Какой рейтинг вас больше интересует?
|
МЕГА-ГИПОТЕЗА О СВЕТЛОМ БУДУЩЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА2016-02-05 08:12:51 (читать в оригинале)Оригинал взят у meirbruk в МЕГА-ГИПОТЕЗА О СВЕТЛОМ БУДУЩЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Цивилизация периодически проходит через кризисы.
Позитивный сценарий реализуется, когда в результате кризисов система находит новую модель реализации. В истории человечества было несколько социально-экономических формаций. Их мы все проходили в школе. Это — первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический и постинформационный (последнее название — условно). Многие мыслители говорят о человечестве, что оно входит в этап, который называют «конец истории». Этот процесс пытаются интерпретировать по-разному. Мой творческий партнер Владислав Иванович Редюхин предложил очень интересную гипотезу. Нечто подобное приходило в голову мне тоже в последнее время. Но он выразил ее более профессионально. Суть его гипотезы в следующем: более не будет возникать кардинально новых строев. НО!!! В мире возникнет многообразие — при котором все предшествующие строи будут существовать одновременно!!!! и мирно (будет шалом — гармония между системами) Это очень мощная гипотеза и на первый взгляд она противоречит здравому смыслу. Ведь нас учили, что старые строи как бы устаревают и сходят с «дистанции»..... Что рабов уже нет.... И так далее.... =-=-=-= Но — ситуация обещает быть гораздо более интересной. Я попытаюсь развить эту гипотезу, вдохнув в нее глубинные смыслы. Одним из достижений прогресса в обществе должно стать совершенствование программ социальной поддержки более слабых слоев населения. Если часть народа освоила более продвинутые режимы бытия, то важно не только обеспечить процветание лидерам, но и достойное бытие тем, кто не смог дорасти до лидеров. =-=-=-=-= Не всегда эти задачи очевидны. Обычно общество поддерживает пенсионеров, так как считается что с возрастом человек слабеет. Но сейчас ситуация кардинально меняется. Во-первых, физическая слабость уже не является определяющим критерием. И какой-нибудь ученый может быть интеллектуальным лидером до 80 лет и старше. А какой-нибудь крепкий мужик может остаться не у дел и в 25-30 лет. =-=-=-=-= Сейчас я хочу выделить и уделить внимание двум вызовам. (а) роботизация и автоматизация. Цивилизация развивает все более продвинутые технологии, которые грозятся вытеснить многие простые работы. Так, экскаваторы заменили землекопов и т. д. Ситуация с вытеснением простых работ будет все более усугубляться. И что делать с теми, кого вытеснят — это большая и серьезная проблема. (б) беженцы в Европе. Европа долгие годы строила свою модель в экономике. Но в наше время Европа вдруг столкнулась с тем, что она приняла сотни тысяч людей, которые имеют мало шансов органично вписаться в ряды авангарда западного мира. =-=-=-= Мы видим, что проблема с разной скоростью — надвигается на все страны мира и жизненно важно — найти решение проблемы. =-=-=-=- Идея Редюхина может перекликаться с темой нашей недельной главы «Мишпатим», которая описывает ситуацию еврейского раба. Тора в частности описывает как хозяин должен заботиться о своем рабе «... деля с ним последнюю подушку...» (если она последняя). Есть разные мнения по поводу этого феномена. Некоторые считают, что рабство это — пережиток прошлого. И что цель человечества — не допускать рабства, чтобы не унижать людей. Но!!! Как описывают ситуацию рабства комментаторы этого сюжета в Торе? Идет речь о человеке, который не может сам себе организовать продуктивное бытие. Такой человек идет в услужение к другому — к хозяину. (черновые тезисы - не для перепечатки)... Хозяин определяет — чем заниматься человеку. Сам же раб — при этом может иметь более чем комфортную жизнь, особенно если хозяин — богатый, добрый и щедрый. Но — раб не распоряжается своим временем!!! (кстати, как и раб-очий). И в этом ключ к пониманию ситуации. Очень многие люди не умеют и не стремятся распоряжаться своим временем. Их спасает только то, что у них есть работа, которая съедает их время и силы. Придя домой, они едят и ложатся спать. Сейчас, когда люди устают меньше им добавили жанр — смотрения телевизора или играния на телефоне. Такой человек менее всего жаждет той самой пресловутой свободы, которую