Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Системные мыслемы2016-09-09 19:15:04 (читать в оригинале)Оригинал взят у Мыслемы (или "мышлемы"? тренируем ведь не мысли, а мышление. Мне даже прислали вариант "мыслеммы", тоже хорошо -- не сами мысли, а... леммы к ним. Я сам шёл по пути "стратегирование -- стратагемы", "фонетика -- фонемы" и т.д.) -- это то, что должно быть натренировано на многих мелких заданиях. Такая тренировка ак.А.П.Ершовым была названа "сержантским методом".
Вот как описывает такой подход Михаил Долинский (гомельская школа обучения алгоритмике, http://dl.gsu.by/NForum/posts/topicshow/76.dl?postid=59214#59214): Будучи старшим школьником и студентом я тренировал детские футбольные команды.Я б делил мыслемы на два вида: -- онтологемы (подведение под класс: выделение фигуры на фоне, тренинг интуитивного внимания и вывода этой интуиции в осознание -- называние). Это тренинг моделирования, при этом метамодель предзадана.Нужно уметь "видеть в мире" системы, физические тела, математические точки -- чтобы уже потом использовать на этих объектах всю мощь логем. -- логемы (логические операции, у М.Долинского это БМО -- базовые мыслительные операции, у него одна предметная область, поэтому онтологемам у него не так много придаётся значения). Рассуждение на разнородных онтологемах (т.е. последовательное проведение над онтологемами базовых мыслительных операций, т.е. операций логического мышления) для нейронной сетки тяжело, нужно как-то натренировать его до интуитивности, бессознательности, ментальной лёгкости. Так что логемы это простейшие трансформации модели, навигация по модели, рассуждения на материале модели. Онтологи могут считать, что логемы -- это про отношения (которые, конечно, тоже объекты, но это тут неважно). В моём курсе системного мышления предполагается следующий (не думаю, что полный -- но для первого прохода по задачам этого набора будет достаточно) набор системных мыслем (мыслем системного подхода). Я уже приводил их рубрикацию в http://ailev.livejournal.com/1278095.html, но раскрою их тут чуть подробней в части онтологем и типичных ошибок. И это точно не порядок их объяснения! Это классификация, а не учебный поурочный план: UPDATE от 1 августа 2016: в данном списке учтены предложения от от vvagr, по итогам учёта замечаний в http://ailev.livejournal.com/1282190.html: 1. Объекты в физическом мире - 4D экстенсионализм (литература: http://www.borosolutions.co.uk/research/content/files/books/BusObj-Printed-20050531-with-watermark.pdf/at_download/file): -- 4D индивид (тренируется критерий определения: протяжённость в пространстве-времени). -- индивиды и их описания -- могут ли описания быть индивидами? -- работы (изменения: процессы, проекты, кейсы) как 4D индивид, -- события как 3D индивид -- софт как 4D индивид (ошибка: исходный код как индивид) -- предпринятие как 4D индивид -- индивиды как полные темпоральные части -- методологическое время против реального (в 4D) -- логема экстенсионализма: совпадение двух объектов в пространстве-времени -- это один объект -- отношение композиции ("часть-целое" в 4D) -- холоны (многоуровневая декомпозиция) 2. Деятельностная субъективность во взгляде на мир: -- деятельность (в отличие от действий -- критерии культурной обусловленности, повторяемости, "ролевости"), театральная метафора -- действующие лица и исполнители: позиция субъекта выявляется только в деятельности, а не в речи -- стейкхолдеры (ошибки: исполнители, ответственные, звания, большие организации, пропуск антиклиентов) 3. Воплощение системы против определения системы -- воплощение системы против описания системы -- системы против систематики ("система Линнея") и методологии ("система Станиславского")? -- уровень системы как холон: целевая система как точка отсчёта, использующая система и подсистема -- системы в операционном окружении -- обеспечивающая система -- именование системы по типовой основной функции (назначению) в момент эксплуатации -- логема холона целевой системы: связь целевой, использующей, подсистемы, системы в операционном окружении (ошибки: "объективная система", неверность в определении границ системы, "принцип почтальона" по слишком далёкой использующей системе, пропущенная использующая система + лингвистическое использование слова "использует" -- "мужчина использует женщину", игнорирование команды: обеспечивающая система как целевая, подсистема как целевая) -- логема целокупности и эмерджентности для уровней системы -- логемы проверки и приёмки (описания и системы, описания и описания) 4. Определение и описание (идеальное против материального, междисциплинарность и