Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Взаимоотношение государства и религии — ситуация в Израиле2016-02-16 21:20:19 (читать в оригинале)Оригинал взят у meirbruk в Взаимоотношение государства и религии — ситуация в Израиле (очень черновая версия) ИМХО Вопросы взаимоотношения государства и религии в Израиле — относятся к весьма острым. Проблема в том, что пока не даны четкие определения и не выяснено в чем конфликт интересов, ситуация будет не очень здоровой, порождая и подкармливая вирусы взаимной неприязни. Давайте постараемся начать по возможности расчищать территорию, чтобы было на чем строить здоровые основания. =-=-=-= В чем суть государства? Государство защищает интересы ВСЕХ своих граждан. И также некоторые интересы жителей, которые не граждане... В Израиле под всеми гражданами понимаются: религиозные евреи традиционные евреи нерелигиозные евреи неевреи, в том числе арабы, в том числе те, которые относятся к евреям не совсем лояльно. =-=-=-=-= При этом — в связи с еврейским характером государства должны существовать некие преференции традиционному (ортодоксальному и примкнувшему) еврейству, но эти преференции должны формироваться умно, с тактом и с учетом различных факторов... =-=-=-=-= Приведем четыре горячих примера: (а) автобусы, не ездящие по Шабатам. (б) регистрация браков между евреями и неевреями. (в) разные критерии гиюра (г) молитва у Стены Плача — совместно, раздельно или как? АВТОБУСЫ И ШАБАТ Краткая справка. В далекие времена — в рамках соглашений между религиозным сообществом и государством было принято (в том числе) не выпускать на линии общественный транспорт в Шабат.... Желающие ездить — пусть тратятся на такси.... Комментарий: Это — самый безобидный вопрос из вышеупомянутых. На самом деле — на том историческом этапе это был некий способ моральной поддержки религиозных евреев (назовем это так....) Проблематика: все нерелигиозные евреи и тем более неевреи — никак не будут начинать соблюдать Шабат из-за того, что им не дадут автобусов в Шабат..... Они скорее будут раздраженно думать о религиозных евреях... чем будут увеличивать неприязнь между двумя секторами израильского общества. ИМХО, есть смысл пустить автобусы в Шабат, посадив за руль неевреев (там вполне достаточно арабских водителей). Религиозных это никак не заденет и не затронет. Дополнительные бонусы. Если человек начинает соблюдать Шабат, он сможет вечером поехать (даже на автобусе) в гости к друзьям — и даже если он при эом ездит на автобусе, но гостит у друзей с Шаббатним настроем — это будет замечательно. Вы скажете, что он конечно может поехать и на такси, но автобус ощущается гораздо менее нарушающим..... Кроме того, можно даже сделать какие-нибудь Шаббатние билеты, которые покупаются заранее и как-нибудь отдаются в руки водителю..... Тем более, что в Иерусалиме, например, есть эрув, то есть можно в Шабат носить вещи в руках. Такие билеты будут не подходить под ведомство ортодоксального раввината, но могут быть в ведомстве автобусной кампании, которая может продавать одноразовые билеты — для желающих минимизировать нарушение Шаббата. Я знаю, что ортодоксальные товарищи — скажут, что это все равно нарушение — и поэтому ай-яй-яй... но — если говорить о еврействе в-целом, то такие варианты смогут привести евреев к большему соблюдению.... постепенно.... И даже есть реальный шанс, что некоторые евреи постепенно настолько проникнутся идеей Шабата, что постепенно и на автобусах ездить в Шабат перестанут.... начав — с промежуточной версии — автобусов — со спец.