Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Ослиные уши2014-09-10 11:45:38 (читать в оригинале)украшали, как известно, голову греческого царя Мидаса. В связи с этим вопрос: можно ли говорить лашон-ара, когда никто не слышит? А можно ли, когда спасу нет как хочется произнести не совсем кашерные вещи о другом человеке, наговорить устный лашон-ара на диск и закопать его на поле дураков? Раби Хаим Виталь написал ("Шаарей-Кдуша"): "Пустой разговор приводит ко многим нарушениям, потому что даже сидеть без дела это мошав-лейцим (праздное времяуничтожение), за что полагается немалое наказание. А тем более праздный, пустой разговор. А тем более запрещенные речи – лашон-ара, рахилут (особый вид еврейских сплетен), двусмысленные шутки (лайцанут). А также речь, позорящая других людей". Что это за речь, позорящая других? Ведь уже сказано про лашон-ара и рахилут. Так спрашивает раби Яаков Сойфер в книге "Торат-Яаков". И отвечает: это лашон-ара и рахилут, сказанные не вслух, а про себя. В другой книге ("Шут Шеирит-Яаков") он сначала приводит слова раби Виталя, а потом задает новый вопрос. Всевышнему все известно – мысли, слова и поступки каждого человека. И даже те слова, которые человек произносит, когда его никто не слышит. Поэтому, когда человек говорит плохо о другом человеке – и никто не слышит! – Всевышний эти слова слышит. И это понятно в свете запрета: "не проклинай глухого". Ведь глухой не слышит твоих проклятий. Поэтому не проклинай его даже наедине с собой. Почему? Потому что плохие слова в первую очередь лишают чистоты и святости рот произносящего их. Так написано в книге раби Хаима Виталя. И рав Яаков Сойфер удивляется: по поводу проклятий понятно, но почему загрязняют рот лашон-ара и рахилут – когда человека никто не слышит? Ответ: "Плохие слова оказывают отрицательное влияние на душу говорящего". (Так что дело не во рту[1], а в душе.) Пример из книги рава Деслера. Моше-рабейну отказался бить посохом по Нилу – из-за благодарности к реке, которая однажды вынесла его плавучую колыбель в руки фараоновой дочери. Но ведь река не понимает – бьешь ты ее или не бьешь! Вода ничего не чувствует. – Да, но понимает и чувствует человек. И, проявив неблагодарность к вещи, которая ему помогла, он делает плохо самому себе, укрепляя себя в одном из самых отвратительных качеств – в неблагодарности. Так и рабейну Бахья объяснил запрет "не проклинай глухого": "Запрет не из-за глухого, а из-за самого проклинающего". (Домашнее задание. Что такое рахилут, сказанный про себя, не вслух? Приведите, пжлст, примеры.) ** История. На это раз про Хазон-Иша. Однажды его спросили ученики ешивы – можно ли говорить лашон-ара с пользой (латоэлет)? Вместо ответа он рассказал им такой случай. На первом заседании Агудат-Исраэль случилось так, что встал с места некий человек и начал говорить против одного предпринимателя, который якобы сделал этой организации несколько проблем. Присутствовал раби Хаим из Бриска. Он поднялся и сказал, что не может находиться там, где говорят лашон-ара, – и ушел. Стали люди размышлять: что тут было лашон-ара? Ведь он сказал для пользы. А все, что говорится для пользы, разрешено. Все наше собрание – для пользы! И пришли к выводу: все дело в том, как он это сказал. Свои слова он произнес как бы с радостью: мол, вот, господа, что выяснилось. Позвольте я расскажу! И будет очень хорошо, что мы выведем этого господина на чистую воду. А надо было по-другому: к моему великому сожалению, спаси нас Всевышний, но у нас случилась неприятность, и давайте подумаем, как исправить ситуацию. Это будет латоэлет. А все остальное – лашон-ара. (Недельный раздел Ки-таво. Видеоурок "Да и нет не говорите".) [1] Или во рту?
|
Категория «Художники»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.