, упоминая место «Ди-Заав», Моше упрекает народ за изготовление золотого тельца (перевод названия места «ди заав» — предостаточно золота). У пророка Ошеа (Ошеа 2, 10) объясняется, что множество золота, которым одарил Г-сподь евреев, привело их к этому греху: «Я приумножил для них серебро и золото, которое они использовали для Баала». Из этого мы учим, что материальное благополучие может привести к ошибкам и даже, не дай Б-г, к преступлениям. Об этом напоминает Моше рабейну в главе Экев (Дварим 8, 12:17):«Будешь есть и насыщаться, и дома хорошие построишь и будешь жить в них, и крупный и мелкий скот твой размножится, и серебра и золота будет много у тебя, и всего у тебя будет в изобилии, и тогда возгордишься ты и забудешь Б-га, Всесильного твоего, который вывел тебя из страны египетской, из дома рабства… и скажешь ты в сердце своем: сила моя и крепость руки моей добыли мне это богатство». Из этого отрывка очевидно, что увеличение богатства таит в себе угрозу отдаления от Всевышнего, поскольку во времена материального благополучия человек не испытывает ни в чем недостатка, что приводит к ощущению, что он не зависит от Б-га. Чтобы не попасться в эту ловушку, необходимо постоянно напоминать себе о том, что Б-г – источник всех успехов. Тогда увеличение богатства не только не отдалит человека от Б-га, но, наоборот, приблизит его к Нему. Об этом способе преодоления опасности сообщает нам Моше далее: «Тогда помни Б-га, Всесильного твоего, ибо это Он дал тебе силу приобретать богатство». Слова «дал тебе силу приобретать богатство» Ункелос переводит: «Всевышний научил тебя, как приобретать богатство». Моше дает практический совет, как всегда помнить о милости Всевышнего: «И будешь есть, и насытишься, и благословишь Б-га, Всесильного твоего, за землю добрую, которую Он дал тебе». Благодарность за все благодеяния и удовольствия, которые Святой благословенный дает человеку, высказанные им от всего сердца и из глубины души, помогает еврею всегда помнить, что Владыка мира является единственным источником успеха и богатства. Молится с сыном Однако из слов Талмуда в трактате Брахот (32, а) видно, что в избытке изобилия есть дополнительная опасность. Так сказали мудрецы: «Притча о человеке, у которого был сын, и он его мыл, умащивал, кормил, поил, повесил ему на шею кошелек и посадил его у входа в место разврата. И как удержаться этому сыну от греха?» Учим отсюда, что избыток изобилия приводит к тому, что человек начинает тянуться к соблазнам этого мира и этим приближается к греху. Таким образом можно понять высказывание мудрецов в трактате Хагига (9, а): «Не нашел Всевышний для евреев лучшего блага, чем бедность». Избыток изобилия отдаляет человека от Всевышнего, он забывает Его в погоне за благами этого мира – поэтому бедность для Израиля лучше, чем богатство. Но есть тут тема для размышлений. На первый взгляд, эти слова противоречат сказанному в трактате Шабат (25, б): «Кто богат?» Отвечает раби Тарфон: «Тот, у кого есть сто виноградников, и сто полей, и сто рабов, их обрабатывающих». Талмуд там приводит дополнительные мнения мудрецов относительно этой темы. Раши пишет, что следует стараться каждому еврею достигнуть богатства, упомянутого в том месте. В трактате Недарим (38, а) сказано, что все пророки были богаты. В трактате Йома (18, а) говорится, что первосвященник должен быть богатым. И в разных местах Танаха благословления, которым благословляется народ Израиля, содержат материальное изобилие. Из всего этого мы учим, что хорошо и достойно быть богатым. Чтобы разобраться в вопросе «богатство – достоинство или недостаток», приведем слова Рамхаля в книге «Месилат Йешарим». Там он обсуждает кажущиеся противоречие в словах мудрецов. Часть из высказываний наших мудрецов говорит о том, что правильно отдаляться от материальности и удовольствий мира. А часть из них говорят, на первый взгляд, о противоположном. Так, к примеру, в Иерусалимском Талмуде (трактат Недарим) сказано: «Не достаточно тебе запретов Торы, что ты устанавливаешь себе дополнительные запреты?» А в другом месте (Иерусалимский Талмуд, трактат Кидушин) сказано, что в будущем человек даст отчет перед Всевышним за все, что видели его глаза, а он не захотел это попробовать, хотя и было ему дозволено. И так, по словам Рамхаля, разъясняется противоречие: от всего, что не является обязательным в делах этого мира, следует человеку отстраниться, чтобы излишества не привели его к греху, но если отстраняется от того, что является по каким бы то ни было причинам необходимым для его службы Творцу, все равно как совершил грех. Преумножение имущества может быть благословением для человека, потому что в таком случае он может свое время посвятить изучению Торы, добрым делам, поддержке тех, кто изучает Тору, и другим деяниям во славу Всевышнего. Но все это только при условии, что человек использует свое богатство для духовного роста и исполнения заповедей. Если же человек стремится к роскоши, это путь к бедам. Пример правильному использования богатства – Рабейну а-Кадош, который был самым богатым евреем в своем поколении. Трактат Ктубот (104, а) рассказывает, что, находясь на смертном одре, он воздел руки и сказал: «Владыка мира! Открыто Тебе, что держался я за Тору всеми десятью пальцами и не получил удовольствия от этого мира даже на мизинец». Несмотря на огромное богатство, он использовал его только для служения Всевышнему, а не на удовольствия материального мира и роскошь. автор текста: рав Реувен Куклин
|
Категория «Мобильная техника»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.