Какой рейтинг вас больше интересует?
|
ШОФАР2013-12-27 21:32:45 (читать в оригинале)ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ - ЗОЯ СЛАДЕК Из серии "Музыкальные инструменты в Библии История музыкальных инструментов, которые использовались в древнем Израиле, имеет глубокие корни. Уже в первой книге Библии мы можем встретить упоминание о музыкальных инструментах и их создателях – людях, «играющих на гуслях и свирели» (Быт.4:21). Существует множество исследований, где детально рассматриваются древнееврейские инструменты, их устройство, место и способ употребления, а также таблицы, дающие возможность увидеть насколько часто тот или иной инструмент упоминается в Библии. Мы же остановимся лишь на некоторых из них; на тех, которые (судя по письмам) вызывают у наших Очень редко используются бычьи рога (скорее всего из-за ассоциаций с грехопадением израильского народа в период Исхода, когда евреи изготовили золотого тельца). Разновидности шофара, изготавливаемые из бычьих рогов, это КЕРЕН – применявшийся в древнееврейской армии (от ивритского слова "рог"), и КАРНА. Своими размерами они значительно уступали йобелу и шофару, но были прочнее и намного сильнее изогнуты. Также различным было их назначение. Шофар использовался как сакральный инструмент-символ, йобел являлся его аналогом, а керен и карна были их светскими разновидностями. Процесс обработки изначально сводился к удалению внутренней части рога и срезанию его тонкой части. Со временем отверстие для подачи воздуха стали просверливать. А в еще более позднее время стали применять выпаривание: рог распаривают до мягкости, а затем придают ему необходимую форму: формируют раструб, расширяют основание, а узкий конец рога превращают в своеобразный мундштук. Шофар часто украшают гравировкой – обычно это стихи из Священного Писания. Из поколения в поколение передаются секреты мастерства. Семья Бар-Шешет из Хайфы занимается изготовлением шофаров еще с XVI века. Еще одна семья мастеров – семья Рибак – живет и трудится в Тель-Авиве. Технические возможности подобного инструмента невелики. Высота звуков, издаваемых с помощью шофара не фиксированная. Звук шофара громкий и резкий. Невелик также выбор приёмов игры на шофаре, весьма ограничено и количество звуков, которые можно на нём воспроизвести. На шофаре можно извлечь только два первых обертона, которые составляют интервал квинту. Это основной интервал, на котором строится игра. Прием «ткия», что переводится в Библии как "трубление", начинается на нижнем квинтовом звуке, а затем переходит к верхнему. «Ткия гдола» – "большое трубление" – похожа на ткию, но остановка на верхнем квинтовом звуке дольше. Прием «труа» – "восклицание" – использовался как сигнал тревоги. Обычно он состоит из девяти быстро чередующихся звуков одной высоты. Еще один способ – «шеварим» – своеобразное тремоло, в котором нижний и верхний звук быстро сменяют друг друга. Один из приёмов игры на шофаре называется «машах» – это длинный протяжный звук. Название этого способа звукоизвлечения происходит от древнееврейского глагола משך – "тянуть". Обратимся к тексту Библии (Исх. 19:13). Бог, говоря с Моисеем, дает абсолютно конкретное указание, какой звук послужит сигналом к восхождению на гору: лишь «во время (бимшох hайовель) протяжного трубного звука могут они взойти на гору». И далее, в описании самого действия мы находим упоминание об использовании шофара: «трубный звук весьма сильный» (16 стих), «звук трубный становился сильнее и сильнее» (19 стих). Момент дарования народу Израиля основных законов - одно из самых волнующих мест Священного Писания. И не просто так Господь повелевает использовать в этом случае ЙОБЕЛЬ – самый большой и самый мощно звучащий инструмент из всех разновидностей шофара. Свое название он получил от слова «юбилей», потому что и светские, и религиозные праздники сопровождались игрой именно на этом, необыкновенно мощном по звучанию инструментом. В Книге Иисуса Навина, в 6-й главе, мы читаем еще об одном немаловажном событии – падении стен Иерихона. И в этот раз Господь, давая указания Иисусу, повелевает использовать именно «семь труб юбилейных» (ШОФАР ЙОБЕЛЬ). В русском переводе мы читаем: «и священники пусть трубят трубами», в еврейском подлиннике написано "יתקעו בשופרות" – "иткеу башофрот" – «вострубят в ШОФАРЫ». Здесь речь идёт об употреблении приема звукоизвлечения «ткия», описанном выше. Именно этот прием применялся во время военных действий. А последствия применения этого инструмента в данном конкретном случае хорошо известны всем: «обрушилась стена до своего основания» (См. Нав. 6:1-19). Прием игры, который носит название «труа» наиболее часто использовался для того, чтобы созывать народ во время совершения различных религиозных обрядов. Так в книге Левит мы читаем: «и воструби трубою в седьмой месяц» (Лев. 25:9), (дословно: "и передай с помощью возгласа шофара" – והעברת שופר תרועה. Господь повелел трубить в шофар на Йом Кипур – День очищения. Эта традиция соблюдается в Израиле и по сей день. Голос шофара звучит также в Рош hаШана – в еврейский Новый год. Упоминания о шофаре можно найти и в Новом Завете. В Первом послании Коринфянам 15:52 сказано, что сигналом к воскресению из мертвых и преображению послужат трубные звуки – "Итака башофар" – «Ибо вострубит». Также и в Откровении мы читаем о том, что ангелы, которые возвестят о наступлении важнейших событий, созывая всех на Страшный суд, сделают это, используя шофары. В заключение хочу привести стихотворение Семена Цванга, которое очень точно передает отношение еврейского народа к этому древнему, легендарному музыкальному инструменту. Есть звук, как стихотворный слог, в нем голос Неба, отзвук битвы. Еврей трубит в бараний рог в день самой памятной молитвы. Шофар не флейта, не свирель, не просто рог – дух лучезарный. Звучат слова: – Шма, Исраэль!* Затем священный зов шофара. В нём – голос истины святой, мечты, раскаянья, вопросы. И кажется, весь шар земной собрался у горы Сионской. Внимают звукам юн и стар. В них жизни на земле начало. Звучи шофар, труби шофар, да так, чтоб сердце трепетало.! * Шма Исраэль! – Слушай Израиль!
|
Категория «Субкультуры»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.