некоторые идеалисты считают абсолютной ценностью. И мы должны разделять в ситуации рабства два фактора. (а) достоинство человека, которое может в рабстве поддерживаться, а может ущемляться (форма рабства). (б) свобода распоряжаться своим временем (суть рабства). Говоря о рабстве, обычно у людей перед глазами возникает картинка надзирателя с плеткой, бьющего несчастного раба за какую-то провинность. Но эта картинка — относится не к сути рабства, а к форме рабства. В Советском Союзе большинство людей были рабами государства... А теперь посмотрим — не увидим ли мы некий аналог рабства (part time) в современном западном обществе? Этот жанр — очень напоминает работу home attendant (человека, ухаживающего за пожилыми людьми у них дома) Хоуматтендант (по русски плохо переводится) — выполняет работу, которую ему выдает клиент (дедушка, которого он обслуживает). Придя на работу, наш персонаж полностью готов выполнять команды дедушки/бабушки. Этот жанр очень сильно напоминает статус раба. Но при этом — государство обеспечивает нашего персонажа, а дедушка является только распорядителем работ. Но дедушка может быть и заказчиком, если у него есть деньги. Посмотрим объективно — наш персонаж не чувствует никакого ущемления своего достоинства, и общество не считает его более низшим и др. А теперь давайте попробуем пристоить все виды строев — в современные реалии. Первобытно-общинный строй — это натуральное хозяйство. Можно себе представить человека, который отгородил себе кусок земли и все выращивает себе сам, стремясь к автономному существованию. Особенно если этот человек стремится к здоровому образу жизни, то такой уход от цивилизации выглядит вполне разумным. Раб — это тот, чьим временем и трудом распоряжается начальник и человека самого никак не заботит процесс загрузки своего рабочего дня... Крепостной крестьянин — это вариант ситуации, когда человек работает на земле, но не на себя, а на какого-то начальника, то ли частника, то ли контору. Советские колхозники почти ничем не отличались от крепостных крестьян. В чем суть нашего анализа? Идеал капитализма, когда человек в роли «сам себе хозяин» вливается в рыночный мир со всеми его как возможностями, так и опасностями. Есть пост-капиталистические выдающиеся люди, которые могут дать обществу нечто, не измеряющееся в рыночных ценах. Это могут быть и мыслители, и деятели искусств и еще какие-то варианты, которые мы можем додумать. Итак, наша задача: во-первых, не считать, что все граждане должны становиться рыночными персонажами; во-вторых, модели раба и крепостного — сделать такими, чтобы максимально сохранялось чувство достоинства и уважения к личности. При этом заказчиком в случаях рабов и крепостных может и государство и частный человек. Но уровень развития общества отличается тем — насколько оно умело контролирует защиту достоинства граждан, независимо от их социального статуса. Скорее всего, что для наиболее разумного воплощения этой схемы — необходимо усилить роль государства. Так, например, homeattendants могут находиться на довольствии государства. =-=-=-=-= Также государство может ценить роль пост-рыночных творцов, которые могут создавать особо ценные ресурсы — получая от государства поддержку. =-=-=-=-= Кстати, сейчас многие ресурсы становятся все более дешевыми и доступными. И по мере развития процесса большей доступности — госуарство может позволить себе все больше социальных степеней поддержки тех, кто не вписывается в рыночный мир капитализма. =-=-=-=-= И кстати ситуация с беженцами в Европе — должна решаться подобными подходами. =-=-=-=-= Еще одним важным фактором должна стать защита от злоупотреблений. Так, Советская власть пыталась реализовать частный случай подобного общества. Но Советский Союз «изнасиловала» партократия во главе со Сталиным. =-=-=-=-=-= Если бы в системе была защита от злоупотреблений, то история могла бы развиться более позитивно. =-=-=-=-=-= Подчеркнем ключевую идею: развитость государства (и общества) состоит в том числе в том, чтоы обеспечить достойную жизнь тем, кто не готов быть в авангарде (в голове), но который находится «в хвосте». =-=-=-=-=-=-= И процесс этот можно разработать на реальных принципах, оюеспечив устойчивость и эффективность такой системы. =-=-=-=-=
|
Категория «Размышления»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.