мегамоделирование) -- интересы (и аспекты как группы интересов) -- успешная система -- определение (definition) как ответы на интересы, безусловное существование определения -- описание системы (description) как рабочий продукт, необязательность существования описания -- потребности (стейкхолдеров) -- требования / стратегия -- описания чёрного ящика -- дизайн -- описание прозрачного ящика -- ограничение -- описание прозрачного ящика -- частное описание (view) -- метод описания (viewpoint) -- модель -- вид модели -- мета-модель -- множественность описаний: мультимодель -- мегамодель -- прожекторный и синтетический подходы к описанию 5. Функциональное/компонентное против конструктивного/модульного, размещения -- минимальное число видов описаний: компонентные, модульные, размещения -- компонента, порт, связи -- логема целевой системы как компоненты (выполнение функции-назначения в использующей системе) -- модульная диаграмма (логическая архитектура, принципиальная схема) -- модуль, интерфейс -- размещение -- логема совмещения компоненты и модуля -- логема платформенного стека -- архитектура -- архитектурное решение -- архитектурное требование -- архитектурное описание -- архитектурный синтез (логической и физической архитектур) 6. Жизненный цикл 2.0 (система деятельности с выделенной стадией эксплуатации, состоит из компонент-практик). -- жизненный цикл 1.0 как архитектура работ обеспечивающей системы -- стадия жизненного цикла как работа -- логема целевой системы на стадии эксплуатации -- жизненный цикл проекта -- практики (деятельности, жизненного цикла) -- логема декомпозиции практик (метод/методология, подпрактики) -- дисциплина -- технология (ошибка: игнорирование их соответствия дисциплине) -- вид жизненного цикла (ЖЦ 2.0) как деятельность (практики) обеспечивающей системы 7. Системная схема проекта (модифицированный Essence): -- альфа -- рабочий продукт -- логема альфы, состояние которой свидетельствуется рабочим продуктом -- логема семи основных альф: стейкхолдеры, возможности, воплощение системы, определение системы, работы, команда, технологии -- зоны интересов: клиентская, инженерная, предпринятия -- логема сопоставления использующей, целевой, обеспечивающей систем зонам интересов -- логема сопоставления менеджеров и инженеров зонам интересов и альфам -- состояния альфы как контрольные точки -- контрольный вопрос (к контрольной точке) -- логема декомпозиции альф По большому счёту, представлен только мыслительный скелет, на котором не надето никакого "мяса" -- то есть вместо многочисленных фактов из учебника для тренировки выносится только связанная с мышлением часть. Эрудиция не тренируется, тренируется мышление. Факты запоминать не нужно, нужно системно мыслить -- а там уж, перефразирую про "знание немногих принципов заменяет знание многих фактов", "владение немногими мыслительными приёмами заменяет знание многих фактов -- их можно логически вывести". Обратите внимание: тут нет понятий самого системного мышления -- нам мыслить про это "системное мышление" и "системный подход" на интуитивном уровне не требуется, это не тренируем, а просто объясняем. Вполне достаточно иметь понимание "системного подхода" на сознательном уровне, тренировки в распознавании его использования кем-то обычно не нужно. Нет диаграмм (схематизаций деятельности, онтологических диаграмм), поскольку они для целей создания тренажёров просто другой способ записи наборов мыслем "в сборе" (а нас интересует именно "разбор", переход к элементам этих диаграмм и связей в них). Нет имён стандартов и источников (поскольку тренируем мышление, а не знание стандартов, плюс не волнует знание истории системного подхода -- важно использование его). Нет заявлено никакой специфики примеров (хотя в конкретных заданиях эта специфика вполне может проявиться -- кто-то может тренировать эти понятия на кошечках, а кто-то на примере робототехники). Кроме того, обратите внимание на отсутствие тут понятий конкретных практик системной инженерии (скажем, инженерии требований с их шаблонами требований или языками требований, или управления конфигурацией, даже V-диаграммы нет) и системного менеджмента: там свои veiwpoints с их онтологемами, свои мыслемы, свои для них тренажёры. Если кого заинтересовало содержание этих мыслем, то вам сюда: -- учебник системноинженерного мышления: http://techinvestlab.ru/systems_engineering_thinking -- видео тезауруса понятий системноинженерного мышления: https://www.youtube.com/channel/UCJ0Uq_WB7GLmY-NTz2oFoUQ -- очные курсы системного менеджмента: http://system-school.ru/
|
Категория «Спорт»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.