квази-Шабатними билетами... Можете назвать эти билеты Шабат по Эгедовски (Эгед — название автобусной кампании в Израиле). Тогда это не будет привлекать гнев ортодоксального мира, а остальных евреев сделает более доброжелательными.... =-=-=-= (б) регистрация БРАКОВ между евреями и неевреями. В свое время была объявлена монополия на заключение браков — для Раввината. Цель — остановить межнациональные браки. Результат — люди ездят на Кипр (благо недалеко) и регистрируются (увы...) продолжая пополнять ассимилированную группу... Вывод: то небольшое препятствие смешанным бракам (а оно действительно небольшое, пары не особенно напрягаясь ездят на Кипр) — не играет особой роли в сдерживании процесса. Нужно ли делать сей процесс светского брака доступным? Наверное, можно оставить этот барьер, но не считать его серьезным, а объявить — символическим, так как увы, его роль остается в символической форме.... =-=-=-= (В) ГИЮРЫ. Сейчас в Израиле есть монополия на гиюр — для ортодоксальных судов. Остальные — не признаются.... Вопрос — не признаются кем и чем.... Ответ — в серьезных ортодоксальных кругах по понятным причинам — озабочены, что «несерьезные» гиюры — создадут путаницу, когда люди захотят жениться и будут натыкаться на непонятно каких евреев.... и это реальная проблема... Вопрос непростой... Возможный вариант ответа..... В принципе есть несколько ситуаций, когда строгость гиюра играет роль. (а) при женитьбе на девушке, если ее гиюр несерьезный, то дети — будут иметь непонятный статус (б) при молитве в миньяне — непонятно, считать ли человека с непонятным гиюром — частью миньяна... В данном случае — набросаем черновые мысли... Возможно, что пора начать использовать электронную систему регистрации (предлагаю это — с большой долей аккуратности)..... И человек, прошедший гиюр — может отмечаться в некой Базе данных — с учетом степени серьезности его гиюра... При этом — должен быть предусмотрен — upgrade, когда человек решает повысить степень строгости своего гиюра... =-=-=-=-= Интересные нюансы. (ааа) представим себе (и у меня есть такие знакомые) — пожилую женщину, которая почувствовала себя еврейкой (или подозревает, что у нее еврейские предки, но доказать не может)..... Такая женщина: уже не может рожать детей, поэтому вопрос с еврейством ее детей не стоит; не будучи мужчиной, ей не нужно ходить молиться в миньян и ее никто по ошибке в миньяне не посчитает..... Таким образом, ее еврейская самоидентификация — никак не создаст путаницу в конкретных ситуациях. Я знаю несколько таких очень уважаемых и духовных женщин, которым очень хочется считать себя еврейками, но они не готовы соблюдать с полной серьезностью (по крайней мере пока...) Вполне возможно, что для таких женщин — некий формат менее формального гиюра — будет сравнительно разумным. (ббб) интересна ситуация с миньяном. Дело в том, что в синагогах, когда приходит новый человек на молитву, никогда не докапываются до его еврейства. Я лично знаю только один «кривой» случай. К нам в синагогу пришел негр, который стал рассказывать очень запутанные истории из своей жизни.... Из-за его не совсем типичной внешности — мы заподозрили и перестраховались, то есть когда он в миньне был десятым, мы ждали одиннадцатого... Но я полагаю, что если бы дядечка был белый, никто бы не стал «докапываться».... =-=-=-=-= То есть — если некто, не будучи евреем, захочет ходить молиться в синагогу, то он легко сможет «мешаться с толпой». Более того, раньше своих определяли по владению ивритом как текстовым, так и некоторым фрагментом устного. Сейчас же многие ассимилированные евреи, как русские, так и американские — могут совсем не знать иврита. И какой-нибудь самоучка нееврей, который сам купил молитвенник и курс иврита — может выглядеть более аутентично, чем стопроцентный еврей, выросший в советском атеистическом обществе. Так что и здесь — все на столь очевидно, а скорее наоборот. =-=-=-=-= Думается, что вопрос не в наличии в Израиле альтернативных гиюров, а в возможности как-то отслеживать разные вариации.... И если аутентичное еврейство тоже определяется весьма туманно (только в Советском Союзе была пятая графа), то думаю, что нужно просто иметь Базу Данных — где неформально обгиюренные евреи бы помечались, но сугубо для серьезных ситуаций, как брак, дабы предотвратить смешения.... и некие смежные с этой области. =-=-=-=-= Развитие мысли.... У меня есть некое ощущение (не совсем формальное), что было бы любопытно ввести какой-нибудь симпатичный статус, подобный тому как в спорте есть «кандидат в мастера» и «мастер», или в науке «член-корреспондент» и «Академик».... или даже советский «кандидат наук» При этом — можно заметить, что и «кандидат в мастера» и «член-корреспондент» и даже «кандидат наук» - это очень уважаемые статусы сами по себе... И было бы весьма симпатично — как-нибудь развить эту тему и предлагать сочувствующим — даже в Израиле, вхождение в общество таких «кандидатов».... На самом деле — этот жест имеет скорее символическую природу, но он может создать гораздо более теплые чувства между евреями и неевреями, чем возведение жесткого барьера, который к тому же сейчас игнорируется светскими евреями, которые делают все что считают нужным, никак не соотносясь с религиозным обществом. =-=-=-= (Г) СТЕНА ПЛАЧА Эта тема — тоже имеет интересные следствия... С одной стороны, это синагога — и в ней важно соблюдение правил молитвы, которое в еврейском ортодоксальном контексте означает раздельность мужчин и женщин. С другой стороны, туда приходит много туристов.... И в принципе ситуация становится несколько размытой... Кстати, в обычных ситуациях — когда смешанная группа приходит в Стене Плача — они могут собраться вокруг разделяющей перегородки, что и происходит при Бар-мицвах.... =-=-=-=-= Но что же делать с альтернативными группами? =-=-=-=-= Опять же ИМХО — мне кажется, что чтобы сбросить «пар» лишнего недовольства — стоит выделить третий фрагмент Стены — при чем сбоку от женской части, подальше от части мужской.... На эту часть можно пускать женщин в сопровождении мужчин.... которые захотят быть возле Стены Плача вместе.... Приведу пример. Мои родители не были религиозными евреями, но моя мама была очень духовной, а папа очень любил и уважал маму. И папе в синагоге в отрыве от мамы было очень неуютно. И если бы он мог стоять рядом с моей мамой, он бы себя чувствовал гораздо более счастливым. И это — не из противопоставления еврейству, а из характера. Кстати, сейчас очень много женщин в семьях — гораздо более духовны, чем их мужья. И у меня среди учеников — очень много таких случаев. И жены ходят в синагогу, а мужья — сидят дома и смотрят телевизор. Но — если бы мужья могли (на начальном этапе) сидеть рядом с женами, то это бы подвигло некоторых из них постепенно — и дорасти до более аутентичного подхода и они бы стали более сознательными завсегдатаями синагог. Но на первом этапе — близость и уважение к жене (как в случае с моими родителями) помогло продвинуть ситуацию — в случае таких специфических секций — со смешанным присутствием. Кстати, у нас в синагоге — есть два этажа. На основном этаже — мужчины и женщины сидят раздельно. Балкон — место как бы неподконтрольное. И иногда туда приходят семейные пары и мы как бы закрываем глаза на это и они там сидят (особенно на Йом-Кипур) вместе и чувствуют себя более адекватно.... И хотя это как бы неофициальная ситуация — с балконом, стоило бы подумать — об аккуратном введении подобных вариантов... Или скажем так — мы не приглашаем в такие места (как наш балкон), но и не «прогоняем» людей. Мне кажется ИМХО, что возле Стены Плача — было бы разумно сделать такую секцию.... ==-=-= Мы конечно не осветили всех вопросов... И не дали всех ответов.... Но мне кажется, что подобное аккуратное рассмотрение ситуации — может сделать много полезных шагов к сближению общества, создав между религиозными и светскими евреями — более позитивную атмосферу, там где это уместно...
|
Категория «Книги